Спор базарова и павла петровича цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Схватка произошла за вечерним чаем.
Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою,
раздраженный и решительный.
Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага;
но предлог долго не представлялся. Базаров вообще
говорил мало в присутствии "старичков Кирсановых"
(так он называл обоих братьев) , а в тот вечер он
чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за
чашкой.
Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания
сбылись наконец.
Речь зашла об одном из соседних помещиков.
"Дрянь, аристократишко",-равнодушно заметил Базаров,
который встречался с ним в Петербурге.
"Спорящие не стремятся к истине.
Весь спор построен по принципу "общих" и
"противоположных мест" .
Базаров полагает, что русское дворянство уже не
способно играть передовую общественную роль.
Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова.
Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое
место такие качества, как святость преданий,
патриархальность.
И слова Базарова его пугают" .
Спор между героями продолжится и в следующих главах.

Базаров говорит: "В теперешнее время полезнее всего
отрицание - мы отрицаем" .
Против чего выступает Базаров, что именно он отрицает?

Отрицание Базарова направлено на "барчуков проклятых" ,
на дворянство, аристократию.
"Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы.. .
подумаешь, сколько иностранных.. .и бесполезных слов".
Павел Петрович:
"Как? Не только искусство, поэзию, но и. страшно вымолвить. "-
"Все" ,- с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
То, что страшно вымолвить Павлу Петровичу, - это существующий
строй, политический режим, официальная идеология, религия,
Церковь.
Отрицание Базарова - это полное и беспощадное отрицание
всех устоев самодержавно-дворянской России.
Во имя чего он отрицает?
"Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во
мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным
духом, во имя которого вы так ратуете?".
"когда вы голодны","когда нужно положить кусок хлеба
в рот","когда дело идет о насущном хлебе",
"когда грубейшее суеверие нас душит" .

Во всех спорах последнее слово оставалось за
Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль, схватка. Споры Базарова и Павла Петровича перешли во взаимную ненависть, теперь нужен был лишь повод, чтобы продолжить этот конфликт, но уже не на словах, а на «деле».

Следующая цитата

Главная цель, которую преследовал И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» – желание раскрыть проблемы общества на тот момент времени и разобраться в них по возможности. Среди всех вопросов: отцов и детей, сословного разделения, гражданской позиции выделялась борьба мировоззрений.

Главная роль в истории досталась Евгению Базарову, который считал себя нигилистом и отрицающим все устои общества на тот момент. Ключевая черта, которая делала Евгения тем самым Базаровым – спор со старожилами, которые не видели в его взглядах ничего хорошего. Одним из таких был Павел Петрович Кирсанов. Он яро отстаивал элитную составляющую дворянского сословия. По его мнению, дворянское сословие – это ключевая и главная составляющая всего общества России. Базаров же был крайне против этого и уверял, что мнение Кирсанова ошибочно.

Следующая цитата

В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенева сталкиваются представители разных характеров, Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по идеям и устремлениям люди: каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен высокомерием молодого человека, его внешностью, красными руками. Вскоре и без того напряженная обстановка еще более накалилась, и между Базаровым и Павлом Петровичем завязывается спор. В нем раскрываются идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который “ждал только предлога, чтобы накинуться на врага”, неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова “дрянь и аристократиш-ка” как нанесенное аристократам оскорбления и яростно начинает отстаивать их права. По словам Кирсанова, в аристократе развито чувство собственного достоинства и уважения к себе. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.

На это противник Базарова ничего не может сказать, а только бледнеет, что доказывает его полное поражение в этом вопросе.

Когда речь заходит о русском народе, Павел Петрович, хотя сам очень далек от него, пытается показать, что Базаров не знает народ, что русский народ не изменился в течение веков:

Насколько Павел Петрович пытается приукрасить народ и встать на его сторону, настолько Евгений Базаров презирает его за невежество, но в то же время и любит. “Мой дед землю пахал”, — говорит Евгений.

Павел Петрович и Базаров — совершенно различные по взглядам люди: один — идеалист, другой — материалист; один — либерал и романтик, другой — демократ и реалист. Их
столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами.

Базаров, про которого Тургенев говорит: “Он честен, правдив и демократ до конца ногтей”, и Павел Петрович Кирсанов, который является представителем “лишних людей”, никогда не
смогут друг друга понять, потому что они — люди различных поколений, у них противоположные взгляды на жизнь.

Следующая цитата

В Марьине всё шло своим чередом. К Базарову привыкли, хотя относились по-разному. Фенечка боялась, но обратилась за помощью, когда заболел ребёнок. Базаров несколько часов просидел у кроватки больного.

«Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.»

Николай Петрович «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах.»

Даже слуги привязались к Базару, считая его «своим братом, не барином».

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки.»

Не любил Базарова слуга Прокофьич, который и сам «по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.»

Базаров целыми днями работал: занимался опытами, собирал травы, насекомых.

Однажды Базаров и Аркадий заговорили о Николае Петровиче. Базаров считал его «добрым малым», но человеком «отставным» (это Николай Петрович нечаянно подслушал),но осуждал за чтение по утрам Пушкина: «…пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.» Он посоветовал книгу Бюхнерово «Материя и сила».

Николая Петровича, видимо, обидели эти слова, он сказал об этом брату. Ведь он хотел «именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»

Павел Петрович резко высказался о Базарове: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан». «И самолюбие какое противное».

Брат же считает, что Базаров «умён и знающ».

Николай Петрович: «….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»

Николай Петрович уверен: «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.» В то же вечер начался спор.

СПОР Николая Петрович и Базарова.

Его возмущает такое отношение к аристократам, говорит, что уважает их, что в них развиты чувства собственного достоинства и уважения к самим себе. «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.»

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.»

На вопрос Павла Петровича, что же тогда такие, как Базаров, решили предпринять, Базаров ответил, что ничего, подтвердив, что и это – «нигилизм».

П.П. возмущён: «Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть!» Народ, которого миллионы, не позволит «попирать ногами свои священнейшие верования», что народ раздавит их.

П.П.: «Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?»

Базаров: «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела».

Базаров ушёл «лягушек резать».

Николай Петрович вспомнил, как он в молодости во многом не соглашался с матушкой, считая, что они- люди разных поколений. «Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения».

П.П. не согласен и говорит брату: «…мы с тобой гораздо правее этих господчиков».

Читайте также: