Сенека о скоротечности жизни цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Чем больше человек склонен обижать других, тем хуже он сам переносит обиды.
Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки. Добро забывается, а обиды упорно держатся в памяти.
Общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
Солнце светит даже злым.
Через тернии к звездам.
Лат.: Per aspera ad astra
Уча других, мы учимся сами.
Наша ошибка в том, что мы смотрим на смерть как на будущее событие. Большая часть смерти уже наступила: то время, что за нами, — в ее владении.
Избыток пищи мешает тонкости ума
Дело дошло уже до того, что ни одна женщина не имеет мужа для чего-либо иного, как только для возбуждения любовника.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше.
Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
Ничто так не мешает здоровью, как частая смена лекарств
Лат.: Nihil aeque sanitatem impedit, quam remediorum crebra mutatio
Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде.
Первое условие исправления — сознание своей вины.
Раны болят от легкого прикосновения к ним.
Каждое зло как-то компенсируется. Меньше денег – меньше забот. Меньше успехов – меньше завистников.
Выбирать можно только между лишними вещами.
До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.
Чего ты дожидаешься? Исполнения всех желаний? Такое время не наступит! Такова цепь желаний: одно родит другое.
Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла.
Люди больше всего ненавидят тех, кому больше обязаны.
Вражда сама угаснет, если одна из двух сторон откажется ее поддерживать.
Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить.
Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит.
Всего афоризмов в разделе: 154
Луций Анней Сенека или Сенека Младший (4 до н. э. — 65 г.) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель римского императора Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.
Следующая цитата
Сенека это весьма известная личность, ставшая культовой, родом из древнего Рима. Он исповедовал философское направление стоицизма, создавал литературные произведения и занимался государственной деятельность. Пускай жил Сенека очень давно, но многие его афоризмы актуальны и поныне. Убедиться в этом можно ознакомившись с представленной подборкой цитат.
Чем больше человек склонен обижать других, тем хуже он сам переносит обиды.
Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру.
Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их.
Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки. Добро забывается, а обиды упорно держатся в памяти.
Давайте говорить то, что думаем; думать то, что говорим; пусть слова будут в согласии с жизнью.
Следующая цитата
Философия в Древнем Мире помогала ответить на вопрос: "Как прожить жизнь счастливо?" Если вы стремитесь к осмысленной и счастливой жизни, эта группа для вас.
Основная тематика группы - изучение и практическое применение философского наследия Луция Аннея Сенеки (младшего) - римского философа-стоика, поэта и государственного деятеля.
Приветствуется обмен мнениями, ведение дискуссий в атмосфере взаимоуважения.
Включите уведомления, чтобы не пропустить новые записи.
ОтменаФилософия Сенеки запись закреплена
"Удар предвиденного несчастья не так жесток. А глупцам, доверяющим фортуне, всякий поворот обстоятельств кажется нежданным и новым, и немалая доля несчастья для невежд — в его новизне. Знай же, что пережитые в мыслях тяготы благодаря привычке переносятся мужественнее.
Потому-то мудрец привыкает к будущим бедам, и то, что другие облегчают себе долготерпеньем, он облегчает долгим размышленьем. Мы слышим иногда от невежд такие слова: «Знал ли я, что меня ждет такое?» Мудрец знает, что его ждет все; что бы ни случилось, он говорит: «Я знал».
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXVI
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
"Муж добра, если сочтет, что должен действовать по чести, сделает так, несмотря на трудность, сделает, несмотря на убыточность, сделает, несмотря на опасность; и наоборот, ничего постыдного он не сделает, сколько бы оно ни сулило денег, наслаждений, могущества. От честного его ничем не отпугнешь, на постыдное ничем не соблазнишь".
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXVI
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
"Если все благо у нас в душе, значит, то, что ее укрепляет, возвышает, обогащает, и есть благо; а сильнее, возвышеннее и богаче делает душу добродетель. Все остальное, распаляя наши желания, угнетает и ослабляет душу, и хотя по видимости поднимает ее, на деле только надмевает и морочит всяческой суетою. Значит, благо только то, что делает душу лучше".
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXVI
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXVI
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
"Знание никому не достается случайно. Деньги придут сами собой; почести тебе предложат; милостями тебя осыплют, в сан возведут. Но добродетель с неба не свалится; ее не познать ценою малых стараний и ничтожного труда. А потрудиться ради нее стоит: ведь ты разом получишь все блага. Благо только то, что честно, а в том, что одобряет молва, не найти ничего истинного, ничего непреложного".
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXVI
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
Учись, покуда чего не знаешь, а если верить пословице, так и «век живи, век учись». И ни к чему другому не приложимо это правило лучше: век живи — век учись тому, как следует жить".
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXVI
Нравится Показать список оценивших"Самое недоступное для занятого человека — жить, ибо нет науки труднее. Преподавателей всех прочих наук сколько угодно; в некоторых, случается, даже маленькие мальчики настолько преуспевают, что сами могут преподавать. Жить же нужно учиться всю жизнь, и, что покажется тебе, наверное, вовсе странным, всю жизнь нужно учиться умирать."
Сенека "О скоротечности жизни" VII
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
"Болезни — это пороки застарелые и упорные, вроде скупости или непомерного честолюбия; они, однажды овладев душой, тесно срастаются с ней и становятся ее постоянным злом. Короче говоря, болезнь есть извращенное, но упорное суждение, — например, что нужно изо всех сил добиваться того, чего стоит добиваться лишь без траты сил; или, если угодно, можно определить и так: это — чрезмерное стремление к вещам, стремиться к которым стоит лишь немного или вовсе не стоит; или еще: это значит дорого ценить то, что ценится дешево или вовсе не ценится.
Страсти же — это душевные порывы, предосудительные, внезапные и безудержные; от них, если они часты и запущены, начинаются болезни: так насморк, который не стал постоянным, переходит в кашель, а непрерывный и застарелый вызывает чахотку. Выходит, те, что продвинулись дальше других, недоступны для болезней; а страсти обуревают и тех, кто близок к совершенству".
Сенека "Нравственные письма к Луцилию", письмо LXXV
Нравится Показать список оценившихФилософия Сенеки запись закреплена
"Нет, я, право же, не хочу, чтобы сказанное о таких важных вещах было постным и сухим; философия не отвергает дарованья, не нужно только слишком уж трудиться над словом.
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим. Тот исполнил свое обещание, кто одинаков, слушаешь ли ты его, или смотришь.
Мы увидим, каков он, велик ли он, если только он един. Пусть наши слова приносят не удовольствие, а пользу. А если украшения красноречия даются без хлопот, если они под рукой и стоят немного, — пусть будут и они, но лишь сопутствуя вещам более прекрасным. Пусть красноречие прежде показывает их, чем себя".
Следующая цитата
52. Не чувствовать страданий несвойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине
53. Никогда не считай счастливцем того, кто зависти от счастья
54. Никто не становится хорошим человеком случайно
55. Одни преступления открывают путь другим
57. Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее
58. Человек по своей природе - животное чистое и изящное
59. Чрезмерное обилие книг распыляет мысли
60. Чтобы не бояться смерти, всегда думай о ней
61. Чего не запрещает закон, то запрещает стыд
62. Утраченный стыд не вернется
63. Ценность добродетели в ней самой
64. Тяжело не перенести горе, а переносить его все время
65. Без борьбы и доблесть увядает
66. Береги время
67. Большая библиотека скорее рассеивает, чем получает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих
68. Великих людей питает труд
69. Всякое зло легко подавить в зародыше
70. Всякое излишество есть порок
71. Всякое искусство есть подражание природе
72. Высшее богатство - отсутствие жадности
73. Глупо умирать из страха перед смертью
74. Гораздо тяжелее кажется то наказание, которое назначается мягким человеком
75. Деньгами надо управлять, а не служить им
76. Деятельная добродетель многого добивается
77. Для мудрости нет ничего ненавистнее мудрствования
78. Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть
79. Дружба кончается там, где начинается недоверие
80. Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие
81. Истинная радость - серьезная штука
82. Истина не терпит отсрочек
83. И старость полна наслаждений, если только уметь ею пользоваться
84. Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его
85. Каждому делу - свое время
86. Мудрость освобождает умы от тщеславия
87. Мужество без благоразумия - только особый вид трусости
88. Мужество есть презрение страха
89. Наука о добре и зле одна только и составляет предмет философии
90. Некоторые неписаные законы тверже всех писаных
91. Необходимость ломает все законы
92. Несчастье - удобное время для добродетели
93. Правдивая речь проста
94. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется
95. После смерти нет ничего
96. Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности
97. Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки. Добро забывается, а обиды упорно держатся в памяти
98. Пьянство - это добровольное сумасшествие
99. Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ
100. Пьянство делает много такого, от чего, протрезвев, краснеет
101. Старость - неизлечимая болезнь
102. Смерть мудреца есть смерть без страха смерти
103. Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы
104. Судьба боится храбрых, давит трусов
105. Судьба ничего не дает в вечную собственность
106. Только время принадлежит нам
107. Тому, кем овладевает гнев, лучше повременить с принятием решения
108. Трудно изменить природу
109. Ни одно искусство не может быть изучено на ходу
110. Чистая совесть - есть постоянный праздник
111. Философия есть нечто не побочное, а основное
112. У заблуждения нет предела
113. Тяжелая ошибка часто приобретает значение преступления
114. Философ - тот, кто, не хвастая, обладает той мудростью, которой, хвастая, не обладают другие
115. Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем
116. Малые печали словоохотливы, глубокая скорбь безмолвна
117. Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста
Нравится Показать список оценившихО СКОРОТЕЧНОСТИ ЖИЗНИ
Нравится Показать список оценившихК чему умножать примеры людей, казавшихся всем баловнями счастья, чьи слова правдиво свидетельствуют об их собственном отвращении ко всему, что они сделали за свою жизнь. Их жалобы не изменили ни тех, кто их слышал, ни тех, кто произносил; не успели отзвучать невольно вырвавшиеся признания, как страсти вновь заняли привычное место.
Будь ваша жизнь длиной хоть в тысячу лет, все равно она окажется ничтожно мала, клянусь Геркулесом: подобные пороки способны пожрать без остатка сколько угодно столетий. Отведенный нам срок природа сделала скоротечным, но разум его удлиняет; у вас же он просто не может не пролететь мгновенно: вы не стараетесь сохранить его, удержать, замедлить стремительный бег времени - вы позволяете ему проходить, словно у вас его в избытке и вам нетрудно восстановить утраченное.
Тут на первое место я поставлю, пожалуй, тех, у кого нет времени ни на что, кроме вина и сладострастия; ибо нет занятии более постыдных. Заблуждения прочих людей, даже тех, кто всю жизнь гоняется за призраком славы, все-таки менее неприглядны. Ты можешь указать мне на корыстолюбцев, на склочников, на тех, кто живет беспричинной ненавистью или несправедливыми воинами, - по-моему, эти пороки как-то более мужественны. Но целиком отдаться чревоугодию и похоти - срам и разложение. Посмотри, на что уходит их жизнь, прикинь, сколько времени они тратят на низкие расчеты, сколько на интриги, сколько отнимает у них страх, сколько угождение тем, кто им нужен, и сколько - угожденье тех, кому они нужны, сколько времени уходит на хождение в суд по своим или чужим делам, сколько на пиршества, которые для них, впрочем, и есть собственно обязанности. Ты увидишь, что весь этот кошмар - или счастье, с какой стороны взглянуть, - не дает им перевести духа.
Ну и наконец, всем известно, что занятый человек ничему не может выучиться как следует: ни красноречию, ни свободным наукам, поскольку рассеянный дух ничего не усваивает глубоко, как бы выплевывая все, что пытаются насильно впихнуть в него. Самое недоступное для занятого человека - жить, ибо нет науки труднее. Преподавателей всех прочих наук сколько угодно; в некоторых, случается, даже маленькие мальчики настолько преуспевают, что сами могут преподавать. Жить же нужно учиться всю жизнь, и, что покажется тебе, наверное, вовсе странным, всю жизнь нужно учиться умирать. Сколько великий мужей, оставив все, что им мешало, отказавшись от богатства, от обязанностей, от удовольствий, отдавались вплоть до глубокой старости одному занятию - научиться жить: однако большинство из них ушли из жизни, признавая, что так и не научились. Что уж говорить о прочих?
Поверь мне, подлинно великий муж, поднявшийся выше ч Нравится Показать список оценивших
И все домочадцы, собравшись вокруг, рыдали о том, что их престарелый хозяин получил, наконец, возможность отдохнуть, и траур не закончился до тех пор, пока старика не восстановили на работе. Неужели настолько приятно умереть занятым?
Впрочем, так устроено большинство людей: они жаждут работать дольше, чем могут. Они изо всех сил борются с телесной слабостью, и сама старость лишь оттого им в тягость, что не позволяет работать. Закон не призывает в армию после пятидесяти; не назначает в сенат после шестидесяти; добиться для себя досуга людям легче от закона, чем от самих себя.
Но пока они хватают, что можно, и становятся чужой добычей сами, пока не дают друг другу покоя, пока делают друг друга несчастными, - тем временем жизнь проходит, бесплодная, безрадостная, бесполезная для души. Никто не думает о смерти, всякий заходит в своих надеждах далеко вперед, а некоторые стараются забежать в своих планах вовсе по ту сторону жизни, заботясь об огромных надгробиях, о посвящении общественных зданий, о дарах, которые будут положены в погребальный костер и о пышной всем на зависть похоронной процессии. А ведь прожили они, клянусь Геркулесом, так ничтожно мало, что следовало бы хоронить их при свечах и факелах [44].
[1] Помпоний Паулин, к которому адресуется Сенека, был в Риме префектом анноны между 48 и 55 г. н.э. Постоянная должность praefectus annonae - начальника по продовольственной части - была введена императором Августом в 7 г. н.э. Ее могли занимать всадники, побывавшие прокураторами провинций; следующей должностной ступенью была префектура Египта или префектура претория. Префект анноны осуществлял надзор за всеми государственными поставками продовольствия, отвечал за его количество, качество, транспортировку, хранение и распределение (анноной назывались регулярные бесплатные раздачи хлеба римлянам). Ему подчинялись большие штаты чиновников в Риме, Остии и всех портовых городах Италии, прокураторы анноны провинций и военные отряды; считался он не магистратом, а чрезвычайным императорским уполномоченным - extra ordinem utilitatis causa constitutus, имел право суда, казни (ius gladii) и прямого доступа к императору.
[2] Гиппократ. Афоризмы I, 1: ho bios brachys, e de techne makre. Это значит не то, что великие произведения искусства надолго или навечно переживают своих создателей, а то, что всякому ремеслу (искусству) надо долго учиться, а жизнь коротка.
[3] С точки зрения Сенеки Аристотель не прав, критикуя природу. Для стоиков природа, тождественная богу, разуму, провидению, устраивает в этом мире все наилучшим образом. Сама приводимая Сенекой цитата взята, по-видимому, не из Аристотеля, а из Феофраста, которому приписывает такую мысль Цицерон (Тускуланские беседы, 3, 69). Аристотель считает человека одним из самых долгоживущих животных (О долготе и краткости жизни 466 а).
[4] collocaretur: букв. вложить. В этом трактате Сенека постоянно употребляет хозяйственно-финансовую деловую терминологию, близкую и понятную его адресату; здесь метафора: жизнь как капитал, который надо удачно вложить.
[5] Обычно просто поэтом или величайшим из поэтов Сенека называет Гомера или Вергилия, но у них такого стиха нет. Возможно, Сенека вспоминает здесь стих из Менандра, по ошибке приписывая его другому: mikron ti toy bioy kai stenon zomen (фрагм. 340) - exigua pars est vitae qua vivimus.
[6] recurrere ad se: вернуться к себе. С точки зрения стоиков, корень всех зол в человеческой жизни - уход от себя, отчуждение от себя. Согласно стоической теории oikeiosis, всякому живому существу по природе свойственно устремляться к самому себе; внешне это проявляется как инстинкт самосохранения: всякое животное стремится к тому, что способствует сохранению и упрочению его жизни, как к благу, и избегает того, что может ей повредить, как зла. Сущность человека составляет разум; следовательно, благо для человека - то, что питает и укрепляет его разум; вернуться к себе - вернуться к разуму.
[7] Точно датировать это письмо не представляется возможным. Согласно Светонию, Август дважды делился с сенатом мыслью о том, чтобы сложить свои полномочия: первый раз после победы над Антонием, второй раз во время продолжительной болезни в 28 г. до н.э. Согласно Диону Кассию (53, 9, 1), Август произнес в сенате слова примерно того же содержания, что Сенека вкладывает в его письмо.
[8] Август вел гражданские войны против Марка Антония (43 г. до н.э.), против Брута и Кассия (42 г. до н.э.), против Луция Антония и Фульвия (40 г. до н.э.).
[9] Против коллег по должности Август воевал в 36 г. (из триумвирата они с Антонием исключили Марка Лепида) и в 32-30 гг. против самого Антония.
Читайте также: