Святые отцы о добре и зле цитаты

Обновлено: 28.04.2024

Святитель Василий Великий:

Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.

Святитель Афанасий Великий:

Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее.

Святитель Григорий Богослов:

Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Есть зло по отношению к нашему восприятию и по самой природе. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха и чрезмерные дожди - это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом.

Святитель Иоанн Златоуст:

Многие, по своим ошибочным мнениям, считают вредом (и злом) для нашего достоинства разное: одни - бедность, другие - болезнь, или потерю имения, или злословие, или смерть, и непрестанно об этом сокрушаются и плачут. Но никто не плачет о живущих нечестиво и, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми, а это бывает причиной всех зол.

Святитель Феофан Затворник:

"Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк. 7, 21-22). Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид, в каком они исходят, есть помышление злое. Первое семя зла - приходит на мысль сделать то и то. Отчего и как приходит? Часть этих помыслов можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от непроизвольного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а, вот что надо сделать!" Тут происходит то же, что, например, при голоде: почувствовавший голод чувствует позыв на пищу; с позывом приходит на мысль и самая пища; отсюда решение - достать то или это и съесть. Третья, может быть, еще большая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассеивает вокруг себя воздействие на людей, с которыми соприкасается. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где готовность принять ее, там искра внедряется, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не чем-либо другим можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся злые помышления среди занятий, решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает различия в том, как поступать со злыми помышлениями. Закон один: пришло злое помышление - отбрось, и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее; а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание, и решение, и средства явятся. Вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено. Бог - бесконечен, и добро Его бесконечно.

Преподобный Пимен Великий:

Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.

Святитель Иоанн Златоуст:

Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло - вот что действительно значит страдать от зла.
Божие Домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе.
Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро.

Бесы боятся, если увидят, что кто-нибудь, будучи подвергаем оскорблению, бесчестию, ущербам, всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся этому, но о том, что не перенес этого мужественно, ибо понимают, что он вступил на истинный путь и имеет твердое желание ходить по заповедям Божиим.

Преподобный Антоний Великий:

Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе - это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума.

Преподобный авва Исаия:

Ум, если не стяжает здравие и не сделается чуждым злобы, не может сделаться зрителем Божественного Света. Зло, подобно стене, стоит перед умом и делает душу .
Кто страшится геенны, тот да извергает из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное определение отвержения! Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с неимоверным коварством.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Святитель Феофан Затворник:

"А Я говорю вам: не противься злому" (Мф. 5, 39), иначе - отдай себя в жертву своенравию и злобе людской. Но так и жить нельзя? Не беспокойся. Кто эту заповедь дал, Тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полной верой, от всей души пожелаешь так жить, чтобы не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы - люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение.

Святитель Тихон Задонский:

Истинный враг наш - диавол, который и людей учит, чтобы нас гнали. И потому по большей части он является причиной озлобления нашего, а не люди. Он нас через людей гонит и озлобляет, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают.

Разбойникам, убийцам, блудникам, мытарям и всяким грешникам кающимся отворяются двери Божия милосердия, а злобным - закрываются, ибо нет в них истинного покаяния, без которого нет доступа к престолу благодати. Злоба есть великий грех, который ими обладает и недействительным делает их покаяние. Ибо покаяние не истинное, но притворное, ложное, и не иное что, как прельщение или умягчение грызущей совести, если кающийся от греха чистосердечно отстать не хочет.

Злоба такова, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно усиливается, как огонь, нашедший сухие материалы, говорит Златоуст.

Мерзкий и достойный смеха грех есть злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость согрешающему доставляют. Вор крадет, чтобы душу насытить, блудник блудодействует, чтобы плоти угодить; злобный без этого всего злобится. Он грешит и мучится, беззаконнует и терзается, мстит и отмщение терпит. Так злобному самая злоба его есть наказание и бич. Если бы можно было посмотреть в сердце злобного человека, то не иное что явилось бы там, как адское мучение. Потому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают: злоба, как яд, съедает плоть их.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла,- смирение.
Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов,- падший херувим, он - начало, источник, полнота зла.

Святитель Василий Великий:

Диавол пал по собственному своему произволению, потому что он имел свободную жизнь и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удаляться от Благого. Гавриил - Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасыщаемая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло.

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Из ангельских сил начальник надземного мира, которому Бог поручил хранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению обратился от естественного к противоестественному и вознесся против Бога, Творца своего, пожелал восстать против Него и первым, отступив от блага, впал во зло. Творец создал его светом и благом, но он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага к злу.

Святитель Григорий Нисский:

Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой, изобретающей вожделенное, чтобы имела место произвольность. Добро не было чем-то вынужденным, но вменялось в заслугу свободной воле. И поскольку это свободное движение позволяет осуществлять свою волю, нашелся некто (Денница - высший ангел), во зло употребивший свободу и, по выражению апостола, сделавшийся "изобретательным на зло" (Рим. 1, 30). Он-то, поскольку и сам сотворен Богом, нам брат, а поскольку самовластно отказался от причастности к добру, открыл вход злу и, став отцом лжи, поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только наша свобода желает добра. Поэтому и для прочих возник повод к утрате благ, что и случилось потом с природой человеческой.

Святитель Григорий Богослов:

Самый первый светоносец, превознесшись высоко,- когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал о царственной чести великого Бога,- погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, весь стал тьмою. Так он за превозношение низринут со своего небесного круга.

Святитель Иоанн Златоуст:

Если же кто скажет: почему Бог не уничтожил древнего искусства, то (ответим, что) и здесь Он поступил так, заботясь о нас. Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого.

Преподобный Антоний Великий:

Демоны тоже не в таком состоянии созданы, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они, но, ниспав от небесной мудрости и обитая около земли, прельстили язычников привидениями; нам же, христианам, завидуя, препятствуют нашему восхождению на Небеса, чтобы мы не взошли туда, откуда они ниспали. Поэтому нужно и молиться много, и подвизаться, чтобы, приняв от Духа дар "различения духов" (1 Кор. 12, 10), можно было узнать. как каждого из них можно низлагать и изгонять.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Такое множество злых духов наполняет этот воздух, который разливается между небом и землей и в котором они летают в беспокойстве и непраздно, что Провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих. Иначе от боязни нападения или страха перед личинами, в которые они по своей воле, когда захотят, преобразуются и превращаются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения, будучи не в состоянии видеть их телесными очами, и ежедневно становились бы злее, развращаемые их постоянными примерами и подражанием. Между людьми и нечистыми воздушными властями существовало бы некоторое вредное взаимодействие и гибельный союз. Те преступления, которые совершаются ныне между людьми, скрываются или ограждаются стеной, или расстоянием, или стыдливостью. А если бы люди постоянно видели их, то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений.

Филарет, митрополит Московский:

Прежде видимой и разумной твари, то есть человека. Бог сотворил невидимую тварь духов, которые называются Ангелами. Один из этих светлых духов, с некоторыми подчиненными ему духами, имел дерзость выйти из послушания всеблагой воле Бога, Творца своего, и так лишился дарованного ему света и блаженства, и сделался злым духом.
Они настолько укоренились во зле, что стали совершенно неспособны полюбить добро и раскаяться в грехе.

Следующая цитата


Предисловие

Наши представления об окружающем мире еще в детстве складываются через понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». В каждом из нас есть и внутренний судья. Это совесть. Недаром совесть именуется гласом Божьим. Без чуткости к голосу совести душа человека приходит в плачевное состояние и поражается тягой к различным порокам. А совесть имеет свойство замолкать, если человек постоянно пренебрегает ею. И тогда появляются искаженные представления о добре и зле.

Один христианский миссионер спросил представителя африканского племени готтентотов: «Что такое плохо?» Готтентот ответил: «Это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот и похитит мою жену». «Что такое хорошо?» — спросил миссионер. «А это когда я побью моего соседа, угоню его скот и похищу его жену». Не уподобляемся ли и мы готтентоту в погоне за удовольствиями и материальными благами?

Господь Иисус Христос, изливающий свою любовь и милосердие на кающихся грешников, жестко обличал духовных вождей народа, досконально знавших Писание и ревностно выполнявших сотни религиозных предписаний. У готтентота и у фарисея, как это ни странно, есть общая платформа — это искаженные представления о добре и зле. А виной этому искажению всегда бывает эгоизм. Ведь в основе Божественного учения и человеческой совести заложена противоположная эгоизму жертвенность: любовь определяется готовностью жертвовать, ведь и Христос взошел на крест ради нашего спасения.

Жертвенность и чистота совести всегда находили наиболее полное выражение в монашеском служении. Святые отцы золотого периода монашества подвизались в пустынях, убегая от сытой привилегированности, входившей во внешнюю жизнь христианской Церкви вместе со статусом официальной религии Великой Империи. Мысли этих древних отцов о добре и зле, мысли евангельские, — глубокие и мудрые, но по-детски доступные и простые, — могут помочь каждому из нас применить их к своей совести и своей жизни.


Один из отцов увидел некоего согрешающего. Горько заплакал тогда старец и сказал:

― Сей ныне пал, а я — завтра.

Некий брат попросил авву Антония:

― Помолись обо мне.

― Ни я, ни Бог не помилует тебя, если сам себя не помилуешь и не благоугодишь Ему.

Авва Иосиф был прославляем людьми как великий подвижник.Как-то за советом к нему пришел один из братьев. Сокрушаясь, он задал мучивший его вопрос:

— Что мне делать, отче? Я не могу переносить скорбей, ни работать, ни подавать милостыню.

― Если ничего из этого ты не можешь исполнить, то по крайней мере храни совесть свою в отношении к ближнему. Удаляйся от всякого зла ― и спасешься, ― отвечал ему старец.

Жил некогда старец, к которому многие приходили, чтобы узнать средства к обретению смысла жизни и чистоты сердца.

― Авва, скажи мне, как спастись? — задал ему вопрос один из пришедших.

― Если ты хочешь спастись, то, когда приходишь к кому-нибудь, не начинай говорить, пока не спросят тебя.

Пораженный сим словом, путник поклонился старцу и сказал:

― Поистине много читал я книг, но такого наставления еще не знал. ― И пошел, получив большую пользу.

Авва Палладий говорил своим духовным чадам:
― Душа, любящая Бога, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому, что знает. Если же не хочет исполнять ни того, ни другого, то она страдает безумием. Ибо начало богоотступничества есть пресыщение учением и словом-то есть тем, чего жаждет душа боголюбца.

Один искренне желавший перемениться брат спросил аввуСисоя:
― Почему страсти не оставляют меня?

— Потому, что сосуды их внутри тебя, — отвечал мудрый старец. ― Отдай то, что принадлежит им, — и они удалятся.

Вразумляя иноков, некий старец говорил:

― Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плод.

Как скорее найти Бога — постом, трудом, бдением, или милостынею? Спросили о том старца.

Христолюбивый и сострадательный, с улыбкой на устах он отвечал инокам:

― Многие изнурили плоть свою безрассудно ― и не получили от того никакой пользы. Уста наши дышат постом, мы наизусть изучили Писание, а чего ищет в нас Бог, того не имеем: страха Божия, любви и смирения.

Некий из святых отцов, бывший для своих чад духоносным наставником, говорил, что одинаково нужно беречься как хвалы в свой адрес, так и осуждения ближнего.

― Почему так? — спросили его чада.

― Никто ничего не знает. Разбойник был на кресте и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен к апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто творящий добро да не хвалится: все, кто надеялся на себя, пали в одно мгновение времени.

Старец в монастыре никогда не заглядывал во внутреннюю келью инока. Но однажды увидел, как тот употребляет пищу в нарушение поста. Тогда авва сказал:

― Чудное дело! Мы совершаем молитвы, представляя Бога пребывающим повсюду и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем так, как бы Он не видел нас.

Следующая цитата


Будучи богат, думай, сможешь ли ты достойно переносить бедность.

Будучи счастлив, представляй, как с достоинством встретить несчастье.

Когда люди тебя хвалят, думай, сможешь ли достойно переносить поношения.

И всю жизнь думай, как достойно встретить смерть.

Немощь

Иногда человек скрывает свои немощи от тех, кто его любит, чтобы они не начали гнушаться им. Скрывает и от тех, кто хвалит его, чтобы они не начали поносить его.

Он ошибается дважды: во-первых, ибо не понимает, что, если он сам откроет свои слабости, его не станут любить и хвалить меньше. Когда же другие люди откроют его слабости, вот тогда они непременно будут гнушаться им и поносить его. Во-вторых, он забывает, что есть Око, видящее и знающее о нем все.

Потому лучше открыть свои слабости прежде, чем они приобретут полную власть над нами и станут очевидны другим. Ибо в молодости переносить поношения легче, чем в старости.

Рай и ад

Может ли сотворить добро то, что не существует?

Примирение с судьбой

Одно значение: подобно волу, безропотно и беззащитно идти на заклание. Другое: подобно истосковавшемуся сыну, радостно спешить в объятия Отца, через смерть, как через последнее препятствие.

Как яблоня не может плодоносить, прежде чем не отцветет, так и человек не сможет принести плода духовного, пока не стряхнет с себя внешние наряды и украшения.

Пилатова правда

О какой правде ты говоришь? Разве Бог каждый день не дает нам в стократ больше, чем мы способны Ему вернуть? Однако Он не жалуется на неблагодарность.

О каких законах ты говоришь? Способен ли ты исполнять тот минимальный долг, который требует от тебя закон? Можешь ли ты считать себя гражданином, а не то что героем или святым?

Те, кто с Пилатом во главе казнили Христа, будут отвечать не за нарушение гражданского закона; они будут судимы за распятие Спасителя.

Когда человек исполнит все законы, тогда сможет он сказать: вот я дорос до животного, ибо животное живет в точности исполняя закон. Кто еще не дорос до животного, может ли дорасти до Бога?

Пять импульсов

Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога.

Разные люди

Проклятие и восхваление

Старайся делать для людей то, за что они прежде будут поносить тебя, а уже потом восхвалять; и никогда не делай ничего для того, за что тебя восхвалят, но в конце концов проклянут.

Нерон поначалу восхвалял свою мать, ведущую его по пути порока, а когда порок привел его в пропасть, он ее проклял.

Ребенок будет радоваться и благодарить тебя, если ты подтолкнешь его санки с горы, но, разбившись, станет проклинать тебя, как виновника своей беды.

Здравый смысл

Маловерный никогда не пробудит веры в другом. Никогда не заслужит доверия надменный невежда. Люди восстают против богатства, когда оно в руках скупца; презирают власть, если она принадлежит бесчестным; больной не поверит больному врачу.

Есть у людей здравый смысл и верное суждение. Усталый путник сердится на трактирщика, который не может предложить ему ужин и постель, спрашивая его: зачем же ты назвался трактирщиком?

Жизнь и поэзия

Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией.

Все мы знаем: у лжи короткий век, истина вечна. Почему еще поэзия живет дольше прозы: не потому ли, что она ближе к истине, ближе к жизни? Если же облечешь свою жизнь в песню, и ты станешь ближе к истине, ближе к жизни.

Улыбка

Над смехом счастья и стоном скорби людей витает некая таинственная улыбка, согревающая, но необжигающая. Улыбка эта совершенно не похожа на презрительную, леденящую усмешку циника. Улыбка матери над разыгравшимся младенцем или улыбка святого над могущественным, но слабым напоминает эту таинственную, возвышенную улыбку.

Что другое еще может означать это тихое радование, как не соучастие в радости радующихся и плаче плачущих? О чем говорит эта улыбка, как не о том, что чрезмерная земная радость вскоре сменится печалью, а на смену печали придет радость?

Вспомни непостижимую и ласковую улыбку матери и святого, улыбку, заключающую в себе мудрость, милость, любовь и вечность. И вечность, ибо смех и плач временны, та улыбка пребывает во век.

Героизм и эгоизм

Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.

Теория о себялюбии не может быть оправдана природой. Люди слишком легко обвиняют других в собственном зле.

Природа нейтральна к людям. В согласии с человеческим характером она настраивает свой характер. Пока Адам был послушен Богу, и природа была послушна Адаму. Когда он восстал против Бога, природа взбунтовалась против Адама.

На Балканах по сей день народ сохранил веру в то, что дождь, засуха, град, урожайные и голодные времена, здоровье и болезни зависят от нравственной чистоты народа.

К святым людям природа всегда милостива, к нечистым и злонамеренным беспощадна.

Но разве зеркало виновно в уродстве лица, которое оно лишь правдиво отражает?

Святой и природа

Святой бесконечно благодарен природе и бесконечно милосерден к ней, потому и она считает его своим единственным на земле настоящим другом.

Где ты закопаешь убитого?

Неважно, умрешь ли от болезни или от руки человека. Но болезнь не будет отвечать за смерть, а человек будет. Как поучителен пример пчелы: за укус она платит собственной жизнью.

Где бы ты ни закопал убитого, в полночь он проснется в твоей душе и станет задавать тебе вопросы, на которые, обливаясь холодным потом, совесть твоя будет отвечать до рассвета.

Без Бога как без воздуха

Как птица, попав в безвоздушное пространство, тотчас устремит свой полет прочь, назад, так и ты отвратись и беги от собрания неверующих, ибо среди них ты не сможешь удержаться на крыльях, но падешь. Снова прошу тебя: как птица, попавшая в безвоздушное пространство, тотчас устремит свой полет прочь, назад, так и ты отвратись и беги от собрания неверующих, ибо среди них ты не сможешь удержаться на крыльях, но падешь.

Несчастье

Несчастье, которое Господь попускает нам претерпеть, лучше счастья, которое мы сами себе строим.

И мудрый, оставив горящий дом, бежит, спасая свою жизнь. А безумный сидит и стонет среди пламени, пока не погибнет вместе со сгоревшим домом.

Следующая цитата

В «Беседах, прочитанных во время пассий в Николо-Кузнецком храме» протоиерей Всеволод Шпиллер вспоминал горькие высказывания двух наших писателей – Ф.М. Достоевского, который восклицал: «Кто из нас по совести знает теперь, что есть добро и что есть зло?», и Н.В. Гоголя, записавшего в «Дневнике»: «Грусть от того, что не видишь добра в добре» [1] . Путаница понятий о зле и добре привела к грозному нарастанию зла вокруг нас повсюду, во всем мире.

Занятие в Воскресной школе. Фото: Елена Девяшина
Занятие в Воскресной школе. Фото: Елена Девяшина
И Достоевский, и Гоголь писали в те времена, когда мир еще не пережил ни русских революций, ни мировых войн, ни эры тотального атеизма и полного социального переустройства. И если тогда чуткие сердца улавливали путаницу и подмены, что же следует ожидать от нашего времени?

«Конечно, добро и зло существуют в людях, – пишет молодой человек, недавний студент. – Каждый человек имеет набор моральных принципов, свою собственную этику. Если люди живут в соответствие с этим, они делают добро. Если нет – зло. Зло действует в них через внутренний конфликт, рожденный несоблюдением тех принципов. Личный выбор каждого человека – оценивать или нет свои поступки и насколько правдивым следует быть по отношению к себе, в оценке себя. Аргумент же к утверждению, что добро и зло не существуют, исходит, как я думаю, из того факта, что нет ни универсального этического кода, ни абсолютных и общих для всех моральных принципов. То, что может считаться противным моральному коду одного человека, приемлемо для другого, и нет способа определить, что является правильным, поскольку не существует такого критерия. Некоторые принципы могут происходить из внешних источников, таких как общество или религия, не являясь однозначно правильными, так как могут меняться, в зависимости от времени, например. Я могу принять, что то, как я чувствую, и есть мои принципы, и жить в соответствии с ними. Или попытаться отыскать и осознать те, что происходят извне, но не думаю, что есть верный способ понять разницу. Не знаю, был ли я рожден с некоторыми из этих принципов или они выучены и приобретены. В таком случае, есть ли действительно такие вещи, как добро и зло?»

Приведенные слова – выражение воспринятой и усвоенной философии современного западного индивидуалистического общества: человек решает, что есть добро, а что есть зло. Следуя такой логике, человеку дозволено все, а нравственности как закона жизни не существует. Если принять такую позицию как возможную, возникает вопрос: как способен человек существовать в таких неопределенных рамках – без ясных понятий, без значимых границ допустимого и позволительного? Если условия и возможности столь свободны и широки, каково содержание жизни человека, каковы его понятия о себе, о смысле жизни? Это вопрос даже не философского порядка, а приземленного, психологического: как человек видит и понимает себя. «Я не знаю, кто я. И, наверное, никогда не смогу найти ответ. Как возможно понять человеку, кто он? Узнать свою настоящую цель? Неужели всю жизнь быть в поиске?» – из размышлений того же юноши.

Думающего человека непонимание смысла своей жизни неизбежно ведет к переживанию несчастья. Отдадим должное мыслям молодого человека – он удивительно тонко чувствует и последовательно анализирует свои представления, стараясь быть искренним. Собственное сознание подвело его к ясной связи между нравственными представлениями и понятиями о смысле жизни, к тому, что понимание себя неотделимо от нравственных выборов. Однако он не смог сделать шаг к соединению своих исканий с устремлением к Абсолютному Добру как единственно возможному для человека пути.

Известные психологические школы так или иначе признают необходимость присутствия в структуре личности человека нравственных и этических представлений. В контексте предлагаемой темы теории личности обосновывают необходимость рамок для полноценной и плодотворной жизни – рамок как внешних, определяющих поведение человека в обществе и его адекватное общение с людьми, так и внутренних, формирующих критерии оценки себя и устремленность к идеалу.

Процесс развития личности имеет множество граней, так же как и понятия о добре и зле усваиваются человеком как сознательно через знания, освоение мира, обучение, приобщение к социальным приоритетам, так и посредством жизненного опыта – через воспитание, эмоциональные переживания, общение с близкими людьми. Процитированные размышления – убеждения сложившегося молодого человека, воспринявшего определенную систему ценностей. Его взгляды родились не сразу и не вдруг. Можно ли узнать путь, по которому идет детское сознание в освоении окружающего мира, к пониманию добра и зла?

Хотя считается, что школьникам свойственно стремление давать «правильные», то есть ожидаемые, ответы, из нашего опыта видно, как многие респонденты были открытыми и искренними, высказывая свои мысли, пытались размышлять логически. Два ответа обратили на себя особое внимание и приводятся полностью, без сокращений, с целью продемонстрировать ход мысли писавших:

«Многие думают, что мир делится только на добрых и злых людей, но это не так. Есть то, что посередине. Некая серая масса, обыватели, которые делают все для себя. Их нельзя назвать злыми, так как злых поступков они не совершают, но и добрых тоже. Не хотела бы я быть таким человеком. Даже будучи в выборе злой или “серой”, я выберу быть злой, дабы не быть “серой”, так как злой – это конкретно выраженное качество. К тому же у каждого злого человека есть надежда когда-то стать добрым».

«Для каждого человека слова имеют разный смысл, разные значения. В частности, такой термин как добро. На самом деле очень сложно сделать по-настоящему добрый поступок, чтобы он еще и имел хорошие последствия. Многих из нас с детства воспитывают и учат, что надо помогать маме, уступать места пожилым, не обижать людей и животных, и вследствие этого из списка добрых дел можно вычеркнуть все вышесказанное, так как это норма. Но все-таки я сейчас писала не о себе. Раньше бывало такое, что если я сделаю “чё-нить” нехорошее, потом “мучает совесть”. Сейчас не так. Я с каждой секундой пытаюсь убить в себе это качество (совестливость), потому, как я считаю, у по-настоящему сильного человека не должно быть таких качеств. Скорее всего вы подумаете, что это – плохо, но я – эгоист. Я всегда думаю, что из какого-либо дела, поступка будет выгодно для меня. Но, как ни странно, я оставляю в себе место для таких вещей, как долг и честь, и для меня не помочь другу – это преступление. Но, опять же, я знаю, что этот человек потом поможет и мне.

Зло, как большинство это понимает, плохо. Но опять же, не для меня. Зло – оно притягивает, прельщает, но то “зло”, которое могу сделать я, – оно коснется только других, тех, кто мне не дорог. Злыми действиями в отношении других можно доказать собственное превосходство. Но если делать только злые дела, люди рано или поздно отвернуться. Все-таки люди по своей большей части слабы и только прикрываются злом, чтобы никто не понял их слабости. (Не обо мне, а вообще.)».

В представленных размышлениях просматривается попытка осознания себя во взрослом мире, адаптации детских представлений о добре и зле к реальному жизненному опыту. У писавших нет путаницы понятий, они ясно видят, в каких границах лежит их выбор. И этот выбор – личностный: каким быть и что считать ценным в человеке. По сути именно в таком внутреннем выборе (о котором могут не знать ни родители, ни учителя, да и сами дети далеко не всегда хорошо и четко могут сформулировать свои переживания) начинается настоящая духовная жизнь человека, его склонение на сторону добра или на сторону зла. «Зло относится к перспективе не сущностной, а личностной. “Мир во зле лежит”, – говорит Иоанн Богослов; зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» (В.Н. Лосский) [3] . Опыт общения и работы с детьми убеждает, что среди причин, по которым дети могут отворачиваться от Бога, есть и те, которые можно рассмотреть как психологические последствия социальных изменений.

Ниже приводятся некоторые детские ответы о добре и зле, полученные нами в ходе проведенного опроса [4] .

«Добро – это хорошее дело. Зло – плохой человек». (8 лет)

«Добро – это когда человек добрый и помогает. Зло – когда человек злой, он бьет и обижает». (8 лет)

«Добро – это когда дети дружат и играют. Зло – драка». (8 лет)

«Добро – это радость, счастье, исполнение мечты, нет ссор и ругани, и никто никого не убивает. Зло – это много ругани, обид, споров, все идет не так». (9 лет)

«Добро – это добро. А зло – это что-то противное и, короче, зло». (11 лет)

«Добро – это когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло – это когда люди издеваются друг над другом». (12 лет)

«Добро – это счастье за счастье других. Зло – это эгоизм и ненависть». (12 лет)

«Зло, мне кажется, плохое отношение человека к окружающим. Бог сотворил мир прекрасным, добрым. Зло – то, что идет против Божиего творения. Грех – это зло. Ненависть, хитрость, коварство и т.д. – проявления зла. Зло – это что-то противное, гадкое, страшное. Я думаю, зло и красота никогда не совместимы». (13 лет)

«Я думаю, что добро – это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро – это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья – это добро. Если есть у тебя хорошие друзья – это добро. Добро – это когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость – то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми.

Зло – это когда человеку причиняешь боль. Если тебе обидно и грустно ужасно – это тоже зло. Меня часто обижают и очень сильно оскорбляют. Я думаю, что это – большое зло». (14 лет)

«Добро. Честно, я даже не знаю, что это. Ну, наверно, это умение помогать людям, но молчать об этом, а именно быть поскромнее, лишний раз отдать последнее своему другу (подруге).

Зло. Со злом встречаюсь чаще в нашем мире. Больше всего меня бесит эгоизм, сплетни, “крысятничество”, предательство, трусость. Зло – это когда человек ради выгоды для себя способен на что угодно, любую низость». (15 лет)

«Для меня добро – это любовь и милосердие. Добром я считаю настоящую дружбу. Преданность и верность друг другу супругов – это тоже добро. Добро – это когда внезапно получаем помощь от незнакомых людей. Внутренняя сила и легкость человека, легкость души – это тоже добро. Уважение старших – тоже добро. Умение слушать… тоже добро. Добро – это то, что дает человеку возможность развиваться, совершенствоваться, дает ему какой-либо (положительный) стимул жить. Нежность матери к ребенку – это тоже добро. Надеяться и верить – тоже добро.

Зло для меня – это предательство, неверие, жестокость, мстительность. Недружелюбность (предвзятость) человека по отношению ко всему – другим людям, к миру и т.п. Мне часто не нравится, как люди, например в общественном транспорте, высказывают друг другу гадости. Это как бы мельком проявления зла. Зло – это предательство, лицемерие, проявление грубости. Зло – это измена. Расизм, фашизм – тоже зло. Нельзя ненавидеть человека только за национальность или вероисповедание». (15 лет)

«Для меня зло – это то, что меня окружает. В людях много зла. Люди могут предать! Это касается каждого. Людей идеальных нет, любой человек может сделать что-нибудь плохое. Зло – когда мстишь, лицемеришь, делаешь пакости. Каждому человеку присущи эти качества. Он может делать зло, даже не задумываясь об этом. Но людям присуще и добро. С одними людьми человек хороший и добрый, а с другими – жестокий и злой: у каждого свой выбор любить и ненавидеть. Добрые люди всегда для меня – это кто отзывается с тобой по-хорошему, любит тебя и гордится тобой». (15 лет)

«Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, “добро”, но потом его выбор выливается “злом”. От этого человек считает себя несчастным. Добро – это когда человек может радоваться за других. Зло – это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Час пик – зло. Деньги – зло. Деньги – добро». (15 лет)

«Добро: правда, совесть, вера, любовь, эмоции, чувства, добродетель, общение, понимание, умение любить, жизнь, сочувствие, ценности и интересы (например, для меня музыка, концерты, Интернет, общение, любовь, увлечение, книги, искусство), грусть, значки, арафатка, дружба, независимость от общества.

Зло: ложь, агрессия, тирания, диктат (диктатура), фашизм, наркотики, система управления, школа, учеба, кража, убийство, загрузка мозгов и истребление души, дурное влияние, дурь, зависть, сочувствие, тьма, метро, водка, общество, алчность, одиночество, не знаю, не разобрался». (16 лет)

«Добро – любить других, уметь прощать, желание понять других, помочь в трудную минуту. Зло – не любить, причинять людям вред, быть жестоким, эгоистичным, стервозным». (17 лет)

«Добро – это смех, радость, надежда, когда один человек помогает другому, это что-то положительное, это рождение… Зло – это смерть, убийство, ненависть, презрение, издевка, оскорбление, подозрение, что-то отрицательное…» (17 лет)

«Добро – не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло – обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)

25 декабря 2012 г.

[1] Шпиллер В., протоиерей. Слово крестное: Беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. М., 1993. С. 16–17.

[2] Использованы работы учеников Московского академического художественного лицея Российской академии художеств, средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской области, средней общеобразовательной школы № 108 Юго-Западного округа г. Москвы, Православной гимназии при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца.

[3] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 250–251.

Читайте также: