Таблица война и мир таблица с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Центр семьи, ведущее и направляющее начало — графиня Ростова. Мать — символ семьи. Высшая добродетель женщины — материнство.
В центре семьи — старый князь Болконский — генерал-аншеф. Военная жизнь и высокий командный чин наложили свой отпечаток на отношение к детям (жёсток, негибок, холоден, закрыт). Ни дети, ни он сам о матери не вспоминают никогда.
Князь Василий — старый придворный интриган. Его взаимоотношения с женой без эмоциональные и деловые. Дети для него — рычаги для достижения определенных целей (выгодное замужество Элен, попытка выгодного брака для Анатоля). Отношения в семье неискренние, построенные на выгоде и расчете.
2. Воспитание
Взаимоотношения в семье между графом и графиней строятся на доброте, доверии, любви, и это основа воспитания детей.
Стиль воспитания — свободный, построенный на доверии, открытости, свободном проявлении характера и чувств. (Как результат — Наташина выходка за именинным столом, ее веселье и радость от танца отца и т. д.)
Стиль воспитания — строгость, абсолютное подчинение, невозможность проявления своих чувств (как результат –одиночество княжны Марьи, неудачный брак князя Андрея)
Отсутствие воспитания как такового. Все направлено на то, чтобы заполучить как можно больше богатства, занять высшую ступень общественной великосветской лестницы. Культивирование корысти, беспринципности, безнравственности, которые воспринимаются как норма поведения. Выстраивание жизни по шкале жизненных ценностей, принятых в великосветском обществе. (Как результат — замужество Элен без любви и впоследствии презрение к своему мужу за его мягкость и добродушие, открытая неверность ему; глупость и недалекость Ипполита, готового жениться на любом денежном мешке; тайный, тщательно скрываемый брак Анатоля, его низкое поведение с Наташей.)
3. Обстановка в семье
В доме шумно, радостно, игры, музыка, веселье, детские голоса, гости.
В доме — упорядоченный быт, соблюдение каждодневного распорядка, затворничество.
Как такового дома Курагиных Толстой не показывает. Для них вся жизнь проходит в великосветских салонах.
Слова и чувства имеют огромное значение в мире Ростовых. Чув ства составляют смысл их жизни, врываются в мир и делают их жизнь наполненной. Умение лю бить.
Внимание к жизни души (Наташины секреты с матерью перед сном, восторги от прелести ночи в Отрадном, волнения на первом балу, переживания Николая при поджоге моста, Наташина любовь к князю Андрею и т. д.).
Слова и чувства живут в душах Болконских, заставляют их любить и страдать, но они тщательно скрыты под маской гордости и воспитанности. Эта рассудочность мешает Болконскому, искренно любящему Наташу, эмоционально признаться ей в любви, а затем простить ее измену и не вынашивать планы мести Анатолю.
Слова и чувства в мире Курагиных бессмысленны и не имеют значения.
Души лживы и равнодушны.
5. Свойства характера
В семье Ростовых преобладает эмоциональное начало, они живут непосредственной жизнью, построенной на законах любви. Радушие, гостеприимство, неумение вести хозяйство (история с обманывающим управляющим Митенькой, в конечном счете — разорение). Сентиментальность (слезы Ильи Андреевича на удавшемся вечере в честь Багратиона, его разрешение отдать подводы раненым). Музыка как один из символов духовной и эмоциональной жизни семьи (пение Наташи, восторг от музыки и пение Николая, музыка в последнем сне Пети
В семье Болконских преобладают рационально-умственное, волевое начало. Они живут по правилам, представлениям о чести, достоинстве, свойственным лучшим людям из дворянского сословия. Они умны, рассудительны (в решающие минуты жизни князю Андрею свойственна рефлексия, княжна Марья ведет дневник и переписку, старый князь имеет целый архив со своими записками). Высокомерие, спесивость, бестактность князя в общении с княжной Марьей, Наташей Ростовой. Младшему поколению (княжна Марья, князь Андрей) свойственна активность и целеустремленность. Князь Андрей пытается понять смысл жизни. Ему свойственно думать о серьезных достижениях в своей жизни (свой «Тулон», военные проекты для преобразования российской армии и т. д.).-
Семейство Курагиных дано как разрозненное, не связанное родственными узами. Они не умеют любить и никогда не испытывают по этому поводу разочарований. Могут мимолетно увлекаться, но сердце их всегда остается холодно.
6. Отношение к народу
Близость к народу, понимание его души, слияние с ней (святки, охота, пляска Наташи).
Между Болконскими и народом существует непонимание (бунт богучаровских крестьян, недоумение княжны Марьи по поводу увлечения хозяйством мужа — Николая Ростова).
Пропасть между Курагиными и народом. Народ для них — далекий, ненужный мир, который ни когда не пересекается с их собственным .
Семья Ростовых пережила нашествие французов, была вынуждена бросить имущество, спасая раненых, и видеть пожар Москвы. Николай и Петя служили в действующей армии. Петя был убит.
Семья Болконских пережила нашествие французов, была вынуждена собрать имущество и уехать из Лысых Гор, имение было разорено. Князь Андрей служил не в штабе, а в полку и был смертельно ранен в Бородинском сражении.
Семейство Курагиных находилось во время нашествия французов в Петербурге, в великосветских салонах. Ни они, ни их имущество не подвергалось опасности. Анатоль служил при штабе. Был тяжело ранен и умер от раны.
Авторская позиция — неслучайное переплетение судеб семейств Бол конских и Ростовых: множество общих детей.
Николенька Болконский как продолжение судьбы отца.
Неслучайны «тихие» кончины Элен и Анатоля — как знаки незначительной, пустой жизни, блеск которой существует, пока существует человек; у них не осталось детей — их продолжения.
Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 1)Выбранный для просмотра документ болконский и безухов.docx
библиотекаматериалов
Андрей Болконский
Пьер Безухов
1.Первое появление — в салоне Шерер. Скука светской жизни и неудовлетворенность своей службой в Петербурге. Неудачная женитьба.
2.Служба при штабе Кутузова.
Изменение его настроения в армии. Отношение к службе как приятному и интересному делу.
Честность и принципиальность Болконского (эпизоды с провиантским обеспечением армии, с батареей Тушина). Размышления князя Андрея о том, что русская армия находится в таком положении, что только он может спасти се и открыть себе путь к славе. (Т. 1, ч. 2, гл. 3, 9, 10, 12, 15, 21)
3.Аустерлицкое сражение.
Смелость князя Андрея. Он подхватывает знамя и бежит впереди полка, поворачивая отступающих солдат. Его восприятие всего происходящего как особого события, как своего «Тулона». Тяжелое ранение князя Андрея и «высокое небо» Аустерлица над ним, понимание бессмысленности, бренности и низменности всего происходящего. (Т. 1, ч. 3; гл. 12, 16)
4.Разочарование в Наполеоне.
Раненый князь Андрей видит своего кумира — Наполеона, объезжавшего поле боя, и думает о нем как о маленьком ничтожном человеке в сравнении с тем, что происходит в его душе, и бесконечным небом. Разочарование в своем кумире.
5.Разочарование в военной службе.
Потрясение от смерти жены и депрессия. Суждение о том, что если бы враг стоял у стен Смоленска, то и тогда бы он не пошел воевать.
7. Встреча с Пьером в Богучарове.
Суждение князя Андрея, что он знает только два несчастья: угрызение совести и болезнь. Счастье — отсутствие двух зол. Мудрость — жить для себя, избегая этих двух зол. Разговор о смысле жизни: для Андрея это — жить, никому не мешая, сделать собственную жизнь приятной. Свидание с Пьером было целой эпохой для князя Андрея, с которой началась «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». (Т. -2, ч. 2, гл. 11-13)
8.Поездка по делам в Отрадное.
Дуб, встреченный по дороге, и размышления князя Андрея о конечности жизни, о том, что все обман и нет надежды.Его неожиданная встреча с радостной, веселой Наташей. Пробуждение души князя Андрея, случайно услышавшего восторженные слова Наташи о небе, звездах, луне. Мысли о том, что жизнь не кончена в 31 год. (Т. 2, ч. 3, гл. 1-3)
9.Скука князя Андрея в деревне и решение начать деятельность более широкого масштаба. Его проект военных законов и работа в Петербурге, в комитете Сперанского. Понимание суеты, рутины и однообразия деятельности высших чиновников государства. Разочарование. (Т. 2, ч. 3, гл. 4-6, 18)
10.Влюбленность в Наташу.
Сватовство к ней и попытка обрести личное счастье. Подчинение воле отца и откладывание свадьбы на год. (Т. 2, ч. 3, гл. 16- 19, 23)
11.Ожесточение после измены Наташи и жажда мести Анатолю. Невозможность простить. (Т. 2, ч. 5, гл. 21)
12.Возвращение в армию.
Решение служить в полку, а не при штабе. Его презрение к штабным и понимание, что настоящее дело делается простыми солдатами. Любовь солдат к нему («наш князь») (Т. 3,ч.1, гл11, ч.2, гл.5)
13.Ночь перед Бородинским сражением . Раздумья о прошедшей жизни, о смерти. Своеобразное подведение итогов. Встреча с Пьером и размышления о духе войска, о силе патриотизма и неизбежной победе (Т.3,ч.2, гл.24-25)
14.Неучастие князя Андре я в деле на Бородинском поле и его переживания по этому поводу. Нелепое тяжелейшее ранение. Физическая боль. Пробуждение в душе любви ко всем при виде страдания других и на пороге смерти (т.3, ч.2, гл.36-37)
15.Встреча с Наташей, прощение её и истинное понимание любви, религиозных истин и Бога. Спокойное принятие смерти. (т.3, ч.3, гл.32-33, т.4,ч.1, гл.15-16)
16. Продолжение судьбы князя Андрея – в судьбе и мыслях его сына (Эпилог, ч.1, гл.12,14,16)
1. Первое появление — в салоне Шерер. Наивность, открытость, идеализм и романтизм. Пустое времяпрепровождение. Нерешительность в выборе жизненного поприща. Князь Андрей для него- образец всех совершенств. Увлечение идеями французской революции. (Т. 1, ч. гл. 2-5)
2. Неожиданное получение многомиллионного наследства, роль богатого жениха. Наивное предположение, что все добры и внимательны к нему из-за его качеств. Неумение разбираться в людях и великосветских интригах. Следствие этого — неудачная женитьба на Элен. Неискренность их взаимоотношений. (Т. 1, ч. 1, гл. 22; ч. ч.3, гл. 1-2)
3. Ощущение стыда и ложности своего положения в супружестве с Элен. Мучительные для Пьера слухи о неверности своей жены. (Т. 1, ч. 1. гл. 4)
4. Дуэль с Долоховым, ранение Долохова и потрясение Пьера от всего произошедшего, в первую очередь оттого, что он мог убить человека. Гнев на жену и разрыв с ней. (Т. 2, ч. 1, гл. 5-6)
5. Поиск смысла жизни. Вопросы: что хорошо, что дурно, что нужно любить, что ненавидеть, что такое жизнь, что смерть, для
чего жить и что такое я? (Т. 2, ч. 2, гл. 1)
6.Неожиданная встреча с масоном Баздеевым и нахождение истины в масонстве. Принятие идей масонства — жить в любви и добре к людям, бороться со злом. Работа в масонском братстве.Проведение реформ в деревне для облегчения положения крестьян. (Т. 2, ч. 2, гл. 2-5, 10)
7.Встреча с князем Андреем в Богучарове. Изложение своей жизненной позиции. Его рассуждение, что жить так, чтобы не делать зла, — этого мало. Наслаждение жизни — делать добро. Если есть Бог и будущая жизнь, то есть истина и добродетель. Человек должен стремиться к их достижению. (Т. 2, ч. 2, гл. 11-12)
8.Внешнее примирение с женой . Планы кардинального преобразования масонского ордена. Холодное отношение к его «передовым» идеям в братстве. Выход из ложи. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-8)
9.Тоска Пьера и его новые попытки обрести истину и смысл жизни. Его осуждение себя и своего образа жизни. (Т. 2, ч. 3, гл. 9-10)
10.Невысказанная любовь к Наташе. Расценивание кометы 1812 года как предзнаменования потрясений для России (т.2., ч5, гл.22)
11. Интерес к ходу военных действий и к судьбе Москвы. Попытка помочь через пожертвования. Поездка в действующую армию, чтобы быть в центре решающих для судьбы отечества событий. (Т. 3, ч. 1, гл. 22-23; ч. 2, гл. 18)
12. Встреча Пьера с князем Андреем перед Бородинским сражением и проникновение в рассуждение Болконского о духе войска и о силе патриотизма. Встреча как еще один шаг к пониманию народа. (Т. 3, ч. 2, гл. 25)
13. Пьер на Бородинском поле , на батарее Раевского. Сближение с народом. Понимание грандиозности происходящего. (Т. 3,ч. 2, гл. 31-32)
14. Решение остаться в Москве и убить Наполеона, тем самым спасти Россию. Идея жертвенности и обретение великой цели. (Т. 3, ч. 3, гл. 27)
15. Плен, нравственные и физические страдания Пьера . Встреча с Платоном Каратаевым. Проникновение в его философию гармонии с самим собой и миром. Сближение с простым народом. Приход к «простоте, добру и правде». (Т. 4, ч. 1, гл. 9-13; ч. 2, гл. 11-12,14; ч. 3, гл. 12-15)
16. Любовь к Наташе окрашивает весь мир другими красками, радость и гармония в душе. (Т. 4, ч. 4, гл. 15-20)
17 . Идеи декабризма , счастливая семейная жизнь (Эпилог, ч.1, гл.10-16)
Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 1)Выбранный для просмотра документ женские образы.docx
библиотекаматериалов
Женские образы в романе. Проблема истинной и ложной красоты
Наташа Ростова
Княжна Марья Болконская
Элен Курагина
Наташа показана в романе, начиная с детских лет — здесь, в детстве, источник ее искренности, непосредственности, веселости.
О детских годах княжны Марьи не сказано ничего о матери в семье не вспоминают, детей воспитывает отец, который является для них авторитетом
Ничего не сказано о детстве Элен и всех Курагиных.
2. Семья. Воспитание
В родительской семье счастлива, жизнь ее гармонична и наполнена событиями. В доме всегда много молодежи, гостей, музыки, веселья. Поэтому Наташа общительна, любит музыку и серьезно занимается пением.
В родительской семье несчастлива, зажата, испытывает чувство страха. Дом живет замкнутой, размеренной жизнью. Все подчинено распорядку дня старика Болконского. Гостей не бывает. Письма к княжне Марье редки, да и те он просматривает. Княжна Марья в одиночестве музицирует на клавикордах.
Взаимоотношения в родительской семье автором не обозначены, их как бы не существует, они холодны и формальны, подчинены законам светского общества и сведены не к душевным внутрисемейным отношениям, а к взаимовыгодным сделкам. Дом Курагиных не показан. Элен появляется только в театре и на светских раутах, подчеркивается ее светская холодность и манерность.
3. Черты характера
Пылкая, искренняя, увлекающаяся, порывистая натура. Она наслаждается жизнью. Любит петь, танцевать, гадать и рядиться на святки, ездит на охоту.
Сдержанная, рассудительная, искренняя натура. В ней много кротости, смирения, жертвенности.
Холодная, высокомерная, равнодушная, самовлюбленная натура.
4. Внутренний мир
Обладает богатой, широкой душой, умеет глубоко чувствовать, страдать, переживать, любить.
Наделена духовным богатством, внутренней гармонией, преданностью, умеет тонко чувствовать, разделять чужое горе.
Показаны ее бездушие, внутренняя пустота, безнравственность, порочность.
Любовь для Наташи — главное в жизни. Для нее это, в первую очередь, романтические отношения, страсть, сопровождающаяся полетами души, порывами, безумствами. Затем — осознание красоты человеческой души как основы семейного счастья и спокойствия.
Любовь для княжны Марьи — это основа семьи, в которой горит тихий, ровный семейный очаг, построенный на-доверии, гармонии и равновесии чувств.
Понятие любви принципиально не существует для Элен Курагиной. Она никогда не испытывала этого чувства.
6. Своя семья
У Наташи появляется собственная семья*. Она сильно меняется, растворяется в детях и интересах мужа. Главное для нее — здоровье детей. Для Толстого Наташа — идеал жены и женщины-матери.
У княжны Марьи появляется своя собственная семья — муж, дети. Она выстраивает с ними иные отношения, нежели были в ее родительской семье. Заботится о духовном, нравственном воспитании детей. Ведет дневник. Пытается уравновесить пылкий, непростой характер своего мужа — Николая Ростова.
Толстой не дает Элен возможности создать настоящую семью. Первый ее брак с Пьером был браком по расчету, она презирала мужа, относилась к нему снисходительно-надменно и уничижительно отзывалась о нем в обществе. Была готова ко второму, более респектабельному и выгодному браку. Никогда не хотела детей и считала их обузой. Для Толстого она — воплощение худших женских качеств.
В начале романа Наташа равнодушна к вере. Она «как все»: знает и выполняет обрядовую сторону, но душа её еще не наполнена верой. Затем, после истории с Анатолем, разрыва с Болконским и нравственной болезни находит в вере утешение, что во многом способствует ее выздоровлению. Пытается многое понять для себя, почувствовать. Она понимает предсмертное просветление души князя Андрея.
Княжна Марья на протяжении всего романа живет верой, молится, принимает странниц, мечтает о паломничестве. Верит в спасительную силу намоленного образа, который дает брату, уходящему на войну.
Она понимает, что князь Андрей нашел для себя истину в Боге.
Показана как человек, ни во что не ставящий Божьи заповеди. Она эгоистична, не умеет любить людей, лжива, надменна. Обет венчания для нее простая формальность. Элен задумывает перейти в католичество только для того, чтобы, обманув православную церковь, внешне соблюдая приличия, выйти второй раз замуж за более респектабельного и богатого человека.
8. Внешняя и внутренняя красота
Наташа в детстве некрасива, но в юности и молодости ее красота набирает силу, заставляет обращать на себя внимание. Ее красота изменчива в зависимости от душевного состояния, в котором она находится. Но Толстой неоднократно подчеркивает ее «блестящие», «сияющие» глаза. Внешность Наташи — как отражение ее богатого, искреннего внутреннего мира.
Толстой постоянно подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные лучистые глаза» освещают это лицо удивительным светом. Любовь преображает ее до неузнаваемости. Богатый духовный мир делает внешне некрасивую героиню прекрасной.
Воплощение внешней совершенной красоты и внутренней пустоты и бездушия. Элен напоминает холодную античную статую в светской застывшей маске. Автор не раз упоминает ее «мраморные плечи», как бы отполированные многими восхищенными взглядами, и «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку.
9. Авторское отношение
Любимая героиня Толстого наделена богатой внутренней жизнью, переживаниями, проведена через множество событий, потерь, через взросление и осознание истины. Автор наделяет героиню внутренними монологами, в своих рассуждениях раскрывает мотивы ее поступков, мыслей, чувств.
Княжна Марья — одна из любимых героинь Толстого. Она также проходит через ряд потерь и испытаний.. Но характер ее более устойчив. Она менее увлекающаяся и более рассудительная натура, поэтому ее образ не претерпевает значительных изменений в течение романа. Она изображена Толстым как более цельная натура. Автор также наделяет ее множеством внутренних монологов, она пишет письма, ведет дневник.
Для Толстого образ Элен — это агрессивная пустота в красивой оболочке. У нее нет души, а значит, нет внутренней жизни. Автор не дает ей не только внутренних монологов, но также каких-либо значимых событий и поступков. Нет даже диалогов с другими героями. Её образ почти всегда дан «в пересказе» — о ней говорят, но ее самой нет: говорят о ее успехах, болезни, смерти. Толстому чужд такой тип пустых безнравственных светских красавиц.
Просмотр содержимого документа
«Сопоставительная таблица к уроку по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"»
Сопоставление и контраст как основные идейно-композиционные принципы повествования у Толстого
Салон Анны Павловны Шерер (Петербург)
Именины у Ростовых (Москва)
Болконские (имение Лысые Горы)
«Известная» А.П. Шерер – фрейлина и приближённая императрицы; 40 лет; старая дева, не пустившая никаких корней в жизни; «быть энтузиасткой сделалось её общественным положением»; «лицо её вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения»
Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и А.П. Шерер (40 лет). Она жена и мать 12-ти детей(!) – показательный факт. Граф Илья Ростов – глава семейства.
Молодое поколение Ростовых (как «луч солнца» врывается в светскую обстановку): «Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и … Апраксиной».
«Генерал-аншеф кн. Николай Андреевич, по прозванию в обществе / прусский король/ с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах»; Занимался воспитанием дочери (уроки геометрии, алгебры и др.)
«…высшая знать Петербурга, люди самые разнородные … но одинаковые по обществу, в каком все жили». «Важный и чиновный» князь Василий Курагин и др.
А.М.Друбецкая (приятельница графини; «она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи»), двоюродный брат графини, «дяденька» Шиншин, др.
Князь Андрей с женой
3. Манера поведения (детали, обнажающие истинный смысл поведения)
Кн. Вас. Курагин (светлое выражение плоского лица, изысканный французский, покровительственные интонации, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку, говорит лениво, «как актёр говорит роль старой пьесы). «…Успокойте меня»,- сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»; «сказал князь, по привычке, как заведённые часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили»; спрашивая о назначении барона Функе в Вену, «как будто только что вспомнив что-то и особенно небрежно, тогда как то, о чём он спрашивал, было главной целью его посещения». «Светлое выражение лица» (когда затронули жизненные интересы князя Василия) сменяется улыбкой, при которой проявляется «в сложившихся около рта морщинах что-то неожиданно грубое и неприятное»). «Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно».
М.Д.Ахросимова (манера разговора): «Имениннице дорогой с детками… Ты что, старый греховодник… чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде. »
«Дяденька» Шиншин: «Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома, точил бы свои веретёна».
Графиня Ростова, смущаясь, предлагает А.М.Друбецкой деньги на обмундирование Бориса, хотя та ни о чём не просила.
«…князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживлённым лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу».
«…следя оживлёнными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица».
«- Дайте опомниться, батюшка, - сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его…»
4. Главный гость
Виконт Мортемар («А.П. угощала им своих гостей»: «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью»), аббат Морио.
Марья Дмитриевна Ахросимова. Её ждут, из-за неё не начинают обеда. В обществе её зовут драгуном; она знаменита «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. М.Д-ну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над её грубостью, рассказывали про неё анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись её» - появление подобной фигуры в салоне Шерер невозможно.
Вопросы о взаимном здоровье (равнодушно задаваемые и с той, и с другой стороны); совершение каждым «обряда приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тётушки»; приветствие А.П-ной Пьера, первый раз бывшего в обществе, «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне».
Утренний приём: граф Илья Ростов, принимая «поздравителей», всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц».
Его жена и старшая дочь Вера занимали гостей разговором. Разговор был такой, «который затевают ровно настолько, чтобы при первой же паузе встать, зашуметь платьями, проговорить… и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать» - те же условности светского такта (Ростовы – люди своего времени и своего класса и несут на себе его родимые пятна даже в мелочах). Вечернее празднование.
«В Лысых Горах… ожидали с каждым днём приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушило стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя»; «… ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня».
«Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слёзы любовный, тёплый и кроткий взгляд… остановился на лице князя Андрея».
Отношение старого князя к невестке: «По мере того, как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на неё и вдруг, как будто достаточно изучив её и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от неё…»
Кн.Андрей Болконский, Пьер, А.М.Друбецкая (приехала с определённой целью – устроить карьеру сына - через унижение).
Жена князя Лиза (она человек круга Шерер, воспитанная этой средой).
Светскость и чопорность, внешняя благопристойность, изящество, условный такт. «Как хозяин прядильной мастерской (метафорическое сравнение) … А.П… одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину»; «Вечер… был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»
Семейный и радостный характер праздника (Пьер чувствует себя здесь проще). Граф-отец и М.Д. в конце вечера танцуют Данилу Купора, похожего «на развесёлого трепачка», а во всех дверях зала появились «улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
- Батюшка-то наш! Орёл! – проговорила громко няня из одной двери».
8. Тематика разговоров
Политика (антинаполеоновский заговор герцога Энгиенского; отношение к Наполеону, его захватнической политике, к революции, к предстоящей войне; к союзникам).
Также политика, война, но говорят об этом в ином тоне.
«И разговор зашёл опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях».
9. Отношение к войне
А.П.: нужно «задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»; «Россия одна должна быть спасительницей Европы» - повторяется мнение высших кругов.
Кн.Андрей: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
«И зачем нас нелёгкая несёт воевать с Бонапартом. » - старшее поколение этот вопрос волнует, главным образом, в той связи, что идут на войну сыновья: « -Всё о войне, - через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идёт, М.Д., сын идёт.
- А у меня 4 сына в армии, а я не тужу. На всё воля божья: и на печи лёжа умрёшь, и в сражении бог помилует» (М.Д.).
Николай Ростов с юношеской восторженностью готов «умирать или побеждать».
Политические «затруднения» в Европе – «кукольная комедия», в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. «И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже государственных делах».
10.Употребление французского языка
Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией (незнание родного языка, пренебрежение к нему, космополитизм, отрыв от народа). Использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Пьер говорит только по-русски (хотя из-за границы; великолепно владеет французским); Андрей Б. – только в ответ на «франц. реплики», а также цитируя Наполеона.
Там, где описывается ложь или зло, врывается французский.
Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке».
Также преобладает родная речь.
11. Авторское отношение к описываемому
Толстой не показал объективно ни одного недостойного поступка героев: все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России и мировой политике. Отрицательное отношение к ним проявляется в демонстрации того, насколько всё в них фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.
Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, патриотизм «породы». Отмечается радушие, открытость поведения, взаимная любовь в семье, благородство, чуткость, близость в языке и обычаях к народу (полнота жизни) и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят расчёт и корысть.
Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - характерные особенности семьи.
12. Худож. приёмы, принципы сатиры
Постоянное подчёркивание разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни; в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Толстой либо ждёт, пока герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него эту маску.
Оценочный характер эпитетов и сравнений, описаний героев.
Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений, выделение 1-2-х постоянных признаков-примет.
Подчёркнутое сходство портретов (умные и блестящие глаза у всех Болконских). Передача и самого существенного, и постоянного в человеке, и мимолётных изменений его облика при смене настроения.
Следующая цитата
«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот тот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», «…эта жизнь – не по мне!». Прав ли князь Андрей?
Вечер в салоне А.П. Шерер
Сценарий вечера подобен заранее отработанному ритуалу, «разговорная машина», фальшивый блеск, внутренняя пустота, гостей встречают в соответствии с положением гостя в свете, хозяйка «угощала» гостями, «обряд приветствия» тётушки.
П. Безухов (увлечение, горячность, «неучтивость», «молодой человек, не умеющий жить»);
А. Болконский (усталость, скучающий взгляд).
Княгиня Болконская (обсуждение светских сплетен); князь Василий и его дочь Элен (стремление придать своему лицу соответствующий моменту разговора вид).
Что не ценят в салоне
Ум и образованность.
Что ценят в салоне
Умение жить , выгодно устраивать свои дела.
«Дворянские гнёзда»: дом Ростовых, апартаменты графа Безухова, имение Болконских.
Толстой даёт «срез» общественного сознания накануне войны 1805-1807 годов.
Тема: «Дворянские гнёзда»
Имение отставного генерала-аншефа Н.А. Болконского
Как встречают гостей
Дом привлекает радушием, гостеприимством, гостей встречают одинаково приветливо, не делая различий между людьми высокого и низкого звания.
«… никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня».
Позже старый князь приказывает замести расчищенные к приезду Курагиных дорожки, выражая тем самым презрительное к ним отношение.
Момент знакомства с семьёй
Момент знакомства с семьёй неслучаен: день именин графини и её дочери Наташи – возможность шире представить московское дворянство и круг его интересов.
Перед уходом на войну сын просит отца позаботиться о воспитании своего будущего ребёнка.
Дети воспитываются в атмосфере любви, уважения. Граф и графиня взяли на воспитание Соню-племянницу, приютили Бориса.
Честь, долг, порядок – ключевые слова в воспитании. Отношения отца с дочерью, княжной Марьей: крутой характер отца, его требовательность – дочь относится к отцу с почтением, благоговением и страхом.
Напутствие сыну перед уходом на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно. »
Кто из героев находится в центре внимания
Наташа, именинница, отличается живостью, детской непосредственностью, непостижимой смелостью, ловкостью, желанием походить на взрослых, неподражаемой грацией.
Старый князь Болконский – человек, которого все в доме и округе боялись и уважали, живёт по строго заведённому порядку , считает, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум», обладает проницательным умом. Основные занятия: писание мемуаров, высшая математика, точение табакерок на станке, работа в саду. Живёт безвыездно в своём имении, но в курсе всех политических и военных событий в Европе.
Оценка предстоящей военной кампании
Высказываются разные мнения:
- полковник («очевидно служака и патриот»), Николай Ростов: пылкая решимость воевать;
- Шиншин («старый холостяк», двоюродный брат графини): России не следует ввязываться в войну с Наполеоном.
Тема: «Смотр в Браунау. Шенграбенское сражение»
Шенграбенское сражение
Причина Шенграбенского сражения
Французская армия хочет предотвратить соединение армии Кутузова с войсками, выступившими из России. Чтобы опередить французов, авангард Багратиона отправляется в переход к Цнайму, где в течение суток должен был удерживать неприятельскую армию.
Андрей Болконский накануне боя
На самом опасном участке сражения, объезжает позиции, видит капитана Тушина, который имеет совсем невоенный вид, солдаты живут обычными заботами.
Кто решает исход сражения
Русская армия держится на солдатах и младших офицерах. Батарея Тушина (осталась без прикрытия, но солдаты успешно отбивали атаки французов), рота Тимохина (во время беспорядочного отступления на левом фланге выступила вперёд и смешала ряды французов, отличился Долохов).
Николай Ростов в первом сражении
Струсил, так как слишком молод, ещё не обстрелян, победило «чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь». Но он научится преодолевать страх, станет храбрым офицером.
Русские солдаты в Шенграбенском сражении
Проявляют храбрость и самоотверженность в отличие от штабных франтиков вроде Жеркова, струсившего и не выполнившего приказ.
Тема: «Анализ 3 части 1 тома»
Пьер Безухов после смерти отца – богатый наследник, граф, заметная фигура в светском обществе. Перед ним заискивали, старались ему угодить те лица, «которые прежде не хотели и знать о его существовании». Пьер искренне верит в доброе расположение, не замечает лицемерия, испытывает «чувство отуманенности, торопливости».
Авторитетом для Пьера был князь Андрей (его сила воли, светская обходительность, необыкновенная память, начитанность, способность работать и учиться). В отсутствие Андрея Пьер попадает под влияние князя Василия, Элен, кружка А.П. Шерер.
Князь Василий устраивает женитьбу Пьера на Элен, решает устроить и жизнь сына Анатолия, едет к старику Болконскому, чтобы посватать княжну Марью.
Отношение старика Болконского к Курагиным: невысокого мнения о В. Курагине, испытывает чувство презрения, приказывает замести расчищенные к приезду гостей дорожки; видит легкомыслие и пустоту А. Курагина, но оставляет выбор за дочерью.
Отношение княжны Марьи к приезду жениха: мечтает о «любви земной», вообразила образ идеального супруга, доброго, честного, благородного. История с мадемуазель Бурьен открывает истинное лицо А. Курагина.
Ольмюц: смотр русских и австрийских войск.
Борис и Берг озабочены своей карьерой.
Николай Ростов испытывает «сильнейший прилв любви к своему государю», мечтает о подвиге.
А. Болконский мечтает о славе, о Тулоне.
Аустерлицкое сражение
А. Болконский
Совершает подвиг (подхватил знамя, остановил и увлёк за собой солдат). Ранение.
Под небом Аустерлица переживает душевный перелом. Антитеза: высокое, бесконечное небо и суетность честолюбивых устремлений. Видит мелочность, самодовольство и тщеславие Наполеона. Мечты о славе уходят на второй план: «… ничего, ничего не знал до сих пор».
Следующая цитата
В представленной таблице даётся сопоставление (с опорой на текст) общества в салоне А.П. Шерер, семьи Ростовых и их окружения, а также семьи Болконских. Материал рекомендуется использовать для комментирования учащимся отличительных черт 3-х сообществ, важных для понимания замысла Толстого
Читайте также: