Севастопольские рассказы краткое содержание с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет — всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра… Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики — сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите… защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».

Продолжение после рекламы:

В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища… войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развева­ющимися знамёнами и гарцующими генералами, а… войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…». Молоденький офицер, воевавший на четвертом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.

По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.

Брифли существует благодаря рекламе:

Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства… Чувство злобы, мщения врагу… таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине… Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»

Продолжение после рекламы:

Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти» Наиболее справедливым представляется решение конфликта оригинальным путем; если бы сразились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать»

В осаждённом Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них — пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недавно получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа (близкий друг Михайлова) с увлечением следит по газетам за передви­жениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспоминает свой прежний круг, который был «до такой степени выше теперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрожки, как он танцевал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать противное

Брифли существует благодаря рекламе:

Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на бульваре капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» — для этого он и гуляет по бульвару. «А так как в осажденном городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каждого аристократа и неаристократа… Тщеславие! Должно быть, оно есть характе­ри­стическая черта и особенная болезнь нашего века… Отчего в наш век есть только три рода людей: одних — принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других — принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих — бессознательно, рабски действующих под его влиянием…»

Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» — это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начинают демонстративно разговаривать только друг с другом, давая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе.

Реклама:

Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион — его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить — в ногу, в живот или в голову.

Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдет, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдет. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперед, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идет сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.

Реклама:

Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион отправляет Калугина к орудиям вместе с молоденьким офицером. Генерал отдает приказ Праскухину уведомить батальон Михайлова о передис­локации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движение. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Михайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг — быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Ещё он считает, что его долг — забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мертв. Михайлов под огнем ползет обратно, убеждается в гибели Праскухина и со спокойной совестью возвращается.

Реклама:

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей — с проклятиями и молитвами на пересохших устах — ползали, ворочались и стонали, — одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

На другой день «аристократы» и прочие военные прогуливаются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья».

Реклама:

Между русскими и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать по-французски, думая, что он невероятно умен. Он обсуждает с французами, насколько бесчеловечное дело они затеяли вместе, имея в виду войну. В это время мальчишка ходит по полю битвы, собирает голубые полевые цветы и удивленно косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги.

«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди — христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны — и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия… Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны… Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»

Реклама:

Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казенных бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».

На станции скопилось множество проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъемных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначи­тельные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Отечество», а заодно и послужить там же, где старший брат.

Реклама:

Володя — красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упреках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество»,

По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далеком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикоман­дирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждет скорой смерти как избавления от страданий.

Реклама:

Выйдя из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится уступить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Володя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов.

Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряжение нового полкового командира — недавнего своего товарища, теперь отделенного от него стеной субординации. Командир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвращается в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой. В роте Козельцова встречают радостно; заметно, что он пользуется большим уважением среди солдат. Среди офицеров его также ожидает теплый прием и участливое отношение к ранению.

На другой день бомбардировка продолжается с новой силой. Володя начинает входить в круг артилле­рийских офицеров; видна взаимная симпатия их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый штабс-капитан Краут, немец, очень правильно и слишком красиво говорящий по-русски. Заходит разговор о злоупотреблениях и узаконенном воровстве на высших должностях. Володя, покраснев, уверяет собравшихся, что подобное «неблагородное» дело никогда не случится с ним.

Реклама:

Вланг очень сильно напуган; он уже не в состоянии скрыть это и думает исключительно о спасении собственной жизни любой ценой. Володе же «жутко немножко и весело». В блиндаже Володи отсиживаются и его солдаты. Он с интересом общается с Мельниковым, который не боится бомб, будучи уверен, что умрет другой смертью. Освоившись с новым командиром, солдаты начинают при Володе обсуждать, как придут к ним на помощь союзники под командованием князя Константина, как обеим воюющим сторонам дадут отдых на две недели, а за каждый выстрел тогда будут брать штраф, как на войне месяц службы станут считать за год

Реклама:

Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.

Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.

Известие о штурме застает Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовет Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мертв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.

Вланг с батареей на пароходе прибывает в более безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому по-настоящему привязался. Отступающие солдаты, перегова­риваясь между собою, замечают, что французы недолго будут гостить в городе. «Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Севастополь в августе 1855 года

Главы 1-5

В конце августа 1855 года по севастопольской дороге едет тележка, в которой сидит поручик Михаил Козельцов. Офицер возвращается в осажденный Севастополь после лечения в госпитале. Козельцов был « неглуп и вместе с тем талантлив, хорошо пел, играл на гитаре, говорил очень бойко ». Но главной чертой его является непомерное самолюбие.

На станции не протолкнуться: нет ни одной свободной лошади или повозки. Многие офицеры оказались совершенно без денег. Им обидно, « что так уже близко, а нельзя доехать ».

Главы 6-7

На станции поручик совершенно неожиданно встречает своего младшего брата, семнадцатилетнего Володю Козельцова. Юноше прочили блестящую карьеру в гвардии, но он предпочел встать в ряды действующей армии. Ему стало « совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество », к тому же он хотел увидеться с братом, которым гордился и восхищался.

Михаил зовет Владимира с собой в Севастополь, но тот начинает мяться. Выясняется, что юноша, как и многие другие военные на станции, не имеет свободных денег, более того – он должен восемь рублей. Старший Козельцов выплачивает долг брата.

Братья держат путь на Севастополь. По дороге Володя предается романтическим грезам о том, какие великие подвиги он свершит вместе с Михаилом во благо Отечества.

По приезде в город братья прощаются и расходятся по своим полкам. Володю охватывает страх перед темнотой, перед надвигающейся смертью. Его терзает « мысль, что он трус ». Повсюду раздаются звуки разрывающихся снарядов, и избавиться от сильного внутреннего страха Владимиру помогает только молитва.

Михаил Козельцов, « встретив на улице солдата своего полка », сразу отправляется к пятому бастиону. Михаил оказывается в подчинении у своего давнего товарища, с которым в свое время воевал на равных. Командир не очень доволен приезду старого приятеля, но все же передает ему командование ротой. В казарме Козельцов встречает знакомых офицеров, и сразу становится понятно, что « его любят и рады его приезду ».

Главы 19-24

Володя знакомится с артиллерийскими офицерами и быстро заводит дружбу с юнкером Влангом. Вскоре молодых людей отправляют на Малахов курган – самый опасный участок на поле брани. Все теоретические знания Козельцова меркнут перед реалиями сражения, однако ему удается не паниковать и выполнять свои прямые обязанности.

Главы 25-27

Во время сражения старший Козельцов, видя страх своих солдат перед наступающими французами, решает показать им пример храбрости, и с саблей бросается на врага. Михаил « был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости ». В бою офицер получает смертельное ранение, но его успокаивает мысль, что он « хорошо исполнил свой долг ».

Володя в приподнятом настроении командует во время штурма. Но французы обходят его с тыла и убивают. Вланг пытается спасти своего друга, но слишком поздно. Вместе с выжившими солдатами он уезжает из Севастополя. Покидая город, почти каждый испытывал тяжелое « чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу »…

Севастополь в декабре месяце

В декабре 1854 года Севастополь все еще не укрыт снегом, « но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами ». Военное утро начинается привычными уже « раскатистыми выстрелами », сменой часовых, суетой на пристани. Воздух наполнен запахами « каменного угля, навоза, сырости и говядины» . Отставные матросы предлагают свои услуги в качестве перевозчика на своих небольших яликах.

При мысли о том, что находишься в Севастополе, душу наполняют « чувства какого-то мужества, гордости ». Местные жители уже давно привыкли к звукам выстрелов, и не обращают на них никакого внимания. Они лишь равнодушно комментируют промеж собой, на каком участке взорвались снаряды да из какой « батареи нынче палит ».

На набережной вовсю идет оживленная торговля, и тут же на земле, среди торговцев и покупателей, « валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров ». Приезжему человеку сразу бросается в глаза « странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака ».

В большом зале Собрания расположен госпиталь, при входе в который открывается « вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных ».

Старый исхудалый солдат чувствует свою раненую ногу, хотя она уже давно ампутирована. Другой раненый лежит прямо на полу, а из-под одеяла виднеется жалкий остаток перебинтованной руки, от которого исходит удушающий запах. Неподалеку лежит безногая женщина – супруга матроса, которая несла мужу обед и случайно попала под обстрел.

Кругом кровь, страдания и смерть. При взгляде на изувеченных защитников Севастополя « становится почему-то совестно за самого себя ».

Самым опасным в Севастополе местом является четвертый бастион: « здесь народу встречается еще меньше, женщин совсем не видно, солдаты идут скоро, по дороге попадаются капли крови ». Невдалеке слышится « свист ядра или бомбы », жужжание пуль.

От амбразуры к амбразуре спокойно прохаживается офицер и рассказывает о том, как после бомбардировки у него в командовании осталось только восемь человек и одно действующее орудие. Однако уже на следующее утро он вновь палил из всех своих пушек.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Следующая цитата

«Севастопольские рассказы» читательский дневник

«Севастопольские рассказы» – цикл, состоящий из трёх рассказов, центральной темой которых стало историческое событие – оборона Севастополя русскими войсками в 1854–1855 годах.

Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника

Название: Севастопольские рассказы

Число страниц: 146. Толстой Лев Николаевич. Издательство «Азбука». 2014 год

Жанр: рассказы

Год написания: 1855 год


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Время и место действия

События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.

Главные герои

Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.

Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.

Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.

Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.

Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

Сюжет

«Севастополь в декабре месяце»

В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.

Автор описывает всю драматичность и жестокую бессмысленность войны: люди гибнут один за другим, в то время как представители власти никак не могут договориться между собой, отправляя на верную смерть лучших сыновей своих стран.

Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.

Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.

«Севастополь в мае»

По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.

Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.

В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.

«Севастополь в августе 1855 года»

Ареной для сражений становится уже сам город. Кратковременные перемирия происходят всё реже. В город прибывают два брата: старший, Михаил Козельцов, вернувшийся после госпиталя, и младший, Володя, юный, восторженный патриот. Бывалые воины никак не могут взять в толк, как можно добровольно оставить спокойную мирную жизнь ради этой войны. Оба брата погибают в сражении. Первый находит свою смерть при ведении атаки на французов, а второй погибает во время засады. Русские вынуждены отступать, и вскоре Севастополь оказывается во власти французов.

Вывод и своё мнение

В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.

Главная мысль

Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.

Авторские афоризмы

«…Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать…»

Толкование непонятных слов

Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.

Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.

Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.

Новые слова

Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.

Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.

Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Следующая цитата

Сборник «Севастопольские рассказы» Толстого, написанный и опубликованный в 1855 году, посвящен обороне Севастополя. В своей книге Лев Николаевич описывает героизм защитников города, а также показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Севастопольских рассказов» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Главные герои

  • Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, порядочный, амбициозный мужчина.
  • Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.
  • Владимир Козельцов – младший брат Михаила.

Другие персонажи

  • Ротмистр Праскухин, подполковник Нефердов – представители военной аристократии.
  • Никита – верный слуга Михайлова.
  • Вланг – юнкер, боевой товарищ Володи Козельцова.
А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых -

для самых занятых -

Краткое содержание

Заключение

В своем произведении Толстой разрушает романтические представления о войне, демонстрируя ее во всей правдивой неприглядности. Отбросив ложный пафос и героизм, он описывает будни военных сражений в виде подчеркнуто простого и несколько отстраненного рассказа очевидца.

После ознакомления с кратким пересказом «Севастопольских рассказов» рекомендуем прочесть сборник в полном варианте.

Севастополь в мае

Главы 1-3

Война за Севастополь длится уже полгода. За это время « тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти ». Дипломаты не в состоянии решить конфликт, но уладить его при помощи военных действий гораздо сложнее. Люди, поддерживающие и разжигающие войну, не могут считаться разумными созданиями, поскольку « война есть сумасшествие ».

По городу прогуливается штабс-капитан Михайлов, на лице которого читается « тупость умственных способностей, но притом рассудительность, честность и склонность к порядочности ». Помимо денег и наград он страстно мечтает войти в круг военной аристократии и быть на короткой ноге с ротмистром Праскухиным и подполковником Нефердовым.

Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хочет поздороваться с представителями высшего военного общества, но не решается сделать это. Он боится, что «аристократы» попросту проигнорируют его, и тем самым нанесут болезненный укол его самолюбию. Воздух в Севастополе буквально звенит от тщеславия: оно повсюду – « даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения ».

Главы 4-9

Придя домой, Михайлов принимается « писать прощальное письмо отцу »: вскоре ему придется идти на бастион, уже в тринадцатый раз. Его терзают дурные предчувствия, и он невольно срывается на старом слуге Никите, которого « любил, баловал даже и с которым жил уже двенадцать лет ».

« Уже сумерками подходя с ротой к бастиону », штабс-капитан успокаивает себя тем, что, если повезет, его только ранят и он останется жив.

Главы 10-14

Михайлов командует ротой и вскоре получает от генерала приказ о передислокации, который ему передает Праскухин. Во время перемещения роты Михайлов и Праскухин заботятся только о том впечатлении, которое они производят друг на друга.

Во время сильнейшей бомбардировки Праскухин убит « осколком в середину груди », Михайлов же « камнем легко ранен в голову ». Понимая, что с « раной остаться в деле — непременно награда », Михайлов отказывается от госпитализации.

После сражения цветущая долина покрыта сотнями трупов.

Главы 15-16

На следующий день после битвы военные аристократы, как ни в чем не бывало, прогуливаются по бульвару, похваляясь друг перед другом своим героизмом.

Между враждующими армиями « выставлены белые флаги », простые солдаты общаются друг с другом без ненависти. Но, как только прячут белые флаги, « снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия ».

Следующая цитата

Во время Крымской войны Севастополь находился под осадой французов. Город жил под постоянными обстрелами. Жизнь все равно шла своим чередом. По городу шли по своим делам гражданские жители и военнослужащие. Все были заняты делом, хотя казалось, что все движется в хаотичном порядке. Все уже привыкли к постоянным обстрелам.

В госпитале солдаты рассказывают о том, как они получили ранение. Даже, если неловко подойти к больному человеку, остановитесь возле него и побеседуйте.

В операционной особенно страшно. Фельдшер ампутирует раненую ногу или руку. Солдаты смотрят на операции, и ждут своей очереди. Война здесь показана в самом некрасивом и ужасном свете.

Все, кто находятся в Севастополе, наполнены мужеством и гордостью. На лицах людей будничное настроение, они заняты своими делами. Не увидишь выражения готовности умереть.

Зайдя в трактир, прислушайтесь к разговорам солдат и офицеров. Особенно внимательно и с уважением относятся к служащим на четвертом бастионе. Те люди, которые сражаются там, говорят о будничных проблемах: грязи очень много, сухо или сыро в землянках. Кто не служит на четвертом бастионе, уверенны, сто это самое смертоносное место в городе.

Когда идешь к бастиону, по пути встречается все меньше гражданских жителей, все больше солдат. Чем ближе, тем больше руин.

Свистят пути и громче слышны выстрелы, но это всего лишь Язоновский редут. Солдаты считают его вполне безопасным местом.

На самом четвертом бастионе гибнет человек семь или восемь каждый день. Вокруг взрываются бомбы. Солдата ранит, он смотрит на соратников и просит прощения, что не может сражаться дальше.

Уходя с бастиона, понимаешь, что Севастополь выстоит. Солдаты любят свою Родину и будут защищать ее до конца. (Подробнее)

Севастополь в мае

Прошло полгода осады Севастополя. Русские и французы наблюдают друг за другом. Дипломаты е могут решить конфликт, а военными действиями это сделать ещё сложнее. Было бы логичнее вместо многочисленной армии выставлять на поединок по одному солдату из воюющих армий.

По бульвару гуляет офицер Михайлов. Он вспоминает о письме своего приятеля. Жена друга всегда читает газеты о событиях в Севастополе, и очень гордится им. Михайлов вспоминал о высших слоях общества, где раньше он вращался. Сейчас офицеру не хватало такого общения. Часто в нынешнем окружении Михайлов рассказывал о баллах, о собственных дрожках. Его не понимали.

Он мечтал о высокой награде. Очень хотел, чтобы об этом написали в газетах.

Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хотел пообщаться с аристократами, но не решался к ним подойти. Он боялся, что те его проигнорируют. Общение с простыми солдатами его не интересовало, потому что Михайлов стремился к повышению. Затем он осмелился и подошел к представителям высшего общества. Они приняли его и даже немного с ним прогулялись. Но, затем ушли по своим делам. Михайлов был счастлив, несмотря на высокомерия аристократов.

Среди аристократов были Гальцин, Калугин и Праскухин. Они не очень то стремились под обстрел.

Михайлов командует ротой. Праскухина отправляют отнести приказ о перемещении отряда под командованием Михайлова. Когда батальон перемещается, то Михайлов и Праскухин стремятся произвести друг на друга впечатление.

Праскухина убивают, а Михайлова получает ранение в голову. Он отказывается от госпитализации, потому что хочет получить награду.

На следующий день, когда аристократы прогуливаются по бульвару, рассказывают каждый о своем героизме.

Между враждующими армиями объявлено перемирие. Простые солдаты ведут разговоры друг с другом без ненависти. Но, только убрали белые флаги, все начинается снова.

Севастополь в августе 1885 года

В конце августа по севастопольской дороге ехала офицерская тележка, которая везла офицера Козельцова. Он был человеком талантливым и любил делать, что ему хочется. Еще он был самолюбивым человеком. Возвращался он из госпиталя.

На станции не было лошадей на смену и пришлось задержаться. Сидели офицеры, ждали и обсуждали свои проблемы. Кому – то не дали подъемных денег, кто-то в складчину купил лошадь и повозку. Там Козельцов встретил брата Володю, который служил в действующей армии. Братья были очень рады встрече и долго беседовали. Старший брат предложил младшему подсесть к нему на повозку и вместе добраться в Севастополь. Но, Володя испугался возможности оказаться в осажденном городе так быстро. Он придумывал отговорки, но потом поехал с братом.

Приехав в Севастополь, братья расходятся по своим полкам. Старший снова командует прежним полком. Солдаты относятся к нему с уважением.

Володю же отправляют в опасное место «обстреляться». Часто он находится близко к смерти. У Володи получается быть храбрым, и это его очень радует.

Старший Козельцов не ожидал штурма со стороны французов. Чтобы не думали, что он трус, офицер бросается с саблей на врагов. Он получает смертельное ранение. Когда священник склоняется над умирающим, тот спрашивает, победили ли русские. Священник перед смертью успокаивает Козельцова. Офицер умирает с мыслями о брате и о победе.

Володя командует во время штурма легко и даже весело. Некоторые солдаты испугались и сбежали, чтобы спастись. Козельцов был этим возмущен и сражался храбро. Но, французы обходят с другой стороны и убивают его. Юнкер Вланг, который успел привязаться к своему командиру, не успел спасти друга. Он и выжившие солдаты плыли на пароходе. Они оставляли Севастополь.

Смотрели побежденные солдаты с горечью и стыдом, и грозились врагам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Севастопольские рассказы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В небольшой городок Сновск, прямиком из Швейцарии прибыл знаменитый в Базели доктор Леон Ивановский со своим сыном Яковом. Леон вырос в Сновске и желает чтобы его сын увидел место, в котором провел детство его отец.

Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»

Сказочная повесть «Старик Хоттабыч», созданная советским писателем Лазарем Иосифовичем Лагиным в сороковых годах прошлого века, актуальна и для современных читателей.

Произведение берёт своё начало в четырнадцатом веке в Англии. Первая сцена произведения начинается в трактире под названием

Как-то в сибирской глуши стая волков напала на людей в санях. Одним из пассажиров был князь Гордов. Он ехал к своему другу вместе с девятимесячной дочуркой, чтобы хоть немного развеяться после смерти жены

Читайте также: