В речи актера много скрытых цитат из классических трагедий

Обновлено: 18.05.2024

Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляю­щие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к ЕГЭ.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I. Беседа по содержанию пьесы «На дне»

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Цент­ральным образом у раннего Горького является гордая и сильная лич­ность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добро­детель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключает­ся в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бун­тарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писате­ля — драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

— Как изображается место действия?

(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом дейст­вии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пеп­ла. «Везде по стенам — нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, ук­ромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жиз­ни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «за­соренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обра­тим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, краснова­тый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре — там удавился Актер.)

— Какие люди являются обитателями ночлежки? (Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это по­следнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пе­пел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20лет) и нестарые еще люди (самому стар­шему, Бубнову, 45лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умираю­щая Анна предъявляется нам старухой, а ей, оказывается, 30лет.

У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, вырази­тельно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменя­ми Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось«все забыл».)

— Что является предметом изображения в пьесе? Каков конф­ликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание лю­дей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Кос-тылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

^ Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конф­ликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина, Барона,
Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предысто­рия этих персонажей?

(Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении. из-за родной сестры»; Ба­рон разорился; Клещ потерял работу: «Я' — рабочий человек. я с малых лет работаю»; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяни­ца, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу. погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я— сызмалолетства — вор. все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался. а зачем? Не пони­маю! Учился — носил мундир дворянского института. а чему учился? Не помню. Женился — одел фрак, потом — халат. а жену взял скверную изачем? Не понимаю. Прожил все, что было, — носил какой-то серый пид­жак и рыжие брюки. а как разорился? Не заметил. Служил в казенной па­лате. .. мундир, фуражка с кокардой. растратил казенные деньги, — надели на меня арестантский халат. потомодел вот это. И все. как во сне. а? Это. смешно?» Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодева­ниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».)

— В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
(Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прош­лое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы на­блюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

— Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфлик­таразговор ночлежников, из которого ясно, что Костъшев ищет в ноч­лежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликтапоявление в ночлежке Наташи, ради кото­рой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хо­чет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесе­на за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили»Василиса опрокинула самовар и обвари­ла Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает ве­рить Пеплу: «Они — заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба. »)

— В чем своеобразие любовного конфликта?

(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице На­таше, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становит­ся единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, ко­торые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

^ П. Слово учителя

Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах геро­ев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматурги­ческого конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.


^ III Проверь себя

Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы М, Горького «На дне» и выполните задания А11 -А15; В9 - В12.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит)- Старик, эй! Ты где? Я вспомнил. слушай.

(Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

^ Наташа является сзади Актера в двери.-

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Наташа (смеется) Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А где старичок милый старикашка? Здесь, по-видимому, - никою нет… Hаташа, прощай! Прощай..- Да!

Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься.

Актер (загораживает ей дорогу). Я - уезжаю, ухожу. Настанет весна - и меня больше нет.

Наташа. Пусти-ка. куда это ты?

Актер. Искать город. лечиться. Ты - тоже уходи. Офелия иди в монастырь..- Понимаешь - есть лечебница для организмов для пьяниц. Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все - даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и. снова буду. Я на пути к возрожденью. как сказал. король. Лир! Наташа. по сцене мое имя Сверчков- Заволжский. никтo этого не знает, никто! Нет у меня здесь им. ни Понимаешь ли ты!» как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички.

^ Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.

Актер. Без имени - нет человека.

А11 . Каков жанр пьесы М. Горького «На дне»?


А12. Данная сцена происходит

после того, как Лука рассказал Актеру о лечебнице

непосредственно перед уходом Луки из ночлежки

после монолога Сатина «Человек - это звучит. гордо»

после убийства Костылева


А13. Что повлияло на изменение Актера?

угрозы Костылева и Василисы

«голая правда» Бубнова

рассказы Луки о лучшей жизни

публицистические речи Сатина


А14 . В данной сцене главной является проблема

богатых и бедных

роли искусства в жизни человека

настоящего и прошлого России


А15 . Главным средством создания характеров героев является?

открытая авторская оценка

В9. Речь Актера является развернутым высказыванием. Kaк называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

В1 0. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют дли обозначения авторских комментариев в драматическом произведе­нии.

В1 1. Актер произносит яркую, емкую, лаконичную фразу: « Без имени — нет человека». Как называется такой вид изречений?

hello_html_m71eeb2aa.jpg

В12. В речи Актера много скрытых цитат из классических траге­дий (фрагмент со слов «Искать город. »). Укажите фамилию вели­кого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.

IVДомашнее задание

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере

Следующая цитата

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1—7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8—9 дайте связный ответ в объёме 5—10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10—14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15—16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Задание 1 № 829

Назовите имя «старичка», о котором упоминает Актер.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил. слушай.

Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа является сзади Актера в двери.

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Наташа (смеется). Чучело! Нализался.

Актер (оборачиваясь к ней). А-а, это ты? А — где старичок. милый старикашка? Здесь, по-видимому, — никого нет. Наташа, прощай! Прощай. да!

Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься.

Актер (загораживает ей дорогу). Я — уезжаю, ухожу. Настанет весна — и меня больше нет.

Наташа. Пусти-ка. куда это ты?

Актер. Искать город. лечиться. Ты — тоже уходи. Офелия. иди в монастырь. Понимаешь — есть лечебница для организмов. для пьяниц. Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и. снова буду. Я на пути к возрожденью. как сказал. король. Лир! Наташа. по сцене мое имя Сверчков- Заволжский. никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени. Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички.

Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.

Актер. Без имени — нет человека.

Наташа. Гляди. голубчик. померла ведь.

Актер (качая головой). Не может быть.

Наташа (отступая). Ей-богу. смотри.

Бубнов (в двери). Чего смотреть?

Наташа. Анна-то. померла!

Бубнов. Кашлять перестала, значит. (Идет к постели Анны, смотрит, идет на свое место.) Надо Клещу сказать. это — его дело.

Актер. Я иду. скажу. потеряла имя. (Уходит.) Наташа (посреди комнаты). Вот и я. когда-нибудь так же. в подвале. забитая.

Бубнов (расстилая на своих нарах какое-то тряпье). Чего? Ты чего бормочешь?

Следующая цитата

ЕГЭ по литературе 2015

ЕГЭ по литературе 2015 вернуться к странице

ЕГЭ по литературе 2015

ЕГЭ по литературе 2015 запись закреплена

B1
Назовите имя «старичка», о котором упоминает Актер.

B2
Кто из участников приведенной сцены не является обитателем ночлежки?

ВЗ
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их афористичными высказываниями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
А) Лука
Б) Бубнов
В) Актёр

B4
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Лука 1) хотел бы иметь бесплатный трактир
Б) Бубнов 2) внезапно исчез из ночлежки
В) Актёр 3) удавился на пустыре
4) убивает хозяина ночлежки
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

B5
Речь Актера является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

B6
Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении.

B7
В речи Актера много скрытых цитат из классических трагедий (фрагмент со слов «Искать город. »). Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.

С1. Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть?

С2. Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?

Следующая цитата

Укажите название стихотворения Пушкина, в котором прозвучал призыв:

… Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей…

Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова наследником и продолжателем традиций А.С.Пушкина? (да, выразитель новой последекабристской эпохи, времени глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов)

Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящены истории кинжала? (сблизив образы поэта и кинжала Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию)

В чем вы видите основной смысл истории кинжала («Поэт» Лермонтов М.Ю.)? (показ бесславности оружия, ставшего золотой игрушкой, после гибели хозяина)

К какому литературному направлению вы бы отнесли лирическую поэзию Лермонтова? (романтизм)

Какое средство художественной выразительности помогает Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана,

Утром в путь она умчалась рано.

Годы жизни Н.В.Гоголя, написать имя отчество. (180 – 1852, Николай Васильевич)

Назовите произведение Н.В.Гоголя, посвященное теме «маленького человека»? («Шинель»)

Практическая часть.

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подруга называла.

1) Черты какого литературного направления определяют своеобразие данного стихотворения?(Романтизм)

2) Какое из пушкинских стихотворений тематически близко этому стихотворению? («Погасло дневное светило…»)

3) Определите жанр этого стихотворения? (романтическая элегия)

4) Назовите средство художественной выразительности в первой строке стихотворения(«облаков летучая гряда»)? (метафора)

5) Дайте название образного определения «звезда печальная», «нежный мирт»? (эпитет)

6) Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

7) Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)? (символ)

8) Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков( «влачил задумчивую лень»)? (аллитерация, звукопись)

9) Каким размером написано данное стихотворение? (ямб)

10)* Что символизирует собой «печальная звезда» и в каких произведениях русской лирики звучит «звездная» тема? ( «Звезда полей» Н.Рубцов, В.Маяковский «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно…», М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

На оценку «3» вопросы: 1, 2, 3, 13,14, 15. Практическая часть:4,5,6,8.

На оценку «4» вопросы:4, 5, 8, 9, 15, 16. Практическая часть: 1, 6, 8, 9, 10.

На оценку «5» вопросы: 6, 7, 10, 11, 12. Практическая часть:2, 3, 7, 9, 10.

Дата жизни А.С.Пушкина, имя отчество прописать.

С какими историческими событиями связано начало творческой жизни А.С.Пушкина?

Под воздействием творчества каких поэтов и писателей началось формирование Пушкина-поэта?

Каким настроением проникнуто стихотворение Пушкина «Воспоминания в царском селе»?

Какие языковые средства указывают на политическую направленность оды «Вольность» ?

В оде «Вольность» несколько раз упоминается слово «закон». Какой смысл вкладывает в него Пушкин?

Как в творчестве Пушкина меняется представление о свободе?

Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком в стихотворении «Пророк»?

Укажите название стихотворения Пушкина, в котором прозвучал призыв:

… Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей…

Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова наследником и продолжателем традиций А.С.Пушкина? (да, выразитель новой последекабристской эпохи, времени глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов)

Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящены истории кинжала?

В чем вы видите основной смысл истории кинжала(«Поэт» Лермонтов М.Ю.)?

К какому литературному направлению вы бы отнесли лирическую поэзию Лермонтова?

Какое средство художественной выразительности помогает Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана,

Утром в путь она умчалась рано.

Годы жизни Н.В.Гоголя, написать имя отчество.

Назовите произведение Н.В.Гоголя, посвященное теме «маленького человека»?

Практическая часть.

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подруга называла.

1) Черты какого литературного направления определяют своеобразие данного стихотворения?

2) Какое из пушкинских стихотворений тематически близко этому стихотворению?

3) Определите жанр этого стихотворения?

4) Назовите средство художественной выразительности в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»)?

5) Дайте название образного определения «звезда печальная», «нежный мирт»?

6) Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

7) Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

8) Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков( «влачил задумчивую лень»)?

9) Каким размером написано данное стихотворение?

10)* Что символизирует собой «печальная звезда» и в каких произведениях русской лирики звучит «звездная» тема?

Контрольная работа по литературе конца 19 века начала 20 века (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький)

На оценку «3» вопросы: 1, 3, 5, 6 . Практическая часть:1, 2, 3, 9.

На оценку «4» вопросы: 2, 6, 8, 9 . Практическая часть: 4, 6, 8, 10.

На оценку «5» вопросы: 4, 7, 10, 11 . Практическая часть:5, 6, 7, 10.

Укажите название пьесы Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения? («Вишневый сад»)

Кого в пьесе «Вишневый сад» Петя Трофимов сравнивает с «хищным зверем»? (Лопахина)

Как называется город, откуда приехала и куда опять уезжает Раневская в финале пьесы «Вишневый сад»? (Париж)

Укажите фамилию персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад», которому принадлежит фраза, ставшая афоризмом: «Вся Россия – наш сад»? (Трофимов)

Какова судьба Фирса в финале пьесы «Вишневый сад»? (забыт в покинутом доме)

Кто является автором рассказов «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»? (И.А.Бунин)

Назовите рассказ И.А.Бунина в котором нет темы трагической любви? («Господин из Сан-Франциско)

Как называется пьеса М.Горького, своеобразие конфликта которой позволяет определить ее как социально-философскую драму? («На дне»)

Какой персонаж драмы Горького «На дне» вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека ложью? (Сатин)

Назовите термин, которым называют краткие изречения («Человек - вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»). (афоризм)

Какой герой пьесы Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки? (Пепел)

Практическая часть.

Актер ( останавливается, не затворяя двери, кричит) Старик, эй! Ты где? Я – вспомнил… слушай,

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа является сзади актера.

Актер. Старик. Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь…

Наташа( смеется) . Чучело! Нализался…

Актер ( оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка? Здесь, по-видимому, - никого нет… Наташа, прощай! Прощай… да!

Наташа( входя). Не здоровался, а прощаешься…

Актер ( загораживает ей дорогу ). Я – уезжаю, ухожу… Настанет весна – и меня больше нет…

Наташа. Пусти-ка… Куда это ты?

Актер. Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь…Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мраморный пол! Свет… чистота… пища.. все- даром! Я ее найду, вылечусь и … снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал король Лир!

(М.Горький, отрывок из пьесы «На дне»)

Назовите имя «старичка», о котором упоминает актер? (Лука)

Кто из участников приведенной сцены не является обитателем ночлежки? (Наташа)

Под влиянием чего в Актере возродилась вера в себя и в желание изменить свою жизнь? (рассказ Луки о лечебнице для алкоголиков)

Речь Актера является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении? (монолог, речь одного персонажа)

Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Как они называются? (ремарка)

Актер произносит яркую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений? (афоризм)

В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений( фрагмент со слов «Искать город…». Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер. (Шекспир)

Как называется род литературы, к которому относится данное произведение? (драма)

Где происходит данный диалог? (в ночлежке)

* Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема? (Островский «Гроза» и др. пьесы)

Контрольная работа по литературе конца 19 века начала 20 века (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький)

На оценку «3» вопросы: 1, 3, 5, 6 . Практическая часть:1, 2, 3, 9.

На оценку «4» вопросы: 2, 6, 8, 9 . Практическая часть: 4, 6, 8, 10.

На оценку «5» вопросы: 4, 7, 10, 11 . Практическая часть:5, 6, 7, 10.

Укажите название пьесы Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения?

Кого в пьесе «Вишневый сад» Петя Трофимов сравнивает с «хищным зверем»?

Как называется город, откуда приехала и куда опять уезжает Раневская в финале пьесы «Вишневый сад»?

Укажите фамилию персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад», которому принадлежит фраза, ставшая афоризмом: «Вся Россия – наш сад»?

Какова судьба Фирса в финале пьесы «Вишневый сад»?

Кто является автором рассказов «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»?

Назовите рассказ И.А.Бунина в котором нет темы трагической любви?

Как называется пьеса М.Горького, своеобразие конфликта которой позволяет определить ее как социально-философскую драму?

Какой персонаж драмы Горького «На дне»вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека ложью?

Назовите термин, которым называют краткие изречения («Человек - вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»).

Какой герой пьесы Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

Читайте также: