Мцыри части композиции события поэмы цитаты

Обновлено: 14.05.2024

Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.

Особенности композиции

Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.

Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.

Как видим, в композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция — рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка — смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.

Кульминация поэмы

Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация — момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».

Особенности конфликта в поэме

Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца — так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь — может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам — ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» — так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.

Можно счесть основным врагом героя общество, породившее такие уродливые, искалечившие судьбу Мцыри вещи, как война и монастырь. Но общество дано в поэме скорее в качестве подтекста, прямо оно нигде не выражено. Герой сетует на то, что он «умрет рабом и сиротой», но при этом не стремится никого обвинить: «И никого не прокляну!». Лермонтов поводит читателя к мысли о неразрешенности данного конфликта, потому что тюрьмой для Мцыри становится не только монастырь, но и весь мир в целом. Выращенный чужими людьми, он оказался оторванным от родной культуры, и теперь и она столь же враждебна и непонятна для него. Единственно возможный выход для него — смерть, и смерть Мцыри в поэме продиктована не требованиями сюжета романтической поэмы, она является единственным средством разрешения конфликта.

Следующая цитата

Цитатный план «Мцыри» поможет определить основу сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова, раскрыть образ главного героя, а также передать основную мысль.

Функция цитатного плана

Чтобы наиболее ярко представить сюжетную линию, рассмотрим цитатный план по главам, который можно использовать ученикам 8 класса.

Монастырь

В начале произведения описывается монастырь, в котором проживал Мцыри. Теперь он отличается своими развалинами и опустением: «Столбы обрушенных ворот», «Не слышно пенье в поздний час».

2 глава повествует о том, как появился Мцыри в монастыре: «Из жалости один монах // Больного призрел».

3, 4 и 5 главы представлены в виде исповеди мальчика: «Я мало жил, и жил в плену», «Она мечты мои звала // От келий душных и молитв // В тот чудный мир тревог и битв, // Где в тучах прячутся скалы, // Где люди вольны, как орлы». Мцыри приходит к следующему выводу: «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

Свобода

7 глава повествует о том, что же вспомнил главный герой, выбравшись на свободу: «И вспомнил я отцовский дом», «И вспомнил я наш мирный дом».

В 8 главе поэмы Мцыри задает вопрос старцу и сам на него отвечает: «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил».

Несмотря на радость главного героя, который оказался на свободе, о которой так мечтал, Мцыри понимает, что он не похож на других людей: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и прятался, как змей».

10 глава раскрывает то, где очутился Мцыри после сна: «Я осмотрелся; не таю: // Мне стало страшно; на краю // Грозящей бездны я лежал». В 11 главе автор говорит о том, что главный герой услышал «волшебные, странные голоса», а в 12 услышал «грузинки голос молодой». В 13 главе описывается красота грузинки, которая «смутила» думы Мцыри.

14 глаза рассказывает о цели главного героя: «Пройти в родимую страну», хотя он понимал (15 глава), что он «был чужой // Для них навек».

16 глава повествует о борьбе Мцыри с «могучим барсом» со «взором кровавым». В 17 главе продолжает идти рассказ о «смертельном бое» с барсом, который в итоге (18 глава) «встретил смерть лицом к лицу».

После боя (19 глава) Мцыри, «собрав остаток сил», «побрел в глубине лесной», в результате чего (20 глава) Мцыри понял: «Вернулся я к тюрьме моей». В 21 главе главный герой сравнивает себя с «в тюрьме воспитанным цветком». 22-23 главы рассказывают о том, как Мцыри умирал.

Следующая цитата

Анализ «Мцыри» Лермонтова


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри.

Год написания – 1838–1839 гг.

История создания – Есть предположения о том, что идею «Мцыри» поэт взял из предания монаха, с которым встретился на грузинских просторах. В истории создания были использованы и фольклорные мотивы.

Тема – Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нём незнакомые чувства.

Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.

Жанр – Жанр «Мцыри» – поэма.

Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой – всё это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм.

История создания

Когда Лермонтов отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Он поведал поэту, как в детстве был захвачен в плен генералом, как заболел и его оставили у монахов. Его не оставляла мысль о свободе, и пленённый горец делал неоднократные попытки убежать в горы. Есть вероятность того, что этот рассказ и взят за основу сюжета произведения.

В поэме использован и местный фольклор: в одном из эпизодов, где происходит схватка юноши с барсом, основой послужила грузинская песня, героями которой были молодой юноша и тигр.

Год написания поэмы – 1839, она претерпела много редакций, чтобы пройти через цензуру. Поэту пришлось убрать много фрагментов из глав, где особенно сильно воспевалась свобода, а также, где были ярко выраженные антиправославные эпизоды.

Название поэмы сначала было другим, так же, как и эпиграф, в поэтическом сборнике писателя поэма была издана под названием «Мцыри», это слово у грузин имеет два значения. Одно из них – «послушник», а другое – «чужеземец», и это название полностью отобразило суть поэмы. Первая публикация поэмы датируется 1840 годом, она вошла в прижизненный томик произведений поэта.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Анализ произведения «Мцыри» ясно показывает основную мысль поэмы, которая затрагивает проблему личностных отношений. Поэту были близки проблемы угнетения народа, когда власти действуют насильственными методами, стараясь подавить и уничтожить волю мирных жителей.

Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену у чужих людей. На три дня свободолюбивый и гордый Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно и снова оказывается в плену монастыря.

Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни всё может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен.

Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл произведения.

Композиция

Строение поэмы «Мцыри» является замкнутой композицией – действие возвращается туда, откуда оно и начиналось – в монастырь.

Действие начинается с описания того, как Мцыри попадает в монастырь к монахам. В первых двух главах описывается его воспитание и жизнь. Завязка поэмы – побег юноши из плена. В остальных главах описана жизнь на воле и кульминация поэмы – схватка героя с барсом. Это главный и пафосный момент, где Мцыри вступает в борьбу и одерживает победу.

Многообразие художественных средств «Мцыри»,: эпитеты, метафоры, сравнения – всё это придает поэме накал страстей, особую эмоциональность и одухотворённость. Но злой рок сильнее юноши, не приспособленного к самостоятельности, герой не может найти дорогу и вновь оказывается в монастыре.

Мцыри находится на грани жизни и смерти, и он открывается старому монаху. Звучит исповедь Мцыри, в которой он описывает свои три дня, проведённые на свободе. Он не сожалеет ни о чем: эти три дня дали герою больше, чем вся его жизнь под неусыпным надзором монахов. Он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы. И действие приходит к развязке: Мцыри уже умирает, но он счастлив и никого не хочет проклинать.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мцыри».

Критики восторженно приняли поэму Лермонтова, они увидели в Мцыри отражение самого поэта, его горячность и бунтарский пыл.

Следующая цитата

К уроку литературы. 8 класс. Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

К уроку литературы. 8 класс. Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

1 слайд Описание слайда:

К уроку литературы. 8 класс. Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Исторические события и реалии , отраженные в поэме. Генерал А. П. Ермолов. Ху

2 слайд Описание слайда:

Исторические события и реалии , отраженные в поэме. Генерал А. П. Ермолов. Художник П. З. Захаров (из чеченцев) ребенком был взят в плен русскими.

 Трёхлетним ребёнком он был подобран русскими войсками у тела убитой матери в

3 слайд Описание слайда:

Трёхлетним ребёнком он был подобран русскими войсками у тела убитой матери в разгромленном чеченском ауле. Генерал А.П. Ермолов стал крёстным отцом ребёнка, а выходил израненного мальчика казак Захар, в честь которого ребёнок получил фамилию и отчество: Пётр Захарович Захаров. Впоследствии его взял на воспитание и вырастил двоюродный брат А. П. Ермолова — Петр Николаевич Ермолов. Пётр Захаров с детства проявлял способности к рисованию; повзрослев, он получил академическое образование и стал профессиональным художником, специализирующимся на портретах. Полулегендарная история его жизни включает рассказ о его сестре, которая воспитывалась у чужих людей, но перед свадьбой попросила своего жениха вернуть ей брата. По преданию, жених нашёл Петра Захарова и привёз его на свадьбу. После этого события художник стал подписывать свои картины «П. Захаров из Дады-Юрта». Именно его и пригласила бабушка Лермонтова нарисовать портрет любимого внука, только что получившего офицерское звание.

Именно его и пригласила бабушка Лермонтова нарисовать портрет любимого внука,

4 слайд Описание слайда:

Именно его и пригласила бабушка Лермонтова нарисовать портрет любимого внука, только что получившего офицерское звание.

Храм Светицховели Строительство Храм Светицховели возглавил зодчий Арсукидзе.

5 слайд Описание слайда:

Храм Светицховели Строительство Храм Светицховели возглавил зодчий Арсукидзе. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».Храм несколько раз разрушали и восстанавливали, следы чего и сейчас нетрудно заметить. Особенно пострадал он в конце XIV века, при нашествии Тамерлана, по повелению которого были подрублены устои храма. Но собор устоял. В храме сохранились многочисленные надгробия представителей царского рода Багратиони. У алтарной преграды – могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия X. Здесь же находится могила царя Вахтанга Горгасали. Храм Светицховели – один из самых прославленных и почитаемых в Грузии. Эта монументальная церковь служила домовым храмом патриарха и местом погребения царей Иверии. Храм окружен крепостной стеной с башнями.

Культовое и святое место для каждого грузина – древняя столица Грузии Мцхета,

6 слайд Описание слайда:

Культовое и святое место для каждого грузина – древняя столица Грузии Мцхета, расположенная в 20 километрах от Тбилиси. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют "Вторым Иерусалимом". Сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господен. Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы. Культовое и святое место для каждого грузина – древняя столица Грузии Мцхета, расположенная в 20 километрах от Тбилиси. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, нет больше во всей Грузии.

Композиция поэмы Главы Части композиции События поэмы Цитаты – названия часте

7 слайд Описание слайда:

Композиция поэмы Главы Части композиции События поэмы Цитаты – названия частей поэмы 1 – 2 Авторская экспозиция Рассказ о монастыре и присоединение Грузии к России Там, гдесливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, СтруиАрагвыи Куры, Был монастырь… Рассказ о «пленном» ребенке, о его жизни в монастыре, о побеге, возвращении и начале исповеди Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов…

Композиция поэмы Главы Части композиции События поэмы Цитаты – названия часте

8 слайд Описание слайда:

Композиция поэмы Главы Части композиции События поэмы Цитаты – названия частей поэмы 3- 26 Исповедь героя 3 – 8 Лирическая экспозиция Исповедь Мцыри Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променялбы, если б смог…

9 – начало24 Основная часть поэмы Рассказ о днях вне монастыря: встреча с гру

9 слайд Описание слайда:

9 – начало24 Основная часть поэмы Рассказ о днях вне монастыря: встреча с грузинкой; поединок с барсом Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной…


10 слайд

Читайте также: