Таблица сравнения шарика и шарикова цитаты

Обновлено: 06.11.2024

В начале повести мы видим Шарика – бездомного,
вечно голодного и холодного пса, бродящего по
подворотням в поисках пищи.
Это было умное, благородное, доброжелательное,
безобидное животное.
Шарик – разумное существо, он способен рассуждать,
делать выводы, он даже умеет читать.
Ему присущи чисто человеческие черты.
Читая рассуждения пса о жизни, нельзя не удивиться:
каким смышлёным и даже одарённым житейской
мудростьюрисует его автор.
Шарик, не лишен интеллекта и сообразительности.
Стоит вспомнить его разграничения между "господином,
товарищем и гражданином".
Шарик с уважением относится к графу Толстому,
замирает, когда слышит арию из "Аиды", не любит
жестоких людей.
У него есть свое мнение по поводу "свободы воли".
В целом, можно сказать, что рассуждения Шарика
весьма близки к рассуждениям если не
интеллигентного, то здравомыслящего человека.

Он способен глубоко чувствовать:
"На душе у него было до того горько и больно,
одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы …
вылезли из глаз".
Он испытывает чувство благодарности за то, что
профессор спас ему жизнь .
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять
сердца людей: "Через два дня он уже лежал рядом
с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья
Петровна".
"… пёс Шарик, привалившись, лежал на ковре у
кожаного дивана…
мысли в голове пса текли складные и тёплые.
Так свезло мне, так свезло, - думал он, задрёмывая, -
просто неописуемо свезло".
В жизни этой собаки происходит счастливая, по её
мнению, случайность - её забирает к себе в
роскошную квартиру профессор.
В ней есть всё, даже несколько "лишних комнат".
"вытащил самый главный собачий билет"
Казалось бы, в процессе очеловечевания Шарик
должен стать человечней, но на самом деле
получилось обратное.
Во второй части повести-уже не Шарик, а чудовище.
Можно сказать, что это восставший Клим Чугункин,
чьего воспитания, образования и интеллекта хватает
только на то чтобы кричать о социальном неравенстве.
По Булгакову, собака лучше, чем "трудовой" элемент",
товарищ Шариков.
В Шарикове проявлялась самое низменное и пошлое,
что досталось по наследству от алкоголика
Клима Чугункина.
После операции пес Шарик за несколько недель
превращается в "гражданина" Шарикова.
Шарик приобрел человеческий облик, научился говорить,
даже влился в класс пролетариев…
Но стал ли он человеком?
Нет, профессору удалось лишь "милейшего пса
превратить в… мразь".
С появлением этого человекообразного существа жизнь
профессора Преображенского и обитателей дома
становится сущим адом.
Он учиняет дикие погромы в квартире, гоняется за
котами, устраивает потоп.
Все обитатели профессорской квартиры в полной
растерянности, о приеме пациентов нет и речи.
Вся жизнь профессора превращается в сплошной
кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка.
Целыми днями слышны нецензурная брань и
балалаечное треньканье;
Шариков является домой пьяным, пристает к
женщинам, ломает и крушит всё вокруг.
Он стал грозой не только для обитателей квартиры,
но и для жильцов всего дома.
Он требует от хозяина квартиры документ о
проживании, уверенный, что в этом ему поможет
домком, который защищает интересы
“трудового элемента”.
В лице председателя домкома Швондера он тут
же находит поддержку.
Преображенский и Борменталь делали ни одну
попытку внушить Шарикову правила поведения и
нравственные принципы, достойные человека.
В конце-концов, Борменталь приказал Шарикову
убираться из квартиры, на что тот ответил
отказом и достал револьвер.
Когда Шариков набросился на Борменталя с
пистолетом, профессор и доктор, без слов
понявшие друг друга, вновь приступили к операции.

Следующая цитата

Собака распознает в Филиппе Филипповиче господина.
Он испытывает чувство благодарности за то, что
профессор спас ему жизнь .
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять
сердца людей: "Через два дня он уже лежал рядом
с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья
Петровна".
Шарику нравится в доме профессора, хотя после
приема пациентов он называет квартиру "похабной".
Но в ней тепло, спокойно.
После разговора Филиппа Филипповича со Швондером
Шарик убеждается, что профессор обладает большой
властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной
безопасности: "Ну теперь можете меня бить,
как хотите, а я отсюда не уйду".
Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят,
не бьют.
Единственное, что его раздражает, так это сова.
Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот.
Любимое место Шарика - кухня: там готовят еду, и там
горит огонь.
После того, как Шарик понял, что в доме профессора
ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин
никого не боится, он решил, что профессор -
"волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки".
Во время обеда Филипп Филиппович окончательно
получил звание божества.
Еда, тепло и безопасность - главное для Шарика,
и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить.
Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.
Он быстро покорил Дарью Петровну - повариху.
Кухня - "главное отделение рая" для Шарика.
И поэтому он подлизывается к кухарке.
К Зине он относится пренебрежительно,
именуя ее "Зинкой"; он не любит ее, так как она все
время ругает его и говорит, что "он весь дом обожрал".
Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса
с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался
безнаказанным, то доктор превращается для него
просто в "тяпнутого".

Во второй части повести уже не Шарик, а чудовище.
Можно сказать, что это восставший Клим Чугункин,
чьего воспитания, образования и интеллекта хватает
только на то чтобы кричать о социальном неравенстве.
Профессору удалось лишь "милейшего пса превратить
в мразь".

С появлением этого человекообразного существа жизнь
профессора и обитателей дома становится сущим адом.
Он учиняет дикие погромы в квартире, гоняется за котами,
устраивает потоп.
Все обитатели профессорской квартиры в полной
растерянности, о приеме пациентов нет и речи.
Вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар.
Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное
треньканье;
Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам,
ломает и крушит всё вокруг.
Он стал грозой не только для обитателей квартиры,
но и для жильцов всего дома.
Он требует от хозяина квартиры документ о проживании,
уверенный, что в этом ему поможет домком, который
защищает интересы“трудового элемента”.
В лице председателя домкома Швондера он тут же находит
поддержку.
Швондер видит в Шарикове своего близнеца, со­брата.
И потому принимает живейшее участие в фор­мировании
судьбы продукта эксперимента. И имя ему дает Полиграф
Полиграфович, устраивает его заведующим подотделом
очистки города от бродячих животных.
Преображенский и Борменталь делали ни одну попытку
внушить Шарикову правила поведения и нравственные
принципы, достойные человека.
В конце-концов, Борменталь приказал Шарикову
убираться из квартиры, на что тот ответил
отказом и достал пистолет.
Когда Шариков набросился на Борменталя с пистолетом,
профессор и доктор, без слов понявшие друг друга,
вновь приступили к операции.
Профессор понял, что легче провести сложнейшую операцию,
чем перевоспитать уже сформировавшегося "человека",
когда он не желает, не чувствует внутренней потребности
жить так, как ему предлагают.

Следующая цитата

Шарик не агрессивен, а склонен к наблюдениям. В повести он является выразителем авторских мыслей об обществе начала XX века.
В целом Шарик - милый, ласковый, спокойный пёс, который «обладал каким-то секретом покорять сердца людей» . В течение нескольких дней он живет в квартире профессора Преображенского, который готовится к эксперименту.

В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «донора» . Он агрессивен, нагл, чванлив, чувствует себя хозяином жизни, действуя методом «натиска и штурма» , столь любимым пролетариями.

Следующая цитата

В романе Булгакова «Собачье сердце» фигурирует собака Шарик. Над животным был произведен научный опыт и проведена операция на сердце и головном мозге. В результате этого Шарик стал эволюционировать и постепенно превратился в человека – Шарикова Полиграфа Полиграфовича.

Между двумя «многострадальными» героями были общие черты характера и привычки. Оба испытывали глубочайшую ненависть к кошкам. Шарик и Шариков оказались хитрыми, но легко внушаемыми «личностями».

Однако имелись и различия. И конечно Булгаков постарался их выразить с самого начала, и показал их, как только пес по кличке Шарик появился в доме у профессора Преображенского.

Шарик был раненный и побитый не только жизнью, но и людьми. Живое существо привыкло от окружающих видеть только агрессию и иногда отвечать тем же. Когда-то брошенный, исхудавший от голода пес, был морально раздавленный и уставший от творившегося вокруг хаоса. Пес уже не надеялся выжить и готовился к верной гибели…

Именно с таким настроением бродячий пес, попадает в квартиру к Преображенскому. Животное не верит своему счастью. Оно вновь благодарно судьбе, своей бабке, которая, по его мнению «согрешила с водолазом» и доброму профессору, исцелившему Шарика после сильнейшего ожога.

Все свои «проступки» в квартире пес совершал из-за страха. Обороняясь, однажды он укусил доктора Борменталя. Так же из-за боязни боли он долгое время не давался никому в руки, при этом шарахаясь и ломая вещи.

После перенесенной операции Шарик стал стремительно меняться не только внешне, но и внутренне, превращаться в Шарикова. В результате всех «мутаций» получился полноценный человек, со всеми вытекающими последствиями.

По натуре Шариков был наглый, самоуверенный, жадный и похотливый тип. Он не был благодарен профессору за «спасение», а даже наоборот угрожал Преображенскому «расправой». Полиграф при каждом удобном случае пытался доказать свою «значимость». Под влиянием пролетария Швондера, всячески досаждал профессору, учинял скандалы, дебоширил, пытался устанавливать свои законы. Однако в эти моменты доктор Борменталь спешил к Преображенскому на помощь, и ставил Шарикова на место.

Однажды Шариков привел свою «невесту» в квартиру к профессору. Из всех девушек Булгаков выбрал для него именно ту, которая постоянно прикармливала «бедолагу», когда тот был псом. Однако мужчина не испытывал к ней тех светлых чувств, которые прежде жили в его «сердце». Он это делает из корыстных целей, с угрозами и пустыми обещаниями.

Идея автора заменить «нутро» собаки и вживить в нее человеческое сердце, имеет явный подтекст. Он показывает своим произведением, что людей, не имеющих изначально «моральные и нравственные» ценности, уже невозможно переделать. Они никогда не изменятся, какие бы усилия к этому не прилагались.

Преображенский никак не может решиться «покончить» с Шариковым. Булгаков тем самым как бы дает персонажу шанс на «жизнь». И, кажется, что вот предел, должно случиться чудо и Полиграф хотя бы оставит в покое своего «спасителя», но. Ситуация усугубляется, доктор Борменталь не видя иного выхода, берет все под свой контроль, тем самым избавляет общество от агрессивно настроенного «существа».

Перед читателем снова предстает пес Шарик, который по прежнему радуется теплу, заботе, еде и, в конце концов, тому, что он еще жив.

Читайте также: