Страстная пятница цитаты святых отцов

Обновлено: 21.11.2024

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!

Советы старцев о молитве церковной и домашней, Страстная Пятница, Чтение Псалтири

Распятие Храм «Все люди должны в этот день, раз в году, в эту пятницу, стоять перед Богом и каяться, и просить. У кого в тюрьме, у кого суд, кто болен – Господь поможет».
Игумен Гурий (Чезлов)

«…Один раз в Храме помолишься «Господи, помилуй» и Господь услышит, а дома нужно 200-300 раз».
Иеромонах Анатолий (Киевский)

Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001): «В страстную пятницу, с 12.00 до 15.00 – стой у Креста, (в церкви или дома), — перечисляй свои грехи, исповеданные и не исповеданные, кайся, проси у Бога прощения.
Если что-то нужно узнать, читай Иисусову молитву, перечисляй грехи, — когда Господь на Кресте, с 12 до 3, — кайся и прошение свое твори. Господь обязательно поможет. Все люди должны в этот день, раз в году, в эту пятницу, стоять перед Богом и каяться, и просить. У кого в тюрьме, у кого суд, кто болен – Господь поможет».
«Пропадет Россия без коленопреклоненной молитвы. Не смотря на праздники, на воскресенья – можно, и даже нужно, становиться на колени и каяться перед Господом в своих грехах». *
Благодарственные молебны
«Заказывайте благодарственные молебны, и в скорби, и в радости. Святым молиться хорошо, но и Пантелиемон и Ксения, они ведь все к Богу идут…
Когда заказываешь благодарственный молебен, в этот день находишься в кругу Святых Ангелов, враг не имеет власти…» *
«Отец Гурий говорил, что надо всегда и за все благодарить Бога и чаще заказывать благодарственные молебны Ему, чтобы враг не запихал свои рога в нашу жизнь. Он говорил, что все надо делать со словами «во славу Божию»».
«Важно …благодарить Бога за все, не только за радость, но и за печаль и болезнь. Батюшка за каждую свою болячку заказывал благодарственный молебен – благодарил Бога. Он говорил, что «болезнь нам Бог дает для исправления души (очищения от греха), и за это обязательно надо благодарить»».**
Молитва. Ночная молитва
Духовной дочери, которая говорила батюшке о своей занятости огородными работами, что создавало трудности в посещении храма, о. Гурий сказал: «Вы на своих дачах до того доработаете, что между грядок так и упадете».
«Батюшка, а можно замолить все свои грехи?» — спросила его духовная дщерь. – «Можно, но это очень трудно. Надо три дня и три ночи ничего не есть и не пить и молиться».
««Сильнее акафиста нет никакой молитвы», — слова отца игумена. Духовным детям он благословлял читать разные акафисты: Божией Матери в честь Ея икон «Скоропослушница», «Избавительница», великомученице Варваре, преподобному Сергию Радонежскому, Царю Николаю, акафист «Слава Богу за все», но в особенности два акафиста – Духу Святому и семи отрокам Ефесским. Еще он советовал чадам читать молитвы Архистратигу Михаилу об избавлении от дьявола и давал тексты трех молитв. «Без этих молитв, — наставлял он, и из дому не выходите». Благословлял читать и молитвы святым архангелам на каждый день недели, и пяточисленные молитвы, и известную молитву задержания.
Тем чадам, кто нуждался в Божественной помощи при вопросах с жильем, о. Гурий благословлял читать тропари: Иконе Божией Матери «Нерушимая Стена», Святителю Николаю Чудотворцу, Пророку и Царю Давиду, Преподобным двенадцати грекам, строителям Соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры» «Советовал о. Гурий почаще просить помощи у своего Ангела-хранителя: «Мало ли, встать надо пораньше или еще что – ты помолись ему, он тебе и поможет».
«Батюшка всегда говорил: «Не унывай!», наставлял об обращении за помощью к Царице Небесной. «Проси, умоляй: Владычица, Пресвятая Богородица, помоги, не оставь меня, грешную!»
«Прежде чем начать молиться утром, умойся, причешись, оденься и предстань перед Господом Всевидящим в подобающем виде, чтобы Господу было приятно на тебя смотреть, а ты тем самым проявишь к Нему уважение.
Если возникнет какое-либо затруднение или какая-либо печаль, скорбь, обратись с воплем к Господу Всемогущему: «Господи, помоги, разреши мое недоумение!» А Господь, если это Ему угодно, поможет, и, самое главное, твердо верь, что Всемилостивый Господь не оставит тебя.
Заказал молебен на какую-либо потребу, твердо верь, что Господь, Божия Матерь, Ангелы и Святые помогут тебе. Считай себя самой великой грешницей.
Прежде чем что-либо взять, сказать, купить…, скажи: «Господи, благослови!» Очень хорошо, если сделаешь 3 поклона перед началом дня, перед уходом на работу». **
Ночная молитва
«Молиться… нужно особо ночью, все можно у Господа ночью выпросить, потому что человек отрывает время от своего сна. И еще многие святые об этом говорят («Среди ночи вставали, чтобы молиться по примеру псалмопевца (Пс.118, 62) и святого апостола Павла, когда он находился в темнице после побоев (Деян.16, 25) святой Климент Александрийский, …святой Киприан… Вообще сей навык молитвенного бдения одобряется всеми отцами, как весьма полезный»). Ночью на Небе происходит Божественная литургия». **
Поминовение усопших
Канон. Очень спасительным о. Гурий считал поминовение усопших. Когда он взялся за это, то враг сильно нападал на него. Больше всего имен погибших он нашел в музее г. Вологды. И вот когда он пришел туда переписать имена и встретился с заведующей музеем, то ощутил в ушах такой шум и свист, как на стадионе в самый интересный момент. Он видел заведующую музеем, но не слышал ее. Так враг старался помешать. Это еще раз подтверждает спасительность поминовения усопших.
Набралось около пяти тетрадей и канцелярских книг, в которых имена располагались в несколько столбцов на каждой странице. Отец Гурий и нам поручал читать их. Он учил нас: «Когда мало времени, то можно поминать по три имени первых в столбце и добавлять «и всех». И так каждый столбец имен по порядку до конца тетради. Тогда остальных помянет Ангел».
Можно только догадываться о том, сколько усилий и молитв ему стоили эти тетради. Он говорил: «Наберите себе побольше списки имен усопших и поминайте их чаще. Это круговорот: ты вымаливаешь усопших, а они – тебя». Спасительная ценность поминовения усопших подтверждается многими Святыми, в том числе Афонскими. Тем самым мы исполняем главную заповедь Божию: «Возлюби ближнего как самого себя». А, избавляя усопших от вечных мук, и себя избавляем от них. И особенно важно поминать их за обедом (перед сладким)…
«…Важно поминать усопших, для этого нужно набрать побольше имен и поминать чаще, имена должны быть не какие попало, а людей святой жизни и родителей святых. Ты за них молишься, а они – за тебя.
Получается круговорот (в духовном смысле). Читать ежедневно «Пяточисленные молитвы» или акафист «Слава Богу за все» — тоже спасительно.
Важно также благодарить Бога за все, не только за радость, но и за печаль и болезнь».
Помощь находящимся в аду от Архангела Михаила
«Молиться больше надо за усопших. Усопшие только ждут от нас помощи – [молитвы, подаяния за них милостыни, церковного поминовения (панихида, безкровная жертва, сорокоуст, неусыпаемая Псалтирь)].
Архангел Михаил. Есть такой день – раз в году, на Архангела Михаила, (21 ноября).
Архангел Михаил опускает свое белое крыло в ад, и за кого молятся родственники в этот день – Господь прощает грехи, и души выбираются по этому крылу из ада. Молитва — с земными поклонами. И все по крылу Архангела Михаила выбираются из ада, кто сколько может, кто на ступенечку, кто на две, а кто и полностью из ада выбирается».
Посещение церкви, Литургия, чтение Псалтири
Иеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002).
Как-то на проповеди после Службы Батюшка говорил, что к нему недавно подошла женщина и спросила: «Зачем ходить в Церковь, если все равно ничего не понимаешь, что там читают и поют?» Батюшка на примере объяснил всем нам, что если в корзину налить воды, она, конечно, вытечет, но корзина останется мокрой. Так и человек, побывав на Службе, уходит с Божьей благодатью, а со временем начинает более внимательно прислушиваться к словам, привыкает к церковному языку, больше понимает. Когда Батюшка Анатолий служил в Кирилловском храме и позже, мы просили его молитв и подавали записки с именами. При этом каждый ложил копеечку, сколько мог. Однажды я услышала разговор Батюшки с послушницей, которой он говорил, что в записку нужно 1 копеечку положить потому, что если безплатно, тому бесы платят.
Батюшка говорил, кто без причины пропустит третью подряд Воскресную Литургию, от того отходит Благодать. Если началась Литургия, прикладываться к иконам не нужно – святые рядом стоят. «Там где двое во Имя Мое соберутся, там Я третьим стою». Один раз в Храме помолишься «Господи, помилуй» и Господь услышит, а дома нужно 200-300 раз».
Батюшка учил никогда перед Чашей и на богослужении не отвлекаться – ни зрительно, ни разговорами, ни помыслами. Когда идет богослужение в Храме, Сам Господь и Небесные силы незримо присутствуют.
«Ничего нет выше на земле, чем заказная Литургия, когда из просфоры вынимается частичка за спасение каждой человеческой души».
Батюшка говорил, что на службу нужно приходить за 1 – 0, 5 часа. Почитать Святых Отцов, Священное Писание, чтобы настроиться на Молитву. Когда заходишь в храм, прочитать «Символ Веры», за дверьми храма оставить все мирское, суетное. Храм и суета – несовместимы. Женщины стают на левую сторону, мужчины – на правую. Не разговаривать во время службы, не ходить. Молиться, глаза вниз, чтобы не осудить никого, не соблазнить, по сторонам не смотреть. Пока служба не закончится, храм не покидать, только после отпуста. Прикладываться к иконам обязательно с верою. Батюшка говорил: «Свечки не обязательно ставить. Не всегда деньги на свечки есть. Нужно самому быть свечкою перед Господом, гореть Молитвой перед глазами Его. И на службе стоять, как свечка. Немощна? Сядь, посиди. Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя. Но не злоупотребляй. Святые Отцы какие службы выстаивали, не то, что мы с вами стоим. Вы думаете, что вы на службе? Ноги здесь стоят, а душа в другом месте, ум в небесах витает. Только ногами здесь, а сколько нужно труда приложить, чтобы и душа пришла. А то стоим в храме, а мысли: «А выключила я телевизор дома? Успею я приготовить обед мужу? А чего-то она впереди меня на исповедь пошла?» И приходим в храм холодные, а уходим нераскаянные. Мир со своею суетою, модами вошел в Храм Божий тоже. Этот мир вытеснил тот мир, что дал нам Господь: «Мир вам». И из сердца нашего ушла радость, тишина, спокойствие. И от нас, родненькие, зависит, вернутся они когда-нибудь назад, или наш домашний очаг будет без огня, стол – без хлеба и соли, а в углу будет стоять «божество» семейное, которому мы все поклоняемся – телевизор.
«Уныние… Это не уныние, а несерьезность. Это потому, что вы не молитесь. Читаете и ничего не понимаете, к чему все идет. Вы должны быть как пружины заведены, ко всему готовы, а вы спите. Если бы вы молились, этого бы не было! Не говорите мне об унынии. Не молитесь, а под лежачий камень вода не течет! Пришло уныние — поклоны, Псалтырь — и не будет. 9-ая, 17-ая кафизмы, 142-ой псалом! А то уныние у них… У вас будет такое, что места себе не сможете найти. »
Батюшка говорил: «Читайте Псалтирь. Здесь можно найти ответ на любой вопрос, духовную потребность, боль, болезнь. Это – целебник».
Батюшка сказал, что Псалтирь надо читать обязательно, даже в Светлую седмицу. Оставили все Псалтирь, и город остался беззащитным на целую неделю. Сейчас все перекручивается, большое отступление от Истины.
«Ежедневно читайте главу из Евангелия, особенно с 5-й по 11-ю от Матфея, там – суть христианства, главу из Апостола, кафизму из Псалтири, 70 раз Иисусову молитву – и Господь не оставит. «Авва Дорофей» и «Жития святых» — это настольные книги для христиан. ***
Как помочь новопреставленному? «Что важнее всего заказать для новопреставленной души?» — «40 заказных Литургий. Нет ничего выше Литургии. Душа все видит, все знает, легко преодолевает расстояния, только сказать ничего не может. Ей открыты все пророчества, кроме последнего дня. До 9 дней душе показывается рай, а до 40-ка – ад. А на сороковой день душечка предстоит перед Господом и ее одевают в белые ризы. И пояс дают: кому – золотой, кому – серебряный, по добродетели. Очень важный сороковой день. До этого дня мы можем помочь ей, так как наша милостыня может вмениться ей в добродетель. Также подают на год на Псалтырь по новопреставленному. На Страшном Суде тела восстанут косточка к косточке – все будут в возрасте 30 лет».
«Господь всех хочет спасти, всех старается вытянуть из ада. Одному говорил: хочешь немножко потерпеть адские муки, а потом быть со Мной, в селениях райских? А нет – навечно в ад… И тот согласился ради любви к Господу. Каждый должен пройти очищение. Может даже и там, в аду… Пару лет — а потом к Господу…
Читайте о Лазаре, там все написано. Существовало лоно Авраамово; все праведники сходили в ад, но для них было лоно Авраамово… Не даром же в церкви панихиды, службы по усопших, молитвы за них. Потихоньку отмаливают.
Господь хочет всех спасти. Даже тех коммунистов вытягивает из ада… Не всех, конечно, а тех окрученных, что не знали, что делают.
Сейчас печать… И снова Господь будет как-то спасать».
«Родные умершего должны обязательно причащаться в день смерти покойника, или в день похорон».
«Теперь вам нужно до 40 дней за его душу творить, как можно больше, милостыни, чтобы душа прошла мытарства. Нужна молитва за душу. Это Слава Богу, что Господь еще дает такое время, когда можно по православному чину похоронить покойника, пригласить батюшку, чтобы совершил отпевание. Это очень хорошо, но это еще не все. Родные в этот период должны почаще исповедоваться и причащаться, просить у Господа за него прощение. Грехи родителей на детях. Но и дети могут изменить участь родителей за гробом. Раздайте все его вещи, все сбережения, все-все, что он нажил за всю жизнь. Он копил, милостыни не давал, жил ради книжек, или инструмента, или еще чего-то. А вы теперь раздайте все до нитки, все, чем он очень дорожил. Будто его рукою. Подайте в Покровском на Псалтирь схимонахиням. Сейчас, как никогда, нужна молитва за душу. Когда были Советские времена и хоронили без отпевания, без батюшек, то души и по 50 лет висели на мытарствах – ни туда, ни сюда. А определялась участь души тогда, когда первые молитвы за душу пошли. Когда повырастали внуки и обратились к Богу. Вот так. Хорошо умирать тем, кто всю жизнь ради Христа живет, когда все свои сокровища переправляет на Небо, когда всю свою жизнь – странник в сей юдоли плачевной, когда добро людям делает и терпит зло с благодарением по Евангелию.
Но Господь Милостив и Его Суды – бездна Великая. Одних спасает и без видимых добрых дел, а другим нужно очень много потрудиться. Один сделает одно доброе дело, которое покроет потом все его грехи. Мы же о человеке ничего не знаем, а Господь знает все. Мы знали его с одной стороны, а Господь все видит, сокровенное тоже, ту другую сторону, которая от всех была закрыта.
Сходите сейчас в Павловку, в Глеваху с подаянием, испеките что-то своими руками. Господу это намного больше нравится, чем купленное. Приложите свой труд, свою руку к этому. Накормите, оденьте, обуйте нищих. И Господь помилует вашего отца».
Источники:* «Соль земли. Фильм 5. Игумен Гурий (Чезлов)»** «Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове)», Вологда, 2005г.
*** «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.

Страстная седмица

Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. диакон Андрей Кураев

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем.
Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

Следующая цитата

«Вот вы поститесь, ходите в церковь и дома молитесь, оставили на время житейские дела и пребываете более с собою, наложили на себя благочестивые занятия и отнимаете для того часть времени у сна — большую или малую. Так и делайте. Пощение до того, чтоб тело ощущало лишение довольства в пище и питии, труд молитвенный до утомления плоти, устранение обычных взаимных соотношений с принуждением себя к занятиям душеспасительным, бодрствование, несмотря на то, что клонит ко сну, и многое другое, сопряженное с выполнением говения, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие. Надобно только охотно, без саможаления, поднять тяготу сию. Человек животолюбив. Малое оскудение в пище и лишение сна или утруждение и утомление необычное раздражает вопль плоти, и ему кажется, что делают покушение отнять у него жизнь. Кто теперь, несмотря на сей вопль, на это как бы расставание с жизнию, не только не поддается саможалению, а напротив, с желанием самоозлобления нудит себя на показанные труды, тот всякий раз, как делает сие, делает шаг вслед Господа. И надобно сказать, что только такой и сшествует Ему в сем отношении. Так ли это у вас. »

«К сожалению, много среди нас законников, фарисеев, лицемеров, которые в Евангелии названы змиями, порождениями ехидниными (Ср.: Лк. 3: 7), но которые пользуются великим уважением и почетом в народе. Есть среди нас и подобные Иуде, но есть и подобные покаявшейся блуднице, с сердцем, полным любви ко Господу.

Будем наблюдать за нашим сердцем, будем оценивать то, что исходит из нас и из уст наших, а не то, что входит в них. Будем жить по велениям святой любви, ибо весь закон Христов заключается в одном слове: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39; Мк. 12: 31; Лк. 10: 27). Будем помнить об этом, и тогда благословит нас Бог и простит все грехи наши».

«Как обыкновенно мы смотрим на добродетели? Почти всегда в увеличительное стекло; напротив, пороки наши представляются нам в стекле уменьшительном. Отбрось пристрастие — и многое тотчас переменится: там, где ты видел один блеск ослепляющий, увидишь пятна и тьму. Пророк удивлялся некогда красоте храма Иерусалимского, представленного ему в видении, и вдруг услышал голос: прокопай стену (Иез. 8: 8). Прокопав, он увидел в храме мерзости, коих можно ожидать только в домах разврата (См.: Иез. 8: 8‒10). Прокопай и ты, недугующий духом тщеславия, прокопай стену твоего самолюбия, вникни в тайные побуждения и цель твоих блистательных подвигов, — и, может быть, ты ужаснешься того храма твоей святости, пред коим теперь благоговеешь».

«Чем неослабнее и терпеливее мы носим бремя креста нашего, тем обильнее подаются нам дары Божии, приобретенные Крестом Христовым: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1: 5). Грешник, который от усильного ношения креста своего преходит наконец к распятию себя на нем, с совершенною покорностью подвергаясь всем действиям очистительного правосудия пред лицом распятого Иисуса, вскоре услышит с разбойником радостный глас Его: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23: 43). Страдание в присутствии Христа и по образу Его есть преддверие рая».

«Человек лишился блаженства через гордость, непослушание, через желание быть равным Богу, а Ты возвращаешь (его) через послушание Отцу Небесному, через глубочайшее самоуничижение и смирение, через самую поносную и тяжкую смерть, наконец, через нисшествие до бездн адовых. Ты возвратил человеку потерянное, — и вот он теперь стал воистину счастлив и блажен, теперь он опять с Богом, для Бога живет, к Богу стремится, в Боге ищет утешение, с Богом надеется жить и радоваться нескончаемые веки. Кто может описать, оценить всю бездну, все море милостей Божиих, которые излил на нас от Отца Своего наш Безценный, Дражайший Спаситель, ныне безмолвно лежащий во гробе?

Братие! Восчувствуем все эти милости нашего Спасителя и в благодарности сердца повергнемся телом и душею пред гробом сим, облобызаем язвы Его, за нас претерпенные, руки и ноги Его, за нас пронзенные, облобызаем не устами только, но наипаче горячим и любящим сердцем, и будем всю жизнь помнить милости Его и до конца дней возносить благодарение и славословие Ему. О, когда бы и вся жизнь наша была не иным чем, как благовонным кадилом перед Ним. Будем молиться об этом пред Лежащим во гробе сем, и слезную молитву грешника услышит Умерший за грешников».

Следующая цитата

". всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите" - эти слова апостола для нас заповедь, а молитва - беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

Следующая цитата

Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника.

Преподобный авва Дорофей

Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный.

Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни.

Святитель Иоанн Златоуст

Толстое чрево не родит тонкого смысла.

Святитель Иоанн Златоуст

Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

Святитель Иоанн Златоуст

Пост — мать смиренномудрия, источник всякой мудрости; пост — матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст

Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда.

Святитель Иоанн Златоуст

Сколько бы ни приходило праздников, мудрый человек не тот, кто веселится до забвения смысла празднуемых событий, а тот, кто после окончания праздников продолжает держать в себе не только эту радость, но также и воздержание, продолжает пост не только на устах, но во всех своих чувствах, в словах.

Святитель Иоанн Златоуст

Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто постится, тот с добрым духом молится.

Святитель Иоанн Златоуст

Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его.

Святитель Иоанн Златоуст

Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом и, сколько возможно, помогать себе милостыней.

Святитель Иоанн Златоуст

Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения.

Святитель Феофан Затворник

Течем путем жизни среди ветошей, кои и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и изнутри, и извне охватывают нас и теснят, и очень трудно или и невозможно, чтобы какая из них не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по большой дороге не запылиться. Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, смотр, или осмотр, где какие есть пылинки-ветоши, с другой — баня для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого, чтобы, прошедши то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими и Богу, и людям приятными, как деревцо в весну, вновь покрывшееся листьями и цветами.

Святитель Феофан Затворник

Помоги вам, Господи, провесть пост во спасение, поговеть и причаститься Святых Христовых Таин достодолжно. И собою займитесь, и дела приведите в порядок, и миром Божиим насладитесь — благодатию Господа Спасителя нашего, когда приискреннее сподобитесь принять Его в себя.

Святитель Феофан Затворник

Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены.

Святитель Феофан Затворник

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Аще убо хощеши, христианине, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда.

Святитель Тихон Задонский

Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?

Святитель Тихон Задонский

Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь — между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее. Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Первый шаг к любви — воздержание. Оно же приводит и к помощи Божией. А помощь Божия тогда сделается для тебя необходимой, когда ты станешь на воздержание от чего бы то ни было. Тут ты увидишь, что твоих собственных сил слишком мало, что тебе необходима помощь Божия, и станешь просить ее всем существом своим. Так приобретается истинная молитва.

Преподобная Арсения (Себрякова)

Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Кушать надо столько, чтобы после вкушения хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь.

Преподобный Силуан Афонский

Во время поста чувствуешь себя простым творением и имеешь чистый ум, спокойное расположение духа стать на молитву; это желание возникает от пламенной любви человека ко Творцу. Пост — прекрасное средство для этого подвига.

Преподобный Паисий Святогорец

Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом.

Преподобный Паисий Святогорец

Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится.

Преподобный Паисий Святогорец

Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водою, она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водою, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной.

Святитель Николай Сербский

Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу. Кто постится, тот душу угощает. Чем более человек постится, тем более он уменьшает попечения о своем теле и увеличивает радость своей души.

Святитель Николай Сербский

Кто хочет возвратиться опять в Рай, возвращается не иначе, как постом.

Преподобный Иоанн Лествичник

Для преодоления всех без исключения страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничто не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи.

Святитель Иоанн Шанхайский

Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни.

Святитель Василий Великий

Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости».

Видишь ли, что делает пост, — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые мысли удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвой и постом.

Преподобный Афанасий Великий

Посты непременно надо соблюдать в среду и в пятницу и весь Великий пост. Непременно поститесь!

Преподобный Анатолий Оптинский

При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

Читайте также: