Основные концепции исторического процесса цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Есть ряд вечных вопросов, которые издавна будоражат умы. Кто мы? Откуда произошли? Куда идем? Это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются обширные дисциплины, такие как философия.

В данной статье мы попытаемся разобраться в том, что человечество делает на Земле. Познакомимся с мнениями исследователей. Одни из них рассматривают историю как планомерное развитие, другие – как цикличный замкнутый процесс.

Философия истории

Эта дисциплина за основу изучения берет вопрос нашей роли на планете. Есть ли вообще смысл во всех событиях, которые происходят? Мы их пытаемся задокументировать, а после связать в единую систему.

Однако кто на самом деле является действующим лицом? Человек творит процесс, или события управляют людьми? Эти и многие другие проблемы пытается решить философия истории.

В процессе исследований были выделены концепции исторического развития. Далее мы обсудим их более подробно.

Интересно, что сам термин «философия истории» впервые появляется в трудах Вольтера, но разрабатывать его начал немецкий ученый Гердер.

История мира всегда интересовала человечество. Еще в античный период появились люди, пытавшиеся записать и осмыслить происходящие события. Примером может быть многотомный труд Геродота. Однако тогда еще многие вещи объяснялись «божественной» помощью.

Итак, давайте глубже вникнем в особенности развития человечества. Тем более что как таковых существует всего пара жизнеспособных версий.

Две точки зрения

Первый тип учений относится к унитарно-стадиальным. Что подразумевается под этими словами? Сторонникам этого подхода процесс видится как единый, линейный и постоянно прогрессирующий. То есть выделяются как отдельные типы культуры, так и все человеческое общество в целом, которое их объединяет.

Таким образом, согласно этой точке зрения, мы все проходим одинаковые этапы развития. И арабы, и китайцы, и европейцы, и бушмены. Только на данный момент находимся на разных стадиях. Но в конце концов все придут к одному состоянию развитого общества. Значит, нужно или подождать, пока остальные продвинутся по лестнице своей эволюции, или помочь им в этом.

Второй взгляд на этапы развития человечества называется плюралистическим. Их точка зрения в корне отличается от предыдущей. Если сторонники унитарно-стадиальной концепции считают прогресс бесконечным, то плюралисты в этом сомневаются.

Согласно их теории, история мира состоит из многих самостоятельных образований, которые проходят свои собственные пути развития. Это как грибница в лесу. Из нее вырастает несколько грибов, стоящих рядом. Каждый из них будет расти по-своему, но по одному закону. После расцвета наступят увядание и гибель. Но на смену ему придет новое растение.

Таким образом, получается, что постоянной эволюции не существует, а история повторяется. Все, что сегодня известно нам, некогда было достоянием предыдущих народов, которые достигли своей точки и сошли на нет.

Натуралистическая концепция

Мы с вами говорим о таком понятии, как «концепция исторического развития». Формационная, цивилизационная или натуралистическая – это неважно. Главное - то, что ученые сошлись в едином мнении. Смысл в развитии есть, ведь даже сторонники плюрализма не отрицают, что народы развиваются по одним законам и этапам, но по спирали.

То есть, когда человек в каменном веке хотел кушать, он шел на охоту или срывал фрукт с дерева. Первое действие предполагало мощную работу по добыче ресурса. Сравним с настоящим. Мясо уже готово, но добыть его тоже нужно. Приходится ходить на работу, чтобы получить деньги, а после поменять их на еду. Таким образом, процесс остался прежним, только стал сложнее.

Так вот, натуралистические концепции хороши только в теории, потому что они рассматривают человека обособленно. Каждого индивидуума оценивают вне общества. Смысл данной теории заключен в том, что мораль, законы и принципы уже заложены в человеке изначально. То есть мы не развиваемся, а просто раскрываем свой потенциал.

Однако благодаря подобному видению невозможно как-то убедительно объединить все происходящие процессы. Поэтому более подробно мы остановимся на оставшихся двух вариантах.

Цивилизационная концепция

Первая из двух наиболее распространенных версий предполагает нелинейное развитие человечества. Ее сторонники, такие как Данилевский и Шпенглер, изображали историю в виде разрозненных цивилизаций, существующих отдельно и самобытно, которые лишь изредка взаимодействуют между собой.

В процессе разработки этой теории были выведены некоторые законы, которые позволили стандартизировать события в эволюции общества и объединить их в единую классификацию.

Цивилизационная концепция исторического развития подразумевает соответствие определенных общностей неким условностям. Они называются культурно-историческими законами.

Всего на сегодняшний день их выведено пять. Итак, цивилизацией можно считать только такой социум, который несет в себе все пункты из нижеследующего перечня:

1. Общий язык или языки, чтобы группы могли общаться между собой.
2. Независимость от других правителей и идеологий, что создает пространство для прогресса.
3. Самобытность культуры, традиций, религиозных верований.
4. Процесс развития конечен. То есть у каждой цивилизации есть периоды зарождения, расцвета и упадка.

Таким образом, сторонники этой концепции исторического развития выделяют несколько локальных формирований. Если их назвать по странам, то получится около пятнадцати регионов: Китай, Индия, Месопотамия, семитский мир, Мексика, Латинская Америка, Греция, Рим и прочие.

Исходя из данной теории, получается, что история – это не последовательный процесс, а циклический. И нашу цивилизацию также ожидает упадок, а на смену придет совершенно новая формация.

Формационная концепция

Сторонники этого подхода видят в истории последовательные этапы развития. Среди ученых, развивавших эти идеи, были Маркс, Фергюсон, Смит, Энгельс.

Этот подход подразумевает линейную эволюцию человека от простейших форм до современного типа. Это относится как к физическому строению, так и к техническому прогрессу.

В чем суть их теории? Основу развития человечества они видели в смене форм производства. Более полно мы разберем дальше, но суть заключается в следующем.
Вначале люди не создавали ничего, только пользовались тем, что попадается под руку. Широко распространены были охота, сбор овощей, рыбная ловля.

Позже были приручены различные виды животных, выведены культурные сорта злаков, овощей и фруктов. Появилась возможность планировать положение племени и народа, в отличие от случая и везения на предыдущем этапе.

Далее люди начали производить товар даже с избытком. Появилась торговля, ремесла. Произошло расслоение общества на богатых и бедных. Появились рабы.

На смену этому строю приходит феодальный, во время которого начинают создаваться механизмы, призванные заменить труд человека. Но они еще используются наравне с батраками. Далее появляются такие мощи производства, в которых люди занимают лишь вспомогательную роль, но все равно еще распространен труд рабочих на заводах.

Настоящий же этап предполагает лишь минимальное участие человека в производстве. Все, что нужно, – это устранить поломку и раздать механизмам необходимые задания.

Таким образом, если говорить о формационной концепции, нужно сказать, что в ней принято следующее поэтапное деление истории человечества. Основу его составляет производство материальных благ. Давайте разберемся с каждым периодом подробнее.

Охотники и собиратели

Основные концепции исторического развития выделяют время, когда люди жили отдельно каждым племенем, ничего не производили и не выращивали, а только пользовались дарами природы.

Это происходило на заре человечества. В археологии этому периоду соответствует каменный век или палеолит.

Научное название этапа – родоплеменной или первобытнообщинный. В это время человек еще не умел выращивать растения или скот, не приручил ни одного животного. Только относительно недавно получилось освоиться с огнем.

Единственными способами добыть пропитание и одежду были охота и собирательство. Производство оружия и инструментов этого периода делится на несколько стадий. Вначале использовали подручные средства – палки, камни, кости. Позже научились обрабатывать эти материалы для улучшения эффективности.

Ученые находят отколотые пластины кремния, которые совмещались вместе на куске дерева или рога, образуя некоторое подобие лезвия. Так выглядели первые ножи. Далее люди научились делать дротики и копья, изобрели лук со стрелами.

Чтобы прокормить племя, нужно было сообща загонять больших животных. В этот период развивается общение. Вначале для него используются жесты и звуки, далее формируется связная речь.

Вторым способом прокормиться было собирательство. Методом проб и ошибок находили съедобные фрукты, травы, коренья. В дальнейшем из этого развилось огородничество.

Рабовладельческий строй

Со временем (напоминаем, что мы говорим про основные концепции исторического развития) общество начало делиться по положению и имуществу. Образовались слои, или, как их еще называют, касты.

Самыми высокочтимыми были те, кто мог командовать и брать ответственность за все племя на себя. Они стали вождями, правителями, властью.

Вторым слоем стали жрецы. Сюда относились люди, которые умели лечить, знали определенные секреты веществ и открыли для себя некоторые возможности, о которых большинство даже не догадывалось. Впоследствии из них получились ученые и религиозные институты власти (церковь, монашеские ордена и пр.).

Племя нужно защищать от посягательств на территорию, ценности. Поэтому образовался класс воинов.

Наибольшей фракцией были обычные ремесленники, земледельцы, скотоводы - низшие слои населения.

Однако в этот период люди еще использовали и труд рабов. К подобным бесправным батракам относили всех, кто попал в их число по разным причинам. Можно было попасть в долговое рабство, например. То есть не отдать деньги, а отработать. Также продавали в услужение богатым пленников из других племен.

Рабы были основной рабочей силой этого периода. Посмотрите на пирамиды в Египте или Великую китайскую стену - эти памятники были воздвигнуты именно руками рабов.

Эпоха феодализма

Но человечество развивалось, и на смену торжества науки пришел рост военной экспансии. Прослойка правителей и воинов более сильных племен, подогреваемая священниками, начала навязывать соседним народам свое мировоззрение, заодно захватывая их земли и облагая данью.

Стало выгодно взять во владение не бесправных рабов, которые могли восстать, а несколько сел с крестьянами. Они работали в поле, чтобы прокормить семью, а местный правитель обеспечивал им защиту. За это ему отдавали часть собранного урожая и выращенного скота.

Концепции исторического развития кратко описывают этот период как переход общества от ручного производства к механизированному. Эпоха феодализма в основном совпадает со средневековьем и новым временем.

В эти столетия люди осваивали как внешнее пространство – открывали новые земли, так и внутреннее – исследовали свойство вещей и возможности человека. Открытие Америки, Индии, Великий Шелковый путь и прочие события характеризуют развитие человечества на этой ступени.

У феодала, владевшего землей, были наместники, которые взаимодействовали с крестьянами. Этим он освобождал свое время и мог проводить его в свое удовольствие, занимаясь охотой или военными грабежами.

Но прогресс не стоял на месте. Научная мысль шла вперед, как и социальные отношения.

Индустриальное общество

Новый этап концепции исторического развития характеризуют большей свободой, человека, по сравнению с предыдущими. Начинают возникать мысли о равенстве всех людей, о праве каждого на достойную жизнь, а не прозябание и беспросветный труд.

К тому же появляются первые механизмы, которые позволили сделать производство легче и быстрее. Теперь то, что раньше ремесленник делал неделю, можно было создать за пару часов, причем не привлекая специалиста и не платя ему денег.

На месте гильдийских цехов возникают первые фабрики и заводы. Конечно, их не сравнить с современными, но для того периода они были просто на высоте.
Современные концепции исторического развития соотносят освобождение человечества от принудительного труда с его психологическим и интеллектуальным ростом. Не зря же в это время возникают целые школы философов, исследователей естественных наук и прочих ученых, чьи идеи ценятся и сегодня.

Кто не слышал о Канте, Фрейде или Ницше? После Великой французской революции человечество заговорило не только о равенстве людей, но и о роли каждого в истории мира. Оказывается, все предыдущие достижения получены благодаря усилиям человека, а не с помощью разных божеств.

Постиндустриальный этап

Сегодня мы живем в период наибольших свершений, если смотреть на исторические ступени развития общества. Человек научился клонировать клетки, ступил на поверхность Луны, исследовал практически все уголки Земля.

Наше время дает неиссякаемый фонтан возможностей, не зря же второе название периода – информационный. Сейчас за день появляется столько новой информации, сколько раньше не было и за год. Мы уже не успеваем за этим потоком.

Также, если посмотреть на производство, то практически все делают механизмы. Человечество больше занято в сфере обслуживания и развлечения.

Таким образом, исходя из линейной концепции исторического развития, люди идут от понимания окружающей среды к знакомству со своим внутренним миром. Считается, что следующий этап будет основан на создании такого общества, которое раньше описывалось лишь в утопиях.

Итак, мы с вами рассмотрели современные концепции исторического развития. Также разобрались более глубоко в формационном подходе. Теперь вы знаете основные гипотезы об эволюции общества от первобытнообщинного строя до наших дней.

Следующая цитата

Вопрос, по каким законам и благодаря чему развивается мировой исторический процесс, волновал историков всех времен. Существует множество суждений на этот счет, и все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.

Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к Богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение (лат. providentia, отсюда и название данного историко-философского подхода – провиденциализм).

К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А. Шопенгауэр) и т.п.

Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.

В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человеческих сообществ («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации.

Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Марксистский подход можно охарактеризовать как всемирно-исторический (универсалистский) или линейный – он исходит из того, что все человечество последовательно проходит одинаковые, обязательные для всех, этапы развития (хотя допускается, что какие-то регионы или народы отстают в своем развитии). Альтернативой подобному взгляду на историю является культурно-историческая концепция, основанная на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития.

Согласно этой концепции, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов) – исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного и социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима.

Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму, причем развитие разных цивилизаций не синхронизировано во времени. Одним из основоположников культурно-исторического подхода стал русский историк и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885; 1871 – книга «Россия и Европа»), а наиболее яркими представителями концепции являются Освальд Шпенглер (1880–1936; 1918–1922 – книга «Закат Запада») и Арнольд Тойнби (1889–1975; 1934–1961 – книга «Постижение истории»).

Очевидными плюсами подобного взгляда на историю представляется то, что вместо абсолютной иерархии стран (деления на передовые, догоняющие, отстающие) появляется относительная (каждая цивилизация самобытна), что учитывается региональная специфика, уделяется должное внимание духовным и интеллектуальным факторам (религии, культуре, ментальности).


К недостаткам концепции можно отнести то, что остаются непонятными движущие силы исторического процесса, общечеловеческой истории. Своеобразное решение этой проблемы предложил Лев Николаевич Гумилев (1912–1992), связавший историческое поведение народов с пассионарностью – особой биопсихической энергией, всплеск которой зависит от космического излучения, приводящего к мутации той или иной части человеческой популяции.

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.

Следующая цитата

Люди издавна пытались разобраться в сложном историческом процессе. Куда история направлена и есть ли это направление? Каковы этапы истории? В чем заключаются законы ее развития? Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих пор. В разные времена на них давались разные ответы. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. «conceptio» - понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

В АНТИЧНОСТИ не было единой интерпретации исторического процесса. «Отец истории» Геродот основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы, которая к его времени вылилась в серию греко-персидских войн. Историки более позднего времени (Полибий, например) считали главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всем Средиземноморье.

ХРИСТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля.

Отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адами и Евы и изгнания их из рая. Идея конца истории (конца света), сроки которого скрыты от человеческого разума, замалчивается. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объясняется различием сроков принятия христианства, в связи с чем выделена магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия). Христианская интерпретация истории оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории. В настоящее время переизданы труды по русской истории Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова - сторонников христианской концепции.

Еще с начала нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению.

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ, нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. На первый план в историческом процессе Гегель выдвигал тот или иной народ - носитель абсолютного духа. Исходным начальным пунктом мировой истории Гегель считал Древний Восток. Эпохи существования Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового времени выступали у Гегеля ступенями мировой истории. Через всю историю человечества Гегель проводил идею развития, которая проявлялась в том, насколько общество осознало идею свободы, насколько оно воплощало эту идею в праве, государственном устройстве и т.д. Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм.

Исторический материализм, по словам Энгельса, - это «такой взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 22. С. 306).

Согласно понятиям исторического материализма, или материалистическому пониманию истории, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа.

Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации.

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе - конфликт между производительными силами и производственными отношениями.


Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей, тем более, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие - эксплуатируемыми. История, по мысли К. Маркса, вся пронизана этой борьбой. Классовую борьбу Маркс считал движущей силой истории, а революции - ее « локомотивами ».

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД).

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является « цивилизация ». Слово «цивилизация» (фр). – с лат. «сivilis» – гражданский, государственный, с античности противопоставлялась «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Современный фр. историк Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и прилагательное «цивилизованный». В конце 16 в. слово «цивилизация» стало известно М. Монтеню, а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р.Декарта. В 18 в. Ц ассоциировалась с понятием прогресса. С 19 в. начинают создаваться теории цивилизации (Вико, Гердер). Появление в 1877 г. книги американского антрополога Л. Моргана (вслед за ним и Энгельс) «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадии развития человечества, наступившей вслед за дикостью и варварством. Она характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности). Николай Яковлевич Данилевский (русский философ) выделил культурно-исторические типы, самостоятельные планы религиозного, социального…, то есть исторического развития. О. Шпенглер понимал под Ц фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употреблял этот термин в негативном смысле. А.Тойнби писал о локальных Ц как о различных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа.

Ц. - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу (Л.И. Семенникова переработала А. Тойнби).

Выделяют 2 смысла термина Ц. – мировые и локальные:

- мировые Ц как этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, знаний, навыков и т.п. То есть речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле.

- Локальные Ц выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности государства, группы государств, этносов, связанных общей судьбой.

1. теории стадиального развития цивилизаций (высвечивают общее), которые изучают изучают Ц как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии ()этапы. В общемировом цивилизационном процессе выделяются стадии – цивилизации: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. НО! Развитие разных регионов мира неодновременно!

Линеарная концепция. Основывается на посылке, что человечество развивается от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе прогресса. Появилась в 16 – 18 вв. Ж.А Кондорсе, О.Конт, Г.Спенсер, Френсис Фукуяма – согласно нему совершенный путь развития – либеральная демократия).

Концепция «осевого времени» Карла Ясперса (1883 - 1969). Исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 периода: доистория, древние культуры, период «осевого времени», технический век. В «осевое время» (8 – 2 вв. до н.э.) закладываются основы современных цивилизаций. Весь исторический процесс Ясперс поделил на доисторию и всемирную историю. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейский мир. Одновременно с ними существуют доарийская культура долины Инда (связанная с Шумером) и архаический мир Китая. «Осевое время» знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями.

2 Теории локальных цивилизаций (высвечивают отличное). Они изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные Ц. – единицы, составляющие поток истории.

Локальные Ц – это сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, быт людей и т.п. Каждый компонент определенной Ц своеобразен, и это своеобразие устойчиво.

- Тойнби – 1 тыс. лет от зарождения до упадка

- Лев Николаевич Гумилев – 1,5 тыс. лет

- Бельгиец Кетле – около 185 лет

- От нескольких тысячелетий в начале исторического пути до 2 – 3 веков в современную эпоху.

Сколько их было:

- Н.Я. Данилевский – 11 египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германо-романская или европейская. Две цивилизации – перуанская и мексиканская погибли насильственной смертью н ранней стадии развития.

- О.Шпенглер – 8 вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная.

- А.Тойнби – 100, но позже сократил до 13.

Определение типов Ц осуществляется по следующим признакам:

- общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

- наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих признаков определены 3 типа развития Ц.

- непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири)

- Циклического развития (страны Востока)

- Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

По мнению ученых, существо цивилизации, ее своеобразие определяет ряд факторов: природная среда, система ведения хозяйства, политическая система и социальная организация общества, религия (или идеология, возведенная в ранг религии), духовные ценности, менталитет. При этом, менталитету (ментальности) уделяется особое внимание.

Единого общепринятого понятия ментальности (менталитета) не существует, однако в широком историческом контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания. Исходя из этого, интересное определение цивилизации дает профессор МГУ Семенникова Л.И. Она считает, что «цивилизация - это сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности (общественного сознания), общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре» (Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. М., 1998, с. 16).

Читайте также: