Сухомлинский сто советов учителю цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Василий Сухомлинский проработал в школе всю жизнь, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании, чем оказал огромное влияние на отечественную педагогику. Мы просмотрели его не утратившую актуальность книгу « 100 советов учителю » и решили напомнить вам неопровержимые истины, которые Сухомлинский сумел точно и доступно выразить. Но сначала немного о самом выдающемся теоретике и практике педагогики.

Василий Александрович родился в 1918 году в селе Васильевка, ныне Кировоградской области. Он стал заслуженным учителем школы УССР педагогом, член-корреспондентом АПН СССР, кандидатом педагогических наук, лауреатом Государственной премии УССР.

После Полтавского пединститута он устроился учителем украинского языка и литературы в сельскую школу, после стал директором средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, недолго работал чиновником — заведующим Онуфриевским роно, но с 1948 вновь вернулся в школу на должность директора.

Среди его заслуг — создание собственной педагогической системы, которая основывалась на антропологическом подходе. Личность ребёнка ставится во главу угла воспитательных и образовательных процессов. Для педагога было важно развивать врожденные качества ребёнка, его спонтанные реакции и импульсы, при этом воспитывать нужно, считал он, в условиях специально организованного социума. В том числе речь шла о педагогическом коллективе единомышленников.

Знания — это красиво

Василий Сухомлинский исследовал, что может стимулировать познавательную деятельность школьников. По его мнению, только сделав путь к знаниям увлекательным и привлекательным, показав радость познания и счастье новых открытий можно заинтересовать ребенка процессом обучения.

— Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации, — писал о подходе Сухомлинского ведущий в России специалист по методологии, теории и истории образования Михаил Богуславский в статье для Российская педагогическая энциклопедия.

1. Школа помогает воспитать хорошего человека

Бывают семьи, в которых тяжелая, гнетущая обстановка накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человека. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, — бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным.

2. Любовь исправляет хулиганов

Мне ненавистна скрипучая подозрительность, но отношению к детям, ненавистна формалистическая регламентация требований и запрещений. Это не проповедь разгильдяйства и «свободного воспитания», а твердое убеждение в том, что добро, ласка, любовь — по отношению к ребенку — не абстрактные добро, ласка и любовь, а человечные, реальные, проникнутые верой в человека, — это могучая сила, способная утвердить в человеке все прекрасное, сделать его идеальным. Я не верю в то, что ребенок, которого правильно воспитывают, может стать хулиганом, тунеядцем, циником, существом лживым и развращенным.

"Я не боюсь ещё и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы "

Понимаете учитель прежде всего должен думать о здоровье своих учеников!

3. Индивидуальный подход во главе угла

У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами. Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!

"Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества, чтобы он готов был умереть за свободу, независимость, величие своего Отечества, чтобы социалистическое Отечество было святыней его сердца"

Он ни слова не сказал о успеваемости, но есть в этой цитате ключевое слово Гражданин - вот кого по мнению Сухомлинского нужно воспитывать в школе.

4. Учителя — тоже люди

Да, нет времени — это бич педагогического труда. Он бьет не только по школьным делам, но и по жизни семьи педагога. Педагог — такой же человек, как и все люди, ему нужно время для семьи, для воспитания своих детей.

5. Важен фундамент знаний

Тридцать лет работы в школе открыли мне один важный, па мой взгляд, секрет — своеобразную педагогическую закономерность: в средних и старших классах отставание, неуспеваемость появляются главным образом потому, что в годы учения в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранил твердо в памяти тех элементарных истин, которые являются как бы фундаментом знаний.

6. Чтение — главный помощник образования

Чтение должно быть тесно связано с учением. Если оно является углублением в факты, явления, предметы, представляющие собой основу для обобщений, сохраняемых в памяти, то такое чтение помогает запоминанию. <…> Учитывая эту очень важную закономерность, я в своей практической работе всегда имею в виду две программы обучения: первая — это обязательный для заучивания и сохранения в памяти материал, вторая — внеклассное чтение, а также другие источники информации.

7. Знания — это не цель, а средство

Стремитесь к тому, чтобы знания учащегося были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мертвый багаж, а смысл — в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между школьниками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя себе представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.

8. Понять — это еще не означает знать, понимание — еще не знание

Для того, чтобы были твердые знания, необходимо осмысливание. Приведу пример. На уроке геометрии ученики получают первое представление о тригонометрических функциях. Учитель дает определение двух функциональных зависимостей — синуса и косинуса. Материал не представляет трудностей, как будто бы сразу все понятно. Но понятно — еще не означает, что прочно усвоено. После объяснения дается время для обдумывания нового. Ученики открывают тетради для черновых записей, чертят прямоугольные треугольники, записывают все то, что объяснял учитель, повторяют определения синуса и косинуса, па собственных примерах показывают функциональные зависимости. Здесь как бы сливается повторение знаний с их первым, элементарным применением. Оказывается, что при самопроверке многие учащиеся не могут воспроизвести ход объяснения, повторить его. Убедившись, что забыл то и л и иное звено в объяснении, ученик прибегает к помощи учебника, но прежде чем сделать это он старается все сам припомнить.

9. Проверка тетрадей — общая боль

«Проверка тетрадей поглощает все свободное время». Это слова из письма одной учительницы. Под ним могли бы подписаться тысячи педагогов. <…> Облегчение проверки тетрадей связано с рядом коренных вопросов обучения, но есть некоторые предпосылки этого облегчения. Это, во-первых, выделение на каждом уроке грамматики времени для записи и запоминания слов, в которых могут быть допущены грамматические ошибки; во-вторых, это тщательная, продуманная подготовка к выполнению домашних заданий с целью предупреждения ошибок; в-третьих, надо сказать, что опытный преподаватель языка, литературы, математики, физики имеет свою методику проверки тетрадей; наиболее рациональной, как показывает опыт, является выборочно-периодическая проверка: учитель время от времени берет тетради нескольких учеников; фронтально у всех проверяются только контрольные работы.

10. Каждый учитель мечтает о том, чтобы учение на его уроках было интересным для учащихся.


Как же сделать урок интересным? Все ли уроки могут быть интересными? В чем истоки интереса? Урок идет интересно — это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся и с т и н о й, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека. Познание само по себе является самым изумительным, удивительным, чудесным процессом, пробуждающим живой и неугасимый интерес. В природе вещей, в их отношениях и взаимосвязях, в движении и изменении, в человеческих мыслях, во всем, что создал человек — неисчерпаемый источник интереса. Но в одних случаях этот источник, как журчащий ручеек, струится на наших глазах — подходи, смотри, и перед тобой открывается изумительная картина тайн природы; в других — источник интереса скрыт в глубине, к нему надо добраться, докопаться, и часто бывает так, что самый процесс «подходов», «подкопов» к сущности природы вещей и их причинно-следственных связей является главным источником интереса. Если вы будете надеяться только па видимые, заметные стимулы, пробуждающие интерес к учению, к урокам, вы никогда не воспитаете подлинного интеллектуального трудолюбия. Стремитесь к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы пи интерес, ни внимание школьников.

Следующая цитата

Василий Александрович Сухомлинский был новатором своего времени. Его уникальные методики воспитания, преподавания и общения с детьми легли в основу многих современных систем образования. 10 советов учителю от великого педагога:

1. Воспитание без наказания; Наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании.

2.Оценка как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах; Получить двойку за работу, которую ребенок сделал или даже не смог – гораздо «больнее», чем испытать физическое воздействие. Его мозг должен созреть для восприятия бальной системы.

3. Учитель должен вызывать доверие и иметь авторитет среди детей; Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка.

4. Никогда не торопите ребенка в освоении знаний; Каждому нужно разное время для принятия информации, иногда учитель должен использовать разные подходы и методы для донесения знаний.

5. Помогайте детям развивать свой талант, способности, личность; В процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого, но самое важное — ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.

6. Научите ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту; Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит ответственности, заботливому отношению к ближним и умению видеть красоту в окружающих предметах.

7. Приглашайте в школу родителей только для одобрения поступков ребенка; Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями.

8. Коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде; Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя.

9. Нравственность - основа успешной жизни ребенка;Нравственность, воспитываемая в ребенке должна базироваться на долге: перед людьми, обществом, родителями, коллективом.

10. Воспитание личности невозможно без любви к труду. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Следующая цитата

Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 году в деревне Васльевка Херсонской губернии. В 1938 году закончил Полтавский педагогический институт и начал преподавать в родной школе украинский язык и литературу. Война. Ранение. Госпиталь. Директор школы в Удмуртии. В 1944 году вернулся на родину, где в немецком плену погибли его жена и сын. С 1948 года бессменный руководитель Павлышской средней школы Кировоградской области Украины. Автор книг о воспитании, преподовании.

Изображение из свободного доступа в сети интернет. Изображение из свободного доступа в сети интернет.

Почему же Сухомлинский учитель с большой буквы?

Может быть дело в новаторстве?

В том, что он много уделял внимания здоровью учеников, их режиму дня, их умению стать взрослыми?

Я человек далёкий от педагогики, но вот, то что я прочёл в его книге " О воспитании", несколько цитат:

10 цитат о воспитании для учителей и родителей

Следующая цитата

Чужой компьютер

Георгий Клюшников

Георгий Клюшников

перейти к странице

Георгий Клюшников

Георгий Клюшников запись закреплена

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ "СТО СОВЕТОВ УЧИТЕЛЮ"
"Чем труднее ребенок, чем больше, казалось бы, непреодолимых затруднений встречает он в учении, тем больше ему надо читать"

Читайте также: