Маленький фриц исходная форма цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить материал по стилям речи.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 46.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»

242611, Брянская обл., г. Фокино, ул. К. Маркса, 13

Урок русского языка в техникуме

«Практическая работа по художественному стилю речи»

преподаватель русского языка

Мартынова Наталья Александровна

- образовательные : обобщить и углубить знания студентов, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;

- развивающие : способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи студентов, интереса к родному языку;

- воспитательные : нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Задачи для студентов : знать особенности художественного стиля, художественные средства выразительности, выполнить творческие задания.

Время: занятие рассчитано на 90 минут

Форма: открытый урок

Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.

Оборудование: мультимедийный проектор;

компьютерная презентация по теме урока;

слайды с заданиями;

диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;

Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для

анализа изобразительно-выразительных средств;

листы с заданиями «Творческой мастерской»

Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;

лексические и фразеологические единицы языка;

знать основные виды тропов и фигур речи;

подготовить рисунок для анализа цветописи

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.

2. Этап проверки домашнего задания

- Ответьте, какой термин скрывается под определением:

1. Разговор двух и более лиц (диалог)

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).

4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).

6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)

  1. Практическая работа

♦ Определите лексические значения выделенных слов

1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.

2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон .

3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.

4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», - сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.

5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом .

(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;

2. Дурной тон, невоспитанность;

3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;

5. Человек, верящий в судьбу)

♦ Придумайте пару омонимов…

1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.

3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.

♦ Объясните смысл следующих устойчивых выражений:

1. Потемкинские деревни;

2. Куда Макар телят не гонял;

3. Глас вопиющего в пустыне;

4. Буря в стакане воды.

(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;

3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;

4. большое волнение по ничтожному поводу)

♦ Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

(Тише едешь – дальше будешь)

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

(Что написано пером, то не вырубишь топором)

♦ Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)

2.Луч света в сером царстве.

(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)

(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)

(«Маленький принц» А. Экзюпери)

5.Много шума – и ничего

(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)

6.Хождение по внукам.

(А. Толстой «Хождение по мукам»)

7. На трейлере слона возили.

(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)

♦ Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую. (С. Есенин)

Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом . (Е. Носов)

♦ Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.

В Совет старейшин острова Итаки

от Одиссея, царя, проживающего

на Козьем холме, 15

Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.

(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика ( долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия ). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого , а не от кого)

♦ Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :

Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:

«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.

Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:

«Семечки в квартире есть запрещено».

И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:

«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».

Затем рукой Зины:

«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».

Рукой Дарьи Петровны (печатно),

«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».

(публицистический, официально-деловой, разговорный)

4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.

Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.

Задание 1 . Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача - проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.

♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.

- Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?

Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:

- Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…

♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»

- Дозволь, боярин, слово молвить.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….

- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)

Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее не буди…

На заре она сладко так спит!

Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.

Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.

♦ Надо мною небо… (продолжить)

А Маяковский продолжил так:

Надо мною небо – синий шелк.

Никогда не было так хорошо!

♦ То сердце не научится любить, которое…

( У Некрасова: устало ненавидеть)

( Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)

♦ Кто прячет прошлое ревниво…

(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)

♦ Спасибо, музыка, за то…

(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)

Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.

Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)

Задание : самостоятельно - «вместо поэта» - подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.

Звёздочки , звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?

Частые звёздочки, звёздочки !

Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ,

Звёзды небесные, звёзды !

  1. Подберите синоним к слову «светлые».
  2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
  3. Подберите синоним к слову «частые».
  4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
    жгучий.
  5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
    страдать.
  6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
    далёкие.

Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».

5. Этап проверки знаний

  1. Стиль литературного языка – это:

А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;

Б) исторические сложившиеся образцы и правила;

В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;

Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Книжных стилей в русском языке:

3. Особенности художественного стиля:

А) индивидуально-авторский подход;

средства массовой информации;

Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств

4 . Функция художественного стиля:

В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.

5 . Жанры художественного стиля:

А) романс; Б) заметка;

В) комедия; Г) фельетон.

6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую

А) параллелизм; Б) сравнение;

В) бессоюзие; Г) олицетворение.

7 . Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:

А) сравнение; Б) гипербола;

В) антитеза; Г) эпифора.

8 . Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей

А) тропы; Б) фигуры;

В) синонимы; Г) фразеологизмы.

9 . Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной

речи, усиления выразительности текста:

А) крылатые слова; Б) поговорки;

В) тропы; Г) фигуры.

10 . Найдите метонимию:

А) лес поет; Б) золотые волосы;

В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.

11 . Найдите градацию :

А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;

Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;

В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;

Г) утешится безмолвная печаль.

12. Фонетические средства выразительности:

А) аллитерация; Б) парцелляция;

В) градация; Г) ассонанс.

6. Домашнее задание

Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.

7. Подведение итогов занятия

А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»

1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;

2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;

3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;

4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;

5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.

Следующая цитата

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.

3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.

4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», - сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.

5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.

(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;

2. Дурной тон, невоспитанность;

3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;

5. Человек, верящий в судьбу)

♦ Придумайте пару омонимов…

1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.

3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.

♦ Объясните смысл следующих устойчивых выражений:

1. Потемкинские деревни;

2. Куда Макар телят не гонял;

3. Глас вопиющего в пустыне;

4. Буря в стакане воды.

(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;

3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;

4. большое волнение по ничтожному поводу)

♦ Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

(Тише едешь – дальше будешь)

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

(Что написано пером, то не вырубишь топором)

♦ Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)

2.Луч света в сером царстве.

(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)

(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)

(«Маленький принц» А. Экзюпери)

5.Много шума – и ничего

(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)

6.Хождение по внукам.

(А. Толстой «Хождение по мукам»)

7. На трейлере слона возили.

(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)

♦ Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую. (С. Есенин)

Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)

♦ Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.

В Совет старейшин острова Итаки

от Одиссея, царя, проживающего

на Козьем холме, 15

Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.

(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)

♦ Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :

Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:

«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.

Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:

«Семечки в квартире есть запрещено».

И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:

«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».

Затем рукой Зины:

«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».

Рукой Дарьи Петровны (печатно),

«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».

(публицистический, официально-деловой, разговорный)

4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.

Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.

Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача - проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.

♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.

- Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?

Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:

- Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…

♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»

- Дозволь, боярин, слово молвить.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….

- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)

Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее не буди…

На заре она сладко так спит!

Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.

Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.

♦ Надо мною небо… (продолжить)

А Маяковский продолжил так:

Надо мною небо – синий шелк.

Никогда не было так хорошо!

♦ То сердце не научится любить, которое…

(У Некрасова: устало ненавидеть)

( Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)

♦ Кто прячет прошлое ревниво…

(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)

♦ Спасибо, музыка, за то…

(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)

Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.

Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)

Задание: самостоятельно - «вместо поэта» - подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.

Звёздочки , звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?

Частые звёздочки, звёздочки !

Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ,

Звёзды небесные, звёзды !

Подберите синоним к слову «светлые».

Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.

Подберите синоним к слову «частые».

Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
жгучий.

Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
страдать.

Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
далёкие.

Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».

5. Этап проверки знаний

ТЕСТ - ПРОВЕРКА

Стиль литературного языка – это:

А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;

Б) исторические сложившиеся образцы и правила;

В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;

Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Книжных стилей в русском языке:

3. Особенности художественного стиля:

А) индивидуально-авторский подход;

средства массовой информации;

Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств

4. Функция художественного стиля:

В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.

5. Жанры художественного стиля:

А) романс; Б) заметка;

В) комедия; Г) фельетон.

6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую

А) параллелизм; Б) сравнение;

В) бессоюзие; Г) олицетворение.

7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:

А) сравнение; Б) гипербола;

В) антитеза; Г) эпифора.

8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей

художественной выразительности:

А) тропы; Б) фигуры;

В) синонимы; Г) фразеологизмы.

9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной

речи, усиления выразительности текста:

А) крылатые слова; Б) поговорки;

В) тропы; Г) фигуры.

10. Найдите метонимию:

А) лес поет; Б) золотые волосы;

В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.

11. Найдите градацию:

А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;

Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;

В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;

Г) утешится безмолвная печаль.

12. Фонетические средства выразительности:

А) аллитерация; Б) парцелляция;

В) градация; Г) ассонанс.

6. Домашнее задание

Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.

7. Подведение итогов занятия

А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»

1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;

2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;

3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;

4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;

5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.

Следующая цитата

Олимпиадные задания по русскому языку для коррекционной школы.

ВложениеРазмер
olimpiada_1.odt 22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 4 г.Тольятти Самарской Области

Учитель русского языка

Тольятти — 2014 г.

Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.

  1. Определите лексическое значение выделенных слов .

А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком.

Б. Увидели ляхи,что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. ( Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).

В. Швабрин переминился в лице. «Это тебе так не пройдёт,- сказал

он,стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию ».

  1. Расставьте ударения в следующих словах.

3. Дайте развёрнутое определение терминов ( с примерами).

4.Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

А. Потёмкинские деревни.

Б. Сказка про белого бычка.

В Куда Макар телят не гонял.

5.Поставьте существительные в форму родительного падежа

  1. Вставьте пропущенные буквы.Употребите выделенное

словосочетание в форме родительного,творительного и предложного падежей.

407 полотня. ых платков; 287 подержа. ых автомобилей;

1306 соломе. ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже. ых ягод;

550 подстрел. ых уток.

  1. Какие из приведённых слов однокоренные?
  1. Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы.Укажите соответствующие им формы.

А . Дай Бог нашему теляти волка поймати.

Б . Темна вода в облацех.

В . Своя своих не познаша.

Г. Игра не стоит свеч.

9.Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.

Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка,оплатить проезд, уплатить за проезд,сыскать уважение,буднее платье.

  1. Исправьте неправильное словоупотребление.

А. На ремонт квартиры потребовалось двадцать рулонов

Б .На лугу бегали три жирные зайца.

В. Росийский космический корабль направился к планете

Г. Этот молодой человек чувствует своё превосходство

Д. Журналисты стремились поговорить с певцом с широ-

11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Пол. жение Анны после смерти отца было очень тяж. ло. Она

однако (не) пот. ряла головы и (не)медле(н,нн)о выписала к

себе сестру своей матери злую и чва(н,нн)ую старуху которая

пос. лившись у пл. мя(н,нн)ицы в доме забрала себе все

луч(?)шие комнаты ворчала и брю. жала с утра до вечера и

даже по саду гуляла (н. )иначе как в сопр. в. ждении един-

стве(н,нн)ого своего крепостного человека угрюмого лакея в

и(з,с) ноше(н,нн)ой гороховой ливрее с голубым п. зументом и

12.Восстановите исходную форму цитаты,использованной в газетном заголовке.

Укажите автора и произведение.

А . И скучно,и грустно,и некому «Волгу»продать.

Б. Не хочу учиться, не хочу трудиться.

В . Откуда фисташки?

Г. Маленький фриц.

Д. Размышления у накрытого стола.

  1. Ответы.
  2. А . Людская -помещение для дворни,прислуги.

Б .Хоругвь — боевое оружие.

В .Сатисфакция — удовлетворение.

  1. Кор ы сть,собол е знование,кварт а л,ср е дства,крас и вее,ст а туя,бал о -

ванный,к о лледж,втр и дешева,добел а ,катал о г.

  1. Неологизмы - новые слова и выражения,появление которых обусловлено потребностью в наименовании новых предметов и реалий.

Лексическое значение слова — это его содержание,то важнейшее,что определяет место слова в нашей речи.

Омонимы — слова одной и той же части речи,одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. А. Потёмкинские деревни — очковтирательство,показной блеск,скрывающий неблагополучие чего-либо.

Б. Сказка про белого бычка- бесконечное повторение одного и того же.

В . Очень далеко.

Г . Читать невнятно,невыразительно.

  1. Носков,киргизов,апельсинов,погон,томатов,одеялец,яблок,ботинок,коречёг.
  2. Четырёхсот семи полотняных платков; двести восемьдесят семь подержанных автомобилей, двухсот восьмидесяти семи подержанных автомобилей, двумястами восьмьюдесятью семью подержанными автомобилями, о двухстах восьмидесяти семи подержанных автомобилях; тысяча триста шесть соломенных шляпок; три тысячи пять граммов свежемороженых ягод; пятьсот пятьдесят подстреленных уток.
  3. Впутывать,запутывание,опутать,запутанность,спутник,спутывание,упутать.Пушинка,распухший,припухать.
  4. А . Дай Бог нашему теляти волка поймати. (телёнку,поймать).

Б. Темна вода в облацех .(в облаках).

В. Своя своих не познаша. (Сам/свой,узнал).

Г. Игра не стоит свеч .(Свечей).

  1. Лесная чащоба,цивилизованное государство,снискать уважение,будничное платье.

Д. с очень популярным.

11. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Она,однако,не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери,злую и чванную старуху,которая,пос е лившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брю з жала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопр о в о ждении единственного своего крепостного человека,урюмого лакея в и з ноше нн ой гороховой ливрее с голубым п о зументом и в треуголке.

Читайте также: