Уроки французского портрет героя по цитатам

Обновлено: 06.11.2024

"Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно" - такими словами отреагировал главный герой на попытку учительницы поддаться ему в игре "замеряшки". Это довольно четко раскрывает его характер - честный, справедливый, смелый. Он не идет на поводу на других и остро чувствует обман и предательство тех, кому доверяется.

Лидия Михайловна - преподаватель французского, в свою очередь, обладала не менее крепким характером. Даже свою будущую профессию она выбрала, исходя из желания доказать самой себе то, что она на это способна:

". пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других. "

Потрясающий рассказ, который хочется многократно перечитывать, чего и Вам желаю :)

Полную характеристику главного и другихгероев можно найти, например, в этих статьях -

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Следующая цитата

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».

Стремление к знаниям

« Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?»

Нравственная стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)

«Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной».

«Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».

«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых".

Стремление к правде и справедливости

«Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»

«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками».

«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного».

Чувство собственного достоинства

« Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я».

«Лидия Михайловна уже ушла. Ничего, найдем, знаем, где живет, бывали. Значит, вот как: не хочешь садиться за стол — получай продукты на дом. Значит, так. Не выйдет. Больше некому».

«Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня чуть больше рубля. Значит, за рубль переваливать нельзя — не то позор, позор и стыд на всю жизнь».

«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».

Гордость и застенчивость

« От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать».

«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».

Терпение, умение переносить боль и обиды

«В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали».

« Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так с мной о? Что я им сделал?»

« Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».

«…Нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу…Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».

Неприятие обмана и предательства

«Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:— Переверну-у-ул!»

«И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, — там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно".

«Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Следующая цитата

Пояснение: На прошлом уроке класс познакомился с жизнью и творчеством В. Распутина; выяснили автобиографичность рассказа «Уроки французского»; определили поэтику рассказа; составили план рассказа с записью в тетрадях.

Домашнее задание: 1 группа – взаимоотношения главного героя со сверстниками и мамой.

2 группа – инсценировка эпизода «Игра в «замеряшки» с Лидией Михайловной;

3 группа – взаимоотношения главного героя с Лидией Михайловной.

Какие образовательные результаты планируется достичь?

Регулятивные: умение решать проблемы:

составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка;

Коммуникативные: умение вести диалог.

Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

Познавательные: извлекать информацию, делать выводы ;

Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение;

Личностные: ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора - личностное оценивание ситуации, моральный выбор.

● Исследовать образ главного героя, т.е. целостное восприятие и истолкование ведущего персонажа рассказа В.Распутина «Уроки французского».

● проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое истинная доброта;

● воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

● развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему;

● воспитать интерес к творчеству В.Распутина, воспитать тонко чувствующего человека, умеющего переживать.

Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Этапы урока:

1) Вызов интереса к теме урока;

2) Осмысление текста;

3) Размышление над текстом.

4) Исследовательская работа.

5) Составление синквейна.

На экране – высказывание Валентина Распутина, которое он сделал эпиграфом к своему рассказу:

« Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после».

1) Вызов интереса к теме урока. Побуждающий диалог.
- Ребята, давайте подумаем над высказыванием Валентина Распутина: .

Звучит фрагмент песни «Журавли

- В чем видит странность ситуации автор?
- Как вы понимаете слова о том, что мы чувствуем вину перед учителями… за то, что сталось с нами после школы?

— Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
Герой рассказа — мальчик, имя которого мы в тексте не видим, а можем лишь догадываться, одиннадцати лет, у него нет отца, только мама и двое младших. Он способный, уезжает продолжить обучение в райцентр. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. Постоянно голодает, потому что у матери нет денег на полноценное его питание, а товарищ ворует его продукты.


- Почему мальчик начинает играть в «пристенок»?

- «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой… Мне нужен был только рубль. Получив его, я … покупал баночку молока… одна мысль, что я пью молоко прибавляла мне силы и усмиряла голод»»

- Почему эта игра в «пристенок» стала роковой для героя?

(Примерные ответы детей): 1) Потому что невозможно всегда выигрывать, и любой проигрыш рождает азарт и желание отыграться.

2) Потому что любая игра на деньги – это шанс для более сильного и наглого получить выгоду за счет силы и напора, и главный герой попадает именно против таких людей, которые и не думали проигрывать полуголодному слабенькому мальчику..

3) Мечта о не заработанном, а свыше, за счет удачи полученном богатстве – будь это даже рубль – не может привести к счастью и добру.

- А что это такое - Доброта, которое герой видит от учительницы, даже еще не осознавая его сути? Что предстаёт перед нами при этих словах?

- Этот счастье, радость, светлый мир, в котором все сыты и дружелюбны.

-- А что для вас – ДОБРОТА, какие ассоциации возникают в связи с этим ?

Ассоциации записываются в тетрадях (это поможет ребятам в выполнении домашнего задания) и на доске).

Забота о близких

Общение с родными

Игры с друзьями

Общение с природой

- Когда главный герой ощутил всю силу влияния Доброты на свою жизнь?

( Ответы детей) Когда почувствовал особое отношение к себе со стороны учительницы

- Почему так получилось?

- Потому что Лидия Михайловна всем сердцем захотела помочь мальчику, и он это почувствовал, пусть даже сам до конца и не осознавал этого.

( На экране появляются проблемы - вопросы)

● Почему за все время у главного героя так и не появились настоящие друзья среди сверстников?

● Почему на чужбине больше всего теплоты душевной и добра дала ему именно учительница?

● Какой урок получил он на всю жизнь?

● Повлияло ли это событие на дальнейшую его жизнь?

- Давайте подумаем над этим, поразмышляем на уроке.

2) Осмысление текста.

Задание 1 группы:

1.Взаимоотношения с Федькой.

Поначалу герой относится к Федьке с вниманием и интересом, видя в нем близкую ему душу, однако постепенно понимает цену Федьки и закрывается от него, с обреченностью принимая подлое отношение хозяйского сына к себе

2.Взаимоотношения с Вадиком

Вадик видит в герое только еще один источник скудных дармовых денег, поначалу привлекая его и даже давая выиграть, чтобы тот втянулся в игру и почуял азарт. Однако при первых проблесках сопротивления избивает его. Главный герой же после недолгой первой очарованности приобщением к миру старших подростков понимает, что Вадик – недруг, почти враг, и идет на каждую игру как в бой. Вадик – мозг его противников.

3. Взаимоотношения с Птахой

Птаха – облегченный вариант Вадика, его силовая поддержка. Герой видит в Птахе злую силу, которая легко может сломать его тело, однако именно Птаха помогает закалить дух героя. Пройдя через реальное противостояние с Птахой мальчик начинает осознавать вначале свою физическую неспособность противостоять миру грубой силы, а потом, через нее – чувствовать силу своего собственного духа. Птаха – руки и кулаки его противников.

4. Взаимоотношения с Тишкиным.

Тишкин – олицетворение равнодушной толпы, безмолвствующей при совершении несправедливости, но активно с радостью обсуждающей и смакующей ее. Главный герой именно через поступок Тишкина понимает суть и значение предательства «просто так», но это же и помогает ему в его дальнейшем становлении как личности. К тому же без предательства Тишкина Лидия Михайловна не узнала бы о проблемах мальчика.

5. Взаимоотношения с сестрой

Об этом сказано вскользь, однако тот факт, что именно ради сестры герой ставит опасный эксперимент по посадке картошки глазками прямо внутрь себя, говорит о его любви к ней. Сестра, как и мама – это его дом, его утраченный рай, к которому он пытается вернуться

6. Взаимоотношения с мамой

Поначалу мама – один из немногих якорей главного героя, спасающих его в бурной и непростой жизни. Именно за ней он бросается бежать в приступе отчаянной острейшей тоски по родному дому, по своему близкому и привычному миру. В ее приездах видит он избавление, пусть минутное, от чужого мира. Его молчание при встрече с мамой – обратная сторона привязанности и любви: он не в силах говорить от переизбытка разнообразных и разнонаправленных чувств

Главный герой меняется через взаимоотношения со сверстниками и мамой, не обретая новых якорей, ощущая всю чуждость иного мира, герой пытается вжиться в него, встроиться в его реалии, однако именно в силу своей чуждости он не смиряется с ним. Испытания закаляют его характер, но, подобно тому как закаляя клинок кузнец после жара горна опускает его в воду, так и всеми предшествующими событиями герой подготавливается к своей «воде» – встрече с учительницей.

- Главный герой меняется через взаимоотношения со сверстниками и мамой, не обретая новых якорей, ощущая всю чуждость иного мира, герой пытается вжиться в него, встроиться в его реалии, однако именно в силу своей чуждости он не смиряется с ним. Испытания закаляют его характер, но, подобно тому как закаляя клинок кузнец после жара горна опускает его в воду, так и всеми предшествующими событиями герой подготавливается к своей «воде» – встрече с учительницей

- Задание 2 группы. Инсценировка эпизода «Игра в «замеряшки» с Лидией Михайловной;

- Каково значение эпизода с игрой в «замеряшки» для главного героя?

- Эта игра помогает сломать преграды и бастионы, выстроенные героем в своей душе против всего чужого и чуждого ему. Он снова становится ребенком, проявляет живость и эмоции, свойственные ему до переезда в райцентр.

- Каково значение эпизода с игрой в «замеряшки» для учительницы?

- Методом проб и ошибок Лидия Михайловна находит способ, пусть и непедагогичный, помочь мальчику, спасти его от голода.

- Чтобы разобраться, почему это произошло, предлагаю поговорить о взаимоотношениях главного героя с Лидией Михайловной. Домашнее задание 3 группы:

Поначалу учительница – недосягаемое высшее существо, божество. Лишь потом она обретает человеческие черты.

2. Начало диалога мира героя и мира учительницы

Сближение после случая в классе: учительница узнает о синяках и сложностях героя, он ощущает интерес ее к своим проблемам

Многие неудачные попытки учительницы помочь герою тем не менее достигают своей цели, пусть отчасти: он начинает видеть в учителе человека, а для нее мальчик перестает быть одним из многих людей толпы.

4. Диалог «двух миров»

После многих проблем в понимании друг друга учитель и ученик находят общий язык, каждый из них черпает что-то свое, необходимое в душе собеседника

Учительница стала тем якорем, который, подобно маме, удержал героя от падения и даже гибели. Лидия Михайловна спасает мальчика ценой своей работы, но ни на йоту не отклоняется от призвания педагога – помогать ученикам всем, чем может.

3) Размышление над текстом.

- Теперь выясним, как почему мальчик потянулся к Лидии Михайловне.

Ученики: Она одна проявила к нему живой интерес, пыталась, пусть иногда и неуклюже, помочь ему. Через игру поняла его и спасла его.

- Как директор отнесся к поступку учительницы?

Ученики : Безусловно осудил не вдаваясь в подробности и не пытаясь понять ситуацию.

- О чем говорит ошибка с первой посылкой учительницы мальчику?

Ученики : О том, что Лидия Михайловна поначалу плохо представляет себе особенности жизни в маленьких деревеньках, для мальчика же макароны и гематоген – это то, чего не бывает «у нас».

- С какой целью введен эпизод с «замеряшками»?

Ученики: Чтобы показать сближение через игру, для них это способ лучше познакомиться, мальчик проявляет свои детские черты: азарт, запальчивость, простодушие.

- Вторая посылка. В чем символизм присланных красных яблок??

Ученики : Для героя после встречи с учительницей яблоки – символ иной, отличной от его, жизни. Яблоки – это и доброта, и счастье, и любовь.

- Скажите, какие доминирующие черты характера Лидии Михайловны можете выделить?

Ученики : Милосердие, сострадание, душевная щедрость и т.д.

- Скажите, какие доминирующие черты характера главного героя можете выделить?

Ученики : Упорство, открытость, крепкая воля, незыблемость принципов

- Какие чувства испытывал герой рассказа?

Ученики: Благодарность и во время учебы, и особенно после нее. Осознание того, что именно благодаря учительнице и урокам французского он стал человеком..

- Как автор сумел передать момент сближения мира ребенка и мира взрослого во время игры?

Ученики: При помощи их диалога, разговоров, потому что учительница силой своего обаяния сумела заставить мальчика забыть о месте и времени, а погрузила его в мир доброй – в отличие от пристенка – игры. Доброта этой игры – в целях ее. Учительница врачует душу героя своим теплом, и сама в то же время лучше узнает мир, в котором живет.

4) Исследовательская работа.

- Ребята, вспомните слова одного из героев фильма «Доживем до понедельника»:

Счастье – это когда тебя понимают.

Попробуйте определить свое понимание этих слов с учетом прочитанного рассказа.

- Ответы детей: Без понимания нет ни доброты, ни счастья. Понимание – это основа жизни. Понимание – редкость, и герой оживает, когда его начинает понимать Лидия Михайловна.

- Просмотрим эпизод из фильма «Уроки французского».

( Просмотр. Эпизод «Прощание с учительницей»)

Текст: «Вина перед учителями за то, что сталось с нами … после школы»

- Почему взрослый человек всё чаще обращается к событиям детства?

- Мальчик осознал самое главное – надо уметь понимать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стали яблоки, он получает от Лидии Михайловны. Он понимает, что именно учительница спасает его, и понимает это только став взрослым. И чувствует вину – потому что понял это так поздно

- Помог мальчику поступок учительницы в дальнейшей жизни?

(Примерные ответы) Безусловно. Вся жизнь писателя – а он признается в автобиографичности рассказа – доказательство постижение им уроков доброты Лидии Михайловны.

- А теперь по группам выразим свои мысли. Составим синквейн.

Темы: 1) Игра; 2) любовь; 3) доброта.

Примерные ответы:

Опасная, азартная, тайная

Мучает, соблазняет, заставляет

Человек теряет покой

Душевная, чистая, добрая

Охватывает, дарит, живёт

Любовь к родным

Большая, мамина, учительницы

Проявляется, видна, помогает

Надо быть добрым

- Ребята, благодарю вас за работу, за ваши переживания и размышления.

Вам задание – Написать сочинение «Уроки любви и доброты, которые были в моей жизни»

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Следующая цитата

Характеристика главного героя из рассказа "Уроки французского"

Характеристика

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Читайте также: