Тихий дон кто такие казаки цитаты

Обновлено: 19.09.2024

Чего только не начитаешься в комментариях к своим статьям на Дзене. Например, уверения, что донские казаки – это украинцы или те же самые запорожские казаки. Или, наоборот, кавказцы. Или татары. Но, в любом случае, донские казаки, не русские.

А ведь это было ещё у Шолохова в романе «Тихий Дон», помните?

«Казаки от казаков ведутся»

« – Ты кто?
– Я-то казак, а ты не из цыганев?
– Нет. Мы с тобой обое русские.
– Брешешь!
– Казаки от русских произошли. Знаешь про это?
– А я тебе говорю — казаки от казаков ведутся.
– В старину от помещиков бежали крепостные, их-то и прозвали казаками.
– Иди-ка, ты, милый человек, своим путем, – сжимая опухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей-безрукий и заморгал чаще.
– Сволочь поселилась. Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!»
М.А. Шолохов: "Казаки от казаков ведутся" М.А. Шолохов: "Казаки от казаков ведутся"
«– Но казаки будут держаться… Всё же это – маленькая обособленная нация, по традиции воинственная…»

Получается, согласно Шолохову, казаки считали себя отдельной национальностью. Ни много, ни мало, «обособленной нацией».

«Казаки от русских произошли»

О происхождении донского казачества долгие годы спорят учёные.

То приписывали казаков к татарам, ссылаясь на грамоту 16 века ногайского князя Юсуфа. Такой версии придерживались историки С. Щелкунов, Н. Коршиков, В. Королёв и др.

Пиратский К. К. Донские Казачьи полки и артиллерия. 1867 г. Пиратский К. К. Донские Казачьи полки и артиллерия. 1867 г.

Иные придерживались происхождения казаков от черкасов и других кавказских народов («черкес из Бештау», версия В. Татищева, Г. Байера).

Все эти версии каcались происхождения казачества в целом, а не конкретно донских казаков.

  • Статья по теме:Зачем казаки строили печи на улице?

Первый, кто сказал, что «в среде казачества преобладали русские» был историк П.П. Сахаров. И это уже было сказано про донских казаков.

Юлиуш Коссак. Донские казаки. 1877 г. Юлиуш Коссак. Донские казаки. 1877 г.

Эта версия подтверждена этнографическими, антропологическими и генетическими исследованиями учёных наших дней.

Об этом же говорит историк Е.М. Астапенко, автор множества трудов по истории донского края: по происхождению, донские казаки – «прежде всего русские и малороссияне».

  • Статья по теме:Я потомственный донской казак. И я не русский

Хотя, конечно, не все поголовно донские казаки были русскими. Среди донских казаков были и калмыки, татары, казахи, украинцы и другие.

Следующая цитата

не хочешь читать Тихий Дон погугли Донское казачество и его историю.. Кстати, есть очень интересная версия, что Шолохов не сам написал это произведение, а украл, так же как и более ранние свои рассказы. Ну не может 20летний молодой человек обладать такими познаниями о природе человека, его психологии, разбираться в сложных взаимоотношениях не простого того времени. Он родился то 1905г, а в 1925 начал писать эту эпопею ..но это так, -теория, а вот ранние рассказы совершенно точно у убитого белого офицера из планшета стащил. .

Роман «Тихий Дон» привликает читателя новизной жизненного материала. В нем очень ярко показана жизнь казачьего хутора во всей ее живописности и многоцветии, повседневности и во всей полноте человеческого проявления.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком» . С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори» , носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь» . А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове» , — признавался Шолохов. Общий строй повествования убеждает, что писатель находился и под влиянием обаяния Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Главные ценности у Мелеховых — нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и, главное, трудолюбие.

В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он и женишок хоть куда, — говорит о Григории мать Натальи, — и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке» . «Мелеховы — славные казаки» , — вторит ей дед Гришака. «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толпы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз» . Многие эпизоды убеждают в справедливости подобной характеристики Мелеховых.
Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее

Следующая цитата

ман "Тихий Дон" принес М. А. Шолохову российскую и мировую известность. Это произведение о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах, объединяющее несколько сюжетных линий, в литературных кругах принято считать эпопеей. Значительное место в романе занимает белое казачество, несмотря на высказанную явно коммунистическую авторскую позицию. А главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования (что вызвало нарекания коммунистической критики) не "приходит к красным". Долгое время роман не печатался, но после поддержки Сталина перестал преследоваться и стал советской классикой. Во время Второй мировой войны, во многом благодаря интересу союзников, "Тихий Дон" был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе.

Роман-эпопея М. А. Шолохова "Тихий Дон" по праву считается самым значительным и серьезным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями. Эпопея захватывает ряд великих потрясений в России. Потрясения, описанные в романе, сильно отразились на судьбе донского казачества. Как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, вечные ценности. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казачество показано именно очень традиционным. К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все они воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле, посвящен Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон". Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа. Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда. В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 год. Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы в канун первой мировой войны, вводя читателей в мир интимных, личных проблем героев. Два эпиграфа, предпосланные роману, выявляют идейно художественный замысел автора. Слова старинной казачьей песни предваряют повесть о кровавых боях, о классовом размежевании жителей хутора Татарский, о напряженных поисках героями своего места в бурной революционной действительности, об их неистребимом тяготении к простому человеческому счастью, к мирному крестьянскому труду на кормилице-земле.

Следующая цитата

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чубатого в романе "Тихий Дон", описание внешности и характера героя.

Впервые Чубатый упоминается в части 3 главе XII романа.

Смотрите: Все материалы по роману "Тихий Дон"

Читайте также: