Симеон новый богослов цитаты
Обновлено: 31.10.2024
Редко встречаются в нашей духовной традиции описания мистического опыта. Подвижники писали в основном к людям малоопытным, для которых нужно было объяснить основополагающие истины о покаянии и борьбе со страстями. О высоком опыте рассуждать в таком случае было неуместно. Да и редко кто из Божиих избранников открывал свой мистический опыт. Причина была особая: подвижники опасались незаметного приражения тщеславного помысла.
И все-таки наша традиция свидетельствует о подлинном мистическом опыте – в том числе устами преподобного Симеона. Не зря мы величаем его Богословом. Это указание не на полученное образование и «профессиональную принадлежность», а на опыт высокой жизни в Боге, знание таинственных истин о духовной жизни, о богопознании. И о мистике он писал. Почему? Может, потому что он был поэтом. Ведь поэты пишут о своих переживаниях откровеннее, чем непоэты.
По милости Божией эта откровенность не принесла духовного ущерба преподобному поэту. Видимо, он превосходно знал свои немощи и силу Христову. Видимо, смиренномудрие защищало его от тщеславных помыслов. Как это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии.
У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных. Эти рассуждения ставят обыденное в духовную перспективу, побуждают задуматься о том, кто я есть, нашел ли я свое место.
Позволю себе привести пространную цитату из святого Симеона: «Нельзя жать нивы лопатою, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилою. но каждым [орудием] приспособительно нужно пользоваться для каждого [дела]. и Бог сотворил нас, [чтобы] каждый верный совершал в жизни свои дела: одних он поставил учить, других учиться. иным [дал] пророчествовать. других показал предстоятелями, – [все] это духовные дарования. Но назовем и иные дарования Творца. одного Он сотворил крепким по телу. иного с лучшим голосом, чем другие. И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству [свой] дар и преимущество. Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан» [1] .
Слова подвижника о трудах человеческих читаются как толкование евангельской притчи о талантах. Господь каждому из нас дает талант, дарование. Непросто бывает понять, к чему у меня талант. Как часто родители направляют детей по своим стопам без учета, что у ребенка способности к другой области. Как часто мы выбираем себе профессию, исходя из ее престижности. И вот в тридцать лет на работу идти не хочется, начинаются мучительные поиски себя, своей дороги. Слава Богу, если человек поймет, в чем же его талант, займется своим делом, которое у него получается на славу. Увидит, что от его трудов ощутима реальная польза, возблагодарит Создателя.
Приведенную цитату из святого Симеона надо бы продолжить, но теперь слова преподобного я перескажу близко к тексту. «Как можно помыслить что-либо, или действовать без Божественной силы?» – спрашивает он.
Бог дал мне ум, какой счел нужным, дает и мыслить о полезном, дает силу действовать по Его воле. Если я сотворю Его волю, то Он даст больше дарований, больше талантов. Если я пренебрегу тем немногим, что имею, то лишусь и того, что вверено мне от Бога.
Это позволяет нам говорить о человеческом труде в свете Промысла Божия.
Как замечательно преподобный Симеон разъясняет нам Священное Писание, волю Творца. И слово Христа, в мудрой простоте истолкованное Новым Богословом, преображает скучную прозу нашей жизни, одухотворяет наши повседневные труды.
Следующая цитата
". Ересь бывает, когда кто уклоняется от какого-либо догмата православной веры, но кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога и сподоблялись приять Духа Святого и креститься от Него, то есть возродиться благодатию Святого Духа и соделаться сынами Божиими, с сознанием, опытным вкушением и узрением, - тот низвращает все воплощенное домостроительство Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и явно отвергает обновление образа Божия или человеческого естества, растленного и умерщвленного грехом. Обновлением я называю воссоздание нашего естества, которое совершил Христос Господь, преложив его из тления в нетление и из смертности в бессмертие.
Мы исповедуем, что как невозможно спастись никому, кто не крестится водою и Духом, так и тому, кто согрешает по Крещении, если не покается и опять не восприимет благодати Святого Духа и не будет воссоздан и обновлен свыше, невозможно спастись, как утверждает сие Господь, сказав Никодиму: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Ин.3:3), и опять, Апостолам: Иоанн ибо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян.1:5). Итак, кто не познал (осязательно) благодати Святого Духа, которую приял чрез святое Крещение, когда был малым младенцем, и, быв крещен по вере, осквернил себя бесчисленными грехами и потом отвращается и от второго крещения - покаяния, - того, говорю, которое дается свыше, по человеколюбию Божию, благодатию Святого Духа, тем, кои взыскивают ее покаянием; тому как возможно обрести каким-либо образом спасение свое? Не обретет он его никогда".
Преп. Симеон Новый Богослов, Слово 64 "О богохульстве. Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию".
Нравится Показать список оценившихВ продолжение темы - высказывания с одного из форумов:
". В современной проповеди православия в абсолютном большинстве случаев не хватает самого православия.
Проповедь в духе "чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил" - это, согласно прп. Симеону, есть своего рода ересь ересей, т.е. не просто искажение каких-то частных положений православной веры, но отвержение самой православной веры, которая, как он постоянно подчеркивает, и состоит в действенной и осознанной (в сознании и духовном ощущении) жизни в Святом Духе. Он говорит, что христианство начинается только тогда, когда человек реально рождается от Духа (помазывается Духом) по образу Помазанника-Христа, что предполагает опытное познание Бога-Троицы и т.п.
При этом он допускает возможность снисхождения к немощным "христианам", но только при одном условии: коли уж вы по нерадению своему не имеете того, что должны иметь все настоящие христиане, то по крайней мере не выпендривайтесь, не кичитесь своим православием, которого у вас на самом деле нет, признайте, что вы по сути не христиане еще, и уж тем более не утверждайте, что действенное причастие Богу, в котором и состоит христианство, невозможно в наше время - оно возможно всегда и для всех.
Или вот: "Но прежде чем увидите, прежде чем получите, прежде чем испытаете все сие, не обольщайте себя самих, в прельщении полагая, что представляете собой нечто, не будучи ничем. От этого некоторые из вас сидят спокойно и беззаботно, так как совесть вас не обличает за то, что, не получив Духа Святого, думаете, будто вы - духоносцы, и течете несмысленно, - принимаете чужие помыслы, исповедуете других, делаетесь, как не следовало бы, иереями, духовниками, игуменами, восхищаете священство с презорством и бесстрашием и употребляете бесчисленные способы и хитрости, чтобы завладеть митрополиями, епископствами и игуменствами, чтобы пасти народ Господень" (слово 63 рус. пер.)".
Нравится Показать список оценивших*кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога и сподоблялись приять Духа Святого и креститься от Него, то есть возродиться благодатию Святого Духа и соделаться сынами Божиими*
а как эти слова можно отнести к нашему времени? Кто так говорит? Где эта ересь нынче цветет?
Кажется, что ересь это старая, как и все ереси. Новой ересь названа примерно по той же причине, что и преп. Симеон - новым Богословом - исключительно по языковому удобству или по закрепившемуся словосочетанию. Никакого вероучительного смысла в "новизне" как таковой нет.
Нравится Показать список оценившихречь не о том, кто в наше время так говорит (хотя знаю многих верующих, которые просто убеждены, что в наше время такого быть не может, а если что-то похожее бывает, то это не иначе как прелесть духовная), речь о том, что о самом процессе рождения христианина от Бога как необходимом и без которого никакая настоящая христианская жизнь просто невозможна, - вот об этом процессе как наиважнейшем говорится совсем мало или почти не говорится - проповедь строится лишь на том, что надо быть хорошим человеком и т.д. Нравится Показать список оценивших
ну, понятно, что речь не о конкретных людях/приходах/и даже церквях. Мой вопрос "кто говорит?" был в пандан к словам преп.С.Н.Б. "кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога . ".
Но не знаю, стоит ли воевать с призраками. Мне кажется, что не стоит. Когда в проповеди говорится, что надо быть хорошим человеком, то это, м.б., плохая проповедь. Но содержит ли она эту ересь - скорее всего нет. Слишком расплывчата формулировка "вот об этом процессе как наиважнейшем говорится совсем мало или почти не говорится".
Нравится Показать список оценивших*новой эта ересь была, скорее всего, во времена Симеона НБ. *
тут, наверное, еще можно провести различение между появлением ереси в истории и появлением ереси как духовной заразы.
В истории ереси проявляются в тот или иной конкр.момент, и в этом смысле могут быть названы новыми.
Но родоначальник всех ересей - древний змий, и в этом смысле все ереси появились в момент преступления первыми людьми заповеди.
Надеюсь, что меня кто-нибудь поправит, если я чего-нибудь не так сказала.
Татьяна, да, вот это хотелось бы подробнее узнать: "В истории ереси проявляются в тот или иной конкр.момент, и в этом смысле могут быть названы новыми.
Но родоначальник всех ересей - древний змий, и в этом смысле все ереси появились в момент преступления первыми людьми заповеди".
Следующая цитата
Святитель Феофан Затворник высоко ценил творения преподобного Симеона и часто рекомендовал своим духовным чадам это «. сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни. Как настойчиво излагает он суть дела жизни христианской, производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя–исключительно. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения» – свидетельствовал в письмах святитель во время работы над переводом.Главный предмет наставлений святого Симеона – делание во Христе сокровенное. Он объясняет пути внутренней брани, обучает мерам совершенствования, заставляет подвизаться преимущественно против духовных страстей, против помыслов и движений греховных. Преподобный Симеон говорит об этом так, как только может говорить человек, изучивший опытом жизнь нравственную, притом не год, а десятки лет. Сочинения его–богатейшая сокровищница мыслей о жизни духовной, с силою действующих на душу, жаждущую благочестия.
Источник: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. - Изд. 2-е. - Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый - 1892. – 490 с.; Выпуск второй. – 1893. – 593 с.
Следующая цитата
Обнаженная женщина являет, вероятно, меньшую опасность, нежели женщина, облаченная в одежду, если последняя расположена так искусно, что, все скрывая, вместе с тем все выставляет напоказ.
Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?
Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.
Читайте также: