Святые отцы о воспитании детей цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Антология изречений святых отцов церкви
Об отношении к миру и поведении в миру
Что вы детей по-французски, по-немецки, по-итальянски не научите, за то вас Бог не спросит, а что их в добрых нравах не наставите - суда Божия и истязания не избегнете. Помните вы это; я вам просто, да правду говорю: ежели дети Ваши злы будут, то внучата злейшии, а правнучата и того злейшии. Злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим искоренится, а всему тому злу корень и начало есть злое наше воспитание.
Святитель Тихон Задонский
О том, чтобы дети получили внешнее образование и поступили в службу, мы заботимся, тратим деньги, просим друзей и много ходим и туда, и сюда, а о том, чтобы они были угодны Господу (знали Закон Божий и жили по Божьему), не оказываем никакого попечения, заботы. О маловажном мы много заботимся, а на важнейшее не хотим обратить внимания.
Святитель Иоанн Златоуст
Главнейший враг жизни в Боге - многозаботливость.
Святитель Феофан Затворник
Нерадение о христианском воспитании детей есть величайший из всех грехов и в нем крайняя степень нечестия.
Святитель Феофан Затворник
Когда люди или дьявол будут внушать тебе, что ты погибнешь за грехи своих детей, тогда отвечай им так, как сказал Сам Бог через пророка Иезекииля, что родители не будут отвечать за детей, а дети за родителей, потому что как добрые, так и злые дела остаются при том человеке, кто их делал и каждый по делам своим получит достойную часть. (Впрочем, если в детском возрасте не научили детей закону Божию, то надо об этом покаяться на исповеди). Одних слов да наставлений еще мало для детей - нужно учить своим собственным примером, нужно и самим родителям жить и поступать по-христиански, ибо юные люди более научаются от дел, нежели от слов и наказания.
Святитель Тихон Задонский
Чаще приводите и приносите своих детей в храм Божий для причащения Святых Тайн, - это духовная пища, это врачевство от всех болезней душевных и телесных.
Святитель Иоанн Златоуст
Мир со своими утехами рассеянные люди считают раем, а внимающие своему спасению - мучением.
Правило для внимательной жизни - меньше говорить, а больше думать о духовном и божественном, меньше суетиться и разбрасываться.
Не должно противиться власти (начальству), чтобы не согрешить перед Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию. Где Провидением Божиим поставлены на должность, там, по возможности, трудиться и действовать.
Святитель Филарет Московский
Опасно искать общественного служения, когда знаем свои недостатки, препятствующие проходить его с успехом: но и того, думаю, остерегаться надо, чтобы не оставить служения, к которому призван. Надо испытать себя, прежде нежели оставим свое место. Если точно видим, что способности и силы наши не позволяют нам исполнить, чего требует служение наше, можно решиться оставить его, чтобы не быть виною ущерба общего блага.
Митрополит Филарет (Мечков)
Все внешнее: пища, одежда, обстановка - безразлично для человека, если к ним нет пристрастия.
Святитель Феофан Затворник
Все, что не относится к Богу, должно трогать тебя мало, должно быть чуждо тебе. Ибо только уединившись в самого себя, ты можешь с истинной свободой духа мыслить о Боге и заниматься Богом. Все свои дела одушевляй памятованием о Боге. Ибо без Бога ты не можешь сделать ничего, кроме греха.
Может быть старость не глубокая, но очень почтенная, как скоро украшается опытностью, мудростью, честной и полезной деятельностью.
Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям, от мира отрекшимся. Совершенное беспопечение - их дело, а вам - дела и дела. Вы муж и отец и другое, может быть, еще. Всякое из этих названий на вас налагает обязанности, заповедями Божиими определенные. Исполнять их есть ваш труд во спасение.
Святитель Феофан Затворник
Надлежит знать, что все обращают внимание не на то, что говорим, а на то, что делаем.
Святой Исидор Пелусиот
Грозное слово в Евангелии против тех, которые скрывают талант свой. Тебе дано дарование и способность, а ты хочешь все это бросить и уйти. Страшно подпасть такой беде под благовидным предлогом.
Преподобный Амвросий Оптинский
В сравнении с любовью ко Господу не должно отдавать преимущества ни брату, ни жене, ни сыну, ни другу, ни всякой другой привязанности, которая может нас отлучить от Царства Небесного.
Зрелищные дома и конские ристалища - общая пагуба для вселенной.
Святой Исидор Пелусиот
Замечать дни (счастливые или несчастливые) - это дело заблуждения.
Будь смирен во всем: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келии и во всех принадлежностях ее.
Не смотри на тех, которые живут безразлично и с небрежением, чтоб не возгордиться над ними и осудить их, но и не садись с ними, чтобы не дойти до бесполезных речей; хвали осуждателей твоих.
Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя о всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.
Охраняйтесь от знания о чужих делах.
Святые отцы жребий бросать не советуют, ибо нам Бог дал разум; если это и делается, то очень редко и то с благословением духовных отцов и в неизбежной нужде.
Старец Арсений Афонский
Ничто не убеждает людей лучше примера.
Чтобы отвлечь от Христа (не было времени ходить в храм, читать Божье Слово, вообще заниматься духовными делами), мир изобрел театр, кино, и кто их любит, в том, очевидно, нет любви к Богу.
Святитель Иоанн Кронштадтский
С собою класть Евангелие или икону в гроб - это не вредно.
Старец Арсений Афонский
Эта жизнь требует более всего, чтобы не тяготиться, когда говорят и открывают наши погрешности, которых сами в себе не видим: не досадуй на это, но еще благодари.
Кто премудр? Тот, кто везде и всегда с рассуждением поступает.
Святитель Тихон Задонский
Старицу Рахиль уговаривали выпить вина, а она отказалась. Так и вы отказывайтесь от неподходящих предложений, хотя они и будут исходить от важных особ.
Деньги держать для доброй цели - не есть сребролюбие, а после, когда дело будет сделано, можно не сберегать, на Бога возложив все упование.
Святитель Феофан Затворник
Есть много должностей (или занятий), которые или едва могут быть исполняемы без грехов, или решительно не могут. Поэтому должно уходить от них на другие.
В собраниях предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого вреда.
При веселье, нарядах, еде и питье не забудь бедного Лазаря.
Имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать.
Преподобный Амвросий Оптинский
Различные знания и искусства, образование - дар Божий; сан, власть и все доброе, что мы имеем - это дары милости Божией, за пользование которыми нужно будет отдать Богу в свое время строгий отчет; следовательно, нам нечем тщеславиться или гордиться.
В древнее время многие подвижники и вовсе грамоты не знали, а Богу угодили (т.к. более старались и интересовались о духовном, нежели о мирской грамотности).
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Почитай потерянным тот день, в который не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий.
Вы по тому можете узнать о своих успехах в духовном совершенстве, если у вас ослабнет пристрастие к миру и его соблазнам.
Старец Даниил Ачинский разговоров мирских, политических и исторических не терпел.
Должно изучать искусства не пустые, но необходимые.
Святитель Иоанн Златоуст
Кто не помогает человеку в горе, нужде и несчастье, потому что он иудей, турок или лютеранин, - тот не христианин.
Деньги или приобретенное добро проматывать на пустяки и другие прихоти - значит нарушать восьмую заповедь Божию.
Ныне люди стали жить по своей воле и разуму и оставили заповеди Божии, и без Господа думают найти радость на земле, не зная, что только в Господе веселится душа человека.
Преподобный Силуан Афонский
Чем кто услаждается, т.е. любит, тому и порабощается.
Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от дел.
Старательно избегай развлечений, которые удаляют от богомыслия и раздражают страстные движения.
Никому безрассудно и до излишества не вверяйся; незнакомым или еще неиспытанным не открывай своих намерений и тайн и не заводи дружбы с ними.
Сладости мира - это мясо, вина, бани, лакомства и вкусные блюда.
Преподобный Феодор Студит
Принимать к себе людей надо с рассуждением.
Старец Макарий Оптинский
Бегай всякого развлечения, всякой заботы, праздности, роскоши, красоты лица, поползновения очей; сладкая речь - стрела для слуха, она предает члены сладострастию.
Святой Нил Синаит
Опасайтесь дружбы с людьми подозрительными.
Мужу с женой, или жене с мужем (разумеется, повенчанным священником), разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии, или находит препятствие благочестию.
Святитель Василий Великий
Супружество без священнического благословения беззаконно.
Не будь привержен к своим родственникам более, нежели к Богу.
От суетных бесед происходит рассеянность ума и сердце теряет духовную теплоту . Должно особенно хранить себя от знакомства с такими людьми: посещать их и к себе принимать.
Святитель Игнатий Брянчанинов
При перемене квартиры (или покупке дома) должно смотреть на соседство.
Святой Варсонофий Великий
Не должно посещать кого-либо без доброй цели или полезного дела. Вообще посетитель должен быть благоразумным слушателем и мудрым на ответы, принося душевную пользу своим посещением.
Остерегайся частых и долгих посещений.
Старец Макарий Оптинский
Иноверию мы не должны сочувствовать, но добрым делам иноверцев должны подражать.
Старец Макарий Оптинский
Всеми силами души удаляйся от людей, чуждых разума и совета.
Если любишь духовную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях.
Святой Антоний Великий
Живя в мире, нельзя вовсе не заботиться о потребном для жизни, но заботы эти должны быть на втором плане.
Старец Арсений Афонский
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Следующая цитата
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
NN
Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
Джудит Мартин
Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Руссо Ж.-Ж.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Руссо Ж.-Ж.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.
Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
Грамши А.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
Макаренко А. С.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Гераклит
Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.
Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.
Владимир Федорович Одоевский
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей – и теряют к ним уважение.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Ни один ребенок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка.
Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?
Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома.
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение,— тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Фуллер Т.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
Луиза Хей
До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.
Анатоль Бройяр
Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их.
«Пшекруй»
Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа
Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.
Роберт Орбен
От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.
NN
Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.
Роберт Орбен
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
NN
Воспитывать – значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
Маршалл Маклюэн
С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.
Билл Вон
Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
Нэнси Митфорд
Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер
Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах
Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Виктор Гюго
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс
Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания.
Эвгениуш Коркош
Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо.
Борис Замятин
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Евгений Шварц
Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Пифагор
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст
С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем.
«L. & N. Magazin»
Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Неизвестная американка
Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.
NN
Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
Неизвестная американка
Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
Мудрость Древней Индии
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
Воспитание может всё.
Клод Адриан Гельвеций
Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию… Именно оно и создает большие различия между людьми.
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
Ваши дети — это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми.
Джебран Халиль Джебран
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Легче воспитать сильного ребенка, чем изменить мужчину.
Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.
Будущее нации — в руках матерей.
Куда не влекут способности, туда не толкай.
Ян Амос Коменский
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.
Уильям Эллери Чэннинг
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.
Дети — это завтрашние судьи наши.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
Антон Семенович Макаренко
Ребенок — это грядущее.
Виктор Мари Гюго
Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
Антон Семенович Макаренко
Не отнимайте у человека время, рассказывая о том, какие у вас умные дети, ведь ему хочется рассказать вам о том, какие умные дети у него самого.
Следующая цитата
Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей (свт. Василий Великий, 6, 146).
. Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми (свт. Василий Великий, 8, 300).
. Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).
. Кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен (прп. Ефрем Сирин, 30, 146).
. Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 82).
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83).
. Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83).
<Бог> не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).
. Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы. что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский. (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87—88).
Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратим, душу, потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст, 44, 88).
<Родители> будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения, или нет (свт. Иоанн Златоуст, 44, 111).
<Надо> не тогда внушать молодым людям страх <Божий>, когда они сделаются мужами, но наставлять и направлять их в детстве; тогда и впоследствии не было бы нужды в угрозах (свт. Иоанн Златоуст, 44, 117).
Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них (свт. Иоанн Златоуст, 44, 118).
. Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними. (свт. Иоанн Златоуст, 44, 122).
Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124).
. Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христоносных храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждал их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124).
Это и расстраивает всю вселенную, — то, что мы нерадим о собственных своих детях, заботимся об их приобретении, и душою их пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело (свт. Иоанн Златоуст, 46, 336).
Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом <Божиим>, чтобы пресечь легкомыслие юности (свт. Иоанн Златоуст, 4 338).
. При жизни и при смерти будем говорить своим детям и убеждать их, что великое богатство, непогрешимое наследство, и беспечальное сокровище ее страх Божий, и будем стремиться оставлять им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).
. Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи — детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).
Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот — своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст, 46, 340).
. Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это — величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст, 47, 712—713).
Будем. так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст, 47, 713).
Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 781).
. Не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов (рождения), сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам(свт. Иоанн Златоуст, 47, 782—783).
. Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 783).
Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 788).
<Необходимо>. не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку и они не сделались слабыми. Потому-то дети, воспитывающиеся на глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и не умеренная нежность вредит их здоровью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 471).
С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием и научайте их запечатлевать рукой чело, и прежде, нежели они будут в состоянии делать это своей рукой, вы сами изображайте на них крест (свт. Иоанн Златоуст, 53, 182).
Укоризна хотя и сама по себе может тронуть, но имеет еще большую силу, когда соединяется с похвалой исправным (свт. Иоанн Златоуст, 53, 253).
. Способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный (свт. Иоанн Златоуст, 53, 807).
Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов(свт. Иоанн Златоуст, 53, 842).
Ужели вовсе не нужно прибегать к наказаниям? Я этого не говорю: нужно, но только не беспрестанно, не без меры, не из желания выместить на других свою досаду. но лишь тогда, когда вредят своей душе. Если ты по этому побуждению взыскиваешь <с провинившихся>, то все будут хвалить тебя и никто не осудит (свт. Иоанн Златоуст, 54, 133).
Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним (свт. Иоанн Златоуст, 54, 185).
Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как научить его искусству презирать деньги (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).
. Старайся, чтобы научить его <сына> презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).
. Бог даровал вам <женщинам>. средство спасения, именно — воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами через себя, но и через других(свт. Иоанн Златоуст, 54, 679).
Тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного. (свт. Иоанн Златоуст, 54, 798).
. Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче; вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).
Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).
Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители — в грехах детей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720).
Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих; продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720).
. Подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это — мать спасения, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника. чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721).
. Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721).
. Неслучайное приобретение — дети, за спасение их мы отвечаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1112).
Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии <или безбожии> и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, приимут достойное воздаяние (прп. Исидор Пелусиот, 62, 148).
Молодых людей. надобно вразумлять, а не ласкать. Ибо первое говорится о вложении чего-либо в разум, второе же о том, чтобы или вести, к чему желательно, или быть веденным, как желательно. Посему должно удерживать от своей воли, вести к благоприличному и учить, чтобы держались добродетели и удерживались от порока, потому что первая доставляет венцы, последний подвергает наказаниям (прп. Исидор Пелусиот, 62, 323).
Крайне дивлюсь, что не всякий человек радуется одному и тому же; напротив того, одни, получив прощение в чем согрешают, возбуждаются тем к добродетели, а другие — к пороку; для одних благость оказывается спасительным пособием, а для других — гибельной отравой; одних укрепляет, других расслабляет; одних пристыжает, а у других похищает последний стыд. Да и немедленно подвергать наказанию не для всех одинаково бывает полезно. Одни жалуются на это, как на дело бесчеловечное, другие удерживаются от худого по страху, а не по любви; иные, препираясь с правосудием, покушаются делать неправду, а иные, избегая страдания, не делают того, что желали бы сделать, будучи лучше неуцеломудриваемых страхом, но хуже тех, которые делают добро по любви к нему, и хуже в такой мере, в какой сами лучше не боящихся наказания. Ибо одни избегают наказания, а другие — спасения; одни домогаются не потерпеть наказания, а другие — понести оное. Итак, поскольку спрашиваешь, что делать в столь великом замешательстве, то не могу сказать тебе точно; знает это Испытующий сердца; по крайней мере, как думаю, касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, после обличения и умеренного наказания, давать прощение, но когда грехи велики, употреблять его бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением, и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 329).
Приходящим к тебе детям. часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании дара слова, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие; но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действенному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я чрез виг приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 341).
. Кто хочет решительно воспитать детей своих, <пусть> воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих (прп. Нил Синайский, 73, 139).
Сказания же о праведных так же вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению (прп. Исаак Сирин, 58, 39—40).
. Если дети по дерзости и бесчинству будут презирать родителей своих, не станут слушать наставления и исполнять повеления их, то хоть и не будут они <тотчас> преданы за то на временную смерть, как определяет Ветхий Закон, но несомненно преданы будут огню вечному и тьме кромешной (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 93).
. Ухитритесь так действовать <на ребенка>, чтобы он не замечал, что ему приказывают, а делал то, что хотите, будто от себя. Господь да умудрит вас (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 87).
Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 88).
Читайте также: