Медведь на воеводстве анализ с цитатами

Обновлено: 19.05.2024

Прежде всего, следует отметить, что эти произведения написаны скорее для взрослых, нежели для детей. Писатель в подзаголовке к ним указал, что это «сказки для взрослых». Но что заставило Михаила Евграфовича обратиться к этому жанру? Вероятно, эзопов язык, используемый в сказках, является наиболее подходящей формой для выражения его резких высказываний и мыслей, представленных в виде сатиры.

В этих произведениях Салтыков-Щедрин продолжает развивать свои излюбленные темы, воплотившиеся в полной мере в его произведении «История одного города». Что же это за темы? С одной стороны, это резкая критика российской власти, сатира на нее, а с другой – сатира на весь русский народ.

Характеристики действующих лиц «Медведя…»

В произведении на первом плане фигурируют звери – это типичная для сказки ситуация. Автор выводит на сцену главных героев – медведей-воевод, а также второстепенных персонажей. К последней категории действующих лиц относится Лев и Осел.

Композиция

Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой.

В качестве вступления приведен краткий перечень происходящих в каждой главе «злодеяний», являющийся характеристикой всех трех частей и их объединяющим элементом.

Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории:

за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.

«Вступление» к сказке

«Медведь на воеводстве» – это сказка, созданная в 1884 г. Она включает в себя 3 коротких рассказа, являющихся подражанием исторической хронике, пародией на нее. Небольшое «вступление» предшествует описанию службы 3 воевод Топтыгиных. В нем обозначена тема, которая связывает в одно целое эти истории из сказки «Медведь на воеводстве». Анализ правления каждого из воевод представлен ниже.

Салтыков-Щедрин считал, что история состоит из ряда больших и кровавых злодеяний, которые правители совершили над своим народом. Писатель, иронизируя, отмечает, что мелкие злодеяния не являются достойными внимания истории и, следовательно, летописца.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.

Медведь на воеводстве

Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.

Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом.

Топтыгин Первый

В первой новелле рассказывается о «служаке-звере», направленном «в дальний лес» на воеводство. Медведь, появившись в вотчине, сразу же устроил кровопролитие. Неизвестно, что заставило правителя принять это решение. Ведь его нельзя было назвать злым. Он был «так, скотина». Автор именно так отзывается о внутренней сути всех властьпридержащих. Они не злодеи, однако скотины порядочные.

Но планам правителя Топтыгина Первого осуществиться было не суждено. Он разрушил свою репутацию и карьеру самым решительным образом. Со сна случайно он съел Чижика, которого принял за «внутреннего супостата». Чижик этот был «мелкой пташкой», хотя и умной. И Топтыгина погубило это «злодеяние». Каждый начал указывать воеводе на этот его поступок.

Образ Топтыгина Третьего

Третья часть тоже имеет собственного главного героя – Топтыгина Третьего. Автор сделал этого персонажа более адекватным – в сравнении с предыдущими воеводами. Герой отличается добродушием, либеральным подходом к власти. Этот правитель выступает против злодеяний, да и в целом отказывается от поступков, действий.

Медведь в Воеводстве

Однако новая стратегия правления не уберегла лидера от трагичного финала.

Герой решает, что злодеяния – неправильный путь. Право и мораль имеют для Топтыгина вес. Однако полная пассивность, наблюдение за событиями из комфорта норы не привели к хорошим результатам.

Впрочем, на карьерной лестнице подобная стратегия сказалась положительно: медведь получил звание полковника.

II. Топтыгин 2-й

Большие злодеяния также не всегда идут впрок, что можно наблюдать на примере второго Топтыгина. Этот зверь был умнее первого, поэтому, прибыв в трущобу, решил тут же разорить типографию. Однако оказалось, что такого заведения здесь давно нет, а функция распространения политических новостей возложена на скворцов.

Рассердился Топтыгин и решил вместо типографии разорить хозяйство одного мужика. Забрался к нему ночью во двор, задрал там лошадь, корову, свинью и пару овец. Но этого оказалось Топтыгину мало, поэтому полез воевода на крышу, чтобы разворотить ее. Ветхое строение легко рухнуло под таким весом, и зверь повис в воздухе. На его крик сбежались местные мужики. Не долго думая, они подставили рогатину под падающего Топтыгина.

После случившегося Лев издал указ о том, что и блестящие злодейства могут быть столь же бессмысленны, как и срамные.

История создания

Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году.

Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени.

Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти.

«Медведь на воеводстве»

На фоне отмены крепостного права, общественных беспорядков и невыполнения властью своих обещаний, произведение «Медведь на воеводстве» приобретает остросоциальную окраску, оставаясь актуальным и по сей день.

Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни.

В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими.

Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости.

Почему разжаловали Топтыгина

Топтыгина упрекали вовсе не за загубленную им невинную душу. Самое страшное во всей этой истории заключалось в сути обвинения. Оказывается, он «не оправдал надежд» своего народа. Ведь «добрые люди» ждали от него больших кровопролитий, а он всего-навсего Чижика съел! Вот как народ относится к власти. Люди настолько привыкли к зверствам начальства, что ожидают именно их. Если же у правителя не получается никаких жестокостей, народ даже разочаровывается в нем.

Так была окончательно загублена карьера Топтыгина. Даже кровопролития, учиненные им после этого случая, для того чтобы загладить «вину», не помогли. Начальство, Осел и Лев, так и не забыли «грех» Топтыгина. Вот таким был этот медведь на воеводстве. Анализ сказки по плану продолжается описанием деятельности следующего правителя.

Глава 2. Топтыгин 2-й

Не на шутку рассердившись, решил Топтыгин 2-й разорить вместо типографии хозяйство одного мужика. Он принялся задирать домашнюю скотину, но этого ему показалось мало. Тогда залез медведь на крышу, которая рухнула, не выдержав его веса. В итоге Топтыгин 2-й попался мужикам, а лесная практика пополнилась новой мудростью – «блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные» .

Другие персонажи

Лев – царь зверей, могущественный правитель, заинтересованный в укреплении своей власти.

Осел – ближайший советник Льва.

А ещё у нас есть:

  • для самых любопытных — Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин
  • для самых крутых — Читать «Медведь на воеводстве» полностью

Глава 3. Топтыгин 3-й

Самым умным и рассудительным воеводой оказался Топтыгин 3-й. Осознав, что за все злодеяния так или иначе придется отвечать, он решил ничего не делать, а просто улечься в своей берлоге и покидать ее только в те дни, когда нужно получать жалованье. Медведь понял, что от него требуется – «исстари заведенный порядок (хотя бы и неблагополучный) от повреждений оберегать и ограждать» .

Весьма довольный такой службой, Лев произвел Топтыгина 3-его в подполковники. Так бы все и шло дальше, если бы не мужики, которые пошли на медведя с рогатиной и убили его. Так третьего лесного воеводу постигла «участь всех пушных зверей» .

Топтыгин Второй

Топтыгин Второй — так звали нового правителя. Необходимо отметить, что несколько умнее первого был второй медведь на воеводстве. Анализ его деятельности весьма любопытен. Этот воевода заранее придумал план «кампании», которую решил реализовать. Однако оказавшись на месте, Топтыгин Второй понял, что все уже разгромлено до него. Ни университетов, ни типографии не оказалось в его вотчине. Что же было делать бедному правителю? Как он мог прославиться, проявить себя? И Топтыгин решил взяться за физическое уничтожение своих подопечных. Однако мужикам не понравилась его идея. Они наказали Топтыгина, сняв с него шкуру. Анализ сказки «Медведь на воеводстве» показывает, что и народное терпение имеет пределы. На это указывает история второго медведя.

Топтыгин 3-й

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. В лес он прибил тихо и быстро понял, что теперь у всех, даже у белок есть свои права, и ни о каких злодействах даже думать нельзя. Решил он ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

Залёг Топтыгин в берлогу лапу сосать, а в лесу тем временем всё шло своим чередом. Понял Топтыгин, что его задача не достигать «мечтательного благополучия», а поддерживать заведённый порядок и довольствоваться «натуральными» злодействами — теми, что происходят сами по себе.

Словом сказать, это был порядок, до такой степени установившийся и прочный, что при виде его даже самому лютому, рьяному воеводе не могла прийти в голову мысль о каких-либо увенчательных злодействах…

Топтыгин спал, а лес жил своей жизнью и ничего в нём не случалось. Довольный Лев произвёл Топтыгина в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но пришли охотники с рогатиной, и медведя постигла участь всех пушных зверей.

«Деятельность» Топтыгина Третьего

Писатель далее вопрошает, что же остается делать воеводам. Как они могут проявить себя? Самый верный способ отыскал Топтыгин Третий из сказки «Медведь на воеводстве». Он решил, что «натуральные» кровопролития – лучшие из всех. Этот Топтыгин проспал в берлоге весь свой век, пустив на самотек жизнь народа. В его вотчине за это время были «натуральные» происшествия и жертвы, однако это только укрепляло авторитет воеводы. Лежа в берлоге, Топтыгин Третий получал поощрения от вышестоящего начальства. Кроме того, народ, согласно обычаю, нес своему «хозяину» подати, надеясь задобрить его.

Глава 1. Топтыгин 1-й

Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать» . Больше всего на свете он мечтал занести свое имя в скрижали Истории и для этой цели выбрал наиболее подходящий для себя метод – кровопролития. За такое рвение Лев произвел его в майоры и отправил в качестве воеводы в дальний лес «внутренних супостатов усмирять» .

Прибыв на место, решил Топтыгин 1-й тут же навести порядки, чтобы все жители леса его боялись. Но накануне он отметил свои именины, выпив ведро водки и заснув прямо на поляне. На спящего медведя сел веселый Чижик, думая, «что гнилой чурбан на поляне валяется» . Недолго думая, Топтыгин 1-й съел Чижика, даже не подозревая, какие последствия будет иметь его поступок.

Лесной народ принялся дразнить медведя, и вскоре слухи о смерти Чижика достигли Льва. В ярости Топтыгин 1-й принялся все крушить и ломать, но это его не спасло – могущественный Лев так и не повысил его, оставив в звании майора.

К чему призывает автор

Салтыков-Щедрин («Медведь на воеводстве») призывает простой народ встать на защиту своей жизни и своих прав. Безусловно, в сказке используется иносказание, и под масками Топтыгиных изображены люди. В произведении описаны те проблемы и вопросы, с которыми пришлось столкнуться российскому обществу в конце 19 века. Они волновали автора, который с помощью иносказания, иронии, сатиры пытается открыть людям глаза на актуальные проблемы. Писатель также предлагает выход из сложившейся ситуации. Надо полагать, что именно к революции призывает Салтыков-Щедрин. «Медведь на воеводстве» — отличный образец сатиры Михаила Евграфовича, который не мог закрыть глаза на общественные проблемы.

Главные герои сказки «Медведь на воеводстве»

Основными героями повествования выступают медведи, чьи образы являются завуалированным воплощением власти. Они используются в качестве прообразов людей, которые ею наделены.

Лев и медведь

Главные герои произведения:

— старый и седой медведь-служака, всеми силами желающий прославиться. Мечтает о ратных подвигах, по своей натуре глуповат, жесток и обожает кровопролитные сражения;

— медведь более умный, хладнокровный и расчетливый, по сравнению с первым;

— отличается от предыдущих медведей особой ленивостью, осмотрительностью и осторожностью. В любой ситуации старается избежать риска;

Следующая цитата

Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыков-Щедрин – автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя – «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Образ народа

Народ – комплексный, довольно неоднозначный образ. Писатель изображает народ способным к бунту (вторая часть произведения), но и склонным к рабству (первая часть). Лесной народ, «мужики», ждут лидера, который даст необходимые инструкции к действию, направит жизнь в нужное русло.

О тематике текста

В центре повествования русского писателя – отношения правителя с народом. Власть в сказке представлена царем животных – Львом, Ослом (помощником Льва), а также тремя медведями-воеводами. Воеводы – это сборный образ правителя, лидера. Автор представляет такой портрет лидера: сильный, мощный, не слишком умный герой. В этих образах литератор зашифровал критику административного устройства России.

Произведение «Дикий помещик» по праву считают премьерой в области сатирических сказок. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Что же критикует писатель? Игнорирование личностных качеств, характера, нравственных аспектов правителя. Щедрин видит корень проблемы во властной системе.

Автор делает акцент на мотивах произведения. Салтыков-Щедрин использует классический для литературы прием: скрывает запрещенные проблемы и темы под масками аллегорических образов. Этот текст затрагивает несколько ключевых тем. Первая тема соотносится с прямым смыслом и описывает правление воевод. Вторая же тема касается переносного смысла и рассказывает об отношениях властей с народом.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медведь на воеводстве.

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и власти.

Композиция – Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

Образ Топтыгина Второго

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. Перевороты, отмена крепостного права и невыполнение властями обещаний подорвали доверие народа к власти. Это подтолкнуло М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказки «Медведь на воеводстве».

Писатель знал, что русская цензура не допустит его произведение к печати, поэтому впервые оно было опубликовано за границей в Женеве в 1886 г. Сказка вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста». В России она стала известна уже после смерти автора в 1906 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых крутых -

Анализ «Медведя на воеводстве» следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы, касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и власти.

Для создания аллегорий автор использует образы зверей. Главные герои – медведи Топтыгины. Вспомогательную роль играет образ Льва. Каждому медведю посвящена определенная глава сказки.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причём крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шёл далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения: карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

Композиция

Композиция сказки оригинальная. В начале произведения автор подает тезис, который можно считать вступлением. Он служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных. Основное содержание сказки делится на 3 части, что соответствует количеству героев. В каждой части можно выделить сюжетные элементы. Понять смысл произведения можно только учитывая содержание всех частей.

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами зверей. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения системы современной ему власти. Он высмеивает медведей посредством описания их характеров и поведения.

Главная тема

Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти.

К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя.

Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым.

Топтыгин

В этой басне, как и в сказе Даля «Медведь-половинщик», сам гротескный образ медведя является предметом высмеивания и поучения.

Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства.

Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.

Следующая цитата

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Основная тема сказки — взаимодействие власти и народа. С помощью иносказания автор высказывает резкую критику административной системы Российской империи.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 30 лет.

Главные герои

  • Топтыгин 1-й – глупый, недалекий воевода, мечтавший о кровопролитии.
  • Топтыгин 2-й – более умный воевода, заранее наметивший план своих действий.
  • Топтыгин 3-й – наиболее дальновидный и спокойный воевода.

Другие персонажи

  • Лев – царь зверей, могущественный правитель, заинтересованный в укреплении своей власти.
  • Осел – ближайший советник Льва.
А ещё у нас есть:

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Заключение

В произведении Салтыкова-Щедрина главная мысль заключается в том, что удачная карьера зависит не от личных качеств самого человека, а от самой системы власти.

После ознакомления с кратким пересказом «Медведя на воеводстве» рекомендуем прочитать сказку в полной версии.

Образ Топтыгина Первого

Лесные воеводы, которых изображает автор, напоминают правителей-людей. Для начала обратимся к первому фрагменту текста. Главным героем здесь выступил Топтыгин Первый.

В первых сценах писатель описывает персонажа жестоким, склонным к кровопролитиям, как «скотину», одним словом. Топтыгин – по случайности – совершает злодеяние: ест маленького пернатого жителя. Этот поступок поставил крест на карьере воеводы, потому что жестокость оказалась недостаточно масштабной. После поедания Чижика герой совершил много великих преступлений, но это не спасло положение Топтыгина. Герой отправляется на покой Львом.

Медведь на воеводстве

Первый медведь отличается наивысшим уровнем жестокости и глупости. Единственный путь добиться цели для этого персонажа – пролить кровь, причем много крови. Убийство маленькой птички означало непоследовательность Топтыгина. Лев расценил этот акт как свидетельство: слова героя не соответствуют его действиям.

Следующая цитата

Творческая история написания сказки «Медведь на воеводстве» связана с историческими событиями, происходившими в стране. Отмена крепостного права, различные перевороты власти оказали влияние на М.Е. Салтыкова-Щедрина, который решается написать сказку, посвященную злодеяниям власти.

Произведение не было пропущено цензурой, поэтому впервые оно вышло в Женеве - в 1886 году. В России же сказка вышла лишь в 1906 году, уже после смерти М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Медведь на воеводстве» относится к жанру сказки, на что указывает наличие фантастических элементов. Сказка имеет сатирическую направленность, так как разоблачает пороки современной писателю власти. Сатирическое изображение медведей позволило передать основную мысль произведения.

3. Название произведения и его смысл.

В основу названия легли герои произведения – медведи, под образами которых понимается власть в целом, которая характеризуется своим беззаконием. Согласно традициям фольклора, под животными скрываются люди.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Рассказ ведется от третьего лица в форме документального повествования, в виде хроник.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает в своем произведении тему власти и народа. Основная проблематика связана с народом и самодержавием. Писатель вводит актуальные политические и социальные проблемы в сказку. Он критикует власть, показывая, что в ее главе стоят не очень умные животные, которые, чтобы войти в историю, решают совершать различные злодеяния. Автор показывает, что именно от такой власти зависит жизнь народа. И М.Е. Салтыков-Щедрин призывает к тому, чтобы народ встал против пустой власти и начал защищать свои права.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежат «большие и кровавые злодеяния», которые власть совершила над простым народом. Причем в самом начале автор говорит о том, что он описал лишь самые яркие злодеяния, «мелкие» оказываются недостойными для обращения на них внимания. Это своеобразная ирония, которая подтверждает то, что притеснения народ испытывает постоянно.

Каждая часть произведения рассказывает о судьбе медведя. Первый «учинил большое кровопролитие» и его уволили, второй покрушил весь двор, после чего его убили, третий ничего не делал, но все равно был наказан.

7. Система образов произведения.

Главными героями произведений являются животные. Лев был центральным лицом в мире животных, он имел своего помещика – Осла. Воеводами же были трое Топтыгиных, которые служили после друг друга. В каждой части произведения правит свой Топтыгин. Не зря фамилии у зверей одинаковые, все трое образов сливаются в один. Это правитель, который умеет только учинять кровопролития и разрушения.

Помимо власти, писатель рисует образ зверей, который олицетворяет народ. Народ показан во всех ипостасях: то он представлен как привыкший к подчинению, то как бунтующий.

8. Композиция произведения.

Сказка «Медведь на воеводстве» состоит из трех частей, которые с помощью пародии похожи на исторические хроники. Каждая часть посвящена правлению одного воеводы: Топтыгина 1-го, Топтыгина 2-го, Топтыгина 3-го. Деление на части производит сам автор, он называет их именем правителя. Примечательно то, что после последней части нет никакого вывода или итога, морали произведения. Такой композиционный прием автор использует для того, чтобы показать непрерывность действия, потому что после Топтыгина 3-го придут еще несколько десятков таких же медведей.

Перед первой главой есть своеобразное вступление, которое рассказывает о том, что будет в каждой главе – «злодеяния». Это вступление является характеристикой каждой главы, оно становится объединяющим элементом.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Аллегория – это главный принцип, который использует М. Е. Салтыков-Щедрин в произведении «Медведь на воеводстве». Делает это писатель для того, чтобы избежать цензурных препятствий.

В сказке фантастические элементы тесно переплетены с реальностью. Хроническая форма повествования указывает на реальные исторические события. Все приемы и средства, использованные автором, признаны сравнить образы животных и людей. В центре внимание не лес, а сама Россия.

10. Отзыв о произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в сказке «Медведь на воеводстве» сделал яркую и жесткую сатиру на правителей. Все картины, описанные автором, приобретают актуальный для всех времен характер. Произведение заставляет задуматься и сегодняшних читателей.

Читайте также: