Судьба человека описание ванюшки цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Как раскрывается характер Соколова во взаимоотношениях ч мальчиком?
Лучший ответ
Ванюшка и Андрей - два осиротевших человека, которых сводит судьба: ". Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…"
Андрей Соколов ухаживает за Ванюшкой как за родным ребенком. Называет Ванюшку сыном. Очень любит его.
Ванюшка привносит радость в печальную и одинокую жизнь Андрея: ". Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь. " ". Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…"
Ванюшка скучает по Андрею, когда того нет дома: ". Собрался с духом, оставил его на попечение хозяйки, так он до вечера слезы точил, а вечером удрал на элеватор встречать меня. До поздней ночи ожидал там. "
Ванюшка возвращает Андрея к жизни после пережитого горя.
Следующая цитата
Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут.
Ваня искренне тянется к Соколову, еще до разговора с ним, в душе стремится найти в этом сильном мужчине своего отца. А когда тот подтвердил его надежды, он кинулся ему на шею, «целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке слышно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь! » Не могло в эту минуту не дрогнуть сердце солдата; - «У меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… »
Соединяя этих двух одиноких, осиротевших людей, автор подчеркивает мысль об обновлении человека после войны. Мысль о том, что русский человек, несмотря ни на какие беды и страдания, выпавшие на его пути, никогда не утратит своей связи с людьми, найдет в жизни цель, будет жить, бороться, трудиться. И своим примером возрождать к жизни души окружающих его людей, таких же одиноких, прошедших через годы испытаний и потерь. В заключительных строчках произведения наиболее отчетливо звучит глубокая вера Шолохова в русский народ, в его разум, благородство, силу. А еще - вера в его будущее. Соколов берет на себя ответственность за судьбу Ванюши, тем самым открывая это будущее - для себя, для этого маленького мальчика, для всего народа. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина» .
И жить нужно ради будущих поколений, ради таких вот Ванюшек, хранящих в своих детских сердцах веру и любовь. А они способны сделать многое.
Следующая цитата
Андрей Соколов - простой мужчина из крестьянской семьи:
". В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. "
Андрей Соколов родом из Воронежской губернии:
". Сам я уроженец Воронежской губернии. "
". я природный воронежец. "
Андрей - трудолюбивый человек:
". Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. "
Андрей Соколов - сильный мужчина. Он не любит жаловаться:
". сам я не охотник был на жалобных струнах играть и терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. "
". Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. "
Андрей Соколов - человек с несгибаемой волей:
". И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит. "
Следующая цитата
Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку» , а потом «глаза, светлые, как небушко» . Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
Ванюшка – “ангельская душа”, доверчив, но уже научился вздыхать, потому что многое испытал. Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Андрей Соколов рассказывает о своей встрече с Ванюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведения этого человека — мужество, сострадание и любовь. «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня? » Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама? » — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали? » — «Не знаю, не помню. » — «И никого у тебя тут родных нету? » — «Никого». — «Где же ты ночуешь? » — «А где придется» .
". маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя.
Во внешнем облике мальчика подчеркивается трепетность, уязвимость ребенка: "мелкая птаха.. . как свиристель . как воробей под застрехой. ".
Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово "найдешь" свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.
Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа - Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.
Судьба и история жизни Андрея Соколова: биография в цитатах
Будучи еще молодым человеком, Андрей Соколов участвует в гражданской войне 1917-1923 гг.:
". В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. "
Затем Андрей едет на Кубань, где работает на "кулаков" - зажиточных крестьян:
". В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. "
Через год Андрей возвращается домой в Воронеж, учится на слесаря и работает на заводе:
". Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. "
В 1929 году Андрей изучает автодело и работает шофером 10 лет до самой войны 1941-1945 гг.:
". В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. За рулем показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. "
В мае 1942 года на войне Андрей попадает в плен к немцам:
". Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года. "
". До самой Познани, где разместили нас в настоящем лагере, ни разу не предоставился мне подходящий случай. "
Во время плена Андрей также находится в других концентрационных лагерях - под Кюстрином и под Дрезденом:
". В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14, неподалеку от Дрездена. "
Все время в плену Андрей голодает и терпит издевательства:
". до войны весил я восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору. "
". Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии. "
В плену Андрей трудится на заводах, шахтах и т.д. в Саксонии, Тюрингии, Баварии, Рурской области:
". Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить. "
Всего Андрей Соколов проводит 2 года в плену:
". Куда меня только не гоняли за два года плена. "
". за два года отвык от человеческого обращения. "
В 1944 году после плена Андрей приезжает домой в отпуск, но быть дома ему невыносимо. Он тут же возвращается на фронт:
". Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был в Воронеже. Пешком дотопал до места, где когда-то семейно жил. "
". И часу оставаться там не мог, в этот же день уехал обратно в дивизию. "
После плена у Андрея остается только его сын Анатолий. Андрей надеется, что после войны он с сыном будет жить вместе:
". И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить. "
Наконец Андрей Соколов доходит до Берлина в мае 1945 года. Русские побеждают в войне:
". а к концу войны, уже возле Берлина, утром послал Анатолию письмишко, а на другой день получил ответ. И тут я понял, что подошли мы с сыном к германской столице разными путями. "
В 1945 году Андрей приезжает в Урюпинск. Здесь он работает шофером и живет у друга:
". Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофером в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня.
Андрей очень любит своего приемного сына Ванюшку:
". Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь. "
В ноябре 1945 года Андрея лишают водительских прав за одно происшествие:
". в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. . народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. "
Андрей после пережитого не может долго жить на одном месте - его берет тоска:
". и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.
Читайте также: