Способы изображения внутренней жизни ионы потапова цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства.
Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бесконечном пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться.
Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.
Следующая цитата
После смерти сына, кроме лошади, у Ионы никого не осталось. От ощущения собственной ненужности герой даже не стряхивает с себя снег, как будто не считает заботу о себе чем-то необходимым. Не удивительно, ведь истинная причина его тоски состояла в том, что ему не с кем разделить свою боль и печаль. Он чувствовал себя одиноким, и поэтому с радостью брал пассажиров даже за полцены. Но, к сожалению, наполненная кибитка создавала только видимость общества, иллюзию оживленной жизни. Ни один из попутчиков не проявил чувства сострадания, не сказал доброго слова, не обратил внимания на трагедию, произошедшую в жизни человека. Сам Иона видел причину своей тоски не в этом. Он считал поводом своей печали то, что ему не удалось заработать денег даже на овес. Счастливым человеком он называл того, кто сам сыт, у кого лошадь сыта. Он не задумывался об истинной причине своей грусти, видел ее в насущных проблемах. Тем не менее, после каждой несостоявшейся беседы тоска в груди Ионы растет, расширяется, автор даже удивляется, как она вмещается в этого маленького неказистого человека.
От безысходности герой пошел в конюшню к своей кобыле. В одиночестве он не мог думать о сыне из-за силы неразделенной тоски. Ему не с кем было больше поделиться, некому излить душу, и лошадь оказалась единственным живым существом, готовым его выслушать. Истинная печаль данного рассказа состоит в одиночестве, на которое был обречен человек, живущий в большом городе. Такое тонкое понимание феномена тоски делает творчество Чехова уникальным, пронзительным и неповторимым.
Следующая цитата
Главный герой рассказа - крестьянин Иона Потапов. Он служит извозчиком в Петербурге. Судя по всему, он живет и работает в деревне ("с плугом"), но приезжает в столицу на заработки (это было обычным явлением среди крестьян):
"Извозчик Иона Потапов. "
"Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин. "
Вероятно, извозчик Иона является немолодым мужчиной:
"Да. Стар уж стал я ездить. "
"Старик вздыхает и чешется. "
Иона - бедный крестьянин. Его "лошаденка" отличается худобой, а сам старик, судя по всему, носит старую одежду:
"Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку."
"Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти. " (о шапке Ионы)
Несколько дней назад у Ионы случилось страшное горе - у него умер сын. Убитый горем старик уже несколько дней пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но ему это не удается. Очевидно, в Петербурге у него нет близких людей:
"Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер. Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника."
"А кто ж его знает! Должно, от горячки. Три дня полежал в больнице и помер. Божья воля."
"Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем. "
Судя по всему, Иона является вдовцом. Из родных у него есть дочь Анисья, которая осталась в деревне:
"В деревне осталась дочка Анисья. И про нее нужно поговорить. "
Иона является забитым, робким человеком. Он покорно сносит хамство и пренебрежение со стороны окружающих людей:
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
Судя по всему, Иона - незлой, доброжелательный человек. Он ведет себя вежливо и приветливо с окружающими. К сожалению, люди не всегда отвечают ему тем же:
"Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
К сожалению, в таком большом городе, как Петербург, не находится никого, кто бы выслушал несчастного Иону. Отчаявшись искать поддержку среди людей, старик идет к своей лошади и рассказывает ей все. Лошадь оказывается единственным живым существом, которое способно выслушать несчастного старика:
"Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина.
Иона увлекается и рассказывает ей всё. "
Таков цитатный образ и характеристика Ионы в рассказе "Тоска" Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по рассказу "Тоска"
Все материалы по творчеству Чехова
Следующая цитата
История создания
В литературных кругах рассказ встретил одобрительные отклики в изданиях «Петербургские ведомости», «Русское богатство» и «Вестник Европы». Лев Толстой также выделил это произведение как одно из лучших чеховских творений.
Жанр и направление
«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.
Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.
Смысл названия
Вот, как можно объяснить название: «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города.
О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.
В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.
Композиция
В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.
Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.
Главные герои и их характеристика
Проблемы
Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.
Смысл
А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.
Особенности: выразительные средства и художественная деталь
Внутреннее состояние главного героя и общую атмосферу всей картины Чехов передаёт с помощью пейзажа. Холодная зима с сумерками и крупным мокрым снегом выражает тоску, боль, равнодушие окружающего мира по отношению к отдельному человеку. Мир чужой, колючий, неприветливый к герою, и это отлично чувствуется благодаря окружающей его обстановке.
Имеет место в произведении также и художественная деталь. С её помощью Чехов выделяет только наиболее важные черты качества, образы, важные для понимания смысла, а остальное опускает. Этим обусловлен небольшой объем его произведений.
Пример художественной детали в тексте: автор называет лошадь Ионы «лошадёнкой». Это слово с уменьшительным суффиксом имеет определённую смысловую и эмоциональную нагрузку – лошадь жалкая, измотанная, такая же, как и её хозяин.
И, конечно, в рассказе используются некоторые художественные приёмы. Наиболее важные из них – это эпитеты про душевное состояние: «тоска громадная, не знающая границ». Они важны, ведь создают понимание масштабности личной драмы Ионы. Самые мощные метафоры, заслуживающие нашего внимания, тоже относятся к чувству тоски: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь». Выразительные средства важны для понятия темы и проблемы произведения, они выражают позицию автора.
Читайте также: