Сказание о белгородском киселе цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Русская литература – одна из самых древних в Европе. Она возникла с появлением письменности, когда Русь приняла христианство (988 год). Литературу периода до XVII века принято называть древнерусской. Ее изучают ученые-медиевисты (Д.С. Лихачев).
1. Жанры древнерусской литературы:
1. Летопись – погодовая запись исторических событий, производимая летописцем.
2. Богослужебная литература (Пролог, Апостол, Часослов).
3. Воинские повести.
6. «Слова…» - толкования священного писания и христианских праздников.
2. Особенности древнерусской литературы:
1. Первые книги создавались на церковнославянском языке.
2. Произведения многократно переписывались, получая изменения.
3. События изображаются на фоне мировой истории (произведения начинались с рассказов о сотворении мира, всемирном потопе и т. п., а потом начиналось описание недавнего события).
4. Сходные состояния и события описываются похожими словесными формулами. В этом заключался литературный этикет.
5. Цель ДРЛ – воспитание нравственности.
3. Произведения древнерусской литературы:
«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хождение за три моря Афанасия Никитина», «Житие протопопа Аввакума».
С XVIII века начинается история светской художественной литературы.
Вопросы к статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
1. Что такое летопись?
- Летопись – это погодовая запись исторических событий, производимая летописцем.
2. Что такое хронограф?
- Хронограф – это обширное сочинение по всемирной истории, которое заканчивалось обычно кратким изложением событий русской истории.
3. Какие жанры активно развиваются в древнерусской литературе (в дальнейшем – ДРЛ)?
- В древнерусской литературе активно развиваются такие жанры, как описание путешествий, переводная литература (исторические, богословские, природоведческие произведения).
4. Что характерно для произведений писателей ДРЛ?
- Древнерусские писатели стремились заинтересовать читателя; фабула их произведений проста, повествование ведется спокойно, неторопливо.
5. Что характерно для героев ДРЛ?
- Герои ДРЛ совершают великие военные или нравственные подвиги.
6. Приведите примеры поэтической образности из произведений ДРЛ.
- «Приеду весной» = «Приеду, как только на деревьях лист расцветет».
7. Чем объясняется поэтичность ДРЛ?
- Поэтичность ДРЛ объясняется ее близостью к фольклору.
8. Приведите примеры названий произведений ДРЛ.
- Стр. 18: «Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Повесть о князе Скопине-Шуйском», «Повесть о Горе-Злосчастии».
9. Как принятие христианства повлияло на развитие ДРЛ?
- С принятием христианства на Русь были привезены из Болгарии книги – в первую очередь, богослужебные.
10. Какие черты характерны для ДРЛ в целом?
- Стр. 19 : Для ДРЛ характерны следующие черты: высокая гражданственность, искренняя любовь к Родине, целомудренная чистота, нет описания жестокостей, призывает к возвышенному, жизнеутверждающему; писатели с глубоким уважением относились к другим народам.
11. Назовите имена представителей ДРЛ.
- Стр. 20: Представители ДРЛ: Иларион, Нестор, Кирилл Туровский и др.
12. В каком виде дошло до нас большинство произведений ДРЛ?
- Большинство произведений ДРЛ дошло до нас в измененном виде – в списках, то есть в новых редакциях.
13. Как понятие «вымысел» соотносится с ДРЛ?
- ДРЛ не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события.
Задание № 1: расположите цитаты №№ 1 - 11 из «Сказания о белгородском киселе» в верной последовательности:
(А) «Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам». (Б) «Один старец, который не был на вече, спросил: "Зачем было вече?"». (В) «Печенеги обрадовались … выбрали лучших мужей и послали в город». (Г) «Пришли печенеги и стали под Белгородом». (Д) «И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная…». (Е) «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». (Ж) «И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси». (З) «И собрали в городе вече и сказали: "…Сдадимся печенегам…"». (И) «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас?». (К) «Наутро повелел он послать за печенегами». (Л) «… и пришли к другом колодцу, и почерпнули меду…».
Буква-соответствие
«Пришли печенеги и стали под Белгородом».
«И собрали в городе вече и сказали: "…Сдадимся печенегам…"».
«Один старец, который не был на вече, спросил: "Зачем было вече?"».
«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей».
«Наутро повелел он послать за печенегами».
«Печенеги обрадовались … выбрали лучших мужей и послали в город».
«Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас?».
«И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная…».
«… и пришли к другом колодцу, и почерпнули меду…».
«Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам».
«И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси».
Задания к теме «Древнерусская литература. Сказание о белгородском киселе» (6 класс)
Вопросы к статье Д. С. Лихачева «Древнерусская литература»
1. Что такое летопись? 2. Что такое хронограф? 3. Какие жанры активно развиваются в древнерусской литературе (в дальнейшем – ДРЛ)? 4. Что характерно для произведений писателей ДРЛ? 5. Что характерно для героев ДРЛ? 6. Приведите примеры поэтической образности из произведений ДРЛ. 7. Чем объясняется поэтичность ДРЛ? 8. Приведите примеры названий произведений ДРЛ. 9. Как принятие христианства повлияло на развитие ДРЛ? 10. Какие черты характерны для ДРЛ в целом? 11. Назовите имена представителей ДРЛ. 12. В каком виде дошло до нас большинство произведений ДРЛ? 13. Как понятие «вымысел» соотносится с ДРЛ?
Задание № 1: расположите цитаты №№ 1 - 11 из «Сказания о белгородском киселе» в верной последовательности:
(А) «Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам». (Б) «Один старец, который не был на вече, спросил: "Зачем было вече?"». (В) «Печенеги обрадовались … выбрали лучших мужей и послали в город». (Г) «Пришли печенеги и стали под Белгородом». (Д) «И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная…». (Е) «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». (Ж) «И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси». (З) «И собрали в городе вече и сказали: "…Сдадимся печенегам…"». (И) «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас?». (К) «Наутро повелел он послать за печенегами». (Л) «… и пришли к другом колодцу, и почерпнули меду…».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Следующая цитата
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече [собрание горожан для решения общественных дел] и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Следующая цитата
вапросы: 1)Что значит >,и почему был в городе > 2)Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? 3)Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 4)В чем заключается план спасения города мудрым старцем?
Ольга Эценгерт1) осада затянулась - долгое время длилась; голод сильный - есть стало нечего, запасы закончились; 2) хотели сдатся потому как печенеги обещали накормить и в надежде на пощаду; 3) потому что понимали, что враг есть враг, одно дело обещания, но они ж видели что случалось с соедями которые сдавались - смерть, плен, разорение ; 4) план спасения - насыпать в колодцы муки и пить кисель. Как вид - земля кормит своих детей.
Следующая цитата
Во времена далёкие, древняя Русь Киевская противостояла многим врагам. Особо, докучали печенеги: набег за набегом… Грабили, разоряли русские города, русских людей в полон уводили. Этим стародавним временам посвящено одно из великих преданий летописи «Повести временных лет» – «Сказание о белгородском киселе».
Почему – кто знает не говорите - спокон веков люди русские киселю честь отдавали? Причина проста. Ибо сильно они помогали и укрепляли здоровье, и ум, и сметку со смекалкой. Так с той поры с киселями да с песнями, Богу помолясь да лоб перекрестя, русские люди за свою землю и держатся.
В далёкие лета… в год 987. когда Русь ещё Великим князем Владимиром крещёна не была, случилось это событие… И пошло о нём предание из уст в уста: от деда к сыну, от сына к внуку.
Пришли на нашу землю печенеги и войском встали под славным Белгородом. И затянулась осада города. И не давали вороги осаждённым выйти из города. Начался в городе голод сильный.
Собрали горожане вече и сказали:
- Уже скоро помрём от голода. А коль сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» Поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, он сказал:
- Не сдавайтесь три дня. Сделайте, что я вам велю.
Быстро сказка сказывается… Три дня не срок…
И сказал старец:
- Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Собрали. Старец повелел женщинам сделать болтушку… из чего кисель варят. А работным людям - выкопать глубокий колодец. Болтушку налили в кадку и опустили в колодец. Потом велел выкопать второй колодец. И приказал он разбавить мёд водой родниковой и опустить его в кадке.
Наутро велит послать за печенегами и передать с посланниками:
- Возьмите нас заложниками, а к нам пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе.
Быстро сказка сказывается да не быстро дело делается. Печенеги стали думать. И надумав, что белгородцы хотят сдаться, - лучших мужей послали в осаждённый город.
Это мы, современные люди, сейчас на двадцатом году двадцать первого века от Рождества Христова знаем что такое и сахар, и крахмал… Не говоря уж про кастрюльку из нержавейки и плиту газовую… А раньше-то откуда? Рожь, пшеницу, овес, горох, лён, толокно вываривали в глиняных корчагах до густоты, до полного развара клейковины… Ну, из того вывара многие кисели и делали.
Н-да, значит… Пришли мужи печенегские в город, а люди, вокруг них собравшись, им и говорят:
- Разве можете перестоять нас? Хоть десять лет будет стояние, мы выдержим. Ибо - имеем пищу от самой земли-матушки. Посмотрите своими глазами.
Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная. Почерпнули ведром, вылили в глиняные горшки. И - сварили кисель. Дух кисельный поплыл по-над городом. Пришли к другому колодцу, почерпнули мёду. Сами стали кисель есть да мёдом запивать. Печенеги зыркают по сторонам… слюной исходят… Ну, как обещали, отведать дали и печенегам. Те отведали и… Удивились немало печенеги! Говорят: «Не поверят нам князья наши… пока сами кисель не отведают».
Белгородцы налили в кринки кисельной болтушки да мёду из колодца. Отдали печенегам. Те, вернувшись обратно, поведали всё, что было. Едят высокие князья печенегские, рты утирают и сильно диву даются…
Отпустили они заложников, сняли войско и убрались от города восвояси.
Ну, а в конце, как водится, к сказке присказка: «Сказка вся, сказка вся: сказка кончилася. Пришёл сказочке конец, а кто слушал – молодец!»
От того так и называют кисель киселём, потому что основа того слова от слов «кислый», «киснуть».
Много воды утекло с тех пор. Русские люди уреклись (договорились), например, - в столице златоглавой в названиях улиц, в честь кисельных дел мастеров, память сохранить. Большой Кисельный переулок идёт от улицы Рождественка до улицы Большая Лубянка. Малый Кисельный переулок, соединяет Большой Кисельный с Рождественским бульваром. Нижний Кисельный переулок - продолжение Большого Кисельного переулка. Есть Кисельный тупик. Названия улиц возникли в XVII веке по имени Кисельной слободы, где жили кисельники.
Слово «кисель» вошло в поговорки и пословицы. Правда, всё реже, но от старшего поколения иногда услышишь:
Читайте также: