Василий васильевич зеньковский цитаты
Обновлено: 21.11.2024
В человеке раскрывается новая бездна - не безмерная бездна макробытия, не изумительная бесконечность микробытия, а внутренняя безграничность духовного бытия.
Ссылки на афоризм:
Прямая ссылка на афоризм
HTML код ссылки на афоризм
BB код ссылки на афоризм
Вся трагедия мира связана с тем, что люди хотят пользоваться свободой, но без Бога, без его помощи. В этом состояло падение в ангельском мире, в этом доныне заключается искушение, которое нужно людям преодолевать, чтоб зов свободы привел к творческому ее действию.
Ссылки на афоризм:
Прямая ссылка на афоризм
HTML код ссылки на афоризм
BB код ссылки на афоризм
Конец истории и есть конец жизни мира, но он означает, что та трагическая дисгармония, которая вошла в мир в актах свободы сначала в ангельском, а потом и в человеческом мире, исчезнет, и придет иное уже бытие ("новое небо и новая земля"), в котором уже не будет никакой дисгармонии.
Ссылки на афоризм:
Прямая ссылка на афоризм
HTML код ссылки на афоризм
BB код ссылки на афоризм
Познание во Христе означает, что в свете Христовом стремимся мы увидеть и познать мир, чтобы полюбить его и через любовь воссоединиться с ним.
Ссылки на афоризм:
Прямая ссылка на афоризм
HTML код ссылки на афоризм
BB код ссылки на афоризм
Человек после грехопадения несет в себе два различных начала: с одной стороны, образ Божий, через который струится в нашу душу свет Божий, творческие искания добра и правды, а с другой стороны в человеке есть начало греховности, которое как бы паразитирует на всем светлом и творческом, что рождается в нашей душе, т.е. искажает движения души или разрушает их. Эта биполярность в человеке, наличность двух полюсов в нем, и есть основная черта людей в из нынешнем состоянии. Свет и добро постоянно рождаются в нашей душе и почти всегда скоро либо слабеют и даже гаснут, либо переходят в недобрые и темные движения.
Следующая цитата
Василий Васильевич родился в Проскурове, Подольской губернии, городе, который писатель Александр Иванович Куприн избрал местом действия для своего романа «Поединок», пользовавшегося в свое время большим успехом у русской читающей публики.
Внук священника и сын чиновника, состоявшего некоторое время церковным старостой, Василий Васильевич рано соприкоснулся с церковью, с богослужением – он даже пел в церковном хоре, – но ему не удалось избежать, в гимназическое время его жизни, полного отхода от веры, увлечения материализмом и так далее. В старших классах наступило отрезвление. Встречи с убежденными верующими, влияние законоучителя гимназии о. Андрея Коровицкого, очень образованного и умного священника, и одного из учителей, вернули его от материализма к вере, побудившей его обратиться к истокам – отцам и учителям Церкви. К этому времени относится «первая личная драма, охладившая душу». Об этом Василий Васильевич пишет глухо, не приводя никаких подробностей.
В 1903-м году мы находим В.В. студентом 3-го курса Естественного Отделения физико-математического факультета Киевского университета святого Владимира. Всего В.В. пробыл в университете девять лет: с 1900-го по 1904 на естественном факультете, и второй период, с осени 1904-го по 1909-й, т.к. по сдаче всех зачетов по естественному факультету он поступил на историко-филологический факультет, философское отделение, которое он смешал впоследствии на классическое отделение. В своих дальнейших записях В.В. высказывает сожаление, что он потратил столь продолжительное время на университетские занятия. Увлечение наукой помешало ему устроить свою личную жизнь. По окончании философского отделения он получил предложение от факультета остаться при университете для подготовки к профессорскому званию. Он согласился. Так прошел девятый год его университетской жизни. В 1912-м году он защитил диссертацию для получения степени магистра философии и был избран, путем баллотировки в совете профессоров, экстраординарным профессором по кафедре философии с обязательством чтения курса лекций. В.В. рассказывал не без юмора, что число поданных в его пользу профессорских голосов было, видимо, достаточно для получения кафедры, но не намного выше необходимого минимума, так как декан факультета сказал ему: «Маловато, но все же поздравляю».
Белград, Прага, три года, с 1923 по 1926 год, с основанием Движения в 1923 году. В Париже В.В. утвердился в 1926 году, где он остался до самой смерти, если не считать его многочисленных путешествий, в том числе в Соединенные Штаты Северной Америки. Начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года ознаменовалось для В.В. неожиданным арестом, о котором отец Василий рассказывает в своих воспоминаниях. Давняя мысль Василия Васильевича о принятии священства окончательно созрела во время заключения. В марте 1942 года Митрополит Евлогий рукоположил его в священный сан.
Духовный руководитель Движения о. Сергий Четвериков все время войны провел вне Франции. Находясь в Валаамском монастыре, он принял схиму. Во Францию он больше не вернулся и последние годы своей жизни провел у сына в Братиславе.
Приняв священный сан, о. Василий постепенно занял место духовного руководителя Движения, оставаясь его председателем. Он был причислен к клиру Введенской церкви. Получилось парадоксальное положение: т.к. за свои заслуги перед Церковью о. Василий был возведен в сан протопресвитера, а о. Виктор Юрьев, ставший настоятелем Введенской церкви, в 1939 году, пребывал по-прежнему в сане протоиерея, о. Василий, будучи старшим в сане, занимал во время богослужения второе место. Доходило даже до того, что во время литургии о. Василий выходил из алтаря в храм читать заамвонную молитву, что обычно поручается самому младшему из священников. С.С. Верховский, зять о. Сергия Четверикова, тоже богослов, замечал не без иронии, что такое явление возможно только в Введенской церкви.
Справедливость требует отметить, что отношения между о. Василием и о. Виктором, впоследствии тоже возведенном в сан протопресвитера, были идеальными. За все время их совместного служения с 1942 по 1962 год между ними не возникло и тени недоразумения или несогласия. В 1953-м году о. Василий совершил свое последнее путешествие в Соединенные Штаты, на общий съезд Движения. Председателем Движения в США был профессор Карпович. Общий съезд выработал новый устав Движения, который, к сожалению, многих не удовлетворил. Общий съезд 1980-го года внес много улучшений, но это произошло через 18 лет после кончины о. Василия.
О. Василий скончался 5 августа 1962 года. По странному совпадению, этот день был отмечен происшествием в Кафедральном соборе св. Александра Невского: во время всенощного бдения, как только о. А. Чекан внес Евангелие в алтарь после его прочтения на утрене, большой камень оторвался от свода и упал на солею, по которой только что прошел о. Александр, неся Евангелие. Этот инцидент повел к полному техническому пересмотру состояния здания собора, которому исполнилось сто лет в 1962 году, и началу работ по его ремонту, которые продолжаются по сей день.
Похоронен о. Василий на кладбище Сент-Женевьев де Буа, предместье Парижа.
Источник: Памяти отца Василия Зеньковского / Вступит. статья Е. Н. Берга. – Париж : Изд-во РСХД, 1984. (Impr."Syntaxis"). – 124 с.
Следующая цитата
В человеке раскрывается новая бездна - не безмерная бездна макробытия, не изумительная бесконечность микробытия, а внутренняя безграничность духовного бытия.
Следующая цитата
Василий Васильевич Зеньковский (4 (16) июля 1881, Проскуров, Подольская губерния — 5 августа 1962, Париж) — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.
Читайте также: