Не верь глазам своим цитата из библии
Обновлено: 22.12.2024
С самых ранних лет мы слышим поговорку: "В чужом глазу и соринку видим, а в своем - бревна не замечаем". Я прекрасно помню, как воспитательница в моем детском саду спрашивала о том, как мы, дети, трактуем эти слова. Но что может сказать в ответ 6 летний ребенок, за которым не тянется вереница из опыта, поступков, промахов и грехов?
Это потом, со временем, люди начинают делиться на группы и сектора, на богатых и бедных, на жадных и щедрых, на умных и глупых, на мотов и скряг. На тиранов и их жертв. А в 6 лет есть только "плохие и хорошие".
Когда я слышала о предательстве и предателях в юности, я рисовала в уме портреты духовно бедных людей, подлых, низких. С внешностью, как у "преступной личности Ломброзо". Как их только земля носит?
А уже к 30 годам моя категоричность рассеялась, как дым. И то, что раньше казалось предательством - стало лишь точкой зрения. Преследованием личных интересов. А то, что эти интересы пересекаются кому-то в ущерб, так это обычная жизненная практика.
У Далай Ламы есть фраза:
"Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить"
Если собираешься кого-то клеймить позором, тысячу раз подумай. И воздержись от оценочных суждений. Еще не известно, как мы сами себя поведем, оказавшись на месте другого человека.
Но и оправдывать свои промахи этими словами тоже не нужно. Моя знакомая считает, что у других в браке - мелкие интрижки, а у нее - великая любовь. Другие - предают, а она - покоряется зову сердца. Но по сути, это - одно и тоже.
Следующая цитата
«Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ).
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ).
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ).
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ).
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ).
«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23 ).
«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9 ).
«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22 ).
«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21 ).
«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2 ).
«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5 ).
«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12 ).
«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21 ).
«Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6 ).
«Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18 ).
«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26 ).
«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2 ).
«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего» ( Сир.28:7 ).
«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» ( Сир.29:23 ).
«Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17 ).
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Втор.5:20 ).
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ).
«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ).
«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:2 ).
«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14 ).
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ).
Квартирный вопрос
Моя одноклассница вышла замуж в 19 лет по большой любви. С детьми решили повременить. Через 2 года супружеской жизни, она узнает, что у ее законного мужа есть дополнительных доход, и семья, членом которой она стала, намного финансово крепче, чем она думала. Просто это не принято было афишировать. Деньгами не сорили, в бренды не одевались и на разрекламированные курорты не ездили. Копили, умножали. Вот только муж свой доход вкладывал в недвижимость, которую записывал на мать.
Этот открывшийся факт глубоко возмутил и обидел девушку. Ею пренебрегали, ее боялись, от нее страховали себя, как от какого-то неблагоприятного погодного явления или стихийного бедствия. "Какая же это любовь? Это сплошное недоверие". Она из семьи ушла, подала на развод. А парень гордый оказался, отговаривать не стал. Он вообще не понял о чем этот бунт. Вся Европа так живет. И Америка. Продвинутый подход.
И вот теперь, 15 лет спустя, девушка, а теперь уже, женщина, оказалась на его месте. Ее доходы от профессиональной деятельности выросли. Денег - в избытке. Вот только новый мужчина, который стал ее мужем, расслабился. Говорит, зачем мне ходить на нелюбимую работу, если ты в 10 раз больше получаешь. Я могу дома сидеть, встречать тебя с ужинами.
И теперь женщина покупает недвижимость на имя своей матери, а та делает ей дарственную. И ничего криминального она в этом не видит - это лишь попытка сохранить то, что принадлежит именно ей. Микро офшоры. Пустить по ветру имущество можно быстро, а попробуй, заработай миллионы. Тут надо мозги включать, а не на широту души и безграничную любовь давить.
Как понять этот рассказ?
Первое, что здесь необходимо спросить — в чём отличие того раввина от жителей деревни? И он и они видели хозяина воочию. Те поверили тому, что видели, а он нет. Почему раввин не поверил? Потому что он верит в свой разум и в своё знание.
Человек часто находится в ситуации, когда то, что он видит — не соответствует тому что он знает и противоречит его разуму. Так как он должен себя повести? В еврейском мировоззрении это принцип: даже если ты видишь глазами противоречие своему знанию — Не верь глазам своим!
По простому это понятно — информация, полученная человеком посредством глаз, она поверхностная и может быть искажением истины, и никогда не является абсолютным доказательством.
Ясно однако, что этим принципом можно пользоваться только когда твоё знание проверено на истинность в абсолютном смысле. В иудаизме такую проверку проходит каждый ученик в процессе учёбы.
Второе, что остаётся не понятным — как такое может быть, чтобы с неба человеку показывали ложную картину мира? И его как будто специально обманывают? Как же тогда можно от него требовать правильного поведения?
Однако именно в этом суть. Этот принцип в иудаизме гласит таким образом: «Путём, которым человек хочет идти, ведут его».
Все мы понимаем что истина скрыта от глаз. Мы видим в природе только результат, но не видим причину. О причине мы можем только догадываться.
Причём, видимая ощущениями картина мира, оказывает на человека очень сильное эмоциональное воздействие.
«Ведь это то, что я вижу — как этому не поверить?»
А с другой стороны разум и знание говорят об обратном!
Так что человеку от рождения даются два взгляда — взгляд разума (внутренний) и взгляд эмоций (внешний).
И задача человека в этом мире — подчинить внешний взгляд эмоций внутреннему взгляду разума. В этом проявляется его свобода выбора. И за это получит награду в мире грядущем.
Следующая цитата
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Рим.12,20
Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душею твоею и остерегайся его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины. Сир.12,10–11
Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших. Пс.142,3
Устами своими притворяется враг, а в сердце своём замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Притч. 26,24
Ибо многие поступают как враги креста Христова.Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Флп.3,18–19
..не ставь его подле себя, чтобы он, низринув тебя, не стал на твоё место; не сажай его по правую сторону себя, чтобы он когда-нибудь не стал домогаться твоего седалища, и ты наконец поймешь слова мои и со скорбью вспомнишь о наставлениях моих. Сир.12,12
Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью. Сир.12,15
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мф.5,43–45
Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.
Продолжение рода
Еще одна моя знакомая забеременела и родила ребенка с генетической аномалией. Врачи пугали - страшно было слушать. А оказалось, что и с этим можно жить, не хуже других. Но муж практически сразу ушел. Все знакомые посчитали его предателем. Эгоист, малодушный, трус - как его только не называли за спиной.
Но ведь у миллионов женщин есть возможность решить после первого скрининга - рожать ли особенного ребенка? Но у мужчин такого выбора нет. Решение принимает женщина, а ему с этим жить.
Эта девушка вышла замуж во второй раз, снова забеременела. И снова тот же диагноз у плода. Видимо, она была носителем бракованого гена. И рожать она не стала. И со временем простила того парня, своего первого мужа, которому груз проблем оказался не по плечу.
Следующая цитата
Вот рассказ от одного большого раввина-каббалиста из Йемена, 300 лет назад. (РАШАШ — рабби Шалом Шараби, автор многих глубоких книг по каббале, оставил после себя великих учеников, вся последующая школа каббалы восточного еврейства основана на его учении).
Рассказ реальный, но кто хочет может относиться к нему как к притче.
В те времена многие перемещались пешком и останавливались на ночь в попутных деревнях. Как-то один раввин был в пути. К ночи подошёл к какой-то деревне и попросился переночевать в одном из домов. Его хорошо приняли, пригласили к столу и там он услышал от хозяина дома и его семьи о их жизни и обычаях. И вот что они рассказали:
Жители той деревни были язычниками и у них была своя особая вера. В течении жизни они могут делать всё что хотят. Время от времени у них праздник, на котором зажигают большой костёр, и один из жителей. прыгает в огонь и умирает.
После этого, в ближайшую ночь, тот умерший возвращается в свой дом, ужинает с семьёй и рассказывает им что находится в раю и как ему там очень хорошо. К утру прощается и уходит навсегда.
Раввину эта история показалась странной, но он ничего не сказал и утром пошёл своей дорогой. На обратном пути он снова попросился переночевать в тот же дом. Его с радостью приняли и рассказали, что накануне у них был праздник, и на этот раз сам хозяин дома прыгнул в огонь.
И вот сейчас они накрыли стол и ждут когда он вернётся и расскажет им куда он попал и что с ним происходит. Тот раввин сел вместе с ними и стал ждать.
И ровно в полночь раздаётся стук в дверь, и входит… хозяин! Садится за стол и действительно рассказывает как ему хорошо в раю и как там всё прекрасно. Перед рассветом он прощается с семьёй и выходит из дома. Раввин выходит за ним. Тот идёт, а раввин за ним.
В какой то момент хозяин поворачивается и говорит раввину:
«Зачем ты идёшь за мной? Оставь меня!»
«Я тебя не оставлю пока ты мне не расскажешь в чём суть.»
(Тот раввин сам был большим знатоком каббалы и владел силами мистики, так что избавиться от него было не просто)
Хозяин понял, что у него нет другого выхода и вот что он ему рассказал: «На самом деле никакой я не хозяин. Настоящий хозяин умер и попал в ад. А я ангел. И всякий раз в ночь после праздника меня посылают в обличье умершего в его дом, и там я рассказываю как будто попал в рай и как мне там хорошо.»
Читайте также: