Сравнительная характеристика ольги ильинской и агафьи пшеницыной с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Таблица
Ольга Сергеевна Ильинская | Агафья Матвеевна Пшеницына | |
Черты характера | неотразимая, добрая, не такая как все, амбициозна | Добрая, общительная, работящая, легко шла на контакт, милая, воспитанная, аккуратна и самостоятельна |
Внешний облик | была высокого роста, у неё было светлое, чистое лицо, утонченная шея и серо-голубые глаза, широкие брови и длинные волосы, тоненькие губы | У нее были серые глаза и красивое лицо, пышные формы, светлая кожа |
Семья | была сиротой, еще в маленьком возрасте потеряла родителей, жила с тётей, и несмотря на тяжелое детство была очень воспитана | Была замужем за Пшеницыным, но тот умер и женщина осталась вдовой; была матерью двух детей |
Поведение | отличалась малой разговорчивостью, не раскидывалась словами, говорила по делу, не вспыльчивая, спокойная, с искренним смехом | Активна, постоянно чем-то занята; была хитра, но это всё шло на пользу Обломову |
Как познакомилась с Обломовым | Штольц свел их в доме Ильинских. Нового знакомого очаровал необычный голос девушки | Познакомились благодаря Терентьеву, вскоре после этого Обломов приходит к Агафье снимать жилье, после этого он больше узнает девушку |
Как относилась к Обломову | её умиляли рассказы об Обломове, а так же чистое и искреннее сердце Ильи. Вскоре девушка влюбилась в Илью и хотела увидеть в нём изменения. Но увы разочаровалась в нём, хотя позже поняла, что он необычный человек | Очень трепетно к нему относится, молится за него, кого тот болеет, тщательно следит за его здоровьем и пытается вылечить. Так и влюбляется в Обломова, боготворит его и считает необыкновенным |
Как относился Обломов | Ольга была для него идеалом, благодаря ей он понял, что такое светлые чувства. Их отношения начались весной, но к осени уже закончились | С Агафьей Обломову спокойней, он чувствует уют и заботу. Через некоторое время он признается ей в чувствах и решается поцеловать |
Жизненная цель | изменить Обломова, и научится понимать окружающих | Умеет всё делать, любит работать, но слегка глупа. Она не думает о будущем, а просто пускает жизнь по течению. Хотела во всем сделать уют, а особенно в жизни с Обломовым |
Как развивалась судьба | С возрастом стала умнее и мудрее, её мужем стал Штольц, от которого она родила детей | Прожили с Обломовым они 7 лет, после чего Агафья потеряла мужа, и одним утешением остается сын-Андрей |
Любимое занятие | любила петь и ходить в театр, заниматься музыкой и читать | Хорошая хозяйка, трудолюбивая, любила готовить и следить за хозяйством; занималась рукоделием |
Схожие черты | простые девушки, верные, домашние, добрые |
Ответы:
Я хочу написать о двух женщинах, которые сыграли огромную роль в жизни одного человека. Этот человек — Илья Ильич Обломов, главный герой романа И. А. Гончарова и один из моих любимых литературных персонажей. Обе эти женщины, совершенно не похожие между собой, любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У нее страстная и деятельная натура. Она пыталась пробудить Обломова к жизни, к полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии. Вот как Гончаров пишет об Ольге: “Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это все равно, что внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем темным углам разольется розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет”. Ольга встречается с Обломовым в возрасте двадцати лет. Жизнь ее содержательна и полна. Она любит музыку, прекрасно поет. Она хочет все знать, все понимать. У Ольги очень обширный круг интересов. Она читает книги, газеты, следит за литературными новинками. С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается в его жизнь. Сначала ее просто увлекла идея спасения Обломова, но, спасая, она полюбила его. Для Ольги любовь, жизнь и чувство долга неразделимы. Она уверена, что своей любовью возвратит Илью Ильича к жизни и этим осчастливит его. Добролюбов сказал об Ольге Ильинской, что в ней есть “изумительная гармония своего сердца и воли”. В борьбе за Обломова проявились ее естественность, правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства и умение любить. Ольга умеет жертвовать собой, в поступках ориентируется не на законы этикета, а на свой внутренний голос — голос совести и любви. Обломов, полюбив Ольгу, под ее влиянием просто преобразился. Он начал рано вставать, тщательно одеваться: “Халата не видать на нем”. Вместе с Ольгой он посещает театры, музеи, даже взбирается вслед за ней на холм. Эта дружба, которая позднее переросла в любовь, повлияла не только на Обломова. Она также ускорила духовный рост самой Ольги. Вот что сказал об этом Д. И. Писарев: “Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается более знакомым читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины”. Обломов был потрясен чудесным пением Ольги. В нем проснулась его природная духовность, о существовании которой он уже и сам забыл. Это и стало началом большого чувства: “Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!” Но если Обломов хочет, чтобы любовь не нарушала мирного течения его жизни, покоя, к которому он привык, то Ольга ждет от любви совсем иного… Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: “А читаете что-нибудь?”, она в ответ только “тупо посмотрела на него”. Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Я думаю, тем, что она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду. Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем чел9веческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.
Сочинение Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
Ольга была творческой девушкой, она любила литературу, театр, имела великий музыкальный талант. Именно это и привнесло жизнь в пассивное существование героя. Благодаря ее неудержимо у желанию развиваться, Обломов все-таки смог ненадолго встать с своего дивана, снять халат и начать действовать. Ольга начала водить его в оперу, в театр. Именно благодаря ей герой начал хоть что-то чувствовать. Что-то будто перевернулось в его душе с ее появлением.
Истинным желанием Ольги было изменить героя, оживить его, заставить его чувствовать. Она не желала мириться с его существом, а стремилась разрушить его привычки, заставив жить,а не существовать. Так и поступает решительная, смелая девушка, готовая на все ради любви.
Однако, герой был не готов к таким резким переменам. Он не хотел навсегда откладывать свой любимый халат ради каких-то любовных приключений, которые лишь утомляли его. Он разбил Ольге сердце. Однако они навсегда остались самой яркой любовью друг у друга. Ведь более страстной любви в его жизни больше и не было.
Второй и последней женщиной в жизни Ильи Ильича стала Агафья Пшеницына. Ее характер радикально отличался от характера Ольги. Ее вовсе не тянуло менять Илью. Он устраивал ее таким, какой он был. С открытой на одной и той же странице книжкой, с халатом,на мягком диване. Она лишь способствовала его регрессу, деградации его, как личности. Агафья всячески прислуживала ему, приносила еду, убиралась.
Их жизнь была абсолютно синонимична жизни в Обломовке. Именно такой жизни и жаждал Илья. Ему было намного комфортнее жить с Агафьей, с ее размеренным характером.
Такая жизнь не могла привести ни к чему хорошему, но Агафья не понимала этого. Ей было достаточно того, что им просто было удобно жить друг с другом. Такая пассивная, лишённая движений и эмоций, жизнь и привела не только к гибели Обломова как личности, но и как человека.
Мы не можем винить его в этом выборе, ведь каждый человек родом из детства, и изменить его бывает крайне сложно, как сильно бы этого ни хотел другой человек.
Следующая цитата
Назвать юное создание красавицей представляется с трудом. Внешность девушки далека от идеалов и общепринятых стандартов.
«Ольга в строгом смысле не была красавица.…Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
Будучи маленького роста она умудрялась ходить словно царица, с гордо поднятой головой. В девушке чувствовалась порода, стать. Она не притворялась, пытаясь казаться лучше. Не кокетничала, не заискивала. Была максимально естественна в проявлении эмоций и чувств. Все в ней было настоящим, без капли фальши и лжи.
«В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».
Образование
Несмотря на вечную занятость, тетушка смогла выделить время на образование подрастающей племянницы. Ольга была не из тех, кого кнутом заставляют садиться за уроки. Она всегда стремилась получать новые знания, постоянно развиваясь и двигаясь вперед в этом направлении. Книги были отдушиной, а музыка служила источником вдохновения. Помимо игры на фортепиано она прекрасно пела. Ее голос, несмотря на мягкость звучания, был силен.
« От этого чистого, сильного девического голоса, билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…»
Образ Ильинской
Характеристику Ольги Ильинской нужно начать с того, что это яркий и сложный образ. В самом начале читатель знакомится с ней как с юной девушкой, которая только начинает развиваться. На протяжении романа мы можем наблюдать, как она взрослеет, раскрывается как женщина и мать, становится самостоятельной личностью.
В детстве Ильинская получает качественное образование. Она много читает, разбирается в Она постоянно находится в развитии, стремится достигать все новых целей. В ней все говорит о собственном достоинстве, красоте и внутренней силе.
Характер
Как ни странно она любила уединение. Шумные компании, веселые посиделки с друзьями это не про Ольгу. Она не стремилась обрастать новыми знакомствами, раскрывая перед чужими людьми душу. Кто-то считал ее слишком умной, другие наоборот недалекой.
«Одни считали ее недалекой, так как не срывались с ее языка мудрые сентенции…»
Не отличавшаяся разговорчивостью, она предпочитала жить в своей ракушке. В том придуманном мирке, где было хорошо и спокойно. Внешнее спокойствие разительно отличалось от внутреннего состояния души. Девушка всегда четко знала, чего хочет от жизни и старалась реализовывать намеченные планы.
« Если у ней явится какое-нибудь намерение, так дело и закипит..»
Как любовь меняет человека
Любовь способна изменить любого человека. Ольга не стала исключением. У нее словно крылья за спиной выросли от охвативших чувств. Все в ней бурлило и кипело от желания перевернуть мир, изменив его, сделав лучше, чище. Избранник Ольги был другого поля ягода. Понять эмоции и амбиции возлюбленной слишком сложная задача. Ему было сложно противостоять этому вулкану страстей, сметающему все на своем пути. Он хотел видеть в ней тихую, спокойную женщину, полностью посвятившую себя дому, семье. Ольга наоборот хотела встряхнуть Илью, поменять его внутренний мир и привычный уклад жизни.
Обломов
Русская классическая литература сосредотачивается на поиске деятельного героя примерно с середины 1850-х. Но предыстория вопроса на самом деле уходит вглубь 1830-х, когда в России появляется так называемый кружок Николая Станкевича
Николай Владимирович Станкевич (1813–1840) — публицист, поэт, мыслитель. В 1830-е годы Станкевич, студент Московского университета, собрал вокруг себя группу единомышленников, с которыми обсуждал вопросы немецкой философии. Среди участников «кружка Станкевича» были Виссарион Белинский, Алексей Кольцов, Иван Тургенев, Константин Аксаков, Михаил Бакунин. Станкевич — автор нескольких стихов и трагедии «Василий Шуйский», он планировал написать свой учебник всемирной истории, но умер от чахотки в возрасте 26 лет. . В центре внимания его участников (преимущественно студентов Московского университета, где в то время учился и сам Гончаров) — немецкая философия, в том числе философия Гегеля. Именно она стала для участников кружка источником рационализации, то есть постоянной попытки на самых разных уровнях, от быта до литературного творчества, поставить чувства под контроль разума. В 1847 году вышли сразу две литературные новинки — повесть «Полинька Сакс»
Александра Дружинина
Александр Васильевич Дружинин (1824–1864) — критик, писатель, переводчик. С 1847 года публиковал в «Современнике» рассказы, романы, фельетоны, переводы, дебютом стала повесть «Полинька Сакс». С 1856 по 1860 год Дружинин был редактором «Библиотеки для чтения». В 1859 году организовал Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным. Дружинин критиковал идеологический подход к искусству и выступал за «чистое искусство», свободное от любого дидактизма. и «Обыкновенная история» самого Гончарова. В них столкновение чувств и разума было осмыслено как конфликт между мечтательной и прагматичной натурами. В «Полиньке Сакс» прямо поднимался вопрос о том, как можно один тип натуры преобразовать в другой.
Для Штольца Обломов ясен и прост (это он автор знаменитого термина — «обломовщина»). Для нас с Гончаровым Обломов — тайна.
Пётр Вайль, Александр Генис
Этот конфликт немецкого прагматизма и русской эмоциональности отражён и в образе Андрея Штольца, который немец лишь наполовину, — и в его воспитании схлёстываются две традиции. При этом немецкая традиция подкреплена методикой воспитания Жан-Жака Руссо, описанной в «Эмиле»
В романе «Эмиль» Руссо критикует строгую систему воспитания и выступает за то, чтобы дети росли в единении с природой. По Руссо, задача общества — свести влияние на ребёнка к минимуму и не мешать его естественному развитию. «Эмиль» состоит из четырёх книг, посвящённых периодам взросления: до 2 лет, с 2 до 12, с 12 до 15 и с 15 до 20. После выхода «Эмиля» в 1762 году французское правительство выдало распоряжение арестовать автора за религиозное вольнодумство, Руссо пришлось бежать за границу. , к которому в главах о детстве Штольца довольно много отсылок. Отношение к ребёнку как равному, ставка на физическое развитие и привычку к труду, отказ от лишней эмоциональности до того, как сознание сможет предложить рациональное осмысление эмоций, — всё это в полной мере присутствует в воспитании Андрея Штольца его отцом-немцем. Главное же, что даёт ему мать, русская дворянка, — это чтение книг, которые формируют внутренний мир мальчика. Поэтому если считать образ Штольца ответом Гончарова на вопрос, откуда должен взяться деятельный человек в России, то, видимо, его воспитание должно сочетать базовую привычку к труду и разумный подход с погружением в контекст русской культуры.
Довольно важно, что Штольц немец только наполовину. Как таковые «немцы» не раз возникают в романе и становятся объектом критики и Тарантьева, и Захара. Всё время трудятся, берегут каждую копейку, ничего лишнего себе не позволяют и так складывают состояние — всё это настолько противно природе русского человека, что даже Обломов не готов защищать их, молчаливо соглашаясь в характеристике «немцев» со своим слугой.
Агафья не отличается умом
Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор. Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность. Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.
Отличительная черта Агафьи – хозяйственность
И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.
Когда в ее судьбе появился Илья Обломов, эта женщина стала жить и работать для его счастья и благополучия, всю себя отдавая тому, кого искренне полюбила. Примечательно то, что Агафья готовит сама, хотя у нее есть кухарка Анисья, которая помогает.
Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна — сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.
Разрыв
Она устала бороться. Девушку грызли сомнения, не совершила ли она ошибку, решив связать жизнь с безвольным, слабым человеком не способным на поступки. Всю жизнь приносить себя в жертву ради любви, зачем? Она и так слишком много времени топталась на месте, что было ей несвойственно. Настала пора идти дальше, но видимо одной.
«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты умер уже очень давно».
Эта фраза стала решающей перед тем, как Ольга поставила точку в своих так рано закончившихся отношениях с любимым, как ей казалось, человеком.
Отношения с Обломовым
В романе «Обломов» Ольга Ильинская, характеристика которой приведена в этой статье, предстает перед нами совсем юной девушкой. Она познает окружающий мир, старается разобраться, как все устроено вокруг.
Ключевым моментом для нее становится любовь к Обломову. Ольгу Ильинскую, характеристику персонажа вы читаете сейчас, охватывает сильное и вдохновляющее чувство. Но оно было обречено, потому что молодые люди не захотели принимать друг друга такими, какими они были в действительности. Вместо этого они создали некие эфемерные полуидеальные образы, в которые и влюбились.
Почему они не могут решиться на коренные изменения в себе для того, чтобы их вероятные совместные отношения стали реальностью? Для самой Ольги любовь к Обломову становится долгом, она считает, что обязана изменить внутренний мир своего возлюбленного, перевоспитать его, превратив в абсолютно другого человека.
Стоит признать, что в первую очередь ее любовь основывалась на эгоизме и личных амбициях. Важнее чувств к Обломову для нее была возможность уповаться своими достижениями. Ее интересовала в этих отношениях возможность изменить человека, помочь ему возвыситься над собой, превратиться в деятельного и энергичного мужа. Именно о такой судьбе мечтала Ильинская.
В романе «Обломов» сравнительная характеристика в таблице Ольги Ильинской и Пшеницыной сразу дает понять, насколько непохожи эти героини.
Штольц: спасительная жилетка или попытка номер два
Он всегда был для нее, прежде всего близким другом, наставником. Она делилась всем, что творилось в душе. Штольц всегда находил время поддержать, подставить плечо, дав понять, что всегда рядом, и она может на него положиться в любой ситуации. У них были общие интересы. Схожи жизненные позиции. Они вполне могли стать одним целым, на что и рассчитывал Андрей. Зализывать душевные раны после расставания с Обломовым, Ольга решила в Париже. В городе любви, где есть место надежде, вере в лучшее. Именно здесь и произошла ее встреча со Штольцом.
Замужество. Попытка стать счастливой.
Андрей окружил вниманием, заботой. Ей были приятны ухаживания.
«Непрерывное, исполненное ума и страсти поклонение такого человека как Штольц»
восстанавливало пострадавшее, оскорбленное самолюбие. Она была ему благодарна. Постепенно сердце начало оттаивать. Женщина чувствовала, что готова к новым отношениям, что созрела для семьи.
«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».
Став женой, она впервые смогла понять, что значит быть любимой и любить.
Спустя несколько лет
Несколько лет супруги прожили в счастливом браке. Ольге казалось, что именно в Штольце:
«Не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства».
Но быт заедал. Женщина заскучала. Равномерный ритм серых будней душил, не давая выхода накопившейся энергии. Ольге не хватало бурной деятельности, которую она вела с Ильей. Она пыталась списать душевное состояние на усталость, депрессию, но ситуация не улучшалась, накаляясь все больше. Андрей интуитивно чувствовал перемены в настроении, не понимая истинной причины подавленного состояния супруги. Неужели они ошиблись, и попытка стать счастливыми не удалась, но почему?
Образ героини в произведении
(Встречи Ольги с Ильёй Обломовым
На момент встречи с Ильёй Ильичом Ольге было всего двадцать лет. Однако для И. А. Гончарова, как человека 19-го века, юная барышня — уже взрослый человек: «Зачем он считает её за девочку?»
Ею восхищаются Штольц и Обломов: «Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!» Но, несмотря на то, что оба полюбили её, чувства к Ольге не стали причиной вражды между друзьями. Как и сама героиня не испытывала ненависти к супруге бывшего возлюбленного — Агафье Матвеевне. Дамы просто были совершенно разными, хотя их объединяла любовь к Илье Ильичу.
И, несмотря на контраст с Пшеницыной, у Ильинской также «серо голубые, ласковые глаза». Однако она изящна и тонка. Вероятно, автор намекает: Пшеницына тоже когда-то была требовательной и активной женщиной, но по каким-то причинам стала полной и потерявшей интерес к саморазвитию барыней. А ещё жена Штольца, в отличие от супруги его приятеля, любила путешествовать. Так, муж отправил Ильинскую на курорт, чтобы «восстановить здоровье, расстроившееся после родов».
(Интерпретация — Ольга и Штольц
В отличие от Агафьи, Ольга сумела сохранить стремление к самосовершенствованию. В этом и заключался секрет благополучия её брака со Штольцем. Они прекрасно понимали друг друга. Вот почему этой паре было дано тихое семейное счастье. И. А. Гончаров считает, что счастливой жизни заслуживают лишь те, кто действуют и побуждают окружающих действовать.
А на примере двух основных женских персонажей можно заметить ещё одну мысль: прежде всего женщина должна работать над собой и над своим мужчиной. В противном случае любовь заканчивается трагически (в данном случае — смертью Обломова).
Характеристика Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» позволяет лучше узнать и понять этого персонажа. Это главный женский образ, который играет в произведении существенную роль.
Следующая цитата
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» речь идет о двух противоположных женских образах, которые сыграли важную роль в жизни Ильи Ильича Обломова: Ольге и Агафье. Автор акцентирует внимание на чертах характера героинь.
- Характеристика Ольги Сергеевны Ильинской
- Характеристика Агафье Матвеевны Пшеницыной
- Чем отличаются характеры героинь
Характеристика Агафье Матвеевны Пшеницыной
Агафью автор о характеризовал такой:
- отзывчивая;
- искренняя;
- простодушная;
- любезная;
- флегматичная;
- заботливая;
- рачительная;
- независимая;
- обязательная.
Агафья твердо придерживается своих взглядов и мнений, упорно отстаивает их. Хорошая домохозяйка, мастерица на все руки, старается не сидеть на месте, постоянно занята домашними хлопотами, прекрасный повар и садовод, хорошо ухаживает за домашними животными. Она не размышляет о бытии, а живет пассивно, подчиняясь сложившимся обстоятельствам.
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
Ольга и Агафья. Третья часть романа знаменует завершающий этап жизни Ильи Ильича. Прежние образы-символы приближаются к своему завершению или сменяются другими. Но все они настраивают читателя на минорный лад. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю. “Снег, снег, снег! – твердил он бессмысленно… – Все засыпал!” – шепнул он потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном…» Насколько все перечисленное отличается от примет его страсти к Ильинской, о которых с горестью вспоминает при расставании Ольга: «Лето… парк… помнишь? Мне жаль нашей аллеи, сирени <…>!»
С возвращением к прежней жизни вернулись все атрибуты ее.
Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздeл его, стащил сапоги и накинул на него – халат!
– Что это? – спросил он только, поглядев на халат.
– Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар.
Обломов как сел, так и остался в кресле.
А между тем прозаические бытовые подробности служат рамкой новой привязанности героя, к своей квартирной хозяйке, вдове чиновника Пшеницыной. Появляется Агафья Матвеевна еще в конце первой части под безликим определением «хозяйка», кстати и некстати одолевая Обломова заботами о рубашках, пирогах, платках и прочем. Но лишь с уходом со сцены Ольги писатель раскрывает нам душу второй главной героини. На самом деле душой этой, на первый взгляд, недалекой женщины, овладевает любовь. Как все ценное и вечное в мире, она происходит медленно и внешне незаметно: «Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил с прибавкой <�…> волканических взрывов – все это совершалось <�…> в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал этого».
Малограмотная чиновница сумела оценить в «барстве» лучшие черты Обломова – доброту, внутреннее достоинство, независимость: «…Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын, мелкой, деловой прытью <�…>, не трясется от страха, что опоздает в должность, не глядит на всякого так, как будто просит оседлать его и поехать, а глядит он на всех и на все так смело и свободно…» А оценив, посвятила себя преданному служению. Их совместная жизнь удивительно напоминает картину, которую начертала во время последнего свидания Ольга Ильинская: «…С тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом масленицы, ездить в гости, <�…> не думать ни о чем; ложились бы спать и благодарили Бога, что день скоро прошел, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера». Ольга предупреждает: «Разве это жизнь? Я зачахну, умру… за что, Илья?» Этой жизнью начала жить Агафья Матвеевна – и «лицо ее постоянно высказывало <�…> счастье, полное, удовлетворенное…» Почему?
Не случайно имя-отчество героини напоминает нам о матушке Гончарова, тоже «образцовой хозяйке», Авдотье Матвеевне. Она не стремится выйти за пределы дома, но в домашнем хозяйстве открывается настоящий талант этой скромной женщины. Мастерство и увлеченность придают повседневному облику Агафьи Матвеевны античную величавость: «Кухня была истинным палладиумом деятельности великой хозяйки и ее достойной помощницы, Анисьи», «обе они одеты… сообразно достоинству своего сана» «надо перо другого Гомера, чтоб исчислить <�…> что скоплено <�…> в ковчеге домашней жизни». Агафья Матвеевна не пытается переделать любимого человека, принимает его таким, какой он есть. И если для счастья Обломову необходим халат – она позаботится, чтобы халат был самый лучший: «Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывая ватой и простегивала <�…>, и трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием, скромно награждая себя мыслью, что халат и одеяла будут облекать, греть, нежить и покоить великолепного Илью Ильича». Любуясь ее женской самоотверженностью и преданностью, Аполлон Александрович Григорьев полемически заявлял, что «уж если между женскими лицами г.Гончарова придется выбирать непременно героиню – беспристрастный и не потемненный теориями ум выберет, как выбрал Обломов, Агафью Матвеевну – и не потому только, что <�…> что она хорошо готовит пироги, – а потому что она гораздо более женщина, чем Ольга».
Но, как и Ольгу, эту героиню нельзя назвать идеальной. Доброта и наивность приводят к тому, что Агафья Матвеевна, сама не сознавая того, становится «злым гением» Обломова (догадка А.В. Дружинина). Бедная чиновница не подозревает, что является главным действующим лицом мошеннической проделки Тарантьева и «братца» с целью разорить непрактичного барина. Обнаружив недостаток у Обломова денег, она помчалась… к братцу же. «Но там<�…> денег ей не дали, а сказали, что <�…> у Ильи Ильича есть вещи <�…> так что может заложить <�…>. Она умом сердца поняла, сообразила все и взвесила… свой жемчуг, полученный в приданое, вскоре за жемчугом достала она из заветного сундука фермуар (ожерелье с застежкой), потом пошло серебро, потом салоп». Гончаров, словно вскользь отмечает, что слово «жемчуг» Пшеницына произносит как «земчуг» – уже одно это говорит, как далека она от всякого понятия роскоши. Гораздо больше тревожит ее то, что «халат на Обломове истаскался и, как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде <�…>: давно бы надо новый».
Простодушная гордость мешает ей пожаловаться чужому человеку, и поначалу Штольц считает Пшеницыну одной из участниц мошенничества. Нескольких минут разговора с ней помогли проницательному Андрею Иванычу «разгадать тайну Агафьи Матвеевны», и тогда «взгляд пренебрежения, почти презрения, который он кидал на нее <�…>, сменился взглядом любопытства, даже участия». В этот второй приезд Штольц снова меняет жизнь Обломова в лучшую сторону. Узнав, что его друг попал в западню, он обращается за негласным содействием к знакомому генералу, оказавшемуся по счастливой случайности начальником Тарантьева. Способ чисто русский, действенный, однако практически-пошлый. Добролюбов, разобрав данный эпизод, заметил, что «судя по этому случаю, Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
Образы Обломова и Ольги
Илья Ильич Обломов является дворянином по происхождению. Воспитание героя происходило так, что из любознательного мальчика он постепенно превращался в человека апатичного и ленивого. В зрелом возрасте Обломов – любитель поспать и поесть. Он не любит без надобности выходить из собственного дома, по всем вопросам он отправляет своего слугу Захара. Обломов – человек нехозяйственный и не умеющий управлять собственными делами. Он очень наивен, поэтому его доверием часто пользуются другие люди. И. А. Гончаров показывает, что образ жизни Обломова – результат родительского воспитания. «Обломовщина» полностью поглотила героя.
Ольга Сергеевна Ильинская – это молодая девушка. Она входит в светское общество, любит посещать различные мероприятия. Ольга – сильная девушка, которая привыкла добиваться собственных целей. Она горда в хорошем смысле этого слова и деятельна.
Чем отличаются характеры героинь
Ольга Ильинская устремлена к возвышенному, ее очарование заключается в особом состоянии души. Притягивает внимание желание девушки не останавливаться на достигнутом, а продолжать совершенствоваться. Агафья Пшеницына — приземленная и практичная женщина, которая нашла свое призвание в быту. Героини противоположны друг другу, их жизненные приоритеты в романе не соприкасаются.
Ольга Ильинская не создана для быта, героиня образованна, имеет дворянское происхождение. Агафья Пшеницына родом из однодворцев, вдова. Хоть героини и близки по своему социальному происхождению, в романе они имеют противоположное отношение к личному счастью и жизненным приоритетам.
В романе Гончарова были описаны типичные женские образы 19 века. Автор размышлял о судьбе женщин в российском обществе того времени, их взглядах на семейную и личную жизнь.
Писатель подчеркнул то, что представление о счастье зависит от самого человека, внутреннего состояния души, желания стремиться к большему. Вопрос о том, кто лучше, в романе не ставится. Читателю предлагается отдать симпатию героине, чьи жизненные взгляды совпадают с его собственными.
Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – две женщины, каждая из которых была очень дорога Обломову.
С Ольгой Илья Ильич познакомился благодаря своему другу Андрею Штольцу. Она была очень красивой, молодой певицей, девушкой с тонкой организацией души. Молодые люди понравились друг другу и начали проводить вместе много времени. Благодаря Ольге Обломов воодушевился, у него появилось желание жить, и он, наконец-то, вышел из состояния вечной апатии. Они стали посещать известных людей в городе, читать и обсуждать книги, строить планы на дальнейшую жизнь. Ольга поставила перед собой цель изменить Обломова и шла по направлению к ней семимильными шагами. И любила девушка скорее всего не его, а мечту, мужчину, которого она придумала. Ольга мечтала стать путеводной звездой для Обломова, вывести его из царства лени в живой и быстрый мир. Но Обломов постепенно начинает отдаляться от Ольги, влюбленные все реже видятся и переносят свадьбу на более поздний срок. Степенному и неспешному Илье Ильичу тяжело даются слишком резкие перемены. И несмотря на любовь к девушке, он не способен полностью измениться.
Агафья Пшеницына, в противовес Ильинской, простая женщина. Она не так молода, не так умна, не так красива. С Ильинской они совершенно не похожи. Если Ольга, как локомотив, двигала Обломова вперед, то Агафья погружала его в бездействие. Именно с ней он обрел комфорт и покой, которого так не хватало ему с предыдущей возлюбленной. Пшеницына ведет хозяйство, хорошо готовит, полностью устраивает быт Обломова. С ней нельзя поговорить о книгах или музыке, но зато она отлично гладит одежду, и в ее доме всегда убрано. В отличие от Ольги она более земная, в ней нет ничего возвышенного.
Агафья Пшеницына оказалась для Обломова более подходящей кандидатурой. С ней он обрел пусть и тихое, весьма незаметное, но счастье.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Роман Ивана Гончарова «Обломов» по праву принадлежит к шедеврам русской литературы. Написанное много лет назад произведение по масштабу рассматриваемых проблем остаётся злободневным. Произведение имеет довольно сложный сюжет и повествует о ленивом помещике Ильи Ильиче Обломове, который любит поспать и хорошо поесть. У героя отсутствует какая-либо цель в его жизни. Главная тема произведения-это тема разоблачения «обломовщины». Апатия и лень, эгоизм и закрытость- таким предстаёт перед читателем Обломов. Женские образы в романе служат для полного раскрытия характера Ильи Ильича Обломова. Автор романа использует такой художественный приём, как антитеза. Ярким примером противопоставления является образ Ольги Ильинской, возлюбленной Обломова и образ будущей жены Агафьи Пшеницыны. Эти две женщины по-своему повлияли на жизнь персонажа. Ольга Ильинская-умная, гордая женщина, которая имеет сильный и яркий характер. Она пыталась отучить Обломова от лени и скуки, научить его к новой , активной жизни. Двух этих героев знакомит их друг Андрей Иванович Штольц. Героиня Ольга испытывала чувства любви к Обломову , и эти отношения были взаимны. Ради неё Обломов
Различия
Из вышеперечисленных характеристик следует, что герои совершенно не похожи друг на друга. Таблица «Сравнительная характеристика Ольги и Обломова» поможет найти эти отличительные черты.
Собакевич – характеристика в поэме “Мертвые души”, характер помещика
Любовные отношения между героями с самого начала были обречены на провал, так как Ольга любила в Обломове другого человека. Любовь закончилась не потому, что у Ильинской и Обломова различное мировоззрение, а потому что Ольга не смогла полюбить Илью Ильича таким, какой он есть на самом деле. Ее главной целью становится пробуждение Обломова, его возрождение. Ей льстило то, что она, молодая и не обладающая огромным опытом девушка, сможет изменить Обломова. Ольга любила только ту мечту, с которой ассоциировался образ Обломова. Желая изменить возлюбленного, Ильинская уже жила с тем «будущим» Ильей Ильичом.
Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми
Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.
Вопрос:
сравнительная характеристика ольги и агафьи пшениценой
Ольга и Агафья
Следующая цитата
В статье мы проанализируем образ Ольги Иьинской – центрального женского персонажа из романа Гончарова «Обломов».
Ольга Ильинская – главная героиня известного романа И.А. Гончарова «Обломов». Она – дворянка, молодая девушка двадцати лет, у нее есть свое небольшое имение с садом. Ольга – сирота, она живет со своей тетей и фактически предоставлена сама себе. Она не была писаной красавицей, однако ее внешность сразу привлекала внимание мужчин. У нее было умное, одухотворенное лицо и грациозная фигура. Характерной особенностью ее внешнего облика была удивительная гармония черт лица и осанки. В ней все сочеталось: стан – с посадкой головы, овал лица – с тонкой гордой шеей. Автор называет свою героиню «артистически созданным существом»: на ее фигуре и лице лежал отпечаток благородства и покоя. Ольга выглядела очень свежо: она была здоровой крепкой девушкой, много двигалась, любила природу и долгие прогулки.
Эти черты внешности Ольги отражали ее богатый внутренний мир. Она была искренна и прямодушна, без тени хитрости и кокетства. За это многие знакомые считали ее девушкой недалекого ума. Однако Штольц сразу оценил ее благородный характер: в его глазах Ольга подавала большие надежды на то, чтобы в свое время стать умной, духовно развитой женщиной. Писатель подчеркивает, что Ольга сильно отличалась от своих сверстниц. Несомненно, она была более чуткой, вдумчивой, наблюдательной, чем барышни ее круга.
Ольга не по возрасту молчалива, замкнута в себе. Она мало говорит и высказывается всегда по делу. Вместе с тем у нее гордый, насмешливый характер. Девушка готова подшучивать над ленью и неповоротливостью Обломова, но ее шутки всегда искрометны, в них неизменно чувствуются доброта и ласка. Поэтому Обломов помимо воли любуется ей, хотя колкие замечания девушки нередко уязвляли его.
Ольга – настойчивая и упрямая девушка, она стремится добиваться своего. У нее ясный взгляд на жизнь, она, как и Штольц, постоянно в движении. Вместе с тем она необыкновенно женственна: ее душа полна сострадания и любви. Именно поэтому Штольц, отправляясь в очередное путешествие, доверил своего друга чуткому надзору Ольги. Он рассчитывал, что ее присутствие оживит Обломова, сделает его более энергичным, жизнедеятельным. Этот расчет отчасти оправдался: близкое общение с девушкой изменило Обломова: он стал много двигаться, читать, начал следить за своим внешним видом. Постепенно их дружба переросла в любовь.
Автор подчеркивает, что в своих чувствах Ольга была постоянна и верна. По натуре девушка – однолюб: она заявляет, что не в состоянии влюбляться несколько раз. Но даже ее нежная ласка и глубокое самопожертвование не изменили характер Обломова. Некоторое время он вел новый для себя образ жизни, а потом снова поддался лени, к которой был приучен с детства. В конце романа Ольга вышла замуж за Штольца, который, в отличие от Обломова, был деятелен и энергичен. Однако этот брак не был счастливым. Ольга осталась верна себе: раз полюбив Обломова, она даже в замужестве тосковала по его доброму сердцу и простодушной доверчивости.
Читайте также: