Сравнение петра и карла с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Образы Петра и Карла в поэме «Полтава» очень отличаются. При сравнении героев сразу бросается в глаза, что они оба лидеры. Войска следуют за ними, но если Петра можно заметить на поле брани, то Карл смотрит за баталиями со стороны и вносит поправки как стратег. В произведении «Полтава» шведский император считается лжегероем, имени которого никто не запомнит. Такого нельзя сказать о Петре, ведь он воздвиг себе целый памятник.
Карл на самом деле смелый, храбрый и амбициозный. Однако Пушкин демонстрирует нам только его любовь к сражениям и расширению своей территории, будто ему все равно на свое окружение, которое ждет от него хороших новостей. Поэт показывает слабость императора в том, что он зациклен на войне, в то время как русский царь выстраивает новое государство в разных сферах. Именно поэтому шведский правитель изначально был в проигрышной позиции.
Король Швеции на протяжении всей Полтавской битвы остается отважным и безрассудным героем. Пушкин точным образом отражает историческую эпоху и сопутствующие события. Он раскрывает их полностью, не скрывая пороков и не приукрашивая ничего, поэтому в истинности личностного описания Карла 12 в «Полтаве» никто не усомнился.
Подробнее о поэме и Карле XII
«Полтава» была написана в 1828 году А. С. Пушкиным. В поэме кратко описывается Полтавская баталия, которая произошла 27 июня 1709 года. В процессе написания поэт анализировал официальные источники. В произведении красочно описаны исторические личности царя Петра, императора Карла, Мазепа и их появление.
Вначале Пушкин хотел дать поэме название «Мазепа», потому как этот персонаж считается главным действующим героем, как и другие. Мазепа выступает предателем русского народа и его даже шведы не считают союзником. И в этом кроется трагедия.
Карла XII поэт описывает как сомневающегося и слабого императора с переменчивым настроением. А Петра, как твёрдого и уверенного в своих действиях. Раненый же шведский правитель не может сам передвигаться и вызывает сочувствие. Русский царь с красивой портретной внешностью вызывает восхищение из-за того, что умудряется поддерживать своих солдат. Драматург постоянно сравнивает обоих правителей, Пётр − здоровый, Карл − ослабший.
Этот поступок характеризует шведского императора как опасного и хитрого соперника. В мужчине скрывается сильная энергетика, которая опасна для Петра.
Самое важное:
- Карл — авантюрист.
- В произведении изображается как «король» на войне, он игнорирует советы генералов.
В строках поэта можно заметить насмешку. Когда Мазепа называет шведского правителя «бойким мальчиком». Однако в тот же момент поэт описывает Карла как отважного героя. Примером может послужить цитата «ответствовать на бомбу смехом». Внешний вид Карла 12 в поэме «Полтава» практически не затрагивается.
Бледный облик, скудная речь и апатичное состояние — вот каким предстает шведский король. Если взглянуть на его портрет, можно отметить, что он был худощав, высок и имел светлые волосы.
Коротко о главном
Что говорится о недостатках героя:
- Первым и главным минусом правителя Александр считает его завышенную самооценку, он забывает о силе врага. На что ему указывает Мазепа.
- Второй минус — это внутренняя трусость императора Швеции. Когда тот, забыв о ранении, бежит с солдатами от русских.
После изучения литературного произведения можно прийти к выводу, что Пушкин дал вполне противоречивую характеристику Карлу, которая заставляет задуматься о жизни героя.
Следующая цитата
Пушкин создал свое произведение на основе реального события. История Северной войны между шведами и русскими интересна тем, что после нее шведы перестали быть великой военной державой. При сокрушительном поражении Карл потерял более трети своего войска, а многие командиры попали в русский плен. Но поэт выбрал основной линией противостояние двух полководцев. Их сравнение в поэме «Полтава» описано сочными красками, а победа русского войска подана через призму отношения к произошедшему главнокомандующих.
В начале битвы шведы не смогли взять русские редуты, пройдя лишь два из них. Сделать это помешала пришедшая на помощь солдатам кавалерия. Это уже было полпобеды.
Несмотря на этот успех, Петр 1 решает отступить. Вымотанные шведы потеряли запал еще до начала основной части битвы. При этом русские войска сохранили свои силы. Обойти позиции противника шведы не смогли из-за отсутствия техники и правильно разработанного тактического плана.
Выстроившиеся в линию войска попали под огонь артиллерии русских, и этот провал опытного полководца стал фатальным. Серьезные потери противника позволили русским войскам под руководством царя закончить битву за несколько часов. Полтавский бой показал превосходство тактики Петра Первого над своим оппонентом.
Русские потеряли убитыми менее полутора тысяч человек, но шведы оказались в более ужасающем положении:
- все генералы были убиты или попали в плен;
- потери солдат составили более 9 тыс. человек;
- были пленены около 17 тыс. воинов.
Картина финала Полтавской битвы больше напоминала бегство армии противника и преследование ее русскими войсками. Это показывает цитата из поэмы: «…близок миг победы… враг бежит… следом конница пустилась». Бросается в глаза яркий эпитет, который подобрал поэт к бегущему противнику, решая сравнить его с роем саранчи.
Два мощных характера
В своей поэме Александр Сергеевич Пушкин показал образы двух знаковых исторических личностей. Для них сражение имело особое значение. Это становится понятно при чтении произведения «Полтава». Сравнение Петра и Карла, данное автором, позволяет понять его отношение к обоим героям.
Петр I является символом преображенной России. Это мощный человек, которому присущи следующие черты характера:
- целеустремленность;
- уверенность в победе;
- талант полководца;
- смелость;
- умение находить и ценить верных людей.
Появление Петра 1 в «Полтаве» сопровождается только превосходными эпитетами. Этот гениальный полководец является патриотом родного государства. У него нет отрицательных черт. Одно только появление царя перед войсками способно поднять настроение и дух простых солдат и генералов.
Превосходная характеристика Петра 1 в «Полтаве» противоположна описанию, даваемому автором Карлу 12. Некоторое сходство характеров двух великих личностей не дает преимущества шведу. Считая его не менее храбрым и умным воином, Пушкин говорит о его недостатках, к которым относятся:
- упрямство;
- легкомыслие;
- кичливость;
- нетерпеливость.
По мнению автора, шведы не должны были победить в этой несправедливой и захватнической кампании.
В конце поэмы Пушкин проводит сравнительный анализ того, как относятся потомки к этим полководцам. Если могила Карла поросла мхом и забыта, то Петр 1 остался в веках героем и освободителем. Если построить сравнительную таблицу, то можно понять, что эти исторические личности относятся к противоположным типам правителей. Если один служит своей стране, бескорыстно защищая ее просторы, то второй ставит на первый план удовлетворение собственных амбиций и материальный интерес.
Идея создания «Полтавы» захватила Пушкина. Как писал его первый биограф Павел Анненский, поэт закончил работу практически за месяц, отказавшись от отдыха в любимом поместье и всевозможных развлечений.
Следующая цитата
В основе произведения лежит изображение главной битвы под Полтавой в ходе русско-шведской войны. На фоне исторических событий раскрываются характеры главных персонажей – Петра и Карла, шведского короля. Именно в сравнении этих двух важных исторических личностей таится ключ к пониманию именно такого завершения боя под Полтавой.
Петр – победитель, Карл – проигравший. Но почему вышло именно так, а не иначе? Автор постепенно раскрывает образы героев, предоставляя ответ на этот вопрос.
О шведском правителе поэт говорит не лестно, изображая его «воинственным бродягой». В ходе войны Карл замышляет опасную интригу – переносит действия на Украину и заручается помощью украинского гетмана.
Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
«Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной».
Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.
Следующая цитата
А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».
Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.
Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе:
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла.
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки. Рядом с русским императором «птенцы гнезда Петрова», со шведским – «вожди героя». На время боя все перемешалось: «швед, русский – колет, рубит, режет». Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: «Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…». Но уже близок миг победы, и шведы сломлены.
Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Одним из учителей Петра был Карл XII. Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником?
Опасность близкая и злоба
Даруют силу королю.
Он рану тяжкую свою
Забыл. Поникнув головою,
Он скачет, русскими гоним…
«Прошло сто лет», но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? «В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе». А Карл?
Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.
О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.
Читайте также: