Сравнительная характеристика жилина и костылина 5 класс таблица с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Сам погибай, а товарища выручай.

Ход урока

1) Оргмомент.

3). Устная работа по домашнему заданию и цитатному плану, который составил ученик дома.

- Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

Основное противопоставление это , конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

4) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Слайд 1

1)- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? Слайд 2

Два героя рассказа - это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ "кавказский пленник" может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!

2)- Что общее у героев и что их различает?

Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина. Слайд 3

Слайд 4 Костылин: «Грузный» - тяжёлый

Какой вывод мы можем сделать?

Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа слайд 5

3). Как повели себя офицеры при первой встрече?

4)Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?

5)Как характеризует поведение героев в плену?

6)Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

7)- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения ?

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

8) А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

9 )найди в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

ходит по аулу спит

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо

-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

10) Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

- однажды выступил в качестве врача.

11)Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

(Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

Слайд 8 Итак, мы видим как живут два наших героя в плену.

А сейчас мы с тобой заполним табличку , чтобы еще раз сравнить Жилина и Костылина.

5)

. -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Делаем выводы из наших наблюдений. Слайд 9.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Посмотри какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Слайд 10

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

- В чём смысл названия рассказа?

( Уже в названии заложено противопоставление – (антитеза ) двух героев Жилина и Костылина. Слайд 11

В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6). Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее задание. Мы целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома, по предложенному плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

2. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение автора.

«Жилин и Костылин: разные судьбы».

ВложениеРазмер
227578_1.ppt 2.27 МБ
zhilin_i_kostylin_tablitsa_3.docx 13.76 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев (Урок по литературе для 5 класса)

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. - Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока. Кульминация – второй побег. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Основное противопоставление это , конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

Работа по вопросам: Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица? Два героя рассказа - это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ "кавказский пленник" может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести! Что общего у наших героев? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин - дворяне. 3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен. 4) Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.

Главное в портретах: Костылин: «. мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся». Костылин: «Грузный» - тяжёлый «Толстый » - полный «Красный» - вспотевший. Жилин: «Невелик ростом, а удал был». Сравнивая портреты героев, к акое отношение возникло у вас к Жилину и Костылину». (К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.)

Вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Сравнивая героев, выявляем: * Как повели себя офицеры при первой встрече? * Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин? * Как характеризует поведение героев в плену? * Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Жилин Костылин ходит по аулу спит всматривается скучает выпытывает информацию считает дни рукодельничает ждет ответ на письмо

Жилин главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной. Костылин Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Делаем вывод: Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики Это антитеза. Два непохожих человека. Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

Вывод: Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Сравнительная характеристика. 1. Портрет. 2. Поведение героев. 3. Речь. 4. Отношение к окружающим. 5. Взаимоотношение героев. 6. Отношение автора.

Напишите домашнее сочинение на тему «Жилин и Костылин : разные судьбы» по плану.

Следующая цитата

Познавательная: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.

Коммуникативная: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.

Личностная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки.

Тип: урок систематизации и обобщения нового материала

Используемые технологии: информационно - коммуникативная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная

Методы : проблемный, эвристический; сравнительный.

1.Организационный момент

2. Целеполагание.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают свой цитатный план и поясняют выбор отдельных пунктов плана , например:

1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

4. Актуализация знаний

( Слайды со 2 по 11):

Л.Н.Толстой определил жанр произведения - «быль». Почему? (Быль - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии)

Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении» (Сюжет)

Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)

Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачкиии, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)

Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)

Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)

Кто из героев рассказа « … достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? » (Абдула)

Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)

Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)

5. Формулировка задач урока. Постановка проблемного вопроса.

- Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет в виду автор? ( Дети выдвигают предположения)

- Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. Определим способ решения проблемного вопроса. ( Дети предлагают сравнить героев)

- Что значит сравнить героев художественного произведения?

Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения (Слайд №12)

- Сегодня на уроке мы будем составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником. (Слайд №13)

6. Систематизация знаний. Работа с текстом. Составление в тетрадях таблицы «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».

- На слайде и на доске записан алгоритм сравнительной характеристики героев, по которому будет идти работа на уроке:

I . Общее в судьбе героев Л.Н.Толстого.

II . Различие в характеристике героев рассказа.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора к герою.

- В чём заключается сходство героев?

Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, в одной и той же крепости, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

- В представлении окружающих офицеры русской армии должны иметь военную выправку - выглядеть подтянутыми, стройными, быть мужественными. Как выглядят Жилин и Костылин? Найдите портрет героев, сравните.

Костылин: «. мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Жилин: «…невелик ростом, а удал был».

- Какое отношение к героям возникло у читателя? Почему?

Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Автор намеренно наделяет его нелестными эпитетами: грузный, толстый, красный, вызывая у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуется сила и мужество.

Делаем вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

- Есть ли в тексте монолог героев? Зачитайте.

Жилин: «Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»,«Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги… а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься — пропал…»

«А Костылин , заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит»

- О чём говорит сравнение, и о чём отсутствие монолога у Костылина?

Автор обращает внимание читателей на отношение Жилина к лошади. Он любит её, видит в ней близкого друга, надеется на неё, называя её доброй, матушкой, сердечной. Жилин через монолог передаёт свои мысли и чувства. Костылину эти чувства неведомы, отсутствие монолога об этом говорит . Недаром автор с иронией пишет «закатился, что есть духу», «ожаривает лошадь».Такое поведение вызывает неодобрительную оценку читателей.

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.

- Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

Жилин и Костылин в пути

Пленение Жилина и Костылина;

Жизнь Жилина и Костылина в плену;

Первый и второй побег из плена;

- Анализ эпизода « Жилин и Костылин в пути ». Сравните поведение героев .(Слайд №15)

1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

1 . На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

2. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Причина, по которой Жилин отправляется в путь, – письмо матери, в котором она просит приехать, повидаться с ним перед смертью. Жилин раздумывает, уехать ли одному, без солдат. Возлагает надежду на свою лошадь. Костылин объясняет причину: « Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми»

3. Жилин хорошо понимает опасность и говорит Костылину: «А ружьё заряжено?», «Только уговор — не разъезжаться». Перед тем, как ехать в ущелье, предлагает Костылину подняться на гору, посмотреть, нет ли татар. Костылин на предложение Жилина поостеречься, отвечает: «Что смотреть? Поедем вперед».

Делаем вывод : Сравнивая героев, автор подчёркивает легкомысленность в поведении Костылина, который руководствуется своими прихотями, а не знанием положения, и ум, наблюдательность, умение Жилина ориентироваться в сложившейся обстановке. Ведёт себя как настоящий офицер.

( Слайд №16 ) Эпизод « Пленение Жилина и Костылина ». Перескажите, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте словесную картину.

Делаем вывод: Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает храбрость и мужество Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём настоящего русского офицера, умеющего постоять за свою честь. Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья, не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру. Примечательно, что пленение Костылина Толстой представляет читателю одной строкой: «Костылин рассказал, что лошадь под ним стала, и ружье осеклось, и что этот самый Абдул нагнал его и взял». Ни слова о военной доблести.

- Прочитайте выразительно сцену требования выкупа . Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло? (Слайд №17)

Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного. Он надеется на свои силы, активно ищет выхода, проявляет смелость: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!» Костылин соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам .

Делаем вывод : Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

- В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?

В плену, в эпизодах побега.

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа по группам.

- Задание по вариантам : самостоятельно проанализировать поведение героев в этих эпизодах рассказа, отметить, какие черты характера героев проявились, сравнить. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающими отношение окружающих к ним. (Карточки с вопросами).

1 вариант: Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)

2 вариант: Подготовка и первый побег из плена; (4 -5 главы)

3 вариант: Второй побег (6 глава)

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

1.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.

Ни в чём участия не принимает

Первый побег , поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: — Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

Жилин и говорит:

— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят — казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: — Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

9. Работа с литературоведческим понятием.

- Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой .(Слайд №19)

Антитеза (от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

- Зачем Толстой противопоставляет героев?

Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Хотя можно отметить динамику, пусть слабую, но появившуюся в поведении Костылина. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину. Во время первого побега в минуту опасности он предлагает Жилину спасаться одному: « Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

10. Решение проблемного вопроса

- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

11. Обобщение

-Как вы поняли, что значит сравнить героев художественного произведения?

Найти общее и отличительное. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях.

Отметить динамику развития образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.

Следующая цитата

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления

Организационный этап

Проверка домашнего задания

Домашнее задание – составить план рассказа

Мотивация учебной деятельности

1. Работа над эпиграфом

- Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

- Почему война не сказка?

- Что значит «мы ее не золотим»?

-Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

-Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)

А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

4. Работа по новой теме

а). Приемы составления характеристики героев

- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?

( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев:

- внешние черты (портрет);

- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

- характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

I . Портрет

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

- Какой наш герой? (слабый).

III . Поведение героев во время нападения татар

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

- Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

- Изучает местность, так как думает о побеге;

- Общается с Диной;

- Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Бездействует и стонет.

- Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

V . Побег

- Расскажите об этом.

- Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

5. Применение знаний

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6.Информация о домашнем задании

1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Значимость темы

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Следующая цитата

Предложенная таблица поможет в сравнении Жилина и Костылина,героев рассказа Л.Н.Толстого.

ВложениеРазмер
zhilin_i_kostylin.docx 45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Жилин и Костылин

II. «Говорящая» фамилия

III. Поведение героев во время нападения татар

1. Письмо о выкупе

1. Письмо о выкупе

2. Поведение в плену. Занятия.

2.Поведение в плену. Занятия.

3.Мнение татар о Жилине.

3.Мнение татар о Костылине.

4.Как ведёт себя во время первого побега?

4. Как ведёт себя во время первого побега?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев.

Урок литературы в 5 классе.

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика

Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами.

ТАБЛИЦА. Сравнительная характеристика вод Мирового океана

Таблица заполняется при изучении темы «Гидросфера». Характеристику вод Тихого океана учащиеся дают совместно с учителем, остальные океаны учащиеся характеризуют самостоятельно. Для заполнения таблицы .

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен.

Сравнительная характеристика героев (таблицы для учащихся).

Сравнительная характеристика героев: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова; Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Приём "Концептуальная таблица". Карточка по литературе "Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова"

Приём технологии "Развитие критического мыщления через чтение и письмо" "Концептуальная таблица". Карточка по литературе "Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла.

Читайте также: