В чем трагичность судьбы печорина с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Печорин – главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сам автор указывает на то, что воплотил в своем герое собирательный образ, в котором воплотились все пороки поколения. Но судьба Печорина в какой-то степени трагична, героя иногда искренне хочется пожалеть. Чтобы понять смысл произведения, важно оценить, в чем трагичность судьбы Печорина.
Характер героя
Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.
Трагедия поколения
Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.
«Нравственный калека»
Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой». Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.
Следующая цитата
«Герой нашего времени» – это произведение, которое является отражением целого поколения. Михаил Юрьевич Лермонтов описал не только психологические состояния героев, но и четко раскрыл исторические особенности того времени. Одним из главных и особенных персонажей произведения является Григорий Александрович Печорин.
Критики считают, что образ Печорина – это некое открытие Лермонтова, как писателя. Автор «рисует» лирического героя статным петербуржцем, военным в звании прапорщик. Во многом Григорий Александрович не постоянен. Не смотря на наличие морщин, лицо Печорина выглядит молодо, а улыбка его излучает детскую непосредственность. Во многом внешность его отличалась от характера и состояния души.
В жизни главного героя романа, как и у многих молодых людей той эпохи, случается революция. Во многом произведение – это размышление над судьбами декабристов. Именно в образе Печорина автор хотел соединить все «мучающие» его вопросы. Именно для Григория Александровича Лермонтов уготовал множество испытаний, чтобы раскрыть всю трагичность его судьбы. Чтобы читатель смог почувствовать себя «в шкуре» главного героя Михаил Юрьевич регулярно меняет жизненные обстоятельства Печорина.
Поведение главного героя говорит о том, что его главной трагедией является неправильный взгляд на жизненные ценности. Сегодня его назвали бы «энергетическим вампиром». Печорин сам признается в своем дневнике о том, что для него эмоции людей, плохие или хорошие, это своеобразная пища. Он – экспериментатор, который не может найти своего места в жизни.
Роман «Герой нашего времени» остается актуальным до сих пор. И сегодня молодые люди переживают схожие трудности. И даже название произведения дает ответ на вопрос «В чем трагедия Печорина?». В том, что он «Герой нашего времени».
Вариант 2
В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» показан образ «лишнего человека» в главном герои - Печорине. Уже в первой части романа данную трагедию можно лицезреть.
Григорий Печорин - молодой, привлекательный, талантливый и умный молодой человек. Однако, жизнь ему кажется скучной. Все его хобби быстро надоедают и Печорин в постоянном поиске новых ощущений. Ярким примером этому является его переезд на Кавказ, где он обретает новые знакомства.
Печорину мало обычной охоты в горах, общения с кавказским народом. Он влюбился в Бэлу и решил ее похитить. Юная девушка, по своей глупости, влюбилась в мужчину взаимно. Однако, эта любовь быстро проходит и главному герою становиться скучно. Все эти события закончились довольно трагически. Бэла погибла на руках у главного героя, и Печорин снова переезжает. От того, что ему постоянно скучно, страдают неповинные люди.
Печорин не может сидеть на месте, он в постоянных поисках себя и своей судьбы, но где бы он не был, ему все ровно это надоест. К примеру, есть люди, которые в поисках, и, находя свою цель – успокаиваются. Однако, это не о Печорине. Если он решит остановиться, то будет мучить себя, ему будет постоянно скучно и неинтересно. На Кавказе главный герой обрел любовь, у него появился верный друг, хорошая работа, однако, Печорину и это все надоело, и он взялся за старое.
Однако, найти то самое место в обществе и обрести покой главный герой не может потому, что ему быстро все наскучивает и надоедает. Его можно назвать равнодушным к людям, даже к тем, кто был ему близок и дорог. Он равнодушен даже с лучшим другом, Максимом Максимычем, которого не видел почти пять лет. Друг скучал по Григорию, однако, Печорин не удосужился даже поговорить пять минут. Он не испытывал никаких эмоций.
Можно с точностью сказать, что Григорий Печорин, истинный герой нашего времени, которого можно найти и в людях теперешнего поколения. Он равнодушен к людям, он в постоянных поисках себя. Такие люди были и будут всегда, в независимости от времени и поколения. Григорий Печорин – представитель своей эпохи и культуры, такой же самобытный и эксцентричный, как и многие люди того времени и той эпохи.
Сочинение В чем трагедия Печорина?
С помощью произведения "Герой нашего времени", автором которого является Михаил Юрьевич Лермонтов, мы узнаем новый литературный образ, который когда-то открыл Александр Сергеевич Пушкин в своем персонаже "Евгении Онегине". Это образ "лишнего человека", его автор показывает нам на примере офицера Григория Печорина. Трагедии этого героя заметны уже с первой части.
Григорий Печорин — типичный представитель выше упомянутого образа. Печорин молодой, красивый и умный, но ему кажется что его жизнь однообразна и скучна. Что бы он не пробовал, ему всё начинает надоедать, и наш герой незамедлительно начинает поиски незабываемых впечатлений. Примером этого служит поездка на Кавказ, именно там Печорин познакомился с Максимом Максимычем, а затем - с Азаматом, так же не заставило себя долго ждать знакомство с сестрой Бэлой.
Григорий Печорин никак не может утолить свою жажду скуки даже охотой, и он, влюбившись в Белу, похищает её с помощью брата героини Азамата. Молоденькая девушка так же не равнодушна к русскому офицеру. На первый взгляд, взаимная любовь – нет ничего лучше? Но вскоре нашему герою и это надоедает. Печорин грустит, а вместе с ним и Белла, обделена невниманием и хладнокровием любимого по отношению к ней, грустит так же Максим Максимыч, наблюдая за всем этим.
Бела погибает, и ему остается только уехать от туда. От вечной скуки Печорина и поисков новых приключений пострадали невиноватые люди. А "лишний человек" . путешествует дальше.
Этого достаточно, чтобы понять, насколько Печорин самовлюбленный, и ради себя готов погубить судьбы других. Он всегда хочет большего. Печорин не знает чего он хочет от жизни, достигнув цели, он идет дальше, не зная, куда приведет следующий путь. Даже в случае с Бэлой, где царила взаимная любовь и романтика, Печорин все не остановился, он пошел дальше по неизведанному пути скуки и апатии.
Он не может найти свое призвание только потому, что Печорину плевать даже на самых близких, а не потому что ему просто все быстро надоедает, что можно наблюдать в части "Максим Максимыч". Люди, которые не виделись годами найдут общий язык, но только не в случаи с Печориным, для него важно просто поскорее закончить разговор и уйти. В каждом из нас живет свой Печорин, "лишний человек". Эти черты, которые нам демонстрирует Печорин, навсегда останутся в людях, в какой стране или эпохе они бы не жили.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем трагедия Печорина (по роману Герой нашего времени)
Популярные сегодня темы
События развиваются в новом государстве, которое получает звание Мирового. Идет 632-год эры, названной Стабильной. Эта эра получает также название Форда, который является не только правителем автомобильной компании
Что такое хлестаковщина? Что в это понятие хотел вложить сам автор и в чем ее опасность. Именно на эти вопросы предстоит ответить в данном сочинении.
Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.
Василиса Премудрая в сказке «Царевна Лягушка» предстает как символ идеальной русской женщины – кроткой, мудрой, хитрой, красивой и хозяйственной.
Этой фотографии уже 9 лет, а её героине - 12. На ней запечатлена моя младшая сестра Машка. Снимок сделан в детском фотоателье в 2010 году, в августе. Даже не верится, что прошло столько времени, потому
Следующая цитата
Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли, а новые не сформировались, что и определило настроение молодежи того времени ― неуверенность, ощущение «лишнего» человека.
Печорин с самого начала противопоставлен обществу, действует по-своему, ни с кем не считается. У него нет друзей, ему чужды любовь и эмпатия. На все он смотрит свысока и цинично. Главный герой это объясняет тем, что раньше был открыт людям, но этого никто не понял. Люди отвергли его дружбу и искренность, что и сделало его черствым и суровым.
Печорин много говорит о скуке и пресыщении. Главным двигателем в его жизни является риск и игра судьбами других людей. Из-за этого рушатся их жизни, но он не проявляет к ним сочувствия. Ему не чуждо причинить зло даже самым невинным, которые еще не познали зла. Например, как Мери. Он ловко играет ее чувствами, не думая о последствиях.
Однако Печорин не глупый человек и производит впечатление сильной личности. Его уверенность в себе и твердость во взглядах нравится окружающим, поэтому многие сначала попадаются под его обаяние, но, в конечном итоге, разочаровываются в нем. Возможно, это тоже часть его игры: он словно им сообщает, что это люди его сделали таким. Он часто снимает с себя ответственность за происходящее, обвиняя что-то или кого-то. Поэтому его судьба заканчивается трагично. Как он умирает, в романе точно не прописывается, чтобы дать пофантазировать читателю. Известно лишь то, что уходит из жизни он рано. Печорин словно сам всегда ищет свою смерть, поэтому выбирает риск и провоцирует людей, чтобы они его изгнали или лишил жизни. Талант и ум Печорина остаются нереализованными, потому что он решает противопоставить себя социуму и обвинить их в заурядности, не способности понимать других. Однако этого не было и у него самого.
Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям. Вместо этого он выбрал мрак.
2 вариант
Григорий Александрович Печорин - герой нового поколения на рассвете 19 в. Это начало сомнительного времени, молодёжь жила среди цинизма, они стояли на грани страха и непонимания, не зная, что их ждёт в будущем. Не сформировавшиеся взгляды народа тормозили процесс становления юного поколения, а устаревшие убеждения ещё не покинули свои границы. Оттого и было понятно, почему у юного поколения тогда зародилось чувство неуверенности, они считали себя "лишними".
Герой своего времени - Печорин умеет чувствовать, страдать, мыслить. Внутреннее мировосприятие героя довольно-таки сложное. Чувствуя в душе величественную мощь, он как-то делится этим ощущением. Но совершенно не знает куда и как правильно вложить свою силу в нужное русло.
Печорин ждёт, что вот-вот что-то изменится в лучшую сторону в обществе, а сам тем временем ничего не предпринимает. Он эгоистичен, именно этот характер может подставить его в любой момент, выставить не лучшем свете. Григорий стал сторониться аристократии, т. к. переменились взгляды героя на жизнь, он иной человек, как он себя считает.
У героя романа пульсирует мощный заряд душевной энергии, а вот жизненная цель хромает, просто на просто - нет никакой цели. Ему казалось: развёртывается его бурная жизнедеятельность. А это всего лишь было пустая трата времени. Трагедия его судьбы налицо: Печорин в своём обществе "не свой", он не в состоянии повернуть время назад. Возненавидев свою среду, он не смог явить себя себе и обществу в новоиспечённом виде - полноценной личностью.
Герой вечно конфликтует со своим внутренним миром, и остановить эту "войну" нет возможности. Такое чувство, что Григорий победитель своего времени - вот потому-то ему не свойственно было принять действительность жизни. На своём пути он не повстречал ни одного человека, который был бы ему подобен во всех отношениях.
Фигура Печорина невероятно печальна. Он трагический герой, который оказался изгоем в среде своего общества. Григорий обвинял всё вокруг за свои проступки. Таким образом он не хотел брать на себя всю ответственность за свою судьбу. Не осознавая того, что он властелин собственной жизни, Печорин гибнет во мраке своих убеждений.
Таким образом, читатель видит, как умный Печорин "утопает" в своём духовно-богатом мире, этот мир ни в чём ему не содействует. Печорин не может управлять собой, всё складывается намного тяжелее.
Таких, как Печорин, можно встретить множество похожих людей в разную эпоху. Самое главное нужно быть самим собой, человечным, добрым и искренним. Но самое главное не забывать: нужно ценить свою жизнь.
Жизнь и судьба Печорина
По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.
Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.
Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.
Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.
Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.
Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.
Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.
Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.
Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.
Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.
А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.
Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.
Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.
Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».
Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.
Также читают:
Картинка к сочинению Судьба Печорина в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
Картина Птичьи враги была написана в 1887 году. Художник, родившийся в семье крестьян, изобразил трех крестьянских мальчиков ранним утром. Как только солнце встало над горизонтом
В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства
Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).
В жизни каждого человека бывают трудность и невзгоды. Иногда решение проблем стоит где-то за рамками обыденности и установленных правил. Не каждому дано придумывать
Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.
Следующая цитата
Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю.Лермонтовым в 1840 году. Данное произведение является первым психологическим романом в русской литературе. Главная цель автора — разносторонне, детально показать неординарный характер главного героя — Григория Александровича Печорина. Сам Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Стремясь показать характер типичного представителя своего времени, Лермонтов нарисовал портрет достаточно противоречивой натуры с трагической судьбой.
Я считаю, что трагичность судьбы Печорина заключается в его сложном характере. Психологический портрет главного героя открывает читателю двойственность его натуры. Равнодушие, некая внутренняя «раздвоенность», холодность, расточительность, эгоизм, склонность к самоанализу — всё это было свойственно не только самому Печорину, но и типичным представителям ряда «лишних людей». Для Печорина характерны скука и тоска от бессмысленно сменяющих друг друга дней, от череды заранее предсказуемых событий. Он страдает от одиночества, не находит гармонии ни в любви, ни в дружбе. Главный герой не способен любить людей, более того, он приносит людям одни несчастья. Сам Печорин говорит: «Во мне два человека», — именно так он объясняет двойственность своего поведения. Так, например, из рассказа Максима Максимыча мы узнаем, что в непого
Трагедия поколения
Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.
Вариант 2
Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.
Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.
Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.
Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.
Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.
Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.
«Нравственный калека»
Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой».
Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.
Данная статья поможет написать сочинение «В чем трагичность судьбы Печорина».
В чем заключается трагизм существования Печорина?
В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.
И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,— замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же о его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, тяжелый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». «Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»,— замечает рассказчик.
Печорин — герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой характер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разносторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество. Мери Лиговская замечает, что лучше попасться «в лесу под нож убийцы», чем стать объектом злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных порядочности, благородства, чести. В душе его появляется отвращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».
Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печорина, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «детей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоряет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча. При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.
Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Злодейства» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушницкого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам приходит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него — это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордости». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и торжество власти?» — пишет Печорин.
Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни — в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Онегин, это «лишний человек», «эгоист поневоле». Именно об этом говорит роман Лермонтова. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», — писал В.Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.
Раскрывая внутренний облик героя, автор использует различные художественные средства. Мы видим подробный портрет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, «водяного общества»). Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порождает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины любят только тех, которых не знают». Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермонтов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «воображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».
Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, составленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к активной деятельности. Такова авторская позиция в романе.
Читайте также: