Тема судьбы и образ потерянного поколения в герое нашего времени сочинение 9 класс с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Печорин как представитель портрета поколения явился центральным персонажем в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Этот герой стал собирательным образом не только типа «лишнего человека», но и эпохи, в которой жил автор произведения.
Смысл названия
М. Ю. Лермонтов хотел показать такого героя, которого можно было бы по праву назвать человеком эпохи. Писатель делает акцент на этом, поэтому называет роман «Герой нашего времени», чтобы читатель с самого начала чтения искал себя в лице главного героя. Столь оригинальное название произведения говорило о том, что в центре внимания находится представитель современного М. Ю. Лермонтову общества.
Писатель показывал, что умные и деятельные люди не могут найти место в жизни. Не случайно основное действие романа происходит на Кавказе, куда часто отправляли свободолюбивых людей того периода. Они были «лишними людьми», таким же был и Печорин.
Печорин не понят обществом, однако он является представителем поколения. Подчеркивается, что в современной М. Ю. Лермонтову эпохе таких людей было много.
Роль Предисловия
Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.
В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.
М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Для автора было важно не высмеять или осудить пороки Печорина, а показать их читателю, раскрыть душу героя.Особенности образа
Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.
Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.
Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.
Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.
Следующая цитата
Чтобы понять, что представляет собой потерянное поколение того времени, которое описывается в произведении М.Ю. Лермонтова, нужно обратиться к истории России. Дворяне всегда считались передовым сословием. Они были хорошо образованы, в их среде часто шли политические дебаты о будущей жизни в государстве.
После подавления восстания декабристов, множество из них было разочаровано царским режимом. Оказалось, что передовые демократические идеи не могут быть реализованы в самодержавной России. В обществе существует огромная пропасть между различными слоями населения, сохраняется крепостное право, что, в буквальном смысле, тормозит дальнейшее развитие государства.
Именно по этим причинам Лермонтов был заинтересован в раскрытии темы «потерянного поколения». Он и сам был представителем этого поколения. В дворянской среде было разочарование в царской власти, отметавшей попытки воплощения в жизнь любых либеральных идей. Зачастую молодые дворяне попросту прожигали жизнь, тратили семейный капитал, вели праздный образ жизни. Отсутствие жизненных целей – еще одна причина возникновения «потерянного поколения»
При Николае I была ужесточена цензура, литературные произведения подвергались тщательной проверке со стороны властей перед публикацией. Поэтому писатели были вынуждены излагать идеи, связанные с политикой и общественной жизнью, завуалированно.
Герой романа Печорин – натура сложная и противоречивая. Он не мог открыто выражать свои мысли в светском обществе, поэтому многие считали его замкнутым и странным человеком. Под маской равнодушия и цинизма он прячет истинное отношение к людям, свои настоящие чувства.
Печорин ведет журнал. В нем он раскрывает себя настоящего. Из этих записок читатель узнает о восприятии жизни героем, его душевных переживаниях и взаимоотношениях с другими людьми. Печорин признается самому себе, что все его размышления остаются бесплодными и не приводят к реальным действиям. Окружающие его не понимают, да и он сам не готов открываться. В силу своего характера Печорин заставляет страдать других людей. А в результате страдает сам. В этом есть идея потерянности.
Таким образом, Михаил Лермонтов в лице главного героя романа сумел показать сущность мировоззрения потерянного поколения 30-40х гг. 19 в.
2 вариант
Печорин – яркий образ потерянного поколения. В лице Григория Печорина Лермонтов показал человека твердого, сильного и в то же время противоречивого. Главный герой романа — человек непредсказуемый в своем поведении и судьбе, лишь только смерть может поставить точку в ней.
Михаил Юрьевич Лермонтов впервые глубоко проник в человеческую психологию, это было новаторство. Печорин постоянно говорит о двух половинах своей души, ощущая ее моральную ущербность. Наедине с собой он беспощадно винит не только врагов, но в первую очередь себя, понимая, что лучшая половина его души высохла и умерла.
Автор через образ Печорина показывает целое поколение тридцатых годов девятнадцатого века. Лучшие из них должны были скрывать такие свои эмоции как нежность, любовь, привязанность, так как боялись насмешек.
Он презирает этот мир, где первое страдание дает опыт об удовольствии мучать других. Общество, в котором вращался Печорин, да и сам Лермонтов, было построено на законе духовного рабства. Люди, забывшие Бога, получали удовлетворение, взирая на унижение других. А несчастная жертва мечтала лишь об одном — отомстить мучителям.
Григорий Печорин ищет того идеала, которого практически невозможно найти в том обществе, в котором он вращался. Ни княжна Мери Лиговская, ни черкешенка Бэла, ни возлюбленная его Вера, не «дотягивают» до того идеала женщины, который он ищет.
Мери, казалась, влюбленная в него, не находит в себе сил, простить и принять его таким какой он есть, так как гордость в ней берет силу. Вера больше подходит ему по духу, но он не может простить ей того, что она изменяет мужу, а черкешенка быстро надоедает ему, так как выросла совсем в другой обстановке.
Печорин постоянно одинок, но его влекут люди, так в рассказе «Тамань» он желает сблизиться с «мирными контрабандистами», но узнав чем они промышляют – в миг разочаровывается. Григорий Печорин жаждет новых впечатлений, так как имеет беспокойное воображение, Он сломя голову бросается бой на Кавказе, но вскоре и опасность ему надоедает.
Отсюда страстное влечение Печорина к тайнам и загадкам мира сменяется равнодушием. Поэтому неслучайно люди подобные главному герою названы потерянным поколением.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ потерянного поколения в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
Современные технологии изменили мир до неузнаваемости. Благодаря технологиям в двадцатом и двадцать первом веках были совершены достижения, которые произвели революцию в нашей жизни.
Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все
Десять лет Лонгрен прослужил матросом на Орионе. Когда у него умирает жена, ему приходится уйти со службы, чтобы воспитывать дочь Ассоль.
Преданность - одно из главных положительных качеств человека. Он характеризуется лояльностью, которая держится на любви и проявляет тенденцию выражать свое я даже в трудные моменты жизни.
Валентин Александрович Серов известен во всем мире. Он был не просто живописцем, а народным талантом. Все его творчество проникнуто самосовершенствованием и непрерывным поиском чего-то нового.
Следующая цитата
Главный герой произведения уделяет глубокое внимание теме судьбы. Печорин оправдывает себя и свое поведение, полагая, что он, как палач с оружием в руках, совершал эти плохие поступки. Герой постоянно добивался утверждения в обществе. Печорин причиняет боль людям, оправдывая это тем, что он наказывает их за проступки. Печорин позиционирует себя Богом, не считает себя простым человеком.
Этот образ Печорина в произведении «Герои нашего времени» приближает читателей к сверхлюдям. Эта тема станет больше актуальна после выход романа М.Ю. Лермонтова в свет. Писатель создал образ того, кто не стесняется своих, желаний, чувств, плохих поступков, хочет изменить свою судьбу.
Вера в себя, свои внутренние силы помогает Печорину совершать бездумные и совершенно порочные поступки. Например, он начинает всячески обзывает и подкалывает девушку Мери, но после влюбляет в нее, смеется над поведение Грушницкого, а в будущем сталкивается с ним на дуэли, а еще одного героя романа советует похитить собственную сестру для того, чтобы просто позабавиться.
Иногда главному герою кажется, что злой Рок, неудача все равно его побеждает. Эти моменты описываются в произведении «Герои нашего времени». Иногда Печорин обвиняет в своих плохих поступках судьбу. Никогда в голову ему не приходила мысль о том, что он сам виноват в том, что с ним случается, в своих безнравственных поступках. Все переживания главного героя разрешаются в части под названием «Фаталист». Эта часть описывает и доказывает, что Печорина - фаталист, показывает сложные жизненные проблемы.
По мнению литературоведов, Михаил Юрьевич Лермонтов рассматривает тему судьбы как шутку дьявола над человеческой жизни. В части под названием «Фаталист» испытать свою судьбу приходит желание к Вуличу. В него вселяется дьявол, которые заставляет заключить договор. Именно это соглашение приводит к тому, что он погибает.
2 вариант
Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.
Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться.
«Герой нашего времени» — это очень глубокая и осмысленная повесть, которая имеет большое количество подтекстов и невероятно интересных моментов, на которые важно обращать внимание. Отметим, что автор показывает тот факт, что судьба людей различается. Причем, показывает это достаточно ярко.
Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.
Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком. В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна.
Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.
В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.
Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя.
Сочинение
В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.
Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.
Этот диссонанс по-разному проявляется в каждой из глав романа. В главе «Максим Максимыч» он описывает действие и противодействие судьбе, становление характера под влиянием обстоятельств и изменение обстоятельств силой характера. Демонстрацией отношений судьбы и человека можно считать происшествия, описанные в главах «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань». Герой выступает и как орудие судьбы, и как человек, ей сопротивляющийся и ее меняющий. Результатом становятся трагические события, смерть персонажей, их глубокие душевные страдания. Есть некоторая ирония в победе судьбы, она представлена силой, сопротивление которой бесполезно.
Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.
Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема судьбы в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность
Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.
Различные цвета всегда окружают человека – в природе в принципе отсутствуют предметы, не окрашенные в определенный цвет или оттенок, такова наша реальность. Цвета формируют окружение человека и, что самое главное
Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли.
С давних времён человечество стремилось изучить просторы галактики. Космос представляет собой одну из загадок природы, разгадать которую пытается человек.
Следующая цитата
Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:
Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —
Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.
Понимание темы судьбы Печориным
В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.
Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.
Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.
Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.
При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:
«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»
Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).
Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы
Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.
Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.
Понимание роли судьбы героями романа
Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.
В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.
Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?
В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:
«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»
Читайте также: