Вечный зов цитаты из фильма

Обновлено: 06.11.2024

Злой рок « Вечного зова»: Как сложились судьбы звёзд легендарного фильма

Во время создания многосерийного фильма « Вечный зов» жизнь в деревнях под Уфой , где проходили съёмки , замирала , местные жители становились актёрами массовок , а профессиональные артисты отказывались от ролей в театре и уезжали за тысячи километров от дома , чтобы принять участие в проекте. Тогда они не знали о том , что во время сёмок некоторые из них окажутся на волосок от смерти , а спустя десятилетия заговорят о злом роке этого фильма — ведь многие звёзды « Вечного зова» повторили драматические судьбы своих героев.

Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное , это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома , где я жил в детстве , был построен павильон киностудии». Потом была Москва , ВГИК , после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение , ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков , практически все свои фильмы , сняли в творческом тандеме , дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя. Динамичность Краснопольского , по его собственному признанию , сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину , которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна , ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы , но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе. Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики , состоятельные хозяева ( можно сказать , кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги , в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история ( к примеру , недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.

Этот фильм называют киноэпопеей — в судьбах главных героев , братьев Савельевых и их односельчан отразилась история большей части ХХ века. Съёмки продолжались более 10 лет , из-за чего « Вечный зов» актёры в шутку прозвали « вечным возом». Работа была очень серьёзной , некоторые эпизоды , которые длились на экранах всего несколько минут , снимали по несколько суток. Актёры успели так сродниться со своими героями , что их трагические судьбы словно наложили отпечаток и на жизни звёзд « Вечного зова».

Во время съёмок фильма случалось немало опасных ситуаций , которые едва не стоили жизни некоторым актёрам. Так , Валерий Хлевинский , сыгравший Антона Савельева , старшего брата , чуть не погиб. Позже он рассказывал: «Я сел в наш „пазик“, стал читать какую-то книжку. Рядом обрыв и река внизу… Вдруг у „пазика“ заводится движок. Водитель , башкир Федя , сел за руль. „Федь , куда?“ — „Да отвезу компрессор , колёса надо подкачать“. И он начал сдавать — спокойно , не на скорости. Я читаю-читаю , потом смотрю — обрыв-то уже рядом. Встал , а заднее колесо уже почти над обрывом! Я только обернулся сказать: „Федя , руль-то выверни , а то мы сейчас все перевернёмся“. Смотрю , а Федя уже выпрыгнул из кабины. И — хорошо , что не на скорости — я пошёл вниз вместе с автобусом… Всё видел , как в замедленной съёмке. Была даже мысль через окно вылезти , но Господь уберёг. И я , как белка в колесе , стал вращаться. На песке около воды „пазик“ кверху колесами остановился. Насмотревшись фильмов , думаю: только бы не загорелось! И вылезаю через окошечко. Какой ужас был на лицах у нашей группы , когда они это увидели!». Наверное , сама судьба не дала Хлевинскому закончить жизнь там , на дне обрыва. Ведь пока он снимался , в родном Дзержинске его ждали отец и мать. «Родители у меня глухие , мы с сестрой в семье глухих родились. Желание поступить куда-то в театральный — это , наверное , от мамы , которая занималась самодеятельностью», — рассказывает Валерий.

Николай Иванов , сыгравший младшего из братьев Савельевых , свое участие в проекте называет мистическим. Как только он закончил читать роман своего однофамильца Анатолия Иванова « Вечный зов», раздался звонок , и ему предложили исполнить одну из главных ролей в экранизации — именно того персонажа , который ему приглянулся. После съемок Николай Иванов полностью посвятил себя театру , кино он называет случайностью для театрального артиста , каким себя считает.

Во время долгих съемок актеры не играли , а проживали жизни своих героев , иногда это приводило к трагедиям не на экране , а в жизни. Через 2 года после начала съемок не выдержало сердце Ефима Копеляна , сыгравшего Михаила Лукича Кафтанова , прозванного « главным кулаком страны», — с ним случился инфаркт.

Режиссер рассказывал , что гибель своих героев многие актеры переживали , как личную трагедию. Так , с Вадимом Спиридоновым , сыгравшим среднего брата , Федора Савельева , на съемках случилась истерика , когда по сюжету убили его персонажа. После отснятого эпизода актер долго не мог встать , лежал и рыдал: «Вот и кончился мой Федор!» Автор романа Анатолий Иванов , потрясенный игрой актера , даже сказал ему: «Ты сыграл больше и лучше , чем я написал!» Однако с этой ролью закончилась и кинокарьера Спиридонова — больше таких же значительных работ в его фильмографии не было. Актер пристрастился к алкоголю , а спустя 6 лет после окончания съемок ушел из жизни. В последние годы его беспокоило сердце , но он избегал врачей. 45-летний Вадим Спиридонов умер во сне от сердечной недостаточности.

Ада Роговцева поначалу хотела отказаться от съемок в фильме , так как на тот момент у нее была годовалая дочь. Режиссеры пообещали предоставить ей няню и уговорили приехать. Помощницу для молодой мамы так и не нашли , и нянчить девочку приходилось всем членам съемочной группы по очереди. А однажды во время съемок Ада Роговцева чуть не погибла. По сюжету ей нужно было упасть на землю. Режиссер Владимир Краснопольский осмотрел площадку перед началом работы и посчитал ее абсолютно безопасной , но во время падения актриса ударилась головой об острый гранитный камень. Ее спасли только заплетенные толстые косы. Актриса во многом повторила судьбу своей героини Анны , пережившей гибель сына: сначала она потеряла мужа , а потом от рака умер ее 50-летний сын.

Роль Кирьяна Инютина сыграл актер Андрей Мартынов. Он женился на дочери немецкого дипломата Франциске Тун. Супруга не смогла привыкнуть к жизни в СССР , и она вместе с сыном уехала в Германию. Какое-то время Мартынов их навещал , но затем узнал о том , что супруга встретила другого человека , и их брак распался. А сам актер так и остался одиноким.

Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных « окон» в репетициях театра. Роль Якова Алейникова , «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко ( Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино. — Разумеется , молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню. Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили , что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов. После « Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения , Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.

Роль предателя Петра Полипова поставила под угрозу актерскую карьеру Юрия Смирнова. Когда картина была уже завершена , в его жизни началась черная полоса. Цензоры потребовали вырезать из фильма всю его роль — уж очень не понравился комиссии чиновник , разваливший колхоз. Но удалить из готового фильма одного из главных героев было просто немыслимо , и тогда 6 серий положили « на полку». Только заступничество главы КГБ Юрия Андропова спасло картину от забвения" и в 1984 г. фильм вышел на экраны в полной версии. Но роль , сыгранная Смирновым , все же сыграла с ним злую шутку — после этого ему не предлагали главных ролей , тем более положительных героев. К тому же он стал единственным из звезд « Вечного зова», кто не получил Государственную премию.

Драматической была судьба и Петра Вельяминова , который исполнил роль Поликарпа Кружилина. Потомок древнейшего дворянского рода впервые был арестован еще в 16 лет , почти 9 лет он провел в сталинских лагерях , но именно в заключении Петр увлекся театральной самодеятельностью и после освобождения в 1952 г. начал выступать на театральной сцене и сниматься в кино. Только после окончания съемок « Вечного зова» в 1983 г. он получил справку о реабилитации. Эта роль была для него знаковой , актер рассказывал: «В те 10 лет , пока снимался « Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи. На съемках я иногда чувствовал: «Нет , этих слов Поликарп сказать не может , так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова , и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь , ты меня снова крестил , у меня теперь два новых имени — Захар ( из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп , дорогих имени , любимых…».

Многих звезд фильма « Вечный зов» уже нет в живых , и многие ушли из жизни преждевременно. В 1989 г. умер Вадим Спиридонов , в 1993 г. прямо во время выступления скончался Иван Лапиков , в 2005 г. не стало 63-летнего Владлена Бирюкова , в 2009 г. скончался от пневмонии Петр Вельяминов , в 2012 г. — Наталья Кустинская. В 2018 г. ушла из жизни Тамара Дегтярева , последние годы которой были страшными: в 2012 г. актриса перенесла операцию по ампутации ноги после гангрены , развившейся из небольшого пореза.

Тамару Семину зрители до сих пор называют Анфисой , хотя она сыграла десятки ролей в кино. По ее словам , она так близко к сердцу приняла трагедию своей героини , что ее слезы в фильме были настоящими , а эта история словно наложила отпечаток на ее жизнь. Тамара Семина повторила трагическую судьбу своей героини.

25 октября исполнилось 80 лет актрисе театра и кино , народной артистке РСФСР Тамаре Семиной. Прославившись после главной роли в экранизации романа Льва Толстого « Воскресение», за которую ее признали лучшей актрисой на международном кинофестивале в 1961 г., она сыграла еще много ролей в кино: «Трактир на Пятницкой», «Вечный зов», «Одиноким предоставляется общежитие» и др. Но актриса не могла предположить , что ей суждено повторить судьбу одной их своих героинь…

Во ВГИК ей удалось поступить с первой попытки , и еще на 1-м курсе она начала сниматься в кино. А когда она оканчивала учебу , режиссер Михаил Швейцер доверил ей роль Катюши Масловой в экранизации романа Толстого « Воскресение». На эту роль претендовали первые красавицы советского кино Татьяна Самойлова и Зинаида Кириенко , а режиссер выбрал никому не известную студентку. Ради этой роли ей пришлось набрать вес — ведь Катюша Маслова у Толстого была девушкой « аппетитной», «в теле». Кроме того , ей пришлось научиться курить — этого требовал сценарий.

Роль Катюши Масловой принесла ей не только всесоюзную популярность , но и признание за рубежом. По результатам опроса читателей журнала « Советский экран», Тамара Семина была названа лучшей актрисой 1961 года , а в следующем году она получила призы на двух международных кинофестивалях как лучшая актриса. Актер Василий Ливанов говорил: «Фильм целиком обязан ей этим грандиозным успехом. Это была та самая Катюша Маслова , которая шагнула со страниц романа прямо на экран».

После этого на нее посыпались новые предложения от режиссеров , правда , большинство из них она отвергла — ей предлагали однотипные роли падших женщин , а она боялась стать заложницей этого амплуа. После окончания ВГИКа она поступила в труппу Театра-студии киноактера и снялась в нескольких фильмах , самым заметным из которых была картина « Время , вперед!».

Новая волна популярности пришла к ней после выхода на экраны фильма « Вечный зов», где актриса исполнила роль Анфисы. После этой работы ее останавливали на улицах , засыпали письмами , а многие поклонники даже помещали ее фото в семейные альбомы.

Как правило , режиссеры предлагали ей драматические роли , а она мечтала попробовать себя в комедийном амплуа. Такая возможность представилась ей в фильме « Одиноким предоставляется общежитие», где актриса появилась в образе гротескной героини — воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны. Позже Семина признавалась , что это одна из самых любимых ее работ.

Личная жизнь актрисы сложилась куда более драматично , чем профессиональная. Ей признавались в любви самые известные мужчины страны , высокие чиновники делали ей недвусмысленные предложения , обещая взамен роли и деньги , но она всю жизнь прожила с одним человеком — своим мужем , актером Владимиром Прокофьевым , за которого вышла замуж еще во время учебы во ВГИКе. И своей главной ролью она всегда называла роль жены. В начале 1990-х гг. у него случился инсульт , после которого он оказался прикован к постели. По прогнозам врачей , ему оставалось не больше месяца , но он прожил еще 17 лет , и все это время жена за ним ухаживала.

Актриса надолго пропала с экранов , и даже ее знакомые не знали о том , что такое решение она приняла , чтобы оставаться с мужем и заботиться о нем. Тамара Семина никогда не жаловалась на судьбу и не жалела о том , что она сложилась именно так. И если бы ей довелось пережить это снова — поступила бы так же: «Я действительно ни о чем не жалею. Я просто не разменивалась — ни в быту , ни в любви , ни в отношениях». Спустя годы актриса говорила , что повторила судьбу своей героини Анфисы из «Вечного зова»: когда ее муж вернулся с войны без ног , она стала его сиделкой.

В 2017 г. Тамара Семина отпраздновала 60-летие своей творческой деятельности. И в зрелом возрасте она остается востребованной в профессии и продолжает сниматься в фильмах и сериалах. К ней и сегодня приезжают поклонникисо всей страны , ее узнают на улицах зрители разных поколений. И неизменно благодарят за ее роли.

Следующая цитата

Это стабильная версия, проверенная 24 февраля 2017. 3 изменения ожидают проверки.

ТочностьВыборочно проверено

Вечный зов:

«Ве́чный зов» — эпический телесериал, снятый по одноимённому роману Анатолия Иванова. Снимался на «Мосфильме» с 1973 по 1983 годы. На материалах событий полувека (с 1906 по 1961 годы) в фильме показана история семьи Савельевых.

Следующая цитата

Жизнью своей всегда распоряжается сам человек. Только сам. Истина эта самая простая, проще не бывает. Но, к сожалению, этой-то простейшей истины люди иногда не понимают.

Но… вот говорят — нет худа без добра. Это так. Но и добра без худа нету.

Кровь-то человечья, да слёзы, да пот людской — это для земли, может, как керосин для лампы? Есть — горит, нету — потухла.

Именно за постижение людьми, каждым человеком этой вроде бы простой истины, простого вопроса — как и зачем жизнь свою прожить — и идёт на земле такая борьба.

Судьба, видать, определена каждому своя: кому — песни петь, кому — за горло певцов душить, забивать пенье обратно в глотку.

А оно всё не так, всё проще. Тебя тянет просто к мужику сильному, удачливому, зацепистому в жизни. С досады бегаешь, что вышла за размазню какого-то, а не за мужика. Чтоб отомстить ему.

Надежда, не успев родиться, тут же умерла, как умирает, испаряется моментально капля воды, случайно пролитая на пыльную, иссушенную зноем землю.

Война — какая-то кровавая лотерея, никогда никому не известно, что, где и как произойдёт, всё зависит от миллионов и миллиардов случайностей, всё решают минуты, секунды, мгновения.

Человек никогда не должен становиться на колени. Если он стал на колени — он уже не человек.

Жизнь обязательно всё по полочкам разложит — хорошее к хорошему, плохое к плохому. Жизнь справедливость любит.

Добро, оно неприметное, радость недолго, может, и помнится. А зло не забывается ух сколько, всё жжёт и жжёт, выедает внутри всё самое живое. И потому кажется, что зла на земле сильно уж много, что его больше, чем добра. И что плохих людей на земле больше. А это обман.

В глубину чужой жизни сколь ни гляди, всю её не увидишь, всего не поймёшь.

Мы, люди, уже не звери, потому что в своих поступках руководствуемся не только одним инстинктом, но мы ещё и не люди, потому что в своих поступках руководствуемся не только голосом разума.

Жизнь лёгкая тому, кто не раздумывая берёт, что ему надо. Хватает цепко..

Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов.

— Вы обо мне всё знаете. А я о вас ничего. Вместе ж живём. — Живём. Все люди вместе живут. Да поврозь часто думают. В этом все и горюшко на земле. Весь корень тут.

Порой и одного достаточно, чтобы жизнь человеку исковеркать. Ведь смотря какой силы подлец.

Люди — они как церковные колокола. Иной вроде и отлит чисто, на солнышке янтарём горит, по виду так и красивше нету. А ударь — с дребезгом звон, со ржавчиной, вроде в чугунку ударили. А бывает — и на вид неказистый, зеленью изъеден. А тронь — и запоёт, вроде бы заря по чистому небу расплывается.

У человека все дела срочные, поскольку жизнь ему отмерена от звонка до звонка.

Жить было бы невозможно, если бы сердце не обладало способностью радоваться искрящемуся под солнцем снегу и обмытой летним дождём листве, песне соловья на восходе и шелесту поспевающих хлебов, высокому синему небу и человеческим голосам под ним; если бы оно не обладало вечной способностью волноваться и вечной потребностью любить…

Следующая цитата

Люди — они как церковные колокола. Иной вроде и отлит чисто , на солнышке янтарём горит , по виду так и красивше нету. А ударь — с дребезгом звон , со ржавчиной , вроде в чугунку ударили. А бывает — и на вид неказистый , зеленью изъеден. А тронь — и запоёт , вроде бы заря по чистому небу расплывается.

Нравится! 40 Сохранить 5 Опубликовала ПростоТа 26 июля 2013 Комментировать

В трудные времена и открывается душа человечья.

из великого произведения "Вечный зов", слова Панкрата Назарова

Нравится! 20 Сохранить 2 Опубликовала Смешная 09 ноября 2013 3 комментария

Убивать можно по-разному.

Пистимея, "Тени исчезают в полдень"

Нравится! 26 Сохранить 3 Опубликовал Vanch 08 сентября 2019 Комментировать

Слова — они всякий смысл имеют.

Нравится! 8 Сохранить 4 Опубликовала Linaria 19 июня 2011 Комментировать

Обрушилось на планету невообразимое бедствие, полыхает на ней самая страшная в истории человечества война, пожирает всё живое и неживое, даже камни и железо, а люди всё равно живут своей непростой и нелёгкой жизнью — плачут и смеются, любят и ненавидят, рождаются и умирают. Ничто не останавливается в этой извечной машине, запущенной неизвестно когда, в мрачных глубинах минувших веков…

Нравится! 32 Сохранить 1 Опубликовала Маrol 31 августа 2014 4 комментария

Меня жизнь по-разному кусала.

Панкрат, х/ф "Вечный зов" по одноимённому роману

Нравится! 23 Сохранить Опубликовал Vanch 12 декабря 2019 5 комментариев

"Вечный зов", монолог Лахновского.

«В этом веке нам уже не победить. Нынешнее поколение людей в России слишком фанатичное. До оголтелости. Войны обычно ослабляли любой народ, потому что, помимо физического истребления значительной части народа, вырывали его духовные корни, растаптывали и уничтожали самые главные основы его нравственности. Сжигая книги, уничтожая памятники истории, устраивая конюшни в музеях и храмах… Такую же цель преследует и Гитлер. Но слишком он многочислен, что ли, этот проклятый ваш советский народ… Или он к…
… показать весь текст …

Нравится! 10 Сохранить 4 Опубликовала МирVари 09 ноября 2013 11 комментариев

Улыбку на рожу надень.

Устин, "Тени исчезают в полдень"

Нравится! 25 Сохранить Опубликовал Vanch 24 июля 2018 3 комментария

Один ты у нас в благородных состоишь.

"Тени исчезают в полдень"

Нравится! 24 Сохранить Опубликовал Vanch 09 августа 2018 Комментировать

А ты вот возьми лопату, отковырни пласт земли, да попробуй разобраться, какой корешок к какой травке тянется, какие соки пьет. Так вот и в жизни: все перепутано, все перемешано. Ты вот еще мало прожил, а сколько у тебя этих корешков образовалось? Оборвешь какой по дурости — и себе, и другим больно сделаешь. Так что не торопись, парень, суд вершить. Чтоб понять отца, много жизней надо переворошить. И мою тоже…

У каждого человека хорошая сторона есть. Только трудно этой хорошей стороной бывает к людям повернуться. Твой отец только под конец жизни смог.

Читайте также: