Святые о животных цитаты
Обновлено: 21.11.2024
И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8:19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим.
Следующая цитата
Вся живая природа в этом мире, так же, как и сам человек, является творением Божьим. Поэтому люди должны бережно относиться к своей планете, сохраняя все виды растений и животных, созданных Господом. Архимандрит Григорий, игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон рассказал об отношении афонских старцев к живой природе и о том, как верующий христианин должен вести себя с домашними животными.
Афонский монах говорит о том, что любовь и бережное отношение к природе – это, прежде всего, проявление уважения к творениям Создателя.
«Человек должен любить даже землю, на которой он стоит, даже камень, на который он ступает своей ногой, - говорит отец Григорий. - В последнее время в мире становится все более популярным движение экологов, которые борются за сохранение природы. Отцы Церкви всегда были экологами, просто они этого не показывали».
Живя по Заповедям Священного Писания, каждый христианин должен проявлять заботу об этом мире. Афонских же монахов архимандрит называет первыми экологами, поскольку своим поведением они всегда были примером того, как человек должен относиться к природе.
«Когда-то я шел со старцем Амфилохием по очень узкой лесной тропе. И мы по дороге встретили муравейник. И старец Амфилохий, несмотря на то, что ему было достаточно тяжело идти, обошел кругом этот муравейник, так как не хотел наступить на него. Мы спросили старца, зачем он так сделал, ведь, когда он обходил через кусты, то чуть не упал. Отец Амфилохий ответил: «Муравьи так трудились, чтобы создать свой дом, чтобы построить его, собрать еду. Разве я могу разрушить все это в один момент?».
Вспоминая отцов Церкви, игумен Дохиара рассказывает о том, что старцы всегда делили свой кусок хлеба с домашними животными, которые обитают на Святой Горе – кошками и собаками.
«Старец Амфилохий всегда в три часа после обеда пил кофе и вкушал сухари. У него был диабет, поэтому он кушал по чуть–чуть, и то, что оставалось от этого сухарика, он отдавал для зверей, которые жили вместе с ним. Я его спрашивал: «Старец, как же так, ведь кошки съели весь твой сухарик?». И отец Амфилохий отвечал: «Ничего, я тоже свое вкусил».
Отец Григорий говорит о том, что домашние животные приносят нам радость, поэтому, как в миру, так и на Святой Горе, кошки и собаки живут вместе с людьми.
«Сегодня рядом со мною тоже есть животные. Они доверяют мне, и когда я вкушаю свой обед, тоже отдаю им свой хлебушек – так мы вместе обедаем. На своем пути мы встречаем много печалей и трудностей, звери же приносят нам маленькие радости – когда играют между собой, когда проявляют свое преданное отношение и свою любовь», - говорит афонский монах.
Однако при всей любви к домашним животным, человек не должен переходить грань и делать из кошки или собаки предмет обожания.
«Мы не должны забывать слова пророка Исаии о том, что только перед Господом мы должны преклонять свои колени, не создавая себе кумиров и идолов. Человек должен любить все творения Божии. Но мы не должны служить им. Это безбожно, когда мы служим творению, а не служим Творцу», - учит архимандрит Григорий.
Следующая цитата
В 22 правиле Святогорского устава сказано: «Монахам не заводить животных собственно для себя». Первым, в 996 году, для братии Великой лавры их завел святой преподобный Афанасий Афонский. С тех пор и по сегодняшний день животные живут на Святой Горе.
Мы собрали случаи из жизни, а также изречения афонских святых - преподобного Паисия Святогорца и Силуана Афонского о роли животных в жизни человека и том, как правильно относится к ним.
"Для животных человек - это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека". (Преподобный Паисий Святогорец).
"Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых". (Преподобный Паисий Святогорец).
"Дикие животные - это очень благоговейные создания. У диких животных я нашёл больше благоговения, чем у многих людей. Лучше дружить с животными, чем с людьми мира сего. Если - после Бога - ты хочешь иметь истинного друга, то подружись со Святыми. Если же у тебя нет друзей Святых, то дружи с дикими животными". (Преподобный Паисий Святогорец).
"Животное, хотя бы и волк, если оно в тяжёлом положении, то просит помощи и не может повредить человеку". (Преподобный Паисий Святогорец).
"Если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку". (Преподобный Паисий Святогорец).
"Приходят шакалы, кабаны. Иногда прибегает маленькая лисичка. Когда кошки уходят, прибегает лисичка. Кабанов летом не видно, потому что они боятся охотников, только змей видно, потому что люди их боятся. Прилетают птицы стаями: большие, маленькие. Я даю им размоченные сухари, и они едят. Орехи от лукума я особо храню для птиц, которые приносят весну. Эти бедные птички, начиная с зимы, когда ещё снег, поют по-весеннему. Одним словом, утешают". (Преподобный Паисий Святогорец).
"На Афоне я слышал о старце Феофилакте из скита святого Василия, который дружил с дикими животными. Они чувствовали его любовь и шли в случае нужды к нему в келью. Как-то раз косуля, которая сломала ногу, пришла под окна его кельи и стала жалобно стонать. Старец вышел из кельи и увидел, что она протягивает ему сломанную ножку, словно показывая, где болит. Он вынес ей немного сухарей подкрепиться, взял две щепы и крепко стянул сломанное место. Потом сказал косуле: "Теперь иди с миром, а через неделю приходи, я посмотрю". Этот блаженный старец разговаривал с животным, как врач с больным человеком, потому что сам он стал человеком Божиим!" (Преподобный Паисий Святогорец).
"Птицы, куда бы я ни пошёл, следовали за мной. Когда я забирался, на скалы и начинал петь, они собирались, и я им бросал немного риса. Если мне хотелось тишины, то приходилось замолкать, потому что стоило начать петь, как птицы тут же слетались! Помню, однажды у меня схватило поясницу, мне пришлось несколько дней провести в постели. Так одна птичка залетела ко мне прямо в келью и села на грудь. Сидела, смотрела мне в лицо и щебетала несколько часов подряд, очень красиво. Вот было удивление!" (Преподобный Паисий Святогорец).
"Кошка – хорошо, но ласкать её, гладить – нехорошо, потому что отвлекает от главного". (Старец Силуан Афонский).
"Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь". (Старец Силуан Афонский).
"Кто воистину любит человека и в своих молитвах плачет за весь мир, тот не может привязаться к животным". (Старец Силуан Афонский).
Следующая цитата
Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели, как прежде, повиноваться ему – преступнику. Солнце не хотело светить ему, луна и звезды не хотели показаться ему, источники не хотели источать воду и реки продолжать течение свое, воздух думал более не давать дышать согрешившему Адаму. Звери и все земные животные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него. Небо как бы устремилось пасть на него, и земля не хотела носить его более. Но Бог, сотворивший все и создавший человека, знал прежде создания мира, что Адам преступит Его заповедь, и имел предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие он должен был получить через возрождение во Святом Крещении, в силу воплощенного Домостроительства Сына Своего и Бога нашего. Бог сдержал все твари Своей силой и по Своему благоутробию и Своей благости не дал им тотчас устремиться против человека. Он повелел, чтобы тварь осталась в подчинении ему и, сделавшись тленной, служила тленному человеку, для которого создана, чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку, в работу ему, освободилась от этой работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленной и как бы духовной. Все это предопределил Бог прежде сложения мира.
Читайте также: