Добрый человек из сезуана цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Добрый человек из Сычуани
Добрый человек из Сычуани
В сотрудничестве с Р. Берлау и М. Штеффин
Перевод Е. Ионовой и Ю. Юзовского
Стихи в переводе Бориса Слуцкого
Ян Сун - безработный летчик.
Госпожа Ян - его мать.
Семья из восьми человек.
Домовладелица Ми Дзю.
Цирюльник Шу Фу.
Прохожие в прологе.
Место действия: полуевропеизированная столица Сычуани.
Провинция Сычуань, в которой были обобщены все места на земном шаре, где
человек эксплуатирует человека, ныне к таким местам не принадлежит.
Улица в главном городе Сычуани. Вечер. Водонос Ван представляется публике.
Ван. Я здешний водонос - торгую водой в столице Сычуани. Тяжелое ремесло! Если воды мало, приходится далеко ходить за ней. А если ее много, заработок мал. И вообще в нашей провинции большая нищета. Все говорят, что если кто еще способен нам помочь, так это боги. И вот представьте себе мою радость, когда знакомый торговец скотом - он много разъезжает - сказал мне, что несколько виднейших наших богов уже находятся в пути и их можно ожидать в Сычуани с часу на час. Говорят, небо сильно обеспокоено множеством жалоб, которые к нему поступают. Уже третий день, как я дожидаюсь здесь у городских ворот, особенно под вечер, чтобы первым приветствовать гостей. Позднее вряд ли это мне удастся. Их окружат высокопоставленные господа, попробуй к ним тогда пробиться. Как бы их только узнать? Они появятся, наверно, не вместе. Скорее всего по одному, чтобы не слишком обращать на себя внимание. Вот эти не похожи на богов, они возвращаются с работы. (Внимательно смотрит на проходящих мимо рабочих.) Плечи у них согнулись от тяжестей, которые они таскают. А этот? Какой же он бог - пальцы в чернилах. Самое большее служащий цементного завода. Даже те два господина.
Мимо проходят двое мужчин.
. и те, по-моему, - не боги. У них жестокое выражение лица, как у людей, привыкших бить, а богам нет в этом необходимости. А вот там трое! Как будто - другое дело. Упитанны, ни малейшего признака какого-либо занятия, башмаки в пыли, значит, пришли издалека. Они - они! О мудрейшие, располагайте мной! (Падает ниц.)
Первый бог (радостно). Нас здесь ждут?
Ван (дает им напиться). Уже давно. Но только я один знал о вашем прибытии.
Первый бог. Мы нуждаемся в ночлеге. Не знаешь ли ты, где бы нам пристроиться?
Ван. Где? Везде! Весь город в вашем распоряжении, о мудрейшие! Где пожелаете?
Боги многозначительно смотрят друг на друга.
Первый бог. Хотя бы в ближайшем доме, сын мой! Попытаемся в самом ближайшем!
Ван. Меня только смущает, что я навлеку на себя гнев власть имущих, если отдам особое предпочтение одному из них.
Первый бог. Потому-то мы и приказываем тебе: начни с ближайшего!
Ван. Там живет господин Фо! Подождите минутку. (Подбегает к дому и стучит в дверь.)
Дверь открывается, но видно, что Ван получает отказ.
(Робко возвращается.) Вот неудача! Господина Фо, как назло, нет дома, а слуги ни на что не решаются без его приказания, хозяин очень строг! Ну и взбесится же он, когда узнает, кого не приняли в его доме, неправда ли?
Боги (улыбаясь). Безусловно.
Ван. Еще минуту! Дом рядом принадлежит вдове Су. Она будет вне себя от радости. (Бежит к дому, но, видимо, снова получает отказ.) Я лучше справлюсь напротив. Вдова говорит, что у нее только одна маленькая комнатка, и та не в порядке. Сейчас же обращусь к господину Чену.
Второй бог. Нам хватит маленькой комнатки. Скажи, что мы ее займем.
Ван. Даже если она не прибрана, даже если в ней полно пауков?
Второй бог. Пустяки! Где пауки, там мало мух.
Третий бог (приветливо, Вану). Иди к господину Чену или еще куда-нибудь, сын мой, пауки, признаться, мне не по душе.
Ван снова стучится в какую-то дверь, и его впускают.
Голос из дома. Оставь нас в покое с богами! И так забот по горло!
Ван (возвращаясь к богам). Господин Чен в отчаянии, его дом полон родни, и он не осмеливается показаться вам на глаза, мудрейшие. Между нами, я думаю, среди них есть дурные люди, и он не хочет, чтоб вы их видели. Он страшится вашего гнева. В этом все дело.
Третий бог. Разве мы так страшны?
Ван. Только для недобрых людей, не правда ли? Известно же, что жителей провинции Кван десятилетиями постигает наводнение - кара божья!
Второй бог. Вот как? И почему же?
Ван. Да потому, что все они безбожники.
Второй бог. Вздор! Просто потому, что они не чинили плотину.
Первый бог. Тсс! (Вану). Ты все еще надеешься, сын мой?
Ван. Как можно даже спрашивать такое? Стоит пройти еще один дом, и я найду для вас жилье. Каждый пальчики себе облизывает в предвидении, что примет вас у себя. Неудачное стечение обстоятельств, понимаете? Бегу! (Медленно отходит и нерешительно останавливается посреди улицы.)
Второй бог. Что я говорил?
Третий бог. И все-таки, думаю, это простая случайность.
Второй бог. Случайность в Шуне, случайность в Кване и случайность в Сычуани. Страха божьего нет больше на земле - вот истина, которой вы боитесь смотреть в лицо. Признайте, что наша миссия потерпела фиаско!
Первый бог. Мы еще можем натолкнуться на доброго человека. В любую минуту. Мы не должны сразу отступаться.
Третий бог. Постановление гласило: мир может оставаться таким, как он есть, если найдется достаточно людей, достойных звания человека. Водонос сам такой человек, если только я не обманываюсь. (Подходит к Вану, который все еще сюит в нерешительности.)
Второй бог. Он обманывается. Когда водонос дал нам напиться из своей кружки, я кое-что заметил. Вот кружка. (Показывает ее первому богу.)
Первый бог. Двойное дно.
Второй бог. Мошенник!
Первый бог. Ладно, он отпадает. Ну и что ж такого, если один с гнильцой? Мы встретим и таких, которые способны жить достойной человека жизнью. Мы обязаны найти! Вот уже два тысячелетия не прекращается вопль, так дальше продолжаться не может! Никто в этом мире не в состоянии быть добрым! Мы должны наконец указать на людей, которые могут следовать нашим заповедям.
Следующая цитата
Известно же, что жителей провинции Кван десятилетиями постигает наводнение - кара божья!
Популярное
Путешествие профессора Тарантоги — Цитаты
Следующая цитата
«Добрый человек из Сезуана» (Сычуани) (на немецком: Der gute Mensch von Sezuan ) — пьеса Бертольта Брехта, написанная в 1939-1940 годах.
Цитаты
Первый бог. Главное, оставайся доброй, Шен Де! Прощай!
Поворачиваются, чтобы уйти, кивают ей на прощание.
Шен Де (испуганная). Но я не уверена в себе, мудрейшие! Как мне быть доброй, когда всё так дорого?
Второй бог. Здесь мы, к сожалению, бессильны. В экономические вопросы мы не можем вмешиваться.
Третий бог. Стойте! Погодите минуту! Если бы у нее были кое-какие средства, ей, пожалуй, легче было бы оставаться доброй.
Песня о дыме
Дедушка.
Покуда не стала вся голова седая,
Я думал, что разум пробиться мне поможет.
Теперь я уж знаю, что мудрость никакая
Голодный желудок наполнить не сможет.
О вы, несчастные!
Вашего брата оскорбляют, а вы закрываете глаза!
Застигнутый врасплох кричит, а вы молчите?
Насильник ходит меж вами и выбирает жертву,
Потому что мы покорны.
Что это за город? Что вы за люди?
Если городом правят несправедливо — он должен восстать.
А если он не восстает — пусть погибнет в огне
Еще до наступления ночи.
Шой Да. Времена ужасны, этот город — ад, но мы карабкаемся вверх по гладкой стене. И вдруг кого-нибудь из нас постигает несчастье любовь. Этого достаточно, всё погибло. Малейшая слабость — и человека нет. Как освободиться от всех слабостей, и прежде всего от самой смертоносной любви? Она невыносима для человека! Она слишком дорога! Но скажите, можно ли вечно быть начеку? Что это за мир?
Я хочу уйти с тем, кого люблю.
Я не хочу высчитывать, сколько это стоит.
Я не хочу обдумывать — хорошо ли это.
Я не хочу знать — любит ли он меня.
Я хочу уйти с тем, кого люблю.
Сун. Песня о дне Святого Никогда.
Каждый, кто качался в бедной колыбели,
Знает, что ему тихонько пели.
И навек запомнил он,
Что бедняк взойдет на трон.
Это будет в день святого Никогда.
В этот день берут за глотку зло,
В этот день всем добрым повезло,
А хозяин и батрак
Вместе шествуют в кабак.
В день святого Никогда
Тощий пьет у жирного в гостях.
Речка свои воды катит вспять.
Все добры. Про злобных не слыхать.
В этот день все отдыхают
И никто не понукает.
В день святого Никогда
Вся земля как рай благоухает.
Третий бог. Ах, водонос, по-видимому, наши заповеди губительны! Боюсь, все правила нравственности, которые мы установили, должны быть вычеркнуты. У людей хватает забот, чтоб хотя бы спасти свою жизнь. Добрые намерения приводят их на край пропасти, а добрые дела сбрасывают их вниз. (Двум другим богам.) Мир не приспособлен для жизни, вы должны это признать!
Первый бог (горячо). Неужели нам признать, что наши заповеди убийственны? Неужели нам отказаться от них? (Упрямо.) Нет, никогда! Признать, что мир должен быть изменен? Как? Кем? Нет, всё в порядке.
Источник
Перевод К Лях-Ионовой. Перевод стихов Б. Слуцкого.
Новые Подборки:
Для улучшения работы сайта на нём используются файлы cookie, продолжая им пользоваться, вы с этим соглашаетесь. Принять Manage consentPrivacy Overview
Necessary Always Enabled Functional Performance Analytics Advertisement OthersСледующая цитата
5 октября в Московском Доме кино прошел грандиозный торжественный вечер: исполнилось 100 лет Николаю Дупаку, знаменитому директору Театра на Таганке, а также актеру, режиссеру, организатору культурных проектов. И, конечно же, фронтовику. Оказать почести этому незаурядному человеку пришли государственные деятели и представители столичных театров; телеграммы со словами признательности и уважения были получены от президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, мэра столицы Сергея Собянина и еще сотен поклонников Николая Дупака. «Известия» побывали на мероприятии и тоже поздравили легенду театральной Москвы.
Разделы
«Мы с вами еще почудим!»
Посетить юбилей мог любой желающий, и совершенно бесплатно. Нужно было только заранее записаться на сайте Союза кинематографистов. Однако гости на празднике были не случайные, а те, кто любит и чтит Николая Лукьяновича. Среди них оказалось много людей в очень солидном возрасте, практически ровесников именинника. Но все-таки планку в 100 лет смог преодолеть только Дупак.
Правда, с его героической биографией это кажется вполне естественным. Таких людей, как Николай Дупак, трудности и сражения только закаляют, а всяческих боев на протяжении всей жизни у юбиляра было немало. Он уничтожал фашистов, возвращался на фронт раненым и контуженным, а в мирное время воевал с чиновничеством и бюрократами.
На сцене Дома кино стоит директорское кресло с наброшенным на спинку пиджаком. Рядом на столе — табличка с надписью «Вышел в зал». На полу — вазы с цветами, которым несть числа. Среди собравшихся в зале гостей — губернатор Приморского края Олег Кожемяко, российский политик генерал Владимир Шаманов, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, народные артисты России Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Лариса Лужина, Евгений Герасимов, худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз, директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер и многие другие.
Юбиляр появился под гром аплодисментов. Он был в инвалидном кресле: после перенесенной болезни Николаю Лукьяновичу тяжело передвигаться. Поздравления он принимал из зрительного зала.
Первыми на сцену поднялись актеры «Таганки» вместе с ее нынешним директором Ириной Апексимовой. Она припомнила Николаю Лукьяновичу его коронную фразу: «Ну, мы с вами еще почудим!» — выразив тем самым надежду на то, что легендарный директор еще не раз появится в стенах любимого театра.
Расскажите своим друзьям:
Вам также может понравиться
Андрий уходит на войну
До того как Николай Дупак стал директорствовать в Театре на Таганке, он был актером. Совсем юным начал сниматься у Александра Довженко.
— 22 июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь», — рассказывал в интервью «Известиям» Николай Дупак. — К тому времени я уже полтора месяца был на съемках фильма Александра Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня, выпускника Ростовского театрального училища, которым руководил Юрий Завадский — будущий главный режиссер Театра Моссовета, утвердили на роль Андрия. Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа — Борис Андреев.
22 июня, воскресенье, номер гостиницы. Где-то в 5–6 часов утра я проснулся от гула. Я вышел на балкон и увидел, как на очень низкой высоте пролетали самолеты с непонятными знаками. Потом выяснилось, что это немцы бомбили переправу через Днепр. Утром я сел в трамвай и поехал на студию. Проезжая мимо Еврейского базара (сейчас там цирк), увидел, что немцы туда тоже сбросили бомбы. Погибло очень много народу. Потом Молотов по радио сообщил, что началась война. Александр Довженко собрал всех и сообщил, что вместо двух лет фильм снимут за полтора года. Но съемки продлились всего неделю. Так как в массовке были заняты 400 человек солдат, процесс пришлось прервать. Они отправились на фронт, — вспоминал Дупак.
И сам Дупак попал на фронт практически со съемочной площадки.
Про геройские подвиги Николая Дупака говорил на вечере Александр Кибовский. Он преподнес в дар юбиляру его наградной лист — один из многочисленных. Но именно этот лист Кибовскому передали коллеги из Музея Победы. «Когда я прочел этот документ, то удивился, какой скромности этот человек», — сказал московский министр и стал зачитывать: «Имеет одну контузию в горло 2 августа 1942 года, ранение в левую ногу 10 января 1943 года, ранение в правую руку и правую ногу 10 февраля 1943 года. » А далее о том, как 3-й кавалерийский эскадрон под командованием товарища Дупака совершал подвиги и освободил украинский город Мерефа.
В том же 1943 году после последних ранений Николай Лукьянович приехал в Москву и поступил в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского (она потом стала Театром имени Станиславского), а затем 20 лет играл на этой сцене. Ему довелось поработать с Петром Глебовым, Евгением Урбанским, Евгением Леоновым. Там же вместе с ним выходил на сцену и Никита Михалков.
Ирина Апексимова объяснила популярность Театра на Таганке— Я могу похвастаться, что первым моим партнером в жизни на сцене театра был Николай Лукьянович, — поделился воспоминаниями Никита Михалков. — Я вспоминаю вас как доброго, отзывчивого, правильного человека, что для артиста редкость. Я с огромной радостью и восторгом хочу поздравить вас с юбилеем!
После войны жизнь также свела Николая Дупака с режиссером-фронтовиком Григорием Чухраем. Дупак снялся в трех его картинах, в том числе в фильме «Сорок первый». И вообще он довольно активно был задействован в кино.
Дело жизни
Директором театра у метро «Таганская», где он провел свои самые яркие годы, Николай Дупак стал в 1963 году. А в 1964-м выпускники Щукинского училища показали в театре свой спектакль «Добрый человек из Сезуана», поставленный режиссером и педагогом Юрием Петровичем Любимовым. Спектакль сразу стал легендой, идет он здесь и до сих пор. Любимов был приглашен на должность художественного руководителя. Дупак горячо отстаивал его кандидатуру и к тому же принял в труппу всех его студентов.
Именно при участии Дупака подведомственный ему театр — тогда он назывался Московским театром драмы и комедии — изменил свое название на то, которое теперь всем привычно. И у Театра на Таганке появилась эмблема — красный квадрат с черными буквами по периметру.
Очень скоро в театр пришел тогда еще никому не известный актер Владимир Высоцкий. Сначала он не произвел большого впечатления на Любимова. А потом играл все главные роли, включая Гамлета, и стал кумиром для каждого человека в большой стране.
— Я был мальчиком-студентом, но помню, как вы позвали в театр Любимова с компанией артистов, — сказал, обращаясь к Николаю Дупаку, Иосиф Райхельгауз. — А Высоцкий? Сейчас все говорят: «Высоцкий!» А он бродил по Москве без работы, изгнанный из Театра Пушкина, из Театра миниатюр. Вы его заметили, держали за руку и привели в Театр на Таганке. На вас чиновники кулаками стучали. Не давали в театре больше одного штатного режиссера держать. Но у вас в Театре на Таганке их было 12! И я был среди этих штатных режиссеров. Спасибо, любимый! Вы нас удержали и спасли. Вы — гений!
«Таганке» Николай Дупак отдал почти 27 лет своей жизни. Под его руководством было спроектировано и построено новое здание театра, ставшее в 1980-х одним из прогрессивных символов Москвы. А сам театр при непосредственном участии Николая Лукьяновича превратился в самую модную и передовую культурную точку столицы. На спектакли было сложно купить билеты, люди ночевали у театра, переписывали номерки, обозначавшие место в нескончаемой очереди. Вечерами здесь дежурила конная милиция, сдерживая порывы поклонников. А еще «Таганка» смогла более 30 раз выехать на гастроли за границу, в том числе в 13 капиталистических стран, что было в те советские времена большой редкостью.
Этим вечером еще многие друзья и коллеги Николая Дупака вспоминали со сцены о том, какой ценой достигался успех кумиров и кто стоял у них за спиной. Народный артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание «Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей жизни! Вы наш истинный герой!» — сказал Филиппенко.
R.U.R. — Цитаты
Лука (На дне) — Цитаты
Читайте также: