Тургенев о толстом цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Карикатура: либерал-эквилибрист Карикатура: либерал-эквилибрист
Иван Тургенев в читательском сознании не выпадет из череды классиков русской литературы от того, что православный христианин Фёдор Достоевский …да и все тогдашние русофилы… воспринял роман Тургенева «Дым», как западническую клевету на Россию. «Дым», по словам Фёдора Михайловича, «подлежал сожжению от руки палача»; «…книга "Дым" меня раздражила. Он (Тургенев – А.Б.) сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: "Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве". Он объявил мне, что это его основное убеждение о России. (…) Ругал он Россию и русских безобразно, ужасно. Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы ещё Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущество провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию . А между тем не только все, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны. (…) Я (Достоевский – А.Б.) перебил разговор (Достоевский беседовал с Тургеневым в германского городе Баден-Бадене - А.Б.) ; заговорили о домашних и личных делах, я взял шапку и как-то, совсем без намерения, к слову, высказал, что накопилось в три месяца в душе от немцев: "Знаете ли, какие здесь плуты и мошенники встречаются. Право, чёрный народ здесь гораздо хуже и бесчестнее нашего, а что глупее, то в этом сомнения нет. Ну вот Вы говорите про цивилизацию; ну что сделала им цивилизация и чем они так очень-то могут перед нами похвастаться!" Он (Тургенев – А.Б.) побледнел (…) и сказал мне: "Говоря так, Вы меня лично обижаете. Знайте, что я здесь поселился окончательно, что я сам считаю себя за немца, а не за русского, и горжусь этим!"
Достоевский обличал русофобствующего германофила Тургенева, разумею, не из честолюбивой ревности …сам при жизни в гениях ходил… разумею, не из зависти к богатому барскому имению и даже не от славянофильства, но лишь из сыновьей любви к родному русскому народу, униженному и оскорблённому . Оно, вроде, и брань на вороту не виснет, но ведь простоватый русский книгочей может и за чистую правду принять выводы Тургенева о том, что
«…Русь в целые десять веков ничего своего не выработала, ни в управлении, ни в суде, ни в науке, ни в искусстве, ни даже в ремесле… (…) Наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная (…) потому что даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут – эти наши знаменитые продукты – не нами выдуманы. (…) Ну скажите мне на милость, зачем врёт русский человек? (…) Лезут мне в глаза с даровитостью русской натуры, с гениальным инстинктом (…) Да какая это даровитость, помилуйте, господа? Это лепетание спросонья, а не то полузвериная сметка. (…) Русское художество, русское искусство. Русское кружение я знаю и русское бессилие тоже, а с русским художеством, виноват, не встречался. (…) Русские люди – самые изолгавшиеся люди в целом свете; а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей…»
Ранешние царские западники, хотя, случалось, и грешили русофобией, всё же были западники по убеждению, и, думали: западноевропейский стиль жизни во благо России; нынешние же лукавые «западники» с русофобской пеной на губах куплены Западом с потрохами и по сниженным ценам, – товар бросовый, молью побитый. И за славу суетную, злато-серебро испросил сумеречный князь душу, Богом дарованную … А посему нынешним «западникам» хоть наплюй в глаза, да хоть помочись в очеса, все Божия роса. Среди русофилов есть малые и великие грешники, но русофилы каются, а русофобы каяться не способны, ибо без Бога и царя в голове, русофобы, не грешники, русофобы – слуги князя тьмы.
Не уничижают же художественный гений Льва Толстого, но во спасение русской души, скажем, грозные проповеди святого праведного Иоанна Кронштадского супротив ереси мятежного графа:
«Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… (…) О, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны… (…) Доколе, Господи, терпишь злейшего безбожника, смутившего весь мир, Льва Толстого? Доколе не призываешь его на суд Твой. Господи, земля устала терпеть его богохульство. (…) Возьми его с земли — этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь».
«Думы о русском с древнейших до нынешних времён». Иркутск, 2017.
Мог ли светоч Земли Русской праведный Иоанн Кронштадтский писать вежливей, читая статьи графа Толстого, клокочущие ненавистью к Русской Православной Церкви: «… Я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь , практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения. (…) я отвергаю все таинства . ( Из письма Л. Толстого по выходу Постановления Священного Синода об отлучении его от Церкви)
А ранее борзый и гордый гений замахнулся и на Святое Писание, на христианство:
«Разговор о божестве и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».
(Из дневника Льва Толстого)
Воистину , зеркало русской революции; верно мыслил великий Ленин, ненавидевший Достоевского за Церковь Христову, возлюбивший Толстого за отвержение от Церкви, равно и царя Петра Первого, родного большевикам по неприязни к всему русскому, исконному.
Я повёл речь о писателе Астафьеве, и зачем же помянул предзакатного Тургенева, Толстого. А затем, чтобы показать идейную близость сих писателей в их позднюю пору, дабы заодно и подтвердить сказанное раньше: про усопших писателей грех говорить скверно, да и про всех ближних, живых и мёртвых, но растолковать простоватому книгочею о их мировоззренческих блужданиях во тьме, – не грех, но лишь во благо нынешних и грядущих читательских душ. Правда, еще толкуют мудрые: де, про покойных либо молчат, либо говорят правду…
Увы, забывали писатели речение Христа: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» . (Лк.17:2) Различны были изначальные мотивы писательских ересей: у великих …Тургенев, Толстой… и блуждания великие, а равновелик ли дворянским классикам сибирский мужик, нынешний век решит ; но я думаю, вершинные сочинения Астафьева – уже в ряду классических произведений, и даже превосходят иные, ибо запечатлели не узкий дворянский мир, но крестьянский – суть, народный, поскольку крестьянство вначале прошлого века составляло почти девяносто процентов народонаселения России, поскольку в русских, чем бы те не промышляли, и по сей день крестьянский дух не выветрился из души. Но то уже иная беседа…
Продолжение очерка, глава " Встречи с Виктором Астафьевым" здесь
Следующая цитата
9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения писателя Ивана Тургенева. Что писал классик о курском крае, кто стал прототипом одной из самых ярких его героинь – барыни из «Муму», и почему Лев Толстой вызвал на дуэль Тургенева, вспоминает «ДДД» накануне этого юбилея.
9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения классика русской литературы |
О курянах и губернаторе
Иван Сергеевич Тургенев неоднократно бывал в Курской губернии. Во-первых, он родился и провел детство неподалеку – Спасское-Лутовиново находится под Орлом. Во-вторых, его матери, а позже брату принадлежала деревня Семеновка Щигровского уезда. В «Записках охотника» действия часто происходят в Курской губернии, при этом Тургенев приводит описания здешних мест и типажей.
Один из рассказов цикла так и называется – «Гамлет Щигровского уезда». По сути это язвительная сатира на нарождающуюся русскую интеллигенцию. Своей главной бедой герой считает «недостаток оригинальности», но при этом сам же просит называть себя «Гамлетом Щигровского уезда».
При этом писатель проходится и по провинциальному «обществу». На обеде, куда пригласили автора, все с трепетом ожидают приезда некоего сановника (исследователи склоняются к тому, что речь идет о тогдашнем губернаторе). «Шумный разговор превратился в мягкий, приятный говор, подобный весеннему жужжанью пчел в родимых ульях. И вот вошла наконец матка – вошел сановник. Сердца понеслись к нему навстречу, сидящие туловища приподнялись», – Тургенев очень метко описывает эту встречу, а потом и сам обед, где подавали «рыбу в полтора аршина длины и с букетом во рту», а «хозяин хлопотал, бегал, суетился, потчевал гостей, мимоходом улыбался спине сановника».
Самим же курянам гораздо приятнее вспоминать, как Тургенев восхищался курским соловьем. По крайней мере, это он делал без сарказма: «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет». В новелле «О соловьях» Тургенев вспоминает историю о том, как мценский купец «под Курском у мальчика купил за двугривенный», а в Петербурге продал птицу «за тысячу двести рублей ассигнациями».
О том, как писатель «встретил йети»
Тургенев был заядлым охотником. Охотничьи тропы писателя пролегали не только в родной Орловской, но и граничащих с ней губерниях, в том числе Курской. Центральная полоса тогда представляла собой большей частью нетронутую цивилизацией природу с обилием живности. В рассказе «Льгов» Тургенев пишет, что «к обеду лодка наша через край наполнилась дичью». Правда, потом лодка пошла ко дну, и «через мгновение мы уже стояли по горло в воде, окруженные телами уток».
Во время одной из таких охотничьих вылазок у писателя произошла довольно странная и даже пугающая встреча. Тургенев поделился подробностями с французским классиком Мопассаном, который запечатлел этот эпизод в новелле «Страх».
«Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Тургенев быстро обернулся и увидел страшное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое, морщинистое, гримасничающее и смеющееся лицо. Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным». Писатель спасся бегством, причем существо еще долго его преследовало. На помощь пришел мальчик-пастух, отогнавший «чудовище» кнутом.
Исследователи непознанного любят приводить этот рассказ как подтверждение существования снежного человека. Неужели молодой литератор действительно повстречал йети? Конечно, нет. Развязку этой таинственной истории описывает сам Мопассан, только поклонники всего таинственного предпочитают цитировать лишь первую часть новеллы.
На деле же оказывается, что Тургенева напугала сумасшедшая женщина, жившая дикаркой в лесу более 30 лет. Местные пастухи хорошо ее знали и даже частенько кормили. Кстати, сам писатель упоминает о ней в рассказе «Бежин луг».
Прототипом жестокой барыни из «Муму» стала мать писателя |
О матери, ставшей барыней из «Муму»
Прототипом барыни из «Муму», чья жестокость и самодурство, казалось, не знали границ, стала сама мать писателя.
Варвару Петровну Лутовинову действительно боялись не только дворня и соседи, но и собственные дети. О ее причудах ходили легенды. Например, она наряжала слуг в специальную форму, имитирующую костюмы служащих государственных департаментов, называла их по фамилиям министров. «Подданными» она правила на манер самодержавной государыни – с «полицией» и «чиновниками», каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад. Любимое ее изречение было: «Хочу казню, хочу милую».
Детей тоже не баловала. «Матери я боялся как огня, – говорил много лет спустя Тургенев. – Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».
В молодости она была довольно непривлекательна и нелюдима, поэтому надолго засиделась в девках. Но обладая огромным наследством, верила, что за деньги можно купить все, даже мужа. Так в итоге и получилось. Помещица вышла замуж за красавца-поручика из довольно бедной многодетной семьи, который был еще и на десять лет моложе нее. «Какого мужа захотела, такого и взяла», – кичливо заявляла она.
Этот брак никому не принес счастья. Жена беспрестанно ревновала молодого супруга, позже сама ему изменяла (у нее даже была незаконнорожденная дочь), да и тот не отличался верностью. Когда отец Ивана Тургенева умер, она даже не захотела поставить ему памятник, и вскоре могила была утеряна.
У себя в поместье барыня устраивала показательные массовые экзекуции крепостных, «казнила» неугодных ей собак, кошек, индюков и петухов, которые, к примеру, раскукарекались не ко времени. Для этого собирался целый «суд», зачитывался приговор, «виновному» отрубали голову и закапывали его в землю.
А немой дворник, которого, правда, звали Андрей, а не Герасим, действительно был вынужден по ее приказанию утопить собачку, не угодившую барыне.
Дуэль двух классиков предотвратили в последний момент |
О дуэли Толстого и Тургенева
В Тульской области неподалеку от Ясной Поляны есть памятник – на постаменте стоят два классика русской литературы: Тургенев и Толстой. Они действительно много общались, даже дружили. Но однажды эта дружба едва не закончилась дуэлью.
Свидетелем брошенного вызова стал еще один литератор, чье имя связано с Курской губернией – Афанасий Фет. Собственно, произошло все это в его поместье. Правда, не в курской Воробьевке,
В светской беседе за завтраком супруга Фета поинтересовалась, как Тургеневу новая гувернантка его дочери (дочь была незаконнорожденной, но писатель довольно трепетно относился к ее воспитанию). Тот рассказал, что по совету гувернантки девушка занялась благотворительностью: чинит одежду бедняков. На что Толстой, уже тогда всех поучавший, отметил: «Я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену». И добавил, что если бы это была законная дочь, ее воспитывали бы иначе. Тургенев крикнул что-то вроде: «А если вы будете так говорить, я вам дам в рожу», – и хлопнул дверью.
Писатели разъехались, и уже на следующий день Лев Николаевич прислал вызов на дуэль. Причем настаивал на том, чтобы стрелялись из ружей, а не из пистолетов. Чтобы уж наверняка.
Кажется невероятным, что легкая беседа за завтраком привела к таким последствиям. Но отношения писателей всегда были непростыми. С одной стороны, Тургенев был первым, кто заметил талант графа Толстого и серьезно его поддержал. С другой, они часто вступали в перепалки, и казалось, что безумно друг друга раздражали. Друзья даже интересовались: не в зависти ли дело? Тургенева могло сердить, что друг моложе, выше по происхождению и талантливее. Иван Сергеевич гневно отметал эти предположения.
Впрочем, и у Толстого характер был не сахар. Как вам хотя бы такая цитата: «Это вот он нарочно теперь ходит взад и вперед мимо меня и виляет своими демократическими ляжками». Это в гостях у Некрасова Толстой пытался уснуть, а Тургенев ему помешал.
К счастью, Фет и другие общие друзья в последний момент смогли предотвратить дуэль, иначе не была бы написана «Война и мир», «Отцы и дети» остались бы без окончания. Но классики потом еще целых 17 лет не общались друг с другом.
Следующая цитата
Отписаться можно в любой момент.На книгах Ивана Сергеевича Тургенева выросло не одно поколение. Его произведения заставляют задуматься, вдохновляют, очаровывают. И трудно даже представить себе, что их автор снискал репутацию одного из самых скандальных литераторов своего времени. Он ссорился с Достоевским, Некрасовым и Гончаровым, а Толстой даже вызывал Тургенева на дуэль. Что же было причиной ссор писателя со своими коллегами по перу?
Иван Тургенев и Лев Толстой
Два талантливых писателя не сошлись во взглядах на воспитание подрастающего поколения. Сора произошла в гостях у Афанасия Фета и его супруги Марии Петровны во время обеда. Мария Петровна во время трапезы поинтересовалась у Тургенева мнением о его новой английской гувернантке, нанятой для воспитания дочери. Писатель в подробностях рассказал о методах воспитания и о том, как гувернантка приучает свою воспитанницу к благотворительности. Поначалу она просила Ивана Сергеевича определить сумму, выделяемую дочери для благотворительности, а после сделала участие девочки более деятельным. Пелагея латала одежду нищих, приводила её в порядок и после возвращала.
Лев Николаевич позволил себе уничижительно высказаться о данной методике воспитания, сказав, что девушка в кружевах, латающая лохмотья, выглядит довольно смешно. Разгневанный Иван Сергеевич попросил коллегу замолчать, однако Толстой считал себя вправе говорить всё, что думает. Разгневанный Тургенев вышел из-за стола и вскоре уехал в своё имение. Позже последовала переписка двух писателей, которая вполне могла примирить поссорившихся.
Однако из-за задержки ответного письма от Тургенева к Толстому, Лев Николаевич снова счёл себя оскорблённым и предложил стреляться. К счастью, дуэль их так и не состоялась, а вот общаться два талантливых литератора перестали на целых 17 лет. Лишь за пять лет до смерти Ивана Тургенева Толстой отправил ему письмо с извинениями, которые были приняты.
Иван Тургенев и Иван Гончаров
Ссора с Гончаровым была куда более громкой и к её разрешению привлекался даже третейский суд в лице Анненкова, Дружинина, Дудышкина и Никитенко. Иван Гончаров публично обвинял Тургенева в плагиате, искренне считая, что герои «Дворянского гнезда» и «Накануне» заимствованы из того отрывка, который автор «Обломова» читал Тургеневу.
Однако члены «третейского суда», подробно изучив и сравнив два произведения, никаких заимствований не обнаружили. Иван Тургенев и Иван Гончаров с тех пор прекратили всякое общение.
Иван Тургенев и Фёдор Достоевский
Тургенев и Достоевский некоторое время общались, но особой симпатии между ними не было. Тургенев считал молодого писателя выскочкой и хвастуном и даже вместе с Некрасовым сочинил едкую эпиграмму, высмеивающую самомнение Достоевского. Тем не менее, попав в трудную финансовую ситуацию после проигрыша в казино в Висбадене, Фёдор Михайлович просил Ивана Сергеевича позаимствовать ему денег. Тургенев одолжил ему половину запрашиваемой суммы, которую Достоевский возвратил лишь через 11 лет.
Фёдор Достоевский считал Тургенева, живущего большей частью за границей, дрянным человеком и упрекал его в отсутствии патриотизма. Иван Тургенев сохранил своё неприязненное отношение к Достоевскому даже после смерти последнего.
Иван Тургенев и Николай Некрасов
Тургенева и Некрасова связывала многолетняя дружба. Известно, что во время своего проживания в Петербурге Иван Сергеевич наведывался к поэту ежедневно. Он прибывал с утра, отлучался, если случалась надобность, но возвращался к обеду и находился у Некрасова до того, как нужно было отправляться на мероприятия или наносить вечерние визиты.
Они могли расходиться в финансовых вопросах: Тургенев прибывал в «Современник» и тут же просил денег. Ему давал и сам Николай Алексеевич, и в кассе одалживали, однако после сведения счетов оказалось, что писатель задолжал издательству ни много ни мало, а 9000 рублей. Но даже этот факт не поссорил приятелей. Некрасов признавался в своём теплом отношении к Тургеневу и по-прежнему был терпелив и великодушен к другу.
Но горячий спор о русских и европейских писателях едва не положил конец их дружбе. Тургенев считал, что в России никогда не будет таких светочей слова, как Шекспир, а Некрасов приводил ему в пример Гоголя. К тому же Некрасов считал: ничто так не вдохновляет, как русская земля и родное Отечество. Тургенев, давно и прочно считавший Европу своим вторым домом, подобного патриотизма не разделял. И даже весьма резко высказался по этому поводу. Однако именно благодаря Ивану Тургеневу Европа стала знакомиться с русской литературой.
Могла ли предположить популярная оперная певица Полина Виардо, что триумфальные гастроли в Санкт-Петербурге принесут ей не только любовь русской публики, но и удивительный роман длиною в сорок лет. Не каждый брак, даже заключенный по большой любви, способен продержаться так долго. А ведь это были особые взаимоотношения замужней женщины с русским дворянином Иваном Тургеневым.
Следующая цитата
Отписаться можно в любой момент.Екатерина Шаховская разбила сердце юному Тургеневу
Впервые Тургенев познал чувство любви, когда ему было пятнадцать лет. Его возлюбленной стала девятнадцатилетняя Екатерина — дочь княгини Шаховской. Виделись они довольно часто, так как их имения были по соседству. Молодые люди постоянно приходили друг к другу в гости. Ивана Сергеевича покорила не только красота девушки, но и ее талант к поэзии. Внутри него бушевали пылкие чувства, но он не мог найти в себе смелости признаться в них юной княжне. И, возможно, у них было бы прекрасное будущее, если бы не одно но.
Обаятельная Екатерина пленила сердце не только робкого юношу, но и его отца, Сергея Николаевича. И к сожалению Тургенева младшего, Екатерина ответила взаимностью его отцу. Эти события разбили сердце Ивану Сергеевичу, он долго не мог смириться с этими отношениями между дорогими ему людьми. Со временем раны на сердце затянулись, но об этих событиях он не забыл, описав их спустя годы в своей повести «Первая любовь». В главной героине Зинаиде Засекиной узнается образ княжны Екатерины Шаховской, разбившей в дребезги его юное сердце. Несмотря на большое количество осуждений, Тургенев никогда не скрывал от читателей, что у всех героев этой повести, как и во многих других, есть реальные прототипы.
Кстати, судьба Тургенева-старшего и Екатерины сложились трагически. Отец писателя скончался после расставания с Екатериной. Судя по слухам, Сергей Николаевич покончил жизнь самоубийством. Через год Екатерина вышла замуж, родив супругу сына. Но не прошло и недели, как Екатерина отошла в мир иной, вслед за своим бывшим любовником.
Авдотья Иванова родила дочь писателю
Следующей значимой женщиной в жизни писателя была белошвейка Дуня, с которой он познакомился, приехав в поместье матери. Ему на тот момент было двадцать три года. Особых эмоций и чувств Авдотья не вызывала у писателя, но все же смогла оставить значимый след в жизни Тургенева. Девушка забеременела от него и родила дочь Пелагею.
Об отцовстве Тургенев узнал через долгих восемь лет, приехав на некоторое время из-за границы. Оказалось, что мать писателя, Варвара Петровна, отобрала девочку и держала ее в своем имении как крепостную, а Дуню отправила к родителям в Москву, скоропостижно выдав замуж. Хотя Иван Сергеевич официально не признал отцовство, ребенка он все же не бросил.
Татьяна Бакунина не смогла вызвать сильных чувств у Ивана Тургенева
С Татьяной Бакуниной писатель познакомился буквально через пару месяцев после романа с Авдотьей. Это произошло, когда писатель всю зиму гостил в имении своего друга Михаила Бакунина. Его привлекательная и умная сестра Татьяна была старше Тургенева на три года, увлекалась немецкой философией.
Поначалу у Ивана с Татьяной были приятельские отношения, но со временем они переросли в нечто большее. Причем большие чувства испытывала Татьяна, которая была без ума от писателя. Тургенев же в свою очередь не смог устоять под натиском чувств влюбленной девушки, ответив, как ему показалось, взаимностью. Но вскоре осознал, что все-таки не испытывает таких же чувств, как Татьяна. Но все же эта интрижка вдохновила Тургенева на написание пары стихов и рассказов, в том числе его известное произведение под названием «Параша».
Ольга Тургенева так и осталась короткой интрижкой
Взаимные чувства вспыхнули у Ивана Сергеевича с его кузиной Ольгой Александровной. Тургенев даже задумывался о свадьбе, но перспектива женитьбы на родственнице пугала и вызывала большие сомнения. Так что этот роман оказался быстротечным. Но для творчества Ивана Сергеевича Тургенева эти отношения внесли свою лепту. Благодаря им появился роман «Дым», где Ольга стала прообразом героини Татьяны.
Мария Толстая бросила мужа ради Ивана Сергеевича
Новое увлечение Ивана Сергеевича — Мария, сестра Льва Толстого. Девушка была в браке и младше Тургенева на двенадцать лет. Интерес, который писатель к ней проявил, она приняла за большую любовь. Вследствие чего она даже решилась на страшный для тех времен шаг — уйти от мужа. Узнав о таком решении, Тургенев буквально сразу охладел к девушке и потерял к ней всякий интерес.
Судя по высказываниям Ивана Сергеевича, ему больше нравилось добиваться неприступных и запретных женщин. Как говорится, запретный плод сладок. Писатель утверждал, что больше всего его тянет к женщинам властным, так сказать, со стержнем. Он говорил, что может быть счастлив лишь с той женщиной, которая поставит свой каблук ему на шею, вдавливая его лицом в грязь.
Так что Мария зря спешила угодить писателю, поставив на кон всю свою прежнюю жизнь. Пожертвовав своей репутацией и положением в обществе, Марии пришлось уехать за границу, а вскоре она и вовсе решила уйти в монастырь. Так что и этот роман закончился достаточно быстро. Но все же он успел оставить след в трудах Тургенева, ведь Мария Николаевна Толстая стала прототипом Верочки в повести «Фауст».
Полина Виардо пленила Ивана Сергеевича на протяжении сорока лет
Роман с испано-французской оперной певицей Полиной Виардо был у Тургенева практически длиною в жизнь. Впервые он увидел ее осенью в 1843 году на сцене оперного театра в Санкт-Петербурге. Писателю тогда было двадцать пять лет, а певице — двадцать два года. Полина играла одну из главных ролей в итальянской опере. Вся интеллигенция Санкт-Петербурга собралась послушать юное дарование.
Несмотря на невзрачную внешность, сутулость, крупные черты лица, у Виардо получилось пленить Тургенева своим голосом и харизмой, которые затмевали внешние недостатки певицы. Буквально с первого взгляда, с первых нот Тургенев понял, что он пропал. Чувства, которые вызывала в нем эта оперная дива были похожи на безумную любовь.
Этой же осенью Тургенев познакомился на охоте с мужем Полины — Луи Виардо — искусствоведом, критиком и директором Итальянского театра в Париже. И вскоре сбылась мечта писателя. Он лично познакомился с Полиной, которую не может забыть и выбросить из головы уже на протяжении нескольких месяцев. Влюбленного по уши Ивана Сергеевича, не смущал даже тот факт, что девушка была уже замужем. Самое интересное, что Иван Сергеевич и Луи стали близкими друзьями, они вместе ездили на охоту, проводили за беседами вечера. А на флирт между женой и другой он не обращал никакого внимания.
Когда гастроли в России закончились, Иван Сергеевич не раздумывая решил ехать в Европу вместе с семьей Виардо. Ослепленного любовью писателя пыталась остановить его мать, которой ужасно не нравилась Полина, она называла ее "проклятой цыганкой". Не остановили его даже слова матери, что она не даст ему ни копейки на поездку.
Так что, невзирая на то, что Варвара Тургенева была одной из самых богатых и зажиточных женщин России, ее сын уехал в Европу лишь с тем гонораром, который он получил за один небольшой рассказ. Этих денег ему хватило лишь на пару месяцев жизни в Европе. Так что ему пришлось создать цикл рассказов «Записки охотника». И пока он писал этот шедевр, его обеспечивала семья Виардо.
Но бывали и времена, когда семья Виардо уезжала на гастроли, оставляя писателя без средств существования. Тут на помощь приходили друзья и тетя Полины. Но писатель распоряжался этими средствами не всегда рационально. Например, как-то раз тетя Полины сжалилась над бедолагой, подарив Тургеневу тридцать франков, двадцать шесть из которых фанатичный влюбленный потратил на поездку в Париж, чтобы из газет узнать свежих новостей о своей Полине.
А однажды, в отсутствие Луи и Полины, Тургенев чуть не умер от холеры. Но ему повезло, на помощь пришел его русский коллега Александр Иванович Герцен, который забрал его к себе, буквально выходил и поставил на ноги.
Но с каждым возвращением Полины в Париж, писатель забывал трудные времена, и жизнь его опять обретала смысл и счастье. Хотя сама Полина была с ним больше из жалости, а также, чтобы потешить свое самолюбие. Невзирая на то, что в основном у них была платоническая любовь, все же пару недель они смогли провести наедине. Это было счастливое время для Тургенева. Совпадение или нет, но через девять месяцев Полина родила сына. Официально ребенок был от Поля, но поговаривали, что от Ивана Сергеевича.
Вскоре Тургеневу пришлось ненадолго вернуться в Россию, чтобы уладить дела после смерти его матери. В это же время умирает Гоголь, которому Тургенев написал некролог, за что и был арестован. Через пару дней писателя перевели под домашний арест в его имение. Но через год заключения, узнав о концертах Полины в России, писатель переоделся в обычного мещанина, чтобы под фальшивым паспортом уехать к своей любимой. Риск его, можно сказать, не оправдался. Их встреча прошла достаточно холодно и быстро, певица почти сразу уехала обратно в Европу.
Но это не повлияло на чувства Тургенева. Сразу же после снятия ареста он отправился в Париж. Поселившись рядом с семьей Виардо, он стал настоящим другом этой семьи. Спустя годы Полина стала терять свой прекрасный голос, что и вынудило ее покинуть сцену. Теперь Тургенев, который на тот момент уже был знаменит, как в России, так и в Европе, стал главным добытчиком и мог ставить свои условия. Главным из которых было жить одной большой семьей. Полине пришлось согласиться.
Теперь под одной крышей жили Полина, Луи, их двое детей, Иван Сергеевич и его внебрачная дочь. В таком же составе они появлялись на различных светских мероприятиях. Так они и прожили семь лет. Тургенев был счастлив, что наконец-то он стал настоящим членом этой семьи. Кстати, Луи это абсолютно не смущало, он получал все, что ему было необходимо от супруги, а с Иваном Сергеевичем проводил время как с хорошим другом. Тургенев же говорил, что раз судьба не подарила ему своей семьи, он прибился к чужой. Всем своим знакомым Иван Сергеевич советовал жениться, показывая на своем опыте, как тяжело на старости лет сидеть на краю гнезда чужого мужчины.
Марья Савина — последняя любовь Тургенева
Эта актриса покорила писателя буквально с первого взгляда. Он увидел Марью Савину на сцене театра, где она играла роль Вареньки по пьесе самого Тургенева «Месяц в деревне». Она настолько талантливо воплотила в жизнь этот образ, что даже сам писатель удивился и загордился, что он создал такого интересного персонажа. После спектакля он пробрался за кулисы, подарив ей шикарный букет цветов.
Актриса, в свою очередь, поцеловала писателя в щеку. Это проявление нежных чувств еще больше привязало Тургенева к девушке. Он влюбился и признался ей в своих чувствах. Так как девушка была младше его на тридцать шесть лет, писатель не рассчитывал на взаимность. Она считала его другом, делилась своими переживаниями и подготовкой к скорой свадьбе. Встречи их были редкими, но зато они часто писали друг другу письма.
Когда брак Марии дал трещину, Тургенев на радостях решил поехать с ней за границу. Но его планам было не суждено воплотиться. На шестьдесят четвертом году жизни писатель умер в кругу семьи Виардо. Мария в знак памяти своего друга еще долго приходила в дом-музей писателя, чтобы поставить букет цветов перед портретом Ивана Сергеевича.
Читайте также: