Солоухин ножичек с костяной ручкой цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Ножичек с костяной ручкой
Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Ножичек с костяной ручкой
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом - ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие - попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. Например, нужно срезать ореховую палку. Нагнешь лозу, найдешь то место, где самый изгиб, приставишь к этому месту ножичек - и вот уже облегченно раздалась древесина, а лоза висит почти что на кожице. Может быть, не все мне поверят, но палку толщиной с большой палец я перерезал своим ножичком с одного раза, если, конечно, взять поотложе, чтобы наискосок.
Чтобы вырезать свисток, напротив, нужна тонкая работа. И тут особенно важна острота. Тупым ножом изомнешь всю кожицу, измочалишь, дырочка получится некрасивая, мохнатая по краям. Какой уж тут свист, одно шипение! Из-под моего ножичка выходили чистенькие, аккуратные свистки.
С 1 сентября открылось еще одно преимущество моего ножа. Даже сам учитель Федор Петрович брал у меня ножик, чтобы зачинить карандаш. Неприятность как раз и произошла на уроке, при Федоре Петровиче. Мы с Юркой решили вырезать на парте что-нибудь вроде буквы "В" или буквы "Ю" (теперь, во втором классе, мы уже знали все буквы), и я полез в сумку, чтобы достать ножичек.
Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины. Забыв про урок и про учителя, я начал выворачивать карманы, шарить в глубине парты, полез в Юркино отделение, но тут Федор Петрович обратил внимание на мою возню и мгновенно навис надо мной во всем своем справедливом учительском гневе.
- Что случилось, почему ты под партой? (Значит, уж сполз я под парту в рвении поисков.) Встань как следует, я говорю!
Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился.
- Что случилось, можешь ты мне сказать?
- Ножичек у меня украли. который из Москвы.
Почему я сразу решил, что ножичек украли, а не я сам его потерял, неизвестно. Но для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл все ведь завидовали моему ножу.
- Может, ты забыл его дома? Вспомни, подумай хорошенько.
- Нечего мне думать. На первом уроке он у меня был, мы с Юркой карандаши чинили. А теперь нету.
- Юрий, встань! Правда ли, чинили карандаши на первом уроке?
Юрка покраснел, как вареный рак. Ему-то наверняка не нравилась эта история, потому что сразу все могли подумать на него, раз он сидит со мной рядом на одной парте. Про карандаши он честно сознался:
- Ну хорошо, - угрожающе произнес Федор Петрович, возвращаясь к своему столу и оглядывая класс злыми глазами. - Кто взял нож, подними руку.
Ни одна рука не поднялась. Покрасневшие лица моих товарищей по классу опускались ниже под взглядом учителя.
- Ну хорошо! - Учитель достал список. - Барсукова, встать! Ты взяла нож?
- Садись. Воронин, встать! Ты взял нож?
Один за другим вставали мои товарищи по классу, которых теперь учитель (а значит, вроде б и я с ним заодно) хотел уличить в воровстве. Они вставали в простеньких деревенских платьишках и рубашонках, растерянные, пристыженные: их ручонки, не привыкшие к обращению с чернилами, были все в фиолетовых пятнах. Каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя, каждый из них отвечал одно и то же: "Я не брал. "
- Ну хорошо, - в последний раз произнес Федор Петрович. - Сейчас мы узнаем, кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун. Выйти всем из-за парт, встать около доски!
Всех ребятишек, кроме меня, учитель выстроил в линейку около классной доски, и в том, что я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто.
Следующая цитата
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая цитата
Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Владимирской области. Родился в крестьянской семье. Маленькое село Алепино, будто мощное увеличительное стекло, через которое видна вся Россия. «Обычное владимирское село из тридцати шести дворов – одно для меня на всей земле, я в нем родился и вырос»,– пишет сам автор. В 1938–1942 учился во Владимирском механическом техникуме. В годы Великой Отечественной войны служил в Москве в воинской части. Окончил Литературный институт им. М.Горького.
Творческий путь начинал как поэт. Выпустил сборники стихов. Главные темы произведений В.Солоухина – раздумья о судьбах Родины, красоте ее природы, любовь, философское осмысление жизни. Отличительной особенностью прозы Солоухина является приверженность к невыдуманным сюжетам, свободное построение произведений, лирическая манера повествования.
В.Солоухин умер 4 апреля 1997 года, а похоронен на своей родной земле – селе Алепино.
Посмотрите на тему урока. Какое главное слово в этой фразе?
У. Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово «детство»?
Д. Детство – это игрушки, мультфильмы, качели, сказки, санки…
У. Какие произведения о детстве вы читали?
Д. В.Драгунский «Денискины рассказы», Л.Н.Толстой «Детство»…
У. Мир детства предстает иногда как нечто особенное. «Детство – самая счастливая пора». Можете ли вы согласиться с этим утверждением? Можно ли слово «счастливая» заменить словами «безоблачная», «беззаботная», беспечная»?
Д. Все же некоторые из взрослых считают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые.
У. Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над рассказом В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».
Рассказы В.Солоухина разнообразны по содержанию; нравственные проблемы их актуальны и остры: писателя прежде всего интересует человек, его мир.
Сегодня перед нами стоит непростая задача. Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе: «Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?
И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра, справедливости? Что этому должно сопутствовать?
Рассказ автобиографический. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий. Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова Солоухин, он и автор, и повествователь.
Сюжетно-композиционный анализ
На сколько смысловых эпизодов можно разбить текст? Составьте простой план. Формулировки дайте в виде повествовательного предложения.
- Из Москвы Вове привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой.
- Ножичек имел много преимуществ.
- На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли.
- Федор Петрович пытается выяснить, кто из ребят взял нож.
- Учитель тщательно обыскивает детей.
- На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.
- Предстояло решить одну из самых трудных психологических задач.
- Хотелось отлежаться, отплакаться вдалеке от людей.
Анализ содержания произведения
1. Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?
Воспоминание о том, как из Москвы Володе привезли красивый ножичек, а на одном из уроков он пропал. Мальчик решил, что ножичек украли, а потом пропажа нашлась, и было очень стыдно перед детьми и учителем.
Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка, чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само, даже еще и щелкает.
Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка? Что значит ножичек для Вовы?
«Ножичек превратился в бесценное сокровище».
2. Для деревенского мальчика это было «бесценное сокровище», т.к. ножичек имел много преимуществ. Назовите их.
Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно «перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток», «выходили чистенькие, аккуратные свистки»; можно «зачинить карандаш».
3. На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему он так решил?
«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу».
Опишите чувства, которые испытывает мальчик.
«Рука судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там»; «под ложечкой неприятно засосало»; «ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины», «растерялся, вид мой был достаточно жалок».
4. Почему, выясняя, кто украл ножик, Федор Петрович всех учеников называет не по имени, а по фамилии? А приятеля Вовы: «Юрий»?
В первом случае учитель называет учеников по фамилии, чтобы подчеркнуть официальный характер «допроса». Во втором, назвав мальчика полным именем, он хотел, чтобы все в классе поняли, что они совершили серьезный проступок и что он, учитель, очень сердит на них.
5. Остановимся на эпизоде «Обыск».
Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы – тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг своих товарищей такому унижению.
Как ведет себя каждый из них, что чувствует?
Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», « растерянные, пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».
Нельзя не заметить «прямые» оценки автора, в которых он высказывает свое сочувствие к детям: « в простеньких деревенских платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки», «копался в вещичках», «обшарив пиджачки».
Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве», «выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием», «тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив пиджачки, заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки».
Вова: «я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто»; «мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».
Еще не понимает, но уже осознает, что жизнь более сложна, чем ему представлялось до этого.
Попробуйте пересказать эпизод обыска от лица одного из учеников.
6. На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.
Опишите душевное состояние мальчика после того, как он нашел ножичек. Найдите в тексте слова и выражения, которые подтвердят ваш ответ.
«Это не была радость от того, что пропажа нашлась»; « я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели, ранили».
7. Вова оказался в сложной ситуации. Ему предстояло решить нравственный вопрос.
Что такое нравственность?
Словарь Ожегова: «Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».
Так какой же нравственный вопрос предстояло ему решить?
«Если я сейчас не признаюсь, что ножик нашелся, все для меня будет просто».
«Но значит, так и останется впечатление, что в нашем классе учится воришка».
«Если же я сейчас признаюсь… О, подумать об этом было ужасно. Из-за меня их обидели, оскорбили, ранили»
Здесь и чувство вины перед ребятами, и злость на себя.
Герой рассказа еще маленький и не умеет найти правильного решения при «столкновении неопытного мальчишеского сердца с жизнью, только еще начинающейся».
Ему было очень стыдно, но он нашел в себе мужество признаться.
«Я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек».
У. Понравился ли вам рассказ. Поделитесь своими впечатлениями. Какие жизненные уроки постигает Вова в этой ситуации? А как бы вы поступили на месте мальчика? Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки? Расскажите, что произошло, каковы были ваши действия? Что вы думаете о своем поведении?
Выслушиваются ответы детей.
– Перечитайте эпиграф к нашему уроку. Объясните его смысл. Подходит ли он к тому, о чем мы говорили на уроке.
У. Что вы открыли на нашем уроке для себя?
Д. Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня на уроке мне было интересно…
У. Единственным желанием мальчика в позорную для него минуту было «провалиться сквозь землю», но он нашел в себе силы выслушать от каждого из ребят: «Эх, ты!»
Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам остается только догадываться, как сложатся его отношения с одноклассниками.
Попробуйте написать продолжение рассказа. Какой разговор состоялся между детьми утром? Какой урок вынес Вова из этой непростой жизненной ситуации.
Следующая цитата
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Читайте также: