Цитаты про гнев в исламе
Обновлено: 21.11.2024
Сегодня я хочу остановиться на одном очень коротком хадисе Пророка (мир ему и благословение), который должен стать для нас лозунгом в повседневной жизни.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что некий мужчина пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха, дай мне совет!». Спрашивающий не злился, просто попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) совета. Посланник Аллаха ему сказал коротко:
«Не злись» (аль-Бухарий).
Человек, который видит Посланника Аллаха впервые, просит наставления, и Посланник Аллаха говорит ему: «Берегись зла». Человеку этого было недостаточно, он еще раз попросил у Посланника Аллаха наставления, и Посланник Аллаха несколько раз повторил: «Не злись».
И это очень важное наставление для нас всех. Потому что именно гнев, злость является причиной многих ошибок, многих причиняемых друг другу обид, многих разладов, расколов, семейных разводов, даже международных политических ошибок. Все это происходит из-за эмоций, амбиций, в основе которых находится злоба.
И ни о какой исламской нравственности не может быть речи, пока мы сначала не прислушаемся этому совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Мы знаем, сколько злобы и ненависти встречаем повсюду. Молодым людям вместо того, чтобы быть радушными, приветливыми, терпеливыми, с улыбкой на лице, кажется, что когда они ходят хмурые, злые без повода и причины, это для них защита. Как красиво, когда человек силен, он, может быть, и злится, но он улыбчив, придерживается нравов Ислама, а не диких нравов животного мира.
Все проблемы человек должен решать с улыбкой на лице, терпеливо, объективно и расставаться с людьми по-дружески, сохраняя отношения с ними. Все ошибки между людьми происходят именно по причине злости.
Кто может нас призывать к такому, как не Мухаммад (мир ему и благословение), о котором Всевышний Аллах сказал:
وإنك لعل خلق عظيم
«Воистину, ты обладаешь очень высоким нравом» (сура «аль-Калям», аят 4).
Он является наилучшим примером подражания для каждого, кто желает вечной жизни, вечного счастья. Мы очень нуждаемся в повторении этих слов друг другу. Высшая победа человека – это победа над самим собой. Тот, кто потерпит поражение перед самим собой, своим нафсом, ни в чём не сможет победить. Беда всей мусульманской уммы в том, что мусульмане сегодня терпят поражение в самом главном джихаде – в джихаде над самим собой. Если мусульмане терпят поражение в этой битве, они никогда никого не победят.
Почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предостерегает нас от таких эмоций? Потому что злость, гнев – это когда в сердце начинается кипеть кровь, это то, что толкает человека на возмездие.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано:
اتَّقُوا الْغَضَبَ فَإِنَّهَا جَمْرَةٌ تُوقَدُ فِي قَلْبِ ابْنِ آدَمَ , أَلَمْ تَرَوْا إِلَى انْتِفَاخِ أَوْدَاجِهِ
«Остерегайтесь гнева, воистину, это уголек, который раскаляется в сердце сына Адама. Разве вы не видите, как он краснеет во время гнева и как раздуваются его кровеносные сосуды?» (Ахмад, Абу Давуд).
Известный ученый Хамид, сын Абдурахмана, сказал, что когда поразмыслил о словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то осознал, что именно гнев является причиной всякого зла. И именно это нам следует понимать, нужно вникать в каждое слово Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и понимать нашу нужду в этих наставлениях, хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Почему? Потому что, когда человек гневается, он не замечает, что произносит, что делает. В таком состоянии человек способен на любую глупость и даже преступление.
Поэтому настоящим героем в Исламе является, как сказано в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Человек, который владеет собой в порыве гнева». Если даже он вынужден показать характер, то не теряет рассудок, он контролирует себя и не позволяет сказать лишнего, нарушить нормы шариата.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
ليس الشديد بالصرعة ، إنما الشديد الذي يملك نفسه عند الغضب
«Силен не тот, кто способен перебороть другого, а тот, кто совладает собой во время сильного гнева» (аль-Бухарий, Муслим).
В другой версии хадиса передается:
ليس الشديد من غلب الناس ولكن الشديد من غلب نفسه
«Не силен тот, кто способен перебороть людей, воистину, сильным является тот, кто победил самого себя».
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто призывал своих сподвижников к борьбе со своим нафсом.
Ибн Абас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ثلاث من كن فيه آواه الله في كنفه ، وستر عليه برحمته، وأدخله في محبته : من إذا أُعطي شكر ، وإذا قدر غفر ، وإذا غضب فتر
«Если в человеке будут три качества, Всевышний Аллах обережет его, будет хранить под Своей заботой, скрывать его недостатки по Своей милости и введет раба под Свою любовь. Первое качество – благодарность; это когда человеку дается благо, и он воздает хвалу Всевышнему Аллаху. Второе качество – великодушие; это когда человек получает возможность мщения, но прощает. И третье качество – хладнокровие; когда он гневается, но быстро успокаивается» (аль-Байхакий).
Мне нагрубил один человек – не понял, кто я, и унизил, отозвался обо мне плохо. У меня очень высокое положение, я могу одним звонком сделать так, чтобы ему досталось за это, но ради Аллаха я прощаю. Прощение это именно тогда, когда ты бы мог бы ему отомстить, но ради Аллаха прощаешь его.
Также Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
مَنْ دَفَعَ غَضَبَهُ دَفَعَ اللَّهُ عَنْهُ عَذَابَهُ ، وَمَنْ حَفِظَ لِسَانَهُ سَتَرَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ
«От того, кто будет отталкивать свой гнев, Всевышний Аллах будет отталкивать Свое наказание. А у того, кто будет беречь свой язык, Всевышний Аллах скроет недостатки» (Укайлий).
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ما من جرعة أعظم أجرا عند الله من جرعة غيظ كظمها عبد ابتغاء وجه الله
«Нет ни одного глотка, который ценился бы выше Всевышним Аллахом, чем глоток гнева, который проглотил раб ради Аллаха» (Ахмад).
Это очень ценный глоток, это то, что доходит до Всевышнего Аллаха, если ты это делаешь именно ради Него.
В другом хадисе от Муаза ибн Анаса передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
قال من كظم غيظا وهو قادر على أن ينفذه دعاه الله عز وجل على رءوس الخلائق يوم القيامة حتى يخيره الله من الحور العين ما شاء
«Того, кто проглотит свой гнев, будучи в состоянии выпустить его, в Судный день Всевышний Аллах назовет перед всеми народами…» (Абу Давуд). Вы представляете, какой великий почёт! Если здесь будет стоять глава страны, и одного из вас назовут по имени, этот человек от счастья от земли оторвется. И в Судный день среди всех народов Всевышний Аллах вызовет человека, который, имея возможность выпустить гнев, отказался от этого. И что еще Всевышний Аллах предлагает ему – Он предоставляет ему выбор любой из гурий. Гурии – это существа женского пола бесподобной красоты, с которыми нельзя сравнить ни одну самую красивую женщину в этом мире. Всевышний Аллах за глоток гнева предоставит своему рабу такой выбор. Разве не стоит ради этого проглотить гнев?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был наилучшим примером для своих сподвижников, семьи и для всей уммы в кротости, терпеливости, сдержанности.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит, что когда перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение) стоял выбор между двумя делами, он выбирал легкое. Почему? Потому что он был милосерден к умме. Если бы он выбрал тяжкое, суровое, мы были бы в затруднении. Но посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда выбирал легкое дело.
Далее Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не мстил лично за себя. То есть все, что касалось его личности, он прощал. А сегодня мы твердо записываем ту обиду, которую кто-то нанес нам. Личные обиды доходят до того, что они отражаются даже на работе больших политиков.
Нам известно, сколько Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пережил унижений, оскорблений и физических притеснений.
Современный молодой человек, якобы следующий сунне Пророка (мир ему и благословение), призывающий людей к Исламу, желающий, чтобы весь мир стал Халифатом, полон гнева, готов отомстить за себя. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда за себя не мстил, если только не попирались законы Аллаха. Когда происходило преступление, если кто-то совершал тяжкий грех, аморальный поступок, тогда, конечно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) гневался и требовал возмездия ради Аллаха.
Давайте сравним свою жизнь с некоторыми примерами из жизни Пророка (мир ему и благословение). Анас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Как-то раз я шел вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), и на нем была накидка из грубой ткани. Один бедуин догнал Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и дернул его за эту накидку так сильно, что я (Анас), посмотрев на шею Пророка (мир ему и благословение), заметил, что накидка сильно поцарапала шею Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Бедуин сказал ему: «Почему ты мне не даешь из богатства Аллаха, которое у тебя есть? Дай мне что-нибудь!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посмотрел на него и рассмеялся. Он не стал нервничать, поучать его, а сказал: «Дайте ему». Пророк дал материальное вознаграждение этому бедному человеку.
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я смотрю на Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он олицетворяет одного из пророков. Народ его избил, он окровавлен, а он вытирает кровь со своего лица и говорит: «О Аллах, прости моему народу, они не ведают».
Как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел со своими сподвижниками, и некий грубиян подошел и ни с того ни сего несколько раз нагрубил сподвижнику Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Всевышний Аллах испытывает своих праведных рабов, Аллах и нас испытывает грубостью. Когда его задели в третий раз, Абу Бакр не сдержался и ответил ему. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покинул этот маджлис. Представьте, стоило Абу Бакру просто возразить этому человеку, как Посланник Аллаха покинул этот маджлис. Абу Бакр испугался, заметив недовольство Посланника Аллаха (мир ему и благословение), тут же побежал к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, ты недоволен мною?!» Посланник Аллаха сказал: «Снизошел ангел с небес, который отвечал этому грубияну на все, что он говорил, и он тебя защищал и ограждал, пока ты не заступился сам за себя. Как только ты заступился за себя, ангел покинул этот маджлис, и я покинул за ним этот маджлис, вместо ангела сел шайтан, после этого я не смог сидеть рядом с шайтаном».
Таковы величайшие примеры из жизни Пророка (мир ему и благословение) и их сподвижников, призывающие нас к избавлению от болезни злости, гнева, который приводит нас к очень печальным последствиям.
Да одарит Всевышний Аллах нас силой и терпением победить свой нафс!
По материалам пятничной проповеди имама Центральной мечети г. Махачкалы Мухаммадрасула-хаджи Саадуева
Следующая цитата
Гнев — эмоциональное возбуждение, вызванное сильным недовольством из-за обиды или несправедливости. Нередко можно увидеть, как замечание, критика или проступок вызывают взрыв недовольства.
Мгновенный гнев — нечто естественное. Будучи неподвластным контролю, человека нельзя в нём упрекнуть. В этом состоянии человек уверен, что он во всём прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит, он видит свою душу, загрязнённую бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный из моря.
Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиду и боль людям.
Однажды некто попросил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) дать ему совет, который Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) считает особо важным. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Никогда не поддавайся порыву гнева. Человек повторил свой вопрос несколько раз, но каждый раз Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) отвечал: «Никогда и ни при каких обстоятельствах не поддавайся порыву гнева» (Абу Хурайра, Бухари).
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), повторил несколько раз, чтобы подчеркнуть, как важно контролировать гнев. Быть очень терпеливым и спокойным, не подаваться гневу в словах или действиях.
Что ждёт за контроль над гневом?
Аллах любит тех, кто контролирует свой гнев и прощает других. В Коране сказано: ". которые . сдерживают свой гнев и прощают людям (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!" (сура "Алю Имран", аят 134).
А хадис гласит: "В Судный день к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, Аллах обратится перед Своими созданиями, чтобы предложить ему выбрать для себя ту гурию, которую он пожелает» (Имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа).
Каков вред от гнева?
Часто, когда человек сердится, он может говорить и делать вещи, о которых потом будет сожалеть. Он теряет самообладание. Может кричать, проклинать, говорить ужасные вещи. Он может покалечить или даже убить кого-то в порыве гнева. Когда человек злится, он может нанести непоправимый ущерб себе и другим. Гнев наносит отдельному человеку физический, моральный и духовный ущерб. Ты можешь убедиться в этом, стоит только представить себе охваченного гневом человека, цвет лица которого изменился, кровь кипит, жилы на шее вздулись, руки трясутся, движения беспорядочны, а речь бессвязна. С языка его срываются непристойные слова, он бранится и может сказать даже нечто запретное, что иногда ставит человека вне Ислама.
Например, он произносит слова, свидетельствующие о его неверии, наносит оскорбления религии или говорит что-нибудь наподобие этого. Кроме того, в состоянии гнева он может начать совершать беспорядочные действия и попусту тратить деньги, подрывая основы своего благополучия или нанося вред своему телу.
Если же говорить об ущербе для общества в целом, то гнев порождает ненависть в сердцах и заставляет замышлять дурное против людей, что может приводить к нанесению обид, оскорблениям мусульман или разрыву отношений с ними, а также к злорадству над другими. Так, между друзьями возникают вражда и ненависть, обрываются родственные связи, повсюду распространяется нравственное разложение, и общество разрушается.
Гнев - эта одна из уловок шайтана, чтобы сломать нашу веру. Мы должны быть осторожны, должны контролировать свой гнев и не позволять гневу побеждать нас.
Следующая цитата
Злость — естественное чувство, которое может привести вред не только тому, в чей адрес оно направлено, но и тому, кто его испытывает. Мы несовершенны и нам свойственно впадать в крайности и временами терять самообладание, но тот, кто не стремится к контролированию проявления своих негативных чувств, далек от довольства Аллаха.
Злость способна отдалить людей друг от друга , сломать даже самые крепкие отношения и нанести вред душевному спокойствию человека. Порой мы сами не понимаем, как впадаем в злость, ведем себя некорректно и можем причинять боль даже самым близким людям. Как будто наши чувства сильнее нас самих. Неконтролируемая злость — одно из оружий шайтана, которым он сбивает людей с пути истины и лишает их довольства их Творца.
То, как мы реагируем на окружающие нас события и поведения людей является одним из испытаний этого мира. Злость и гнев приводят к горю и печали в обоих мирах, и что страшнее всего — отдаляют от Аллаха, ведь в сердце, заполненным горечью обид и злостью, нет места милосердию и любви Аллаху.
Сохранение терпения, самообладания и милосердия — это то, к чему призывает нас наша вера. Всевышний Аллах говорит: "Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы кормите только тех, кто кормит вас, и почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? Ни одному из вас не дано преимущество над другим. Поистине, уверовавшие, - это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло; это те, кто сохраняют родственные связи даже с теми, кто разорвал их; это те, кто прощает даже тех, кто лишил их и отказал им; это те, которые доверяют даже тому, кто их предал; это те, которые разговаривают даже с теми, кто прекратил с ними общение и оказывают уважение даже тому, кто их унизил".
Злость возникает в человеке, потом переходит в его слова и поступки. Чувствовать злость естественно для человека, но он всячески должен подавлять в себе это чувство и не позволять ему обладать им, его речами, поступками и причинить другим вред.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари и Муслим).
При возникновении любой непонятной ситуации верующий может обратиться к образцу лучшей жизни на земле — жизни пророка Мухаммада. Человек должен совершенствоваться и работать над собой и при возникновении в душе злости следовать сунне пророка Мухаммада (мир ему):
Во-первых, нужно сохранять спокойствие и проявит терпение. Тот, кто разгневан, может наговорить много слов, о которых впоследствии пожалеет. Молчание — лучшее средство от злости. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Если гневаешься, то молчи».
Во-вторых, в любой ситуации верующий должен обратиться к Аллаху и стремится к Его защите от шайтана. Аллах сказал:
«А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» (Коран, 7: 200).
Сулейман ибн Сурад (да будет им доволен Аллах) сказал:
«Я сидел вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда два человека рядом стали ругаться друг с другом. При этом у одного из них покраснело лицо и вздулись вены. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Я знаю слова, сказав которые, он отвёл бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», — его бы покинуло то, что он сейчас испытывает».
В-третьих, для того, чтобы человек смог остудить пыл, поразмыслить и смириться, он должен поменять позу. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. Пророк (мир ему) сказал:
«Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть ляжет».
Также если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является тахарат. В одном из хадисов сказано:
«Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».
Причины гнева.
Эти причины многочисленны и разнообразны. Это и гордость, и высокомерие по отношению к людям, стремление возвыситься над ними, насмешки и издевательства над другими, множество шуток, особенно если для этого нет никаких оснований, споры и вмешательство в такие дела, которые не касаются человека, а также стремление к излишнему богатству и высокому положению. Мусульманину рекомендуется освобождаться от этих порицаемых качеств, возвыситься над ними и воспитывать в себе противоположные качества.
Следующая цитата
Давайте признаемся, что каждый из нас временами злится и выходит из себя. И порой бывает очень сложно контролировать свой гнев. Что говорится о природе злости и умении контролировать ее в хадисах?
- Гнев – от шайтана
«Знайте, что гнев – это кусок угля в сердце сына Адама. Посмотрите на глаза и вены человека, когда он в гневе! Пусть же тот, с кем случится подобное, сядет».
- Гнев – это форма сумасшествия
Один из сподвижников говорил: «Ярость – это форма сумасшествия, потому что тот, кто гневается, сожалеет позже, если он не сожалеет, он становится глубоко сумасшедшим».
- Гнев содержит в себе все зло
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку (мир ему): «Сделай мне наставление!» Он ответил: «Не гневайся». Этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и Пророк (мир ему) повторил «Не гневайся» несколько раз.
В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: «И я подумал над тем, что сказал Пророк (мир ему) и понял, что гнев содержит в себе все зло».
Хадисы о сдерживании себя во время злости
1. Слова, сдерживающие гнев.
«Я знаю слова, сказав которые, он отвел бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», его покинуло бы то, что он сейчас испытывает».
«Воистину, гнев – от шайтана, и, воистину, шайтан создан из огня».
3. Истинная сила.
«Не тот силен, кто может победить в борьбе, а тот силен, кто сможет сдержать себя во время гнева».
Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) как-то проходил мимо дерущихся людей и спросил: «Что это?» Ему ответили, что один из дерущихся самый сильный, и если он дерется с кем-то, то он его всегда побеждает. Пророк (мир ему) сказал: «Не указать ли вам на того, кто сильнее его? Это тот, по отношение к которому совершили несправедливость, а он сдержал свой гнев и победил его, и победил своего шайтана и шайтана того, кто его притеснил».
4. Награда за сдерживание гнева.
«Самый сильный тот, кто у кого от гнева покраснело лицо и вздулись вены, и он смог победить свой гнев».
«Сердце того, кто сдержит себя в гневе, в то время как он может совершить какое-либо действие в соответствии с ним, Аллах наполнит (Свят Он и Велик) довольством в День Воскресенья».
«Того, кто сдержит свой гнев, в то время как он может действовать в соответствии с ним, вызовет Аллах (Свят Он и Велик) перед своими творениями в День Воскресенья и позволит ему выбрать из гурий ту, которую он пожелает».
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Когда кто-то из вас гневается, пусть замолчит».
6. Переключиться с эмоций на движения.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если ты разгневался стоя – сядь, если разгневался сидя – ляг».
Аль-Хаттабий передал толкование данного хадиса от Абу Дауда: «Стоящий сам по себе готов к дальнейшим действиям, удару и т.д. Сидящий – менее способен на это, а лежащий не способен на подобные действия (если он не встанет). И повеление Пророка (мир ему) сесть или лечь направлено на удержание гневающегося от действий, в совершении которых он будет раскаиваться потом».
Как контролировать гнев?
Необходимо приучать свою душу придерживаться таких достойных качеств, как кротость, терпение и осмотрительность в делах, поступках и суждениях. При возникновении гнева лучше всего остановиться и подумать о том, что вы собираетесь сделать. Вы увидите, что вы можете сделать свой выбор в лучшую сторону.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) порекомендовал в отношении управления гневом следующее:
«Когда один из вас сердится стоя, пусть сядет, и если его гнев уйдет (это хорошо), в противном случае пусть ляжет». В другом хадисе описывается, что «следует сделать омовение при возникновении гнева». Также читать истиазу. Когда вы научитесь контролировать свой гнев, то будете чувствовать себя лучше, а другим станет более комфортно около вас.
Гнев ради Аллаха.
Причиной такого гнева становится нарушение людьми религиозных запретов, или пренебрежение поклонением или стремление причинить зло мусульманину, опорочить его или присвоить его достояние, то в подобных случаях проявление гнева является похвальным и необходимым.
Мы узнали, что:
- Гнев приводит к плохим последствиям;
- Советы по поводу избавления от гнева;
- Аллах вознаграждает сдерживающих гнев;
- надо контролировать гнев и о том, как это делать.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Читайте также: