Толстой о балете цитаты

Обновлено: 24.11.2024

Но мало того, что такие огромные труды тратятся на эту деятельность (балет), — на нее, так же как на войну, тратятся прямо жизни человеческие: сотни тысяч людей с молодых лет посвящают все свои жизни на то, чтобы выучиться очень быстро вертеть ногами (танцоры) ; другие (музыканты) на то, чтобы выучиться очень быстро перебирать клавиши или струны; третьи (живописцы) на то, чтобы уметь рисовать красками и писать все, что они увидят; четвертые на то, чтобы уметь перевернуть всякую фразу на всякие лады и ко всякому слову подыскать рифму. И такие люди, часто очень добрые, умные, способные на всякий полезный труд, дичают в этих исключительных, одуряющих занятиях и становятся тупыми ко всем серьезным явлениям жизни, односторонними и вполне довольными собой специалистами, умеющими только вертеть ногами, языком или пальцами.

Лучший ответ

Удивилась. Пошла шарить в интернете.. .
Оказывается, не любил. Прочла это в интервью Цискаридзе. А я люблю Цискаридзе. Гениальный танцовщик. И рассказчик интереснейший.
Зря это Лев Николаич. Балет ведь тоже высокое искусство. Как и его литература.

Следующая цитата

Балет есть прямо развратное представление.

Лев Толстой

Цитаты о балете

Я хочу танцевать до ста лет. А если не лениться, больше сорока не протянешь.

Майя Плисецкая
3 минуты на осмысление

Лучше балета бывает только кордебалет.

Геннадий Малкин
3 минуты на осмысление

Французский балет родственен по духу расиновским трагедиям и садам Ленотра. Здесь господствуют та же размеренность, те же формы этикета, та же придворная холодность, то же нарядное равнодушие, то же целомудрие.

Генрих Гейне
7 минут на осмысление

Балет – это опера для глухих.

Эмиль Кроткий
3 минуты на осмысление

Никто не станет плясать в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.

Цицерон
3 минуты на осмысление

Мужчина в балете — аккомпанемент женским танцам.

Джордж Баланчин
3 минуты на осмысление

Современная мысль до того изогнулась и извертелась, что стала похожа на старую балетную плясунью, которая, приподняв подол, ещё может выделывать замысловатые и непристойные фигуры, но ходить прямо, твёрдо и просто уже не в состоянии.

Василий Ключевский
7 минут на осмысление

Чтобы сделать хороший балет, нужно любить красивых женщин.

Джордж Баланчин
3 минуты на осмысление

Танец – поэзия ног.

Джон Драйден
2 минуты на осмысление

Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого.

Михаил Барышников

Следующая цитата

Лучше балета бывает только кордебалет.

Геннадий Малкин

Цитаты о балете

Французский балет родственен по духу расиновским трагедиям и садам Ленотра. Здесь господствуют та же размеренность, те же формы этикета, та же придворная холодность, то же нарядное равнодушие, то же целомудрие.

Генрих Гейне
7 минут на осмысление

Я хочу танцевать до ста лет. А если не лениться, больше сорока не протянешь.

Майя Плисецкая
3 минуты на осмысление

Балет — это мужчины в таких тесных трико, что можно определить их вероисповедание.

Робин Уильямс
3 минуты на осмысление

Волка и балерину ноги кормят.

Эмиль Кроткий
3 минуты на осмысление

После двухчасового телевизионного балета приятно наблюдать за регулировщиками на уличных перекрестках. До чего же успокаивает вид движений, имеющих какой то смысл!

Габриель Бертель
5 минут на осмысление

В танце каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому митиленец Лесбонакт прозвал танцоров «мудрорукими».

Лукиан из Самосаты
5 минут на осмысление

Танец – поэзия ног.

Джон Драйден
2 минуты на осмысление

Никто не станет плясать в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.

Цицерон
3 минуты на осмысление

Тот, кто сказал «глуп как тенор», как видно, не знал танцоров.

Ежи Вальдорф
3 минуты на осмысление

Мужчина в балете — аккомпанемент женским танцам.

Джордж Баланчин

Следующая цитата

В принципе, ненависть Льва Толстого можно носить как орден: Шекспира он тоже ненавидел. Вот только балет Петипа, балет времен Толстого, никто из современников и не подумал бы поставить в один ряд не то что с пьесами Шекспира, но с литературой вообще. Балет попросту не считался искусством.

«Потом скрипки заиграли очень тонко и весело. Одна из девиц, с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший шестьдесят тысяч рублей серебром за это искусство.)»[25]

Так видит балет Наташа Ростова в «Войне и мире». Пассаж Толстого не понравился замечательному историку балета Любови Блок, вдове Александра Блока: «Не смешно, потому что не похоже», – отрезала она. Как историк балета она права. Наташа Ростова у Толстого смотрит тот самый балет, который запечатлел гравер и скульптор Федор Толстой и которым восторгался Пушкин: тот балет, где Истомина «летит, как пух от уст Эола» и «быстрой ножкой ножку бьет». По терминологии Толстого: «семенит ногами» за большие деньги. И получается неправда. Пушкинские современники так про балет 1800–1810-х не думали.

Но современники самого Толстого и о балете 1860–1870-х думали именно так. Особенно современники молодые.

Все требовали «правды». Хотели верить, что можно одним усилием воли, «нравственным усилием», отринуть условности. А в балете «неестественным» было все, и все оскорбляло толстовский инстинкт правды. Стопы развернуты в стороны вопреки анатомической норме. В жизни люди не стоят с поднятой ногой. Не подчиняют тело геометрическим линиям, не соблюдают правило прямого угла. Не стоят они и на кончиках стоп. Ужасны были на взгляд Толстого и ноги напоказ по самые ляжки, затянутые в трико. Они казались издевкой над тем, что мужчине полагалось быть мужественным, а женщине стыдливой. Ужасны были бестолковые розовые атласные туфельки, не предназначенные для тротуаров, а тем более для лесов и полей.

Балет – сам был ужасен.

С его плюшевыми зверями и газовыми лампами, тюлевыми крылышками, полетами на тросике над сценой, картонными дворцами, морями из холстины, бархатными ленточками на белых шейках, бриллиантовыми сережками на пейзанках, гримом и громом (из сотрясаемого за кулисами медного листа), балет для Толстого был вроде той француженки, что встретилась в клубе Левину:

«Ему оскорбительна была эта француженка, вся составленная, казалось, из чужих волос, poudre de riz и vinaigre de toilette. Он, как от грязного места, поспешно отошел от нее»[26].

А Стиве француженка понравилась. Но у Стивы была и пассия в московском Большом театре, танцовщица Маша Чибисова. Для нее он передавал «коральки», когда родным детям на шубки не хватало. Уже за одно это балет в мире Толстого следовало стереть с лица земли. Хороший, нравственный человек любить балет не мог.

Читайте также: