Так жить нельзя цитаты

Обновлено: 09.05.2024

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(231 голосов, средний: 4,14 из 5)

Не стесняйтесь быть людьми.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(208 голосов, средний: 4,27 из 5)

Если человек не понимает твои мечты – он не твой человек.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(210 голосов, средний: 4,16 из 5)

- Люди отдаляются. Смирись.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(223 голосов, средний: 3,85 из 5)
Поделитесь с друзьями: Оцените:
(208 голосов, средний: 4,12 из 5)

Их отличает харизма, приятная внешность, живой аналитический ум, хорошее воспитание и манеры, за которыми всегда спрятан сильный взгляд, в котором едва просматривается небольшая грусть. Они ищут "своих" людей: для общения, для компании и приятного отдыха, для любви, для отношений и семьи. Они чаще ошибаются, сильнее страдают, реже идут на контакт, тяжелее переживают неудачи. Но каждый раз, сгорая в отношениях дотла, они возрождаются из пепла, становясь ещё более совершенными и более сильными. И снова, и снова начинают всё сначала. Им чужды стереотипы современного общества, им невозможно навязать чужое мнение. Независимо от того, мужчина это или женщина, они в поисках такого человека, рядом с которым будет тепло и спокойно. И это "спокойно" основано не на отсутствии ссор, адреналина или крайних граней эмоций. Это "спокойно" означает, что рядом человек, который не предаст. Человек, которому ты безгранично веришь, доверяешь и в котором уверен на все 100%.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(173 голосов, средний: 4,35 из 5)
Поделитесь с друзьями: Оцените:
(163 голосов, средний: 3,99 из 5)

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(5 голосов, средний: 4,20 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:
Поделитесь с друзьями: Оцените:
(13 голосов, средний: 2,77 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Держитесь подальше от негативных людей. Они в каждом решении видят проблему.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(166 голосов, средний: 3,57 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Научитесь не замечать людей, которым Вы не нравитесь. Потому, что люди, которым Вы не нравитесь бывают двух типов: это либо глупцы, либо завистники. Глупцы через год Вас полюбят, а завистники сдохнут так и не узнав секрет Вашего превосходства над ними.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(63 голосов, средний: 4,68 из 5)

Мне абсолютно наплевать на тех, кому я не нравлюсь. Но мне не наплевать на тех, кому я небезразличен.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(143 голосов, средний: 4,16 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Мурлыканье кошек мне нравится больше чем пустые слова людей.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(87 голосов, средний: 4,14 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(34 голосов, средний: 3,29 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Совершенно разные, но при этом до невозможности близкие.

Эльчин Сафарли "Мне тебя обещали"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(43 голосов, средний: 4,02 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Ты должен осознать, что люди имеют право мыслить не так, как мыслишь ты, и не делать того, чего ты от них ожидаешь. Они, вероятно, любят тебя, но их любовь может проявляться не так, как ты хочешь.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(123 голосов, средний: 4,11 из 5)

Ни у одного человека, реализующего своё «я», нет времени ни на какие чертовы хобби.

Джером Д. Сэлинджер. "Над пропастью во ржи".

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(21 голосов, средний: 3,71 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Береги тех, мысли о ком вызывают на лице улыбку.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(34 голосов, средний: 3,94 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Когда разочаровываешься в человеке, понимаешь: это не он такой плохой. Это ты относился к нему лучше, чем он этого заслуживал, и ждал от него того, на что он вообще не способен.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(24 голосов, средний: 4,25 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(26 голосов, средний: 4,38 из 5)
  • Все фразы, статусы, цитаты и афоризмы на темы:

Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек не умеющий держать слова, никогда не заслужит уважения.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(13 голосов, средний: 4,92 из 5)
Поделитесь с друзьями: Оцените:
(18 голосов, средний: 4,22 из 5)

Жизнь каждого человека — это сказка, написанная пальцами Бога.

Ганс Христиан Андерсен

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(94 голосов, средний: 3,64 из 5)

Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий — от самого себя.

Антон Павлович Чехов "Палата №6"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(24 голосов, средний: 3,92 из 5)

Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя.

Карл Густав Юнг

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(32 голосов, средний: 3,91 из 5)

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(127 голосов, средний: 4,04 из 5)

Деньги приходят, уходят, не в них счастье. Самым важным на свете всегда будут люди, которые были с вами в самые трудные времена.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(92 голосов, средний: 4,17 из 5)

Мы меняемся под влиянием людей, которых встречаем, и порой настолько, что сами себя не узнаем.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(26 голосов, средний: 4,35 из 5)

Как ни изучай людей, в них всегда ошибешься.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(44 голосов, средний: 4,20 из 5)

Не надо с людей срывать маски, вдруг это намордники.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(85 голосов, средний: 4,25 из 5)

Лучше общаться с хорошей книгой, чем с пустым человеком.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(10 голосов, средний: 4,50 из 5)

В любви с первого взгляда всего удивительней то, что она случается с людьми, которые видят друг друга годами.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(44 голосов, средний: 3,82 из 5)

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(12 голосов, средний: 4,33 из 5)

Если у человека богатый внутренний мир, если у него есть душа, то с ним хорошо и интересно вне зависимости от того, тринадцать ему или девяносто.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(34 голосов, средний: 4,35 из 5)

В конце концов, мы живём в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время — как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица.

Рей Брэдбери "451° по Фаренгейту"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(27 голосов, средний: 4,74 из 5)

Для того, чтобы узнать о человеке правду, надо максимально к нему приблизиться, а это практически невозможно.

Чак Паланик. Невидимки

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(26 голосов, средний: 3,77 из 5)

Людям не обязательно быть вместе каждый день, чтобы между ними сохранялась глубокая эмоциональная связь.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(8 голосов, средний: 4,50 из 5)

Многие люди склонны преувеличивать отношение к себе других — почему-то им кажется, что они у каждого вызывают сложную гамму симпатий и антипатий.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(8 голосов, средний: 4,13 из 5)

В моей жизни были рaзныe люди, кaкиe-то разочаровывали мeня, кaких-то, возможно, я. Но каждый из тaких людей, мeня чeму-то нaучил. Кто-то нaучил нe довeрять, кто-то нeнaвидeть. Но большe всeго я блaгодaрен тому человеку, который нaучил мeня прощaть.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(10 голосов, средний: 4,30 из 5)

Некоторые люди не умеют сходить с ума – у них ужасно скучные жизни.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(9 голосов, средний: 3,67 из 5)

Бывает смотришь на человека, а он абсолютно ничем не примечателен. Но тебя к нему просто невыносимо тянет. И ты, сам не зная от чего, считаешь его самым, черт возьми, самым в мире замечательным.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(15 голосов, средний: 4,40 из 5)

Мы становимся похожими на тех людей, с которыми общаемся. Выбирайте свое окружение – какими мы не были бы уникальными, оно все равно влияет на нас.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(29 голосов, средний: 4,45 из 5)

Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат:"Боже, куда катится этот мир?"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(9 голосов, средний: 3,67 из 5)

Просто для того, чтобы узнать о человеке правду, надо максимально к нему приблизится, а это практически невозможно.

Чак Паланик "Невидимки "

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(14 голосов, средний: 3,43 из 5)

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(75 голосов, средний: 4,15 из 5)

Если не удается сойтись поближе, люди расходятся подальше.

Франц Кафка. Письма к Фелиции

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(37 голосов, средний: 3,92 из 5)

Мы рассматривали себя кусочками глины, на которой всегда остаются отпечатки пальцев того, кто до нас дотрагивается.

Артур Голден, "Мемуары гейши"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(33 голосов, средний: 3,88 из 5)

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(6 голосов, средний: 3,83 из 5)

Первое впечатление от человека — самое верное, так как он еще не знает, что от вас скрывать.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(26 голосов, средний: 3,77 из 5)

Девять из десяти человек говорят, что любят шоколад. Десятый человек всегда врет.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(9 голосов, средний: 3,22 из 5)

Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(5 голосов, средний: 3,80 из 5)
Поделитесь с друзьями: Оцените:
(12 голосов, средний: 4,17 из 5)

Ничто в нас не меняется. Десять раз обожжемся, а все равно хотим гореть.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(16 голосов, средний: 3,81 из 5)

"Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами".

Преподобный Паисий Святогорец

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(14 голосов, средний: 3,79 из 5)

— Меня вообще всегда удивляло, что кто-то начинает с кем-то мутить только потому, что ему внешность нравится. Это все равно, что хлопья на завтрак не по вкусу выбирать, а по цвету упаковки.

Джон Грин "Бумажные города"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(67 голосов, средний: 4,25 из 5)

когда человек делает нам больно, то скорее всего, сам он-глубоко несчастен. счастливые люди не хамят в очередях, не ругаются в транспорте, не сплетничают о коллегах. счастливые люди в другой реальности. им это ни к чему.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(58 голосов, средний: 3,83 из 5)

Пришел я к горестному мнению
от наблюдений долгих лет:
вся св***чь склонна к единению,
а все порядочные — нет.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(60 голосов, средний: 3,80 из 5)

— А вы общаетесь?
— Помню, он говорил, что я всегда останусь близким человеком для него, которого он не забудет. В итоге нас не связывает больше ни-че-го. Мы просто в один прекрасный день закончили свое общение без слов.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(20 голосов, средний: 3,45 из 5)

Сделай так, Господи, чтобы наши любимые оказались нас достойны. Чтобы мы, по крайней мере, никогда не узнали, что это не так.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(4 голосов, средний: 4,00 из 5)

Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; мелкие умы обсуждают людей.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(10 голосов, средний: 4,40 из 5)

– Мы жили в деревнях. А потом в городах. А теперь будем жить в интернете.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(31 голосов, средний: 4,16 из 5)

Самый лучший подарок жизни — человек, при котором можно мыслить вслух.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(12 голосов, средний: 4,42 из 5)

Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают. Так что расслабься.

Пауло Коэльо "Мактуб"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(29 голосов, средний: 4,28 из 5)

- Поздравляю, один лгун наказан. Осталось шесть с половиной миллиардов.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(29 голосов, средний: 4,41 из 5)

Никогда ведь не можешь сказать с уверенностью, какое место занимаешь в чужой жизни.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна»

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(40 голосов, средний: 3,63 из 5)

Если я буду совершать именно те поступки, которых ждут от меня люди, я попаду к ним в рабство.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(10 голосов, средний: 3,70 из 5)
Поделитесь с друзьями: Оцените:
(6 голосов, средний: 4,17 из 5)

Истина в том, что нет хороших или плохих людей. Добро и зло не в людях, а в их поступках. Люди остаются просто людьми, а с добром или злом их связывает то, что они делают – или отказываются делать.

Грегори Дэвид Робертс, "Шантарам"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(19 голосов, средний: 4,21 из 5)

Больше всего мне хочется стать таким человеком, который сумел бы сделать мир немного лучше.

Эрленд Лу, "Наивно. Супер"

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(47 голосов, средний: 3,81 из 5)

Глазами смотреть будут и не увидят; ушами слушать будут и не услышат.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(3 голосов, средний: 4,33 из 5)

Лучшая возможность узнать можешь ли ты доверять человеку — довериться ему.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(14 голосов, средний: 3,36 из 5)

В наше время людей с хорошим настроением можно записать либо в красную книгу, либо в наркодиспансер.

Поделитесь с друзьями: Оцените:
(33 голосов, средний: 4,39 из 5)

Следующая цитата

Прошедший год оказался богат на фразы, которые обречены стать мемами. Политики, чиновницы, общественники, журналисты и простые граждане страны устроили настоящее соревнование за звание спикера года. От них мы узнали, куда попадут россияне в случае ядерного удара, как прожить на 3500 рублей, что будет, если «наехать» на главу Росгвардии, и может ли в сложном 2018 году нравиться елочка. Путин, Золотов, Милонов, Глацких и пенсионер из Бийска — в подборке «Ленты.ру».

ГАССАН

Начало это. Там, где книги жгут, Там и людей потом в огонь бросают.
(Перевод В. Зоргенфрея)

(В оригинале: «Это была лишь прелюдия» – ein Vorspiel.)

В России эта фраза обычно цитируется в прозе: «Там, где сжигают книги, кончают тем, что сжигают людей».

Судьба гранадских мавров у Гейне – аллегория судьбы евреев в христианской Европе. Католические церковники устраивали публичное сожжение не только Корана, но и Талмуда. У Гейне можно найти резко отрицательные отзывы о служителях всех вероисповеданий, включая раввинов, но религиозная нетерпимость, как и любое насилие над совестью, была для него неприемлема.

Первый случай сожжения неугодных Церкви книг описан в Деяниях апостолов, гл. 19; правда, здесь «занимавшиеся чародейством» сжигают свои сочинения добровольно после проповеди апостола Павла.

В Средние века публичное сожжение книг по указанию Церкви стало в Европе делом обычным. Позднее так же поступала светская власть. Во Франции Нового времени множество книг и памфлетов было сожжено по решению тогдашних органов судебной власти – Парижского парламента и провинциальных парламентов.

В XIX веке появились примеры сожжения книг как эффектного политического действа. Самым известным эпизодом подобного рода стал т. н. Вартбургский съезд, устроенный по случаю 300-летия Реформации.

18 октября 1817 года в замке Вартбург (город Айзенах, Тюрингия) собрались студенты и профессора со всей Германии. Они провозгласили программу создания единого германского конституционного государства, а увенчали празднество сожжением «реакционных сочинений» на большом центральном костре. Среди сожженных книг была «История Германского рейха» Августа фон Коцебу. Полтора года спустя сам Коцебу был зарезан студентом, одетым в «национальный» старогерманский наряд. Его убийце, Карлу Занду, молодой Пушкин посвятил восторженное стихотворение «Кинжал».

Генриху Гейне, родившемуся всего на два года раньше Пушкина, не были чужды политические лозунги Вартбургского съезда, но его отталкивал «старогерманский наряд», в который они были облечены. В 1840 году Гейне писал:

Там, в Вартбурге, прошлое каркало свою темную воронью песню и при свете факелов говорились и делались глупости, достойные самого что ни на есть безмозглого средневековья! (…) …В Вартбурге (…) царило то косное тевтономанство, которое все хныкало о любви да о вере, но любовь его была не что иное, как ненависть к чужеземному, а вера заключалась только в глупости, и в невежестве своем оно ничего лучшего не смогло придумать, как жечь книги!

(«Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний»; перевод А. Федорова)

Трудно сомневаться в том, что в «Альмансоре» отразились и впечатления от вартбургского аутодафе.

Традиция факельных политических шествий и публичного сожжения книг нашла благодатную почву в нацистской Германии. 10 мая 1933 года на Оперной площади близ Берлинского университета им. Гумбольдта нацисты устроили сожжение книг, «чуждых немецкому духу». И это было только прелюдией.

Ныне на площади Бебеля (бывшей Оперной) установлена памятная доска с двустишием из «Альмансора»:

Вступленье это. Там, где книги жгут, Там и людей потом в огонь бросают.

После Второй мировой появилось еще несколько известных высказываний о сожжении книг.

12 июля 1953 года 82-летний английский писатель Хилэр Беллок, лежавший в кровати рядом с камином, по неосторожности получил тяжелые ожоги и четыре дня спустя умер. По легенде, незадолго до смерти он произнес:

– Лучше сжечь писателя, чем его книги.

10 декабря 1987 года Иосиф Бродский прочел в Стокгольме свою Нобелевскую лекцию. Он говорил:

– …Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким являются не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.

В более краткой форме Бродский выразил ту же мысль в речи по случаю присвоения ему звания поэта-лауреата США, прочитанной 17 мая 1991 года:

Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их.

Эта цитата нередко приписывается Рэю Брэдбери, автору романа «451 градус по Фаренгейту», герой которого профессионально занимается сожжением книг.

Нечто подобное Брэдбери действительно говорил, но уже после Бродского:

Теория стакана воды

В 2001 году в Сети появилась игра «Как стать революционером?» – германский ответ на американскую забаву «Как стать миллионером?». За два года в эту полит-игру сыграли 130 тысяч немцев, а вскоре вышла и книжка под тем же названием. Среди прочих вопросов один особенно меня заинтересовал:

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ «ТЕОРИЯ СТАКАНА ВОДЫ»?

А. Анжела Девис

B. Эмма Голдман

C. Александра Коллонтай

D. Роза Люксембург.

Про американскую коммунистку Анжелу Девис у нас еще многие помнят; Эмма Голдман – американская анархистка и феминистка родом из России. Правильным считался ответ «C», с пояснением: «Александра Коллонтай, политическая активистка в революционной России, призывала женщин потреблять секс как стакан воды – без раздумий, без обязательств и без всякой романтики».

Именно так обычно и пишут, даже в научных книжках: «знаменитая теория “стакана воды” Александры Коллонтай». (Изредка упоминаются еще Клара Цеткин, Инесса Арманд и опять же Роза Люксембург.)

Обратимся к источникам – вернее, к одному-единственному источнику. Это мемуарная заметка Клары Цеткин «Из записной книжки», опубликованная в переводе с немецкого в 1925 году. Дело происходит осенью 1920 года; Цеткин, только что вернувшаяся из Германии, беседует с Лениным в его кремлевском кабинете. Впрочем, это не беседа, а нескончаемый ленинский монолог, целый трактат, прочитанный перед одним-единственным слушателем, двадцать три страницы прямой речи вождя.

Как историк замечу, что достоверность такого рода записей задним числом крайне сомнительна. Кое-что в записях К. Цеткин согласуется с достоверными высказываниями Ленина, а кое-что прямо им противоречит.

Большая часть ленинского монолога посвящена «половому вопросу», на который, как и на все остальное, Ильич взирает с высот мировой революции. С этой точки зрения «половой вопрос» только помеха: «Сейчас все мысли работниц должны быть направлены на пролетарскую революцию», нельзя допускать «никакого расточения и уничтожения сил». А что на деле?

– Мне так называемая «новая половая жизнь» молодежи – а часто и взрослых – довольно часто кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. (…) Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась.

– Я считаю знаменитую «теорию стакана воды» совершенно не марксистской и сверх того противообщественной. (…) Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?

Вся «теория стакана воды» известна только по мемуарам Цеткин; никаких ее следов никто до сих пор не нашел. В немецких текстах можно встретить выражение «Glaswassertheorie», во французских – «la théorie du verre de l’eau», но всё это цитаты из Клары Цеткин. Тем не менее существование «теории» представляется самоочевидным – ведь сам Ленин назвал ее «пресловутой» и «знаменитой».

Александра Коллонтай о «стакане» не говорила, напротив: в своих теоретических работах она защищала «крылатый Эрос» (духовную близость) против «бескрылого Эроса» (чисто физическое влечение).

И лишь в ее рассказе «Любовь трех поколений» из сборника «Любовь пчел трудовых» (1923) младшая из трех героинь замечает: «Они мне нравились, и я чувствовала, что нравлюсь им… Все это так просто». «Вас удивляет больше всего, что я схожусь с мужчинами, когда они мне просто нравятся, не дожидаясь, когда я в них влюблюсь? Видите ли, чтобы “влюбиться”, на это надо досуг, я много читала романов и знаю, сколько берет времени и сил быть влюбленной. А мне некогда. У нас в районе сейчас такая ответственная полоса».

Сама Александра так не думала.

Откуда же взялся «стакан воды»? Может быть, Ленин слышал от кого-то из своего окружения, что в новом обществе удовлетворить половую потребность будет «просто, как выпить стакан воды» (этот русский фразеологизм существует с XVIII века)?

Сам Ильич (пером Клары Цеткин) разъяснял, что «теория стакана воды» «не нова и не коммунистична»: она «проповедовалась в изящной литературе, примерно в середине прошлого века, как “эмансипация сердца”. В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела».

Ильич – а скорее Клара – допускает существенную неточность. Об «эмансипации плоти» (это более верный перевод) заговорили отнюдь не пресыщенные буржуи. Ученик Сен-Симона Анфантен провозгласил «реабилитацию плоти» (la réhabilitation de la chair), а Генрих Гейне, столь ценимый основоположниками марксизма, перевел это с французского на немецкий как «Emanzipation des Fleisches» – «эмансипация плоти».

В биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцом Листом по-французски, приводились слова Авроры Дюдеван (Жорж Санд), подруги Шопена и главной женщины-эмансипантки той эпохи:

– Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит.

Эти слова я цитирую по переводу С. А. Семеновского 1956 года, сделанному с французского издания 1924 года. В прижизненных публикациях книги на французском, а также в первых переводах на русский фразы о «стакане воды» не было.

Следующая цитата

У поколения, заставшего «перестройку», это выражение ассоциируется с документально-публицистическим фильмом Сергея Говорухина, вышедшим на экраны в начале 1990 года.

В 2011 году бывший советник Ельцина Сергей Станкевич вспоминал:

Ощущение того, что «так дальше жить нельзя», появилось с началом «перестройки». Публицист Анатолий Стреляный говорил в беседе с комсомольским активом МГУ 15 мая 1987 года:

– Невозможно так дальше жить. Нужна демократия.

(Приведено в журн. «Посев», 1987, № 9.)

В 1988 году Евгений Евтушенко опубликовал стихотворение «Так дальше жить нельзя»:

Когда страна почти пошла с откоса, зубами мы вцепились ей в колеса и поняли, ее затормозя: «Так дальше жить нельзя!» Есть пик позора в нравственной продаже. Нельзя в борделе вешать образа. Жизнь только так и продолжалась дальше — с великого:

«Так дальше жить нельзя!»

Первоянварский номер «Московских новостей» за 1989 год открывался фельетоном Михаила Жванецкого «Так жить нельзя»:

Нашу жизнь характеризует одна фраза: «Так больше жить нельзя!»

Вначале мы ее слышали от бардов и сатириков, потом от прозаиков и экономистов, теперь от правительства.

Наш человек эту фразу слышал и триста лет тому назад, двести, сто и, наконец, семьдесят лет назад сделал так, как ему советовали, ибо так больше жить нельзя… С тех пор слышит эту фразу каждый день.

Вот я и думаю, а может, нас для примера держат. Весь мир смотрит и пальцем показывает:

– Видите, дети, так жить нельзя!

– Так дальше жить нельзя, – говорил В. А. Стародубцев, будущий член ГКЧП, на I съезде народных депутатов СССР 31 мая 1989 г.

В 1990 году сам Горбачев утверждал:

– Мы тогда сказали (…), что так, как мы жили, жить нельзя. Для меня это, вообще говоря, слова, которые были сказаны в ночь [жене, Раисе Максимовне] перед 11 марта 1985 года [т. е. накануне пленума, избравшего Горбачева генсеком].

(Выступление на встрече с деятелями культуры 28 ноября 1990 г.)

Жванецкий едва ли предполагал, насколько он был прав, говоря, что наш человек слышал эту фразу «сто лет назад».

9 декабря 1884 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась статья известного в то время поэта Арсения Голенищева-Кутузова «Так жить нельзя». Статья заканчивалась стихотворением «Так жить нельзя! В разумности притворной…»:

Нет, други, нет – так дольше жить нельзя! Сомнений ночь отрады не приносит, Клевет и лжи наскучили слова (…). Нас держит власть победного обмана, Как узников в оковах и тюрьме. И лишь одно не умерло сознанье — Не то призыв, не то воспоминанье, — Оно твердит: так дольше жить нельзя!

Вскоре стихотворение стало популярным романсом («Нас держит власть победного обмана», музыка П. Н. Ренчинского).

«Так жить нельзя» (или: «Так дольше жить нельзя!») сразу же стало ходячим речением:

«Так жить нельзя» – одна из самых обычных фраз тоскующей интеллигенции.

(«К чему способна интеллигенция?», «Неделя», 1887, № 9).

«Так дальше жить нельзя» – называлась статья В. А. Грингмута, идеолога черносотенного движения («Московские ведомости», 1904, № 325).

Народнический публицист С. Елпатьевский утверждал:

…Из трех ходячих поговорок последнего времени: «дальше идти некуда», «так жить дольше нельзя» и «к прошлому возврата нет» – безусловно справедлива только последняя.

(«Облетели цветы, догорели огни», в журн. «Русское богатство», 1907, № 5)

Деятельница кадетской партии Ариадна Тыркова писала:

И все время, что длятся бюджетные прения, над белой залой точно носится коротенькая фраза, долго бывшая лозунгом прогрессивной России: «Так дольше жить нельзя!»

(А. Вергежский [псевд.], «Третья Дума», в журн. «Русская мысль», 1908, № 5)

Того же мнения был консервативный публицист Михаил Меньшиков:

Так, как теперь мы живем, долго жить нельзя, – это надо же наконец понять и оценить.

(«Предвыборная тревога», в газ. «Новое время», 13 сент. 1912 г.)

В 1910 году вышла в свет «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“». О временах монгольского ига здесь говорилось:

Нашлись люди, которые доказывали, что так жить нельзя: но людей этих сажали в тюрьмы, а газеты, в которых они работали, штрафовали или совсем закрывали.

(Раздел «Монгольское иго» написал О.Л. Д’Ор – Иосиф Львович Оршер.)

И наконец, еще две цитаты – одна из времен Февральской революции, другая – из времен Гражданской войны:

…Так жить – более жить нельзя.

(«Уничтожьте хвосты!», «Известия Петроградского Совета», 10 марта 1917 г.)

– Так дольше жить нельзя! Это воздыхание повторялось неустанно на разные лады изо дня в день с того момента, как большевики захватили власть.

(В. Самсонов, «Незабываемое», в газ. «Отечественные ведомости» (Екатеринбург), 25 мая 1919 г.)

Там, где сжигают книги…

По легенде, сподвижник Мухаммада халиф Омар I (?—644), захватив в 641 году Александрию, приказал сжечь свитки Александрийской библиотеки. Он сказал:

– Если в этих писаниях греков говорится то же, что в Коране, они излишни; а если другое – вредны.

Впервые эту фразу (в несколько ином виде) привел сирийский писатель, глава христиан-монофиситов Абу-ль-Фарадж (Бар-Эбрей) (1226–1286) в книге «Сокращенная история династий». В 1663 году она была переведена на латынь.

На самом деле бо2льшая часть библиотеки сгорела в 273 году при взятии Александрии императором Аврелианом, а ее остатки («Малая библиотека») – по-видимому, в 391 году, во время погрома, учиненного христианами.

В 1499 году в недавно завоеванную испанцами Гранаду прибыл кардинал Хименес де Сиснерос. Он приказал сжечь все арабские манускрипты, за исключением медицинских, – и это уже не легенда.

В 1823 году Генрих Гейне опубликовал поэму «Альмансор», написанную тремя годами ранее. Сюжетом поэмы было насильственное обращении гранадских мавров в христианство. Здесь мы находим следующий диалог (перевод В. Зоргенфрея):

АЛЬМАНСОР

– Нам говорили, что Хименес мрачный, Посередине площади, в Гренаде, — – Я не могу, язык немеет, – бросил Священный наш Коран в огонь костра.

Читайте также: