Учитель это тот кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика чья цитата
Обновлено: 22.12.2024
Признак знатока - способность научить. (Аристотель, древнегреческий философ).
Чего сами не знают, тому учат других. (Цицерон, римский государственный деятель).
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский, польский философ).
Секрет преподавания в том, чтобы показать, что ты всю жизнь знал то, о чем прочитал вчера вечером.
Кто знает все, тому еще многому нужно учиться. (Из книги Э. Маккензи "14 000 фраз. ")
Людей сближает школьная скамья и другие несчастья. (Хенрик Сенкевич, польский писатель).
Плох тот ученик, который не превосходит учителя. (Леонардо да Винчи, итальянский художник, ученый, инженер).
Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. (Талмуд).
У гениального ученика всегда окажется сотня учителей. ("Наблюдение Бладера").
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Василий Ключевский, историк).
"До сердца может дойти только то, что идет от сердца" (Сухомлинский)
"Искусством становится то, что изнутри согрето любовью" (Лазарев)
"Хочешь выжить - надо измениться". (закон эволюции)
"Ничего нельзя достичь без практики. Люди считают, что существуют быстрые и легкие пути к тому, у чему великие мастера шли годами. Великие мастера никогда не перестают практиковаться." (не помню чьи слова)
Спасибо за приведенные цитаты. Они весьма познавательны.
Успехов в творчестве,
С взаимной благодарностью и пожеланиями успехов,
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Школа – удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего. Здесь всегда надо торопиться, торопиться все успеть, торопиться дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. Поэтому в этой стране творчества уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
Когда я говорю о школе, нередко вспоминаю и свои школьные годы. В возрасте 11 лет, когда впервые пришла на урок английского языка, я вдруг четко осознала, что хочу стать учителем. Мир иностранных слов, иностранная культура, речь, традиции заворожили меня сразу. В сознании всплывают воспоминания о первой учительнице английского языка. Томительное ожидание каждого урока помнится до сих пор. Я с нетерпением ждала этой встречи! Как искусно она перевернула мой мир! Какими яркими красками расцветила мою жизнь! Сколько душевного тепла подарила! Сколько лет прошло с тех пор? А детские воспоминания до сих пор греют душу и вызывают добрую улыбку на лице, они остались, кажется, навсегда! Значит, профессия учителя ‒ это моя жизнь.
Для меня это дело ‒ источник человеческого общения, радости, чувства сопричастности к рождению личности. Это, действительно, «профессия дальнего действия», самая главная на земле, ибо предоставляет возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка, проследить процесс становления личности. И я в своем стремлении привить ученикам интерес к учебе, к знанию, к чему-то новому стараюсь не обмануть их ожидания и не разочаровать. Мы учимся друг у друга, «растем» и вместе раскрываем этот мир. Вот на этой мудрости и основывается, пожалуй, мое педагогическое кредо, иллюстрацией которому могут послужить слова Сократа: «Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика».
Учитель ‒ это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно вместе с учениками и только так мы совершаем открытия! И я не боюсь порой показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь». Я стремлюсь всегда привить детям понимание важности и значимости получения знаний в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда – великая радость. Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации ‒ вот моя задача как учителя. Трудно представить себе жизнь без эмоций, без искренней радости за чужой успех, без понимания того, что твои знания и твой опыт могут проложить кому-то тропинку к широкой дороге под названием жизнь!
«Детство – это цветущий мир, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был опытный, любящий поводырь», ‒ эти слова психолога, врача и философа А.И. Баркан как нельзя лучше отражают мысли об огромной ответственности учителя за судьбы детей, которых ему доверили. Время быстро летит, незаметно пролетают годы. А человек постоянно учится. Учится профессии, учится дружить, мечтать, любить, учится жить. Совершая ошибки, преодолевая жизненные трудности, мы становимся мудрее. Проходят годы, но вряд ли кто-то сможет сказать, что знает всё, что он изучил науки, освоил профессию в совершенстве. Сколько живёт человек – столько и учится, познаёт мир. И даже когда за плечами немалый опыт работы с детьми, ты всё еще продолжаешь учиться. «Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени», по словам латышского поэта, драматурга и переводчика Я. Райниса. А русский поэт Борис Левин запечатлел эту мысль немного в иной форме: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, о своих возможностях и ценностях, в сущности, философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия ‒ одна из самых ответственных и непростых. Учитель, как никто другой, «работает» на день завтрашний. Ведь не сразу, глядя на забавных милых первоклашек, можно предугадать, кем они станут в будущем. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и юриста, врача и строителя, космонавта и поэта. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения. А главное ‒ своим словом и делом преподает самую трудную на свете науку ‒ быть людьми. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком» (Ж.-Ж. Руссо).
Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, передающего определенный запас знаний, другие – некоего организатора, способствующего процессу получения образования, третьи – кого-то еще… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника ‒ человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Как учитель, я не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Я согласна с высказыванием российского педагога и писателя А. Лигова: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Именно поэтому учитель и не имеет права на ошибку.
Я убеждена, что школа призвана не только давать детям знания, но и прививать маленьким гражданам добрые чувства, воспитывать активность в борьбе со злом, равнодушием, эгоизмом. Богатейшие возможности для этого есть у учителя с умным и внимательным взглядом, искренним интересом к личности ученика. С какой радостью я преподаю детям английский язык! Приобщая учащихся к национальной культуре стран изучаемого языка, я при этом учу их любить свою Родину, беречь природу, уважать старших, заботиться о своем моральном и физическом здоровье, ведь еще со времен античности известно: не для школы, а для жизни мы учимся. Современность диктует нам свои условия и правила, и каждый сдает экзамен на прочность. А экзамен этот проверка не только знаний ученика, но и мудрости преподавателя. Осуществление сегодняшнего образовательного процесса предполагает как профессиональную подготовку учителя-предметника, так и становление его как личности, способной понять, раскрыть, оценить, спрогнозировать развитие каждого ученика как индивидуальности. Преподавание английского языка – это нечто большее, нежели просто работа в школе. На мой взгляд, учитель гуманитарных предметов, а тем более иностранного языка, – это учитель-универсал, который должен не только превосходно знать язык, но и быть достаточно эрудированным, чтобы поддержать беседу на любые темы.
Не менее близки мне и взгляды педагога на процесс воспитания. Воспитание мыслится К.Д. Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого ‒ подготовить человека к жизни, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. При этом главную роль играет нравственное воспитание. Оно важнее, чем «наполнение головы познаниями». Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять душу и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества, как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.
В связи с этим важными задачами деятельности педагога, на мой взгляд, являются формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений; развитие нравственных чувств, в частности эстетических и патриотических; воспитание навыков и привычек поведения. В воспитании важны многие составляющие: и метод убеждений, и метод упражнений, и распорядок дня, и авторитет родителей, и личность учителя, и поощрения, и благоприятная атмосфера.
Все сказанное кажется особенно актуальным и важным в сегодняшнем сложившемся положении в обществе и стране. И, пожалуй, именно следование этим принципам позволяет учителю нести «свою службу» и стараться честно выполнить свой долг – долг человека, который готовит смену нынешнему поколению, готовит тех, за кем будущее России. И это будущее должно вселять надежду и быть светлым!
Следующая цитата
Школа – удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего. Здесь всегда надо торопиться, торопиться все успеть, торопиться дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. Поэтому в этой стране творчества уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
Когда я говорю о школе, нередко вспоминаю и свои школьные годы. В возрасте 11 лет, когда впервые пришла на урок английского языка, я вдруг четко осознала, что хочу стать учителем. Мир иностранных слов, иностранная культура, речь, традиции заворожили меня сразу. В сознании всплывают воспоминания о первой учительнице английского языка. Томительное ожидание каждого урока помнится до сих пор. Я с нетерпением ждала этой встречи! Как искусно она перевернула мой мир! Какими яркими красками расцветила мою жизнь! Сколько душевного тепла подарила! Сколько лет прошло с тех пор? А детские воспоминания до сих пор греют душу и вызывают добрую улыбку на лице, они остались, кажется, навсегда! Значит, профессия учителя ‒ это моя жизнь.
Для меня это дело ‒ источник человеческого общения, радости, чувства сопричастности к рождению личности. Это, действительно, «профессия дальнего действия», самая главная на земле, ибо предоставляет возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка, проследить процесс становления личности. И я в своем стремлении привить ученикам интерес к учебе, к знанию, к чему-то новому стараюсь не обмануть их ожидания и не разочаровать. Мы учимся друг у друга, «растем» и вместе раскрываем этот мир. Вот на этой мудрости и основывается, пожалуй, мое педагогическое кредо, иллюстрацией которому могут послужить слова Сократа: «Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика».
Учитель ‒ это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно вместе с учениками и только так мы совершаем открытия! И я не боюсь порой показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь». Я стремлюсь всегда привить детям понимание важности и значимости получения знаний в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда – великая радость. Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации ‒ вот моя задача как учителя. Трудно представить себе жизнь без эмоций, без искренней радости за чужой успех, без понимания того, что твои знания и твой опыт могут проложить кому-то тропинку к широкой дороге под названием жизнь!
«Детство – это цветущий мир, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был опытный, любящий поводырь», ‒ эти слова психолога, врача и философа А.И. Баркан как нельзя лучше отражают мысли об огромной ответственности учителя за судьбы детей, которых ему доверили. Время быстро летит, незаметно пролетают годы. А человек постоянно учится. Учится профессии, учится дружить, мечтать, любить, учится жить. Совершая ошибки, преодолевая жизненные трудности, мы становимся мудрее. Проходят годы, но вряд ли кто-то сможет сказать, что знает всё, что он изучил науки, освоил профессию в совершенстве. Сколько живёт человек – столько и учится, познаёт мир. И даже когда за плечами немалый опыт работы с детьми, ты всё еще продолжаешь учиться. «Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени», по словам латышского поэта, драматурга и переводчика Я. Райниса. А русский поэт Борис Левин запечатлел эту мысль немного в иной форме: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, о своих возможностях и ценностях, в сущности, философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия ‒ одна из самых ответственных и непростых. Учитель, как никто другой, «работает» на день завтрашний. Ведь не сразу, глядя на забавных милых первоклашек, можно предугадать, кем они станут в будущем. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и юриста, врача и строителя, космонавта и поэта. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения. А главное ‒ своим словом и делом преподает самую трудную на свете науку ‒ быть людьми. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком» (Ж.-Ж. Руссо).
Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, передающего определенный запас знаний, другие – некоего организатора, способствующего процессу получения образования, третьи – кого-то еще… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника ‒ человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Как учитель, я не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Я согласна с высказыванием российского педагога и писателя А. Лигова: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Именно поэтому учитель и не имеет права на ошибку.
Я убеждена, что школа призвана не только давать детям знания, но и прививать маленьким гражданам добрые чувства, воспитывать активность в борьбе со злом, равнодушием, эгоизмом. Богатейшие возможности для этого есть у учителя с умным и внимательным взглядом, искренним интересом к личности ученика. С какой радостью я преподаю детям английский язык! Приобщая учащихся к национальной культуре стран изучаемого языка, я при этом учу их любить свою Родину, беречь природу, уважать старших, заботиться о своем моральном и физическом здоровье, ведь еще со времен античности известно: не для школы, а для жизни мы учимся. Современность диктует нам свои условия и правила, и каждый сдает экзамен на прочность. А экзамен этот проверка не только знаний ученика, но и мудрости преподавателя. Осуществление сегодняшнего образовательного процесса предполагает как профессиональную подготовку учителя-предметника, так и становление его как личности, способной понять, раскрыть, оценить, спрогнозировать развитие каждого ученика как индивидуальности. Преподавание английского языка – это нечто большее, нежели просто работа в школе. На мой взгляд, учитель гуманитарных предметов, а тем более иностранного языка, – это учитель-универсал, который должен не только превосходно знать язык, но и быть достаточно эрудированным, чтобы поддержать беседу на любые темы.
Не менее близки мне и взгляды педагога на процесс воспитания. Воспитание мыслится К.Д. Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого ‒ подготовить человека к жизни, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. При этом главную роль играет нравственное воспитание. Оно важнее, чем «наполнение головы познаниями». Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять душу и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества, как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.
В связи с этим важными задачами деятельности педагога, на мой взгляд, являются формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений; развитие нравственных чувств, в частности эстетических и патриотических; воспитание навыков и привычек поведения. В воспитании важны многие составляющие: и метод убеждений, и метод упражнений, и распорядок дня, и авторитет родителей, и личность учителя, и поощрения, и благоприятная атмосфера.
Все сказанное кажется особенно актуальным и важным в сегодняшнем сложившемся положении в обществе и стране. И, пожалуй, именно следование этим принципам позволяет учителю нести «свою службу» и стараться честно выполнить свой долг – долг человека, который готовит смену нынешнему поколению, готовит тех, за кем будущее России. И это будущее должно вселять надежду и быть светлым!
24.01.2017, 17724 просмотра.
Следующая цитата
Жизненные уроки становятся впоследствии самыми важными и определяющими ступенями в судьбе каждого человека. Не зря знающие люди говорят: «Жизнь – лучший учитель, она всему научит». Некоторые граждане усваивают советы очень хорошо. Они понимают совершенные ошибки, анализируют их и в будущем стараются вести себя правильно и чаще становятся удачливыми и добиваются в жизни больших успехов.
Каждый человек, появляющийся в нашей жизни учитель. Одни учат нас быть сильнее, другие быть мудрее, некоторые учат прощать, а есть и такие, которые с уверенностью призывают быть счастливыми и радоваться каждому прожитому дню. Ветерана Великой Отечественной войны, Учителя с большой буквы Черивмурзаева Магомеда Арзулумовича по праву можно отнести к данной категории. По зову сердца он осознанно стал педагогом, выбрав для себя одну единственную и самую почитаемую профессию.
Наставничество во все времена считалось трудоемким процессом, отнимающим много сил и времени. Воспитатель в первую очередь должен заботиться об успехе подопечного, взяв на себя ответственность в роли наставника, помочь ученику поверить в себя и взрастить уверенность в собственных силах. Он способствует созданию условий, при которых появляется возможность осознать цели жизненного пути и быть ответственным за их осуществление.
Бесспорно, наставник помогает человеку стать счастливым и достичь максимальной самореализации, он защищает ученика от самых досадных ошибок, это маяк, освещающий путь, который ведет к цели. Жизнь ставит перед ним вопросы, как увлечь ребят учебой, помочь им определиться, найти свое место под солнцем, выбрать профессию по душе и адаптироваться во взрослую сферу. При решении этих проблем ему помогают методы воспитания, основанные на доверии, имеющийся у ребят потенциал, поиск и развитие их дарований, способностей, значимость в коллективе, справедливость и т.д.
Ведь справедливость для классного руководителя является критерием его профессии, а для школьника она – условие защищенности. Когда дети видят перед собой умного, грамотного, успешного, любящего свое дело педагога, то тогда есть вероятность успеха. У Магомеда Черивмурзаева в школе было неизменное кредо: «Урок – это творческая мастерская учителя и ученика. Будь терпелив в ожидании чуда и готовься для встречи с ним в каждом ребенке!».
Биография героя нашего рассказа Магомеда Арзулумовича особо не отличается от жизни и деятельности его сверстников. Судьбе было угодно, чтобы стать учителем, обучать сельских ребятишек грамоте, готовить их к службе в армии. Будущий педагог родился 23 мая 1924 года в с. Хамаматюрт Бабаюртовского района Дагестана, расположенного на правом берегу реки Терек. Родители с детских лет привили своему сыну любовь к труду, с которым он никогда не расставался, вплоть до 2011 года, пока не перестало биться сердце.
После успешного окончания семилетки в родном селе Магомед Черивмурзаев поступает на курсы по подготовке учителей начальных классов в городе Хасавюрте. У него тогда было огромное желание прийти в местную школу уже с дипломом педагога, которых здесь не хватало. Начинается совершенно новый этап в его трудовой деятельности: школа, уроки, дети, их воспитание в духе преданности идеалам Отчизны.
Молодой учитель начальных классов многому научился у более опытного наставника Кайрава Кагерманова, который построил в селе школу и стал первым её директором, вплоть до ухода на фронт в 1941 году. Ему не суждено было вернуться живым с той жестокой войны, в марте 1944 года он скончался от полученных ран в госпитале города Апостолово Днепропетровской области.
В Хамаматюртовской школе даже в годы Великой Отечественной войны не прекращались занятия. Определенная роль в образовательном учреждении отводилось и трудовому обучению школьников. Из-за нехватки бумаги они порой писали на полях старых газет. Тогда школьные учебники, как правило, заменял живой, увлекательный рассказ учителя. Основой метода Магомеда Черивмурзаева были такие принципы: убеждение, личный пример, поощрение, требование и принуждение. Все вместе они выступали в качестве универсальной системы образования, воспитания и достижения результатов.
Наставник часто повторял своим ученикам: «Образование – клад, а труд – ключ к нему. На одном из уроков он рассказал им поучительную притчу «Об учителе и учениках», которая затронула детей до глубины души. Она вкратце такова.
Учитель принёс сундук и сказал ученикам: «Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом».
Ученики столпились вокруг сундука. Кто-то попробовал открыть его с помощью инструмента, но замок оказался слишком сложным.
Другой принес из дома разные ключи, но они не подошли.
Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
-Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил: «Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад».
Будучи учителем по призванию, Магомед Арзулумович ежедневно давал перспективу размышлениям ученика. С этой важной задачей он умело справлялся. Дети очень любили своего педагога, который открывал им окно в увлекательный Мир знаний. Так продолжалось до конца 1942 года.
В начале 1943 г. комсомолец Черивмурзаев добровольцем уходит на фронт бить фашистов. В феврале того же года его отправляют в Грузию на курсы подготовки минометчиков. После завершения учебы в школе участвует в боях под Туапсе, в Крыму. Здесь он получает свое первое ранение в правую руку. Мягкие ткани были повреждены, остался шрам. После лечения снова на передовую.
Часть, где служил красноармеец, была переброшена на Западный фронт, в Белоруссию. Здесь тоже шли ожесточенные бои, враг упорно оказывал сопротивление. Второй раз пуля задела Черивмурзаева, но опять обошлось. При штурме Кенигсберга в апреле 1944 года (нынешний Калининград) он третий раз был ранен осколком в ногу. На этой земле завершил свой боевой путь фронтовик.
Заслуги ветерана отмечены орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также другими государственными наградами. На войне Магомед Арзулумович потерял многих своих товарищей, которые, как и он, храбро сражались на полях сражений и завоевали Победу для мирной жизни на земле.
Когда ученики спрашивали своего любимого педагога о его фронтовой жизни, он всегда отвечал: «Война – это страшная трагедия, которая убивает человека, уничтожает его физические, духовные ценности, созданные им с древнейших времен. Во Второй Мировой войне погибло 70 миллионов человек, тысячи городов были уничтожены, наша страна потеряла 27 миллионов своих граждан.
С трепетом души воспринимаю руины, пожарища, которые оставляла война, перенесла наша земля. Гулким негаснущим эхом отдаются во мне стоны, плач детей и матерей. Они ранят мое сердце, разящей болью. Такое не должно больше повториться. Нет ни одной семьи, которая не потеряла в эту войну близкого, родного ей человека. И по сей день есть на земле места, где не растет трава, деревья. До сих пор слышны стоны матушки-земли».
Магомед Арзулумович с супругой воспитали шестерых детей, дали им должное образование и воспитание. Старшая в семье Зумрут Казанбиева работает медсестрой в районной больнице. Анварпаша Черивмурзаев в свое время окончил знаменитую Горьковскую высшую школу милиции, работал в правоохранительных органах, сейчас он подполковник в отставке.
Абдулла Черивмурзаев окончил Минскую высшую школу МВД СССР, работал оперуполномоченным уголовного розыска Бабаюртовского РОВД, старшим оперуполномоченным по борьбе с преступлениями террористического характера в Центре «Т» Южного Федерального округа, оперуполномоченным УУР при МВД по РД. В настоящее время подполковник милиции в отставке возглавляет отдел администрации Бабаюртовского района.
Трое младших пошли по стопам отца и стали учителями. Эмахан Арсанмурзаева работает в той же Хамаматюртовской школе, где трудился отец. Дильбарханум Хасаева – преподаватель английского языка в селе Янгиюрт. Ибадулла Черивмурзаев третий год трудится директором Хамаматюртовской школы № 1 имени Рашидхана Бекишева. Благодаря его профессионализму, целеустремленности и полученному у отца опыту школа заняла достойные позиции в сфере образования.
Глава семейства Магомед Арзулумович оставил о себе яркий след как наставник, давший путевку в жизнь сотням ребятишек, которые теперь верой и правдой служат Родине. Некоторые из них тоже стали учителями, продолжают творить разумное, доброе и вечное. В память о ветеране одна из улиц в Хамаматюрте названа его именем.
Читайте также: