Томас де акино цитаты
Обновлено: 22.12.2024
16. Мартина Лаборде. „Мартина“ е формата за женски род на името „Мартин“, което произлиза от Марс, римския бог на войната. „Лаборде“ съдържа значенията „ръб; бряг“ и „поръбвам, бродирам“.
17. Дон Родриго де Буен Лосано. Името „Родриго“, от германски произход, съдържа значенията „слава, известност“ и „могъщ; богат“. „Буен“ значи „добър; здрав“. „Лосано“, отнесено към хора и животни, означава „силен, здрав, с добър вид“, а към растения — „зелен, гъст, разлистен“.
18. Отец Томас де Акино де Нарваес. „Томас де Акино“ е името на свети Тома Аквински, автор и на цитата, с който авторът започва романа. „Нарваес“ е прочуто наварско фамилно име, свързано с всички военни събития в историята на Испания, завоюването на Новия свят и войните между Фландрия и Италия.
Следующая цитата
Большинство людей ошибочно полагают, будто бы общаются с музыкой лишь посредством уха, и воспринимают ее пассивно. Но это не так: на самом деле получаемое удовольствие является ответом сознания на то, что вбирает в себя слух (материя, звуки воспринимаются чувствами, но обретают форму и смысл с помощью сознания); вот почему люди, обладающие одинаковым слухом, слышат по-разному.
Владевшее мною тогда настроение как бы воплощалось в вечном, легком волнении океана, объятом задумчивым, нежным покоем.
Положение, чрезмерно возвышающее человека над соплеменниками, не слишком-то благоприятствует развитию его душевных свойств.
Если человек начинает злоупотреблять убийствами, то скоро и грабеж окажется нипочем — от грабежа он перейдет к пьянству и нарушению дня субботнего; а отсюда — к невежливости и неаккуратности. Стоит вам только вступить на этот скользкий путь — и невозможно представить себе, до чего вы дойдете.
Философ должен смотреть на мир иными глазами, нежели светский человек — убогое, ограниченное существо, скованное узкими, себялюбивыми предрассудками, которые определены рождением и воспитанием; он должен быть человеком широких взглядов и одинаково относиться к высокому и низкому: просвещенному и неучу, виновному и невинному.
В кротком смирении и покорности перед лицом непоправимого зла и безвозвратных утрат бедняки, вообще говоря, гораздо мудрее богачей.
И хоть чай осмеян теми, кто от природы наделен изрядною бесчувственностью (или же развил в себе сию способность усердными возлияниями), и невосприимчив к действию столь утонченного бодрящего средства, этот божественный напиток является любимейшим в доме каждого мыслителя.
Святость любого обещания обратно пропорциональна числу тех, кому это обещание дается.
Все пережитое не умерло – оно спит.
Человек должен либо страдать и бороться, платя этим за более зоркое видение мира, либо его взгляд неизбежно сузится и лишит его глубоких духовных откровений.
За трезвостью своею скрывают люди истинное лицо, но стоит им только выпить, как они выявляют свою истинную сущность.
Человек не вправе считать себя философом, если на его жизнь ни разу не покушались.
Книги, говорят нам, должны наставлять и развлекать. Ничего подобного! Настоящая литература демонстрирует силу, ненастоящая — осведомленность.
Горе не демонстрирует своих язв; унижение не пересчитывает обид.
Всякое действие лучше всего измеряется, объясняется и предупреждается реакцией на себя.
Следующая цитата
Всякое действие лучше всего измеряется, объясняется и предупреждается реакцией на себя.
Чай, хотя над ним и смеются те, у кого чувствительность нервов от природы низкая, всегда будет любимым питьем интеллектуалов.
Человек не вправе считать себя философом, если на его жизнь ни разу не покушались.
К сожалению, у автора всего 3 афоризма, но вы можете почитать других авторов
В ревности больше себялюбия, чем любви.
Обнаженная женщина являет, вероятно, меньшую опасность, нежели женщина, облаченная в одежду, если последняя расположена так искусно, что, все скрывая, вместе с тем все выставляет напоказ.
Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?
Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.
Следующая цитата
Кратким, но изобилующим острыми замечаниями является очерк Татаркевича.
Исследования об авторах и отдельных периодахМы приведем здесь лишь некоторые наименования. Что касается эстетики св. Фомы Аквинского, то, ввиду того что библиография по этой теме весьма обширна и большая часть исследований объемлет широкие проблемы средневековой эстетики, мы даем максимально исчерпывающий список.
Baron R. L'esthйtique de Hugues de St. Victor//Les Йtudes Philosophiques. III. 1957. P. 434-437.
Minuto T. Preludi di una storia del bello in Ugo di San Vittore//Aveum. XXVI. 1952. P. 289-308.
RaynaudDe Lage G. Alain de Lille, poиte du Xlle siиcle. Montrйal; Paris, 1951.
Tea E. Witelo, prospettico del XIII secolo/ZL'arte. XXX. 1927. P. 3-30.
Lutz E. Die Aesthetik Bonaventuras//Festgabe zum 60. Geburtstag Clemens Baeumker. Mьnster, 1913.
Spargo E. J. M. The Category of the Aesthetic in the Philosophy of St. Bonaventura. New York, 1953.
Riedl С. СRobert Grosseteste On light (De luce). Milwaukee, 1942.
Coomaraswamy A K. Medieval Aesthetics: Dionysius the Pseudo-Areopagite and Ulrich Engelberti of Strasburg//Art Bulletin. XVII. 1935. P. 31-45.
Coomaraswamy A K. St. Thomas on Dionysius and Note Relation of Beauty to Truth//Art Bulletin. XX. 1938. P. 66-77.
Bizzarri R. Abbozzo di una estetica secondo i principo della scolastica//Rivista Rosminiana. XXIX. 1935. E 183-196.
Callahan L. A Theory of Aesthetics According to the Principles of St. Thomas of Aquino. Washington, 1927.
Chiocchetti E. San Tommaso. Milan, 1925. V. 5.
De Munnynck M. L'esthйtique de St. Thomas//S. Tommaso d'Aquino. Milan, 1923.
Du Wulf M, Etudes sur l'esthetique de St. Thomas. Louvain, 1896.
Dyroff. Zur allgemeinen Kunstlehre des HI. Thomas// Festgabe zum 70. Geburtstag Clemens Baeumker. Miinster, 1923.
Eco U.И problema estetico in S. Tommaso. Turin, 1956. Gilby T. Poetics Experience: an Introduction to Thomist Aesthetics. New York, 1934. Groenwoud A van. De schoonheidsleer van der H. Thomas van Aquino//Bijdragen van phil. en theol. Faculteites der neederlandische Jezuiten. 1938. E 273-311. Improta G. Contributi dell'Angelico Dottore San Tommaso alia dottrina ed all' evoluzione del bello e dell'arte estetica. Napoli, 1933.
Lingueglia P. Le basi e le leggi dell'estetica secondo San Tommaso//Pagine d'arte e di letteratura. Turin, 1915. Koch J. Zur Aesthetik des Thomas von Aquin// Zeitschrift fur Aesthetik. XXV. 1931. P. 266-271. Marchese V. Delle benemerenze di S. Tommaso verso le belle arti. Genova, 1874.
Mazzantini C. Linee fondamentali di un'estetica tomista. Rome, 1930.
Melchiore V. II bello come relazionalita dell'essere in S. Tommaso//Arte ed Esistenza. Florence, 1956. P. 215-230.
Merlo G. M. II misticismo estetico di San Tommaso//Atti dell'Accademia delle Scienze di Torino. 1939-1940. Montagne A. L'esthetique de St. Thomas//Bulletin de l'lnstitut Catholique de Toulouse. He serie. VI. 1894. Nemetz A A Art in St. Thomas//The New Scholasticism. XXV. 1951. E 282-289.
Olgiati F. San Tommaso e l'arte//Rivista di Filosofia Neoscolastica. XXVI. 1934. P. 90-98.
Olgiati F. L'arte e la tecnica nella filosofia di San Tommaso, Ibidem. XXVI. 1934. P. 156-165.
Olgiati F. L'arte, l'universale e il giudizio. Ibidem. XXVII. 1935. E 290-300.
Olgtati F. San Tommaso e l'autonomia dell'arte. Ibidem. XXV. 1933. E 450-456.
Olgiati F. La «simplex apprehension» e l'intuizione artistica. Ibidem. XXV. 1933. E 516-529.
Pancotti V. San Tommaso e l'arte. Turin, 1924.
Philippe M, D. Situation de la philosophie de l'art dans la philosophie aristotйlico-thomiste//Studia Philosophica. XIII. 1953. E 99-112.
Sella N. Estetica musicale in San Tommaso. Turin, 1930.
Sturzo M. Il bello secondo San Tommaso e B. Croce//Rassegna Nazionale. 1924.
Taparelli d'Azeglio L Delle ragioni del bello secondo la dottrina di San Tommaso//Civiltа Cattolica. IV. 1859-1860.
Thiery A Les Beaux-Arts et la philosophie d'Aristote et St. Thomas d'Aquin. Louvain, 1886.
Valensise P. Dell'estetica secondo i principo dell' Angelico Dottore. Rome, 1903.
Vallet P. L'idйe du Beau dans la philosophie de St. Thomas d'Aquin. Louvain, 1887.
Valverde J, M. Introducciyn a la polиmica aristotйlicotomista sobre la trascentalidad metafisica de la belleza//Revista de ideas estйticas. LII. 1955. E 305-317.
Badt КDer Gott und der Kьnstler/ZPhilosophisches
Jahrbuch der Gцrresgesellschaft. LXIV. 1956. P. 372-392.
Свободные интерпретации средневековой эстетикиВ этом разделе мы приводим список трудов, которые ориентированы не на историографию, а на теорию и написаны по большей части в неотомистской или, во всяком случае, католической культурной среде. Эти труды затрагивают самые разнообразные аспекты средневековых мыслей об искусстве, и вдохновлены они, в частности, идеями св. Фомы. Поэтому их вряд ли стоит привлекать как подручный материал полноценного исторического исследования, однако они могут стать отправной точкой для дальнейших поисков. Прежде всего, они извлекают из небытия и комментируют средневековые эстетические теории. Во-вторых, они указывают, какие из аспектов подобных теорий могут приобрести актуальность. Встречаясь с такими трудами, ученый, естественно, должен проявлять осторожность и проводить грань между корректным истолкованием и дальнейшим развитием и углублением идей средневековой схоластики.
Adler M. Art et Prudence. New York, 1937.
Balthasar N. Art, esthйtique, beautй//Revue nйoscolastique. XXXIV. 1933. P. 70-116.
Ceriani G. La gnoseologia e l'intuizione artistica//Rivista di Filosofia Neoscolastica. XXIV 1934. P 285-300.
Del Caizo V. Spunti tomistici per un'estetica moderna//Humanitas. II. 1947. E 373-386.
De WulfM. Art et Beauty. St. Louis, 1950.
Duffy J. A Philosophy of Poetry Based on Thomistic Principles. Washington, 1945.
Febrer M. Metafisica de la Belleza//Revista de filosofia. Madrid. VII. 1948. P. 91-134.
Marc A La mйthode d'opposition en ontologie thomiste//Revue Nйoscolsstique. XXXIII, 1931. P. 149-169.
Marc A. Mйtaphysique du Beau//Revue Thomiste. LI. 1951. P. 112-133.
Maritain J. Art et Scolasticism. London, 1930.
Maritain J. Sign and Symbol//Journal of the Warburg Institute. I. 1937. P. 1-11.
Maritain J. De la connaissance poйtique//Revue Thomiste. XLIV. 1938. P. 87-98.
Maritain J. Creative Intuition in Art and Poetry. London, 1953.
Mercier D. Mйtaphisique gйnйrale ou ontologie. Louvain, 1910. Part 4, ch. 4.
Pie R. Ontologie de la forme//Revue de Philosophie. XXXrV. 1936. P. 329-342.
Simonsen V. L L'esthйtique de J. Maritain. Copenhagen; Paris, 1957.
Trias M. Nota sobre la Belleza corno transcendental// Actas del I-o Congreso Nacional de Filosofia. Mendoza, 1949. V. 3.
Vanni-Rovighi S. Elementi di filosofia. Milan, 1948. V. 2, ch. 5.
Wencelius L. La philosophie de l'art chez les nйoscolastiques de langue franзaise. Paris, 1932.
Среди всех этих произведений работе «Art et Scolastique» («Искусство и схоластика») Ж Маритена принадлежит одна несомненная заслуга – этот труд открыл для публики, не слишком узкоспециализированной, возможность говорить об эстетике в терминах средневековой философии – независимо от того, приемлема или неприемлема ее сущность. Эта книга получила отклик в кругах, весьма далеких от влияния католицизма и зачастую вовсе равнодушных к средневековой культуре. Например, в Соединенных Штатах ученые светских взглядов увидели в томистских категориях достаточно убедительное выражение собственмаемого чувствами, соединенное с теорией художественной интуиции как schemadinamique (динамической схемы), незаметно толкает томизм к слиянию с бергсонианством: получается menstruum (чудовище), которое лишь пыл и искусная аргументация Ж. Мариена могли сделать поначалу приемлемым.
И только в своем произведении «Creative Intuition» («Творческая интуиция») Ж Маритен освобождается от этой двусмысленности, обращаясь к самостоятельному рассмотрению эстетики, в котором далекие томистские праисточники играют роль свободно усвоенной исторической лекции. В любом случае именно Ж Ма-ритену мы обязаны тем, что средневековая эстетика живо вошла в современную эстетическую проблематику, а это заслуга немалая. В книжке Симонсена мы обнаруживаем аналогичные идеи, но, увы, не доведенные до логического конца, ибо как раз последней работы Маритена автор и не учитывает.
Весьма взвешенной и умной является работа М. де Вульфа, до сих пор не утратили своей ценности исследования Д. Мерсье. Ясно и документирование излагает свой материал С. Ванни-Ровиги.
Крайне проясняющими суть дела оказываются очерки А. Марка (в части, где он касается метафизики Прекрасного) и Р. Пле (там, где он говорит об онтологии художественной формы).
От совершенно нетрадиционных предпосылок отталкивается в своем безупречном анализе Л. Венсели-ус, протестантский историограф, исследующий идеологию современных ему католиков.
Читайте также: