Смотрите как опасно ходите цитата

Обновлено: 06.11.2024

Снова (апостол) искореняет горечь, снова отсекает повод к гневу. Что в самом деле говорит он? «смотрите, поступайте осторожно». Он знал Учителя своего, что Он, посылая учеников, как овец среди волков, заповедовал им еще быть подобными голубям. «Будьте просты», – говорит, – «как голуби» (Μф. 10:16). Так как с одной стороны (христиане) были среди волков, а с другой – были наставлены не мстить за себя, но переносить обиды, то поэтому они и нуждались в подобном наставлении. И прежнего уже достаточно было к тому, чтобы сделать их мужественнее; а когда к двум сделано прибавление, то пойми, что (наставление дано) уже чрезмерное. Смотри же, с каким тщанием он их предостерегает, говоря: «Смотрите, поступайте осторожно». Целые города вели войну против них (апостолов); эта война перешла и в дома. Отец вооружался на сына, сын на отца, мать на дочь, дочь на мать. Что же? Откуда эти разделения? Они слышали, что Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Μф. 10:37). Итак, чтобы не подумали, что Он напрасно вводит войны и распри, так как могла произойти великая вражда, если бы они и сами вздумали вооружаться, для этого (апостол) и говорит: «смотрите, поступайте осторожно», т. е. исключая проповеди, ничем другим не давайте себе повода к вражде против вас, – одна она пусть будет основанием вражды. Пусть никто не обвиняет вас в чем-нибудь другом, оказывайте почтение и всякое повиновение, если ничто не вредит проповеди, если ничто не препятствует благочестию, – потому что «Итак, отдавайте», – сказано, – «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). А когда увидят вас покорными другим, то сами устыдятся. «Не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем». Увещевает так, желая не того, чтобы мы были изворотливыми и ловкими, но слова его означают следующее: время не ваше; ныне вы странники и пришельцы, чужеземцы и посторонние; не ищите почестей, не ищите славы, не ищите могущества, не будьте и мстительны; все переносите, и этим искупайте время; много платите, все, чего бы от вас ни захотели. Это сказано темно: попытаюсь уяснить примером. Представим, что кто-нибудь имеет великолепный дом, потом, что некоторые приходят, чтоб его разорить, и он много им раздает и тем избавляет себя: тогда говорим, что он искупил себя. Подобным образом и у тебя великий дом и истинная вера; приходят, чтобы взять все; отдай же все, кто бы что от тебя ни потребовал, только главное спаси, т. е. веру. «Потому что», – говорит, – «дни лукавы».

Что такое лукавство дня? Порочность дня должна быть свойственна дню. Если ты узнаешь, что такое порочность в окружающем нас, узнаешь и то, что такое порочность дня. Что такое порочность тела? Болезнь. А что – порочность души? Злоба. Что – порочность воды? Горечь. И всякого рода порочность есть неустройство в природе того предмета, которому порочность приписывается. Итак, если и день может иметь порочность, то она заключается в самом дне, в часах, в свете. Так и Христос говорит: «довольно для каждого дня своей заботы» (Μф. 6:34). Через это мы можем понять и то. Итак, в каком же смысле он называет дни лукавыми? В каком – время лукавым? Не сущность, не создание (так называет он), а то, что в продолжение их делается. Подобно тому и у нас есть обычай говорить: «тяжелый день провел я, дурной». Между тем, каким бы образом он мог быть тяжелым, как не в зависимости от того, что случилось в течение его? А то, что в течение его случается, – доброе от Бога, злое же от порочных людей. Следовательно, люди творцы того, что бывает порочного во времени, и потому говорят: «злые времена». Так и мы называем времена порочными.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры

Имея такое высокое назначение – быть светом мира, ходите так, чтобы соответствовать своему значению, чтоб никто ничего не мог найти в вас укорного, кроме разве того, что вы христиане и всем желаете быть христианами. – Како опасно – πως ακριβως, точно верно, пунктуально по лежащим на вас обязанностям, точь-в-точь как ожидается от вас. Но заповеди известны: по ним действуй – и все тут. К чему предостережение: блюдите, и эта норма: не якоже немудры, но якоже премудры? – К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностию, когда неуместностию, когда излишнею ревностию. Определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере, есть дело мудрости. Мудрость и общую норму поведения определяет и держит, и каждое дело осматривает. Немудрость действует сплеча или, как еще говорят, зря. Оттого и силы, и время тратит, а плода мало имеет, хоть делать старается все доброе, а не худое. – Блюдите сверх того предполагает опасности, козни, сети. И в них недостатка нет. Много сплетений во внешних обстоятельствах, могущих отвлекать от правого и увлекать к неправому; и в себе много такого, что может сбивать с пути; и враг не дремлет. Так много причин к тому, чтобы блюстись и ходить с крайнею опасливостию. Блаженный Иероним пишет: «Добре говорится ефесянам, чтоб они, имея чувства, обученные в рассуждении добра и зла, опасно шествовали и, все искушающе, добрая держали. Кто видит, как ему следует шествовать и умеет осторожно ступать ногою, чтоб не поткнуться о камень, говоря: светильник ногама моима закон Твой (Пс. 118, 105), тот конечно мудр. И я не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума, мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно. Из этого понять нам должно, что и нравственные правила, - кои многими почитаются совершенно ясными, на том основании, что говорится: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9), – имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение. Светлая та заповедь просвещает очи тех, кои, отвергши неразумие, посвятили себя деятельному усвоению уроков мудрости».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые

Какой высокой, совершенной нравственности требует апостол от христиан! Такие совершеннейшие правила, внушенные апостолу Духом Святым, не могли и в голову прийти никому из древних мудрецов.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые

Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые

Выше Павел указал, что слугам Божиим надлежит отвергнуть жизнь в неверии и пороках. Теперь же он добавляет, что делать это требуется осторожно, чтобы не быть соблазном, чтобы среди неверующих поступать мудро, особенно если они правят [ситуацией] и верят в лишенного святости правителя. И если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство. Христианин скажет свое, когда будет возможность.

На Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.

Обличая других, христиане сами уже непременно обязаны следить за собою. Смотрите, поступайте … точнее: «смотрите, насколько осторожно вы поступаете» (осторожность же - необходима). - Дорожа временем - точнее: «покупая время, приобретая его в собственность». Этим Ап. научает верующих пользоваться каждым моментом времени, как купленным за деньги, для делания добрых дел. Неразумный не дорожит временем, думая, что оно ничего не стоит, а мудрый понимает все его значение. К этому побуждает его и то соображение, что «дни лукавы», т. е. наше время таково, что требуется напряжение всех сил, использование всего времени для того, чтобы можно было сделать что-нибудь действительно полезное.

Следующая цитата

Еф.5:1 . Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные.

«Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная» . Сподобились вы всыновления, именуете БогаОтцом. Поэтому ревнуйте о сем родстве.

Еф.5:2 . И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

«И ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания» . И здесь показал Апостол равенство Отца и Сына. Ибо, повелев подражать Богу, то же самое заповедует и в рассуждении Сына. И как сказал об Отце, что даровал нам, так и о Сыне говорит, что «возлюбил есть нас и предаде Себе за нас» . Ибо не по нужде, как какой-нибудь раб, повиновался, но добровольно «предаде Себе за нас» . Сие же: «жертву и приношение в воню благоухания» , явно говорит о теле, потому что тело пригвождено ко кресту.

Еф.5:3 . А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

«Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым» . Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти.

Еф.5:4 . Также сквернословие и пустословие и смехотворство не при­личны вам, а, напротив, благодарение.

«И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение» . Изгоняет из собрания благочестивых и неумеренный смех, потому что его порождают буесловие и кощунство.

Еф.5:5 . Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

«Сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния во Царствии Христа и Бога» . То же сказал и в Послании к Коринфянам ( 1Кор. 6, 9–10 ). Идолослужением же назвал любостяжание, по слову Господнему. Ибо сказано: «никтоже может двема господинома работати» , и: «не можете Богу работати и маммоне» ( Мф. 6, 24 ).

Еф.5:6 . Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления.

«Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя» . поелику последующие эллинским учениям делали все исчисленное выше, то повелевает не слушать сих учений, потому что делателям лукавства угрожает наказание от Бога.

Еф.5:7 . Итак, не будьте сообщниками их.

«Не бывайте убо сопричастницы сим» , то есть тем, которые порабощены злочестию.

Еф.5:8 . Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.

«Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе» ; потому что озарились Божественным светом.

«Якоже чада света ходите» . поелику назвал их светом, светом же истинным нарицается Господь, то нарек их и чадами света.

Еф.5:9 . Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

«Плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине» . Кто приобщается Всесвятого Духа, тот да приносит плоды Духа.

Еф.5:10 . Испытывайте, что благоугодно Богу.

«Искушающе, что есть благоугодно» Господу. Одарены вы разумом и прияли благодать Всесвятого Духа. Посему удобно можете распознавать благоугодное Богу.

Еф.5:11 . И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Еф.5:12 . Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

Еф.5:13 . Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Еф.5:14 . Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

«Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» . Так в некоторых списках читается: «осветит тя Христос» , и сие чтение более всего прилично связи речи. Ибо кто отлагает леность, как сон, тот приемлет луч Господня света. Впрочем, должно знать что свидетельство сие не из Писания, ибо в Божественном Писании нигде не находим оного. Иные же из толкователей утверждали, что сподобившиеся духовной благодати написали несколько псалмов, и сие дает разуметь божественныя. Апостол в Послании к Коринфянам: «кийждо вас псалом имать» ( 1Кор. 14, 26 ).

Еф.5:15 . Итак, смотри?те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.

Еф.5:16 . Дорожа временем, потому что дни лукавы.

«Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри» : «искупующе время, яко дни лукави суть. Днями лукавыми» называет не самое время (ибо какое лукавство имело бы время?), но злобу, на какую отваживаются в сии дни. Посему и сказал: «искупующе время» , то есть оно не ваше, потому что вы – пресельники и пришельцы. Поэтому мужественно переносите встречающиеся скорби и употребляйте настоящее время, как должно.

Еф.5:17 . Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

«Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия» . Ибо крайнее безумие не служить всем спасшему Владыке.

Еф.5:18 . И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.

Еф.5:19 . Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

«И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но исполняйтеся Духом» , «глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» . Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное. Сие разумел, сказав: исполняйтеся Духом», то есть: непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого.

Еф.5:20 . Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.

«Благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу» . Не за себя только надлежит песнословить благодетеля Бога, но и за всех участвующих в благодеянии. Делать же сие надобно, всегда памятуя спасшего нас Христа.

Еф.5:21 . Повинуясь друг другу в страхе Божием.

«Повинующеся друг другу в страсе Божии» . Ибо повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поелику Апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым родам людей.

Еф.5:22 . Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.

Еф.5:23 . Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

«Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу» , «зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела» . Весьма премудро божественный Апостол представил сей пример. Ибо достаточно оного, чтобы и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам.

Еф.5:24 . Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

«Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» . Как предписывающий закон благочестивым, Апостол присовокупил: «во всем» . А что дает закон благочестивым, показывает представленный пример. Никто же из питомцев благочестия не предпочитает своего Божию.

Еф.5:25 . Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.

Еф.5:26 . Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.

Еф.5:27 . Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Еф.5:28 . Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Еф.5:29 . Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь.

«Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» : «да освятит ю, очистив банею водною в глаголе» , «да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» . «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса» . Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы ее очистить, соделать славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам, и прилагать о них попечение, как о собственном своем теле. А сие: «очистив банею водною в глаголе» , значит: во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Любяй бо свою жену, себе самого любит» : «никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» . Если в каком-либо члене бывает какое-либо страдание, не отсекаем оного, но стараемся уврачевать. Так и вам надлежит, говорит Апостол, заботиться о женах.

«Якоже и Господь Церковь» . Питает и греет ее, предлагает ей в снедь собственное Свое Тело и Кровь Свою.

Еф.5:30 . Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

«Зане уди есмы тела Его от плоти Его, и от костей Его» . Ибо как Ева создана из Адама, так мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, ядим Тело Его и пием Кровь Его. Апостол же напоминает нам и сказанное о жене.

Еф.5:31 . Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

«Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» ( Быт. 2, 24 ). Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть. Свидетель сему и плод брачный, потому что единое чадо рождается от обоих. Впрочем, божественный Апостол, повторив закон брака, показывает, что он просиявает и в браке духовном, и взывает:

Еф.5:32 . Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

«Тайна сия велика есть: аз глаголю во Христа, и во Церковь» . Ибо Сам Христос, оставив Вышнего Отца, сочетался с Церковию. Но оставил только видимо, по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество.

Еф.5:33 . Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

«Обаче и вы по единому кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе: а жена да боится своего мужа» . Не во всех отношениях, говорит Апостол, ко Христу и к Церкви прилагаю я брачный закон. Ибо и вы подлежите закону, и мужу надлежит любить жену, как собственное свое тело, а жене и любить, и бояться своего мужа. Сие повелел и божественный закон: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» ( Быт. 3, 16 ).

Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 394-426.

Следующая цитата


Блюдите у6о, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры (Еф.5. 16). Апостол Павел писал Ефесянам:

К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностью. Когда неуместностью, когда излишнею ревностью. Определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере, есть дело мудрости. Мудрость и общую норму поведения определяет и держит, и каждое дело осматривает.


Немудрость действует сплеча. Или, как еще говорят, зря. Оттого и силы, и время тратит, а плода мало имеет, хоть делать старается все доброе, а не худое.

Блаженный Иероним пишет: Верно говорится ефесянам, чтоб они, имея чувства, обученные в рассуждении добра и зла, опасно шествовали. И, все искушающе, добрая держали. Кто видит, как ему следует шествовать и умеет осторожно ступать ногою, чтоб не споткнуться о камень, говоря: светильник ногам моим закон Твой (Пс.118.105), тот конечно мудр.

И я не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума, мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно.


Из этого понять нам должно, что и нравственные правила, которые многими почитаются совершенно ясными, на том основании, что говорится: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс.18. 9), – имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение. Светлая та заповедь просвещает очи тех, кто, отвергнув неразумие, посвятили себя деятельному усвоению уроков мудрости.

А когда нет в душе зла, тогда она безопасна и невредима. Над такими людьми уже ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол, и живут они невредимо хранимы, как богоподобные.

Похвалит ли кто его, он не примет всерьез похвалы. Обесславит ли кто его, он не защитится и не возмутится против обидчика.

Следующая цитата

То, что [дьявол] по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове.

Проповедь об отвержении мира.

Прп. Нил Синайский

Рыканием означает вредоносное неистовство врага, а словами «противитеся мужественно» показывает, какую силу должны приобрести от подвига борющиеся со зверем, частыми упражнениями ежедневно укрепляя естественную свою силу. Ибо не сказал: «Убегайте или уклоняйтесь от скрежещущего зубами зверя», но повелел противостоять ему, бодро идти против него, зная, что всякий имеет силу защитить свою безопасность и для этой защиты у всех есть природные и неотъемлемые оружия.

К монаху Агафию.

Прп. Исидор Пелусиот

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости <…> а праведник по небоязливости и бесстрашию <…> дьявол же - по зверству и кровожадности, ибо ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Письма.

Блж. Августин

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Кто избежал бы пасти этого льва, если бы не победил Лев от колена Иуды?

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетой) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, то есть ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни. Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святой Иустин-мученик причину такого неослабного коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как святые пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: (Ис. 18:4-27), а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован вечный огонь (Мф. 25:41), с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение.

Зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали те, которым писал это апостол Петр; потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, - в начале тем, что они становятся общниками в страданиях Господа и наследниками имеющей открыться славы, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире.

Экумений

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Объясняя, почему [дьявол] столь усердно строит нам козни, святой Иустин Мученик говорит, что до пришествия Господа дьявол не знал точно, сколь великое наказание ждет его. Когда же Господь пришел [в мир], дьявол доподлинно узнал что и ему самому, и его ангелам предуготован и предназначен вечный огонь, и с тех пор непрестанно злоумышляет против верующих, желая привлечь как можно больше соучастников своего отпадения, дабы не он один, упорствуя, терпел позор.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.

Аврелий Пруденций

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

С рыком ходит вокруг, пожрать нас хочет, Злые зубы свои острит во гневе, Ведь мы только к Тебе, Господь, взываем.

Гимны на всякий день.

Лопухин А.П.

Но предавать себя воле Божией, Промыслу Божию не значит предаваться беспечности: беспечность противна Божию попечению о людях и крайне гибельна для их нравственного состояния уже потому, что люди окружены темными силами, поставляющими всяческие соблазны и препятствия их спасению. Апостол с отеческою любовью и заботливостью предостерегает читателей от опасной беспечности, которою особенно пользуется на гибель людей диавол. «На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенным суетою) и через то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни» (блаж. Феофил.). Противник или враг рода человеческого - диавол здесь (ст. 8) за жестокость и лютость сравнивается со львом, который с рыканием ищет добычи своей жадности и с этою целью обходит землю (ср. Иов 1:7) и причиняет гибель и вред всякого рода беспечным и нерадивым. Апостол поэтому сильно возбуждает внимание и энергию верующих к борьбе с исконным врагом людей: «противостойте ему твердою верою» (ст. 9), что близко напоминает соответствующее наставление Ап. Иакова (IV:7). Побуждением к безропотному терпению скорбей и к борьбе с диаволом Апостол указывает и ту мысль, что страдания - общий удел первохристиан. «Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали, которым писал это Апостол Петр: потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, -там тем, что они становятся общниками в страданиях Господа, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире» (блаж. Феофил.).

Читайте также: