Салтыков щедрин о патриотизме точная цитата
Обновлено: 06.11.2024
«194 года тому назад, 27 января 1826 года родился великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков -Щедрин. В русской литературе ему отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно»
По сравнению с великим Салтыковым -Щедриным, современные сатирики выглядят просто «букашками», не понятно почему, претендующими на аплодисменты публики. Лично я «снимаю шляпу» перед гением Михаила Ефремовича Салтыкова -Щедрина, и даже в мыслях не имею «соревноваться» с ним в политическом остроумии. Всё, что я смею, так это вспомнить яркие и острые высказывания великого сатирика, которые и ныне звучат более, чем актуально! Приходиться только удивляться тому, что за 200 лет, со времён Салтыкова -Щедрина, на Руси, в принципе, ничего не изменилось. Может быть такой Руси суждено быть вечно.
Давайте вспомним 30 лучших цитат великого русского писателя -сатирика Михаила Салтыкова -Щедрина, которые настолько точно характеризуют современный мир России, что кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас с вами, - о современной России и её правителях!
1. « Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления!»
2 «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».
3 «Чего-то хотелось: не то /*«новой»/ конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать».
4 « Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства»
5 «Когда и какой бюрократ (*чиновник) не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать»
6. «Это ещё ничего, что в Европе за наш рубль дают полтинник. Будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду!»
7. «Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит».
8. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»
9. «Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил! «
10. «У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!»
11. «Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные»
12. «Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права».
13. «Увы! не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку».
14. «Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется».
15. «Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд».
16. «Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом».
17. «Всякому безобразию своё приличие».
18. «Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности»
19. «Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть? «
20. «Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития».
21. «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним».
22. «Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег. понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть
- Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!»
23. «Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться».
24. «В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков».
25. «Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы. », а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы. » Представьте себе, что этого «кабы» не существует — какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!»
26. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари».
27. «В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности».
28. Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
29. «Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь».
30. «Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении».
Следующая цитата
Познавательная страничка. Откуда пошла расхожая цитата про патриотизм и воровство, приписываемая Салтыкову-Щедрину.
"На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались"
( Читать дальше. Свернуть )
Следующая цитата
Поводом для написания статьи стал широко растиражированный миф, как будто писатель Салтыков-Щедрин иронично относился к патриотизму.
Отмечу, что приписываемая Салтыкову-Щедрину цитата является лишь одной из множества гуляющих по интернету «анти-патриотических» цитат. «Анти-патриоты» - это относительно небольшая, но активная группа. На оппонентов они смотрят исключительно свысока – дескать, граждане с патриотическими взглядами – это глупая «вата», которой манипулирует власть. С их подачи возникло ложное представление , будто граждане с патриотическими взглядами являются сторонниками власти, а критиковать недостатки государства могут только анти-патриоты. В результате возникает ложная альтернатива между «анти-патриотами» и «ура-патриотами», при этом махровый эгоизм «анти-патриотов» подается, как их достоинство: дескать, они одни только и способны видеть и критиковать недостатки в устройстве страны.
Что ж, тем больше причин поговорить о взглядах на патриотизм Салтыкова-Щедрина - ведь анти-патриоты почитают его, как крупного авторитета.
Начнем с того, что судить о взглядах человека по отдельной цитате – величайшая глупость. Никто не может сказать, откуда взялась цитата, приписываемая Салтыкову-Щедрину: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли» .
Но даже если бы нашлась такая цитата в собрании сочинений писателя, судить о его взглядах по этой фразе невозможно. Чтобы понять, как человек относится к патриотизму, нужна не отдельная цитата, а размышление. Подобное размышление мы можем найти в статье «Сила событий» .
(В отличие от мифической цитаты, указать точное нахождение этой статьи несложно: М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1969. Т. 7. С. 162—184.)
Из этой статьи мы узнаем, что патриотическое чувство Салтыков-Щедрин считал благим, и высоко оценивал его воспитательное значение.
Салтыков-Щедрин:
«Идея, согревающая патриотизм — это идея общего блага. Какими бы тесными пределами мы ни ограничивали действие этой идеи (хотя бы даже пространством княжества Монако), все-таки это единственное звено, которое приобщает нас к известной среде и заставляет нас радоваться такими радостями и страдать такими страданиями, которые во многих случаях могут затрагивать нас лишь самым отдаленным образом. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве» .
Противоположностью патриотизма писатель называет паразитство . Да-да, те, кто в силу развитого эгоизма отрицает патриотизм, с точки зрения Салтыкова-Щедрина, безусловно, являются паразитами. Если бы цитирующие писателя анти-патриоты потрудились разобраться с его реальными взглядами, они пришли бы в ужас.
Салтыков-Щедрин:
«Напротив того, идея, согревающая паразитство, есть идея, вращающаяся исключительно около несытого брюха. Паразит настолько подавлен инстинктами личного эгоизма, что не может сознавать себя в связи ни с какою средою, ни с каким преданием, ни с каким порядком явлений. Хотя же и случается, что он предпочитает одну территорию другой и начинает называть ее отечеством, но это не отечество, а только оседлость. Воспитательное значение паразитства громадно: в этой школе вор мелкий развивается в вора всесветного» .
Не правда ли, любопытная связка между «инстинктом личного эгоизма» и эпитетом «вор»? А ведь Перестройка 90-х как раз и была направлена на то, чтобы пробудить у советских граждан этот самый «инстинкт личного эгоизма».
Горькую пилюлю «анти-патриотам» может подсластить тот факт, что Салтыков-Щедрин резко критикует паразитов во власти, которые только прикидываются патриотами. Но, согласитесь, это слабое утешение – ведь писатель говорит о том, что это одно и то же по сути. Только у одного паразита уровень «мелкого вора», а у другого паразита уровень «вора всесветного».
Салтыков-Щедрин пишет, что, поскольку у его современников часто довольно смутное представление о патриотизме, от них нередко можно услышать противоречивые суждения.
Салтыков-Щедрин:
«Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: "правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!" или: "правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!" — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас» .
Люди словно не замечают противоречия подобных суждений, и этим пользуются паразиты во власти, которые желают создать о себе представление, как о патриотах. Они произносят высокопарные и пафосные речи, но цена этим речам невелика, потому что слова и дела у них расходится.
Салтыков-Щедрин:
«Пользуясь этой разрозненностью, человек может свободно переходить из одной половины в другую и, не возбуждая ни в ком удивления, уравновешивать самые гнусные поступки высокопарными и бессодержательными фразами» .
Салтыков-Щедрин противопоставляет руководствующихся принципом общего блага патриотов и руководствующихся личным эгоизмом паразитов. Он заключает, что ни при каких условиях паразит патриотом быть не может.
Салтыков-Щедрин:
«Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем . Всякий должен оставаться на своем месте, при исполнении своих обязанностей» .
Михаил Евграфович говорит, что существует существенная разница между удобным для власти невежественным патриотом и просвещенным патриотом. Писатель считает, что истинный патриотизм может быть только просвещенный.
Салтыков-Щедрин:
«. Нельзя не согласиться, что человек развитой уже потому является лучшим патриотом, что, обладая идеею общего блага и знанием элементов, его составляющих, может целесообразнее действовать в пользу торжества своей идеи.
Во-первых, только человек развитой способен обладать представлением об общем строе явлений и об отношениях, между ними существующих; невежественный же человек сознает лишь явления ближайшие, касающиеся его собственной личности или личностей тех людей, которые связаны с ним узами крови и беспрерывными столкновениями на одном и том же поле интересов. Так называемый patriotisme du clocher (патриотизм своей колокольни) гораздо сильнее действует в невежественном человеке, нежели в развитом, и по временам ограничивается районами почти микроскопическими».
Невежественный патриот удобен власти тем, что послушен. Просвещенный патриот имеет собственное мнение, с которым власти приходится считаться. Салтыков-Щедрин поднимает вопрос о том, что невозможно подменить патриотизм дисциплиною – бездумным подчинением.
Салтыков-Щедрин:
«Почти наверное можно сказать, что попытки заменить патриотизм дисциплиною никогда не увенчивались успехом. Происходит это оттого, во-первых, что никакими мерами нельзя вложить душу живую в человека, который может действовать только как автомат, и, во-вторых, оттого, что всякая дисциплина представляет машину, столь сложную, что строгое применение ее непременно увлечет патриотов-руководителей совсем в другую сторону от главных целей. Человек, который не знает, куда он идет, весь, со всеми своими мыслительными способностями, подавлен этою неизвестностью. Он, как самый простой поденщик, может работать со штуки, но, не зная ни значения этой работы, ни ее применений, будет все-таки действовать наугад, а чаще всего невпопад. <. >
Совсем иные черты представляет дисциплина свободная, которою добровольно связывает себя человек развитой. В его глазах отечество не просто бессвязный агрегат селений, городов, сословий и т. д., а цельный и живой организм, в котором каждая пядь территории защищает и питает следующую пядь . Если он успел доказать себе, что развитие страны находится на ложной дороге, то он не обязывается идти с ним об руку и не лишается через то наименования патриота. Бывают минуты, когда борьба против ложного общественного настроения считается признаком высшего и безукоризнейшего патриотизма, хотя, конечно, бывают и иные минуты, когда развитой человек подчиняет свой высший патриотизм патриотизму необходимости и добровольно связывает себя дисциплиною . Как ни тяжел этот подвиг подчинения, но так как он предпринимается сознательно, то нет надобности ни следить за каждым шагом этого человека, ни входить с ним в многословные объяснения».
Писатель считает, что настоящий патриот только тот человек, который обладает активной жизненной позицией, которого интересует то, что происходит в его стране. Власть с одной стороны, заинтересована в том, чтобы патриотизм был, но, с другой стороны, она хочет, чтобы патриот был удобен, и не слишком интересовался политикой. В этом Михаил Евграфович видит противоречие.
Салтыков-Щедрин:
«Нельзя сказать человеку: "вот здесь, в сфере внутренних интересов, ты будешь индифферентен и скуден инициативой, а вот там, в сфере внешней безопасности, ты обязываешься быть пламенным и изобретать все, что нужно на страх врагам". Это невозможно, во-первых, потому, что внутренние интересы всегда ближе касаются человека, и, во-вторых, потому, что дух инициативы не с неба сваливается, а развивается воспитанием и практикою. Нельзя передвигать его из одной сферы в другую, смотря по надобности, особенно из такой сферы, где он встречает применение беспрерывное, в такую, где предстоит применять его только, так сказать, в табельные дни. Отсутствие повседневной работы ума мало-помалу доводит способности человека до нуля: с чем же он пойдет на защиту отечества, когда в этой защите встретится надобность? Где он найдет элементы для энтузиазма? Он наг снаружи и наг внутри; он ничего не знает; он игнорирует даже ту «вещь», во имя которой ему приводится расточать энтузиазм » .
Салтыков-Щедрин считает, что огромную пользу стране могут принести патриоты сознательные, развитые, активные, и что политика, основанная на том, чтобы держать народ темным (якобы, просвещение порождает бунт), в корне неверна.
Обратите внимание, насколько позиция Салтыкова-Щедрина не вписывается в те шаблоны, которые пытаются навязывать нынешние «анти-патриоты».
Во-первых, Михаил Евграфович указывает, что нет противоречия в том, чтобы патриот находился в оппозиции и выступал против ложного пути развития страны.
Во-вторых, примитивный ура-патриотизм с точки зрения Салтыкова-Щедрина не является истинным патриотизмом. Настоящий патриот примитивным быть не может.
В-третьих, анти-патриоты не могут заявить – что мы, дескать, и есть та просвещенная оппозиция, о которой ведет речь писатель. Нет, граждане, вам не удастся надеть на себя эту маску, потому что, говоря об оппозиции, Салтыков-Щедрин ведет речь о патриоте – т.е. о человеке, для которого общественное благо на первом месте. А анти-патриоты в терминах писателя относятся к категории «паразитов».
В связи с этим, хочу сказать, что такие люди, как Ленин, Сталин, Свердлов, Дзержинский с точки зрения Салтыкова-Щедрина были патриотами. В отличие от нынешней «оппозиции» в лице Каспарова, Ходоковского, Навального и пр., большевики общественное благо всегда ставили выше личного. Они были активными и сознательными борцами, и считали важнейшей задачей просвещение народа.
Записи из этого журнала по тегу «писатели»
Анализ судьбы Лермонтова на основе метеорологических прогнозов
Кипит научная жизнь в Пензе.
"Немой набат"
Интервью Анатолия Самуиловича Салуцкого. Лауреат премий союза писателей СССР и РСФСР. Академик Академии российской словесности. Первый заместитель…
Помимо дня рождения Ленина, сегодня отмечается и день рождения одного из наиболее выдающихся отечественных писателей-фантастов Ивана Ефремова.…
"Союз Писателей России" против "тотального диктанта"
И снова у нас духоподъёмный жанр открытых писем. "Союз Писателей России" выражает недоумение, что для проведения в общем то неплохой…
О настроениях иностранных писателей в связи с процессом троцкистско-зиновьевской банды
Примечательная справка для руководства СССР о том, как реагировали иностранные писатели на Московские процессы 1936-го года. Отмечаются те кто…
Умер Владислав Крапивин
Сегодня после тяжелой болезни ушел известный советский писатель Владислав Крапивин. Практически все так или иначе читали его романы и повести для…
Умер Алексей Ивакин
О "философе" Михаиле Веллере
Забавный разбор творчества Михаила Веллера. Не сказать, что я так уж сильно следил за его творчеством, но от некоторых откровений было сплошное…
Эрих Мария Ремарк о своем творчестве
Писатель Эрих Мария Ремарк и его живое интервью 1962-го года. Само интервью на немецком, субтитры русские. Ремарк безусловно отличный…
промо colonelcassad июль 14, 2008 13:44 40Информация об этом журнале
- Цена размещения 750 жетонов
- Социальный капитал 46 228
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 2 часа
- Минимальная ставка 750 жетонов
""На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались.""
Вообще-то, фраза подлая.
Подлая в старинном смысле: её мог сказать человек типа Смердюкова из "Братья Карамазовы".
Подлый человек все по себе меряет.
Высокие порывы ему не понятны.
Не поесть, а нажраться.
Не любить женщину а - трахнуть.
Патриотизм - воровство.
Подлому человеку вечно кажется, что у него что-то украли.
Вот у Абрамовича - яхта.
Значит украл. У этого самого подлого человека.
Хотя у него и крать-то нечего.
Даже сайты такие есть,где обсуждается кто сколько украл,дома построил и на Мальдивах отдыхает.
И дети в Лондоне живут.
Между прочим, патриотизм является основой воспитания военнослужащих, армии.
Проворовался кто-то или нет.
Между прочим, патриотизм является основой воспитания военнослужащих, армии.
Вот меня и воспитали - что "родина" стоит ровно столько за сколько ее можно продать.
В таком случае, Вам должен быть ближе афоризм доктора Джонcона:"Patriotism is the last refuge of a scoundrel".Который имеет несколько толкований, и не все они - отрицательного свойства.
Близок конечно. Но меня удивляет скорее другое - непонимание того что собственность означает не ответственность - а безответственность. Собственность - это в первую очередь право проиметь армейским способом вещь никому за то не отчитываясь.
Когда мне говорят про "мою родину" я слышу ровно разрешение продолбать ее любым удобным мне способом.
Собственность бывает разная.
Та, на которой помешались марксисты - собственность на средства производства - в современном мире значения не имеет. Станки и даже целый завод можно в аренду снять на заемные средства.
А средство производства компьютер - есть вообще у всех. И не компьютер приносит прибыль, а умение им пользоваться.
Что касается личной собственности - дом, квартира, машина и т.п. - то опять-таки, в наше время приобретается за счет компетенций, опыта, образования и трудоспособности.
И при наличии мира в стране и защиты сильного государства.
Отсюда - и патриотизм, как желание такое государство иметь.
Но Вы правы: собственность -это ответственность.
И семья - ответственность.
За жену, детей, их счастье и спокойствие.
Семья - тоже собственность.
Нематериальный актив.
Это для вас собственность - ответственность. А для меня как раз полная безответственность - "мое - что хочу - то с ним и сделаю"
(а что до собственности на средства производства - тот же компьютер там далеко не главная часть. просто "для своих" в отрасли давно уже устроен практиеский коммунизм и большая часть именно средств производства вполне реально обобществлена)
Что касается личной собственности - дом, квартира, машина и т.п. - то опять-таки, в наше время приобретается за счет компетенций, опыта, образования и трудоспособности.
И при наличии мира в стране и защиты сильного государства.
Отсюда - и патриотизм, как желание такое государство иметь.
А вот мне знаете щас бы было выгодно если бы российское государство херакнуло так чтобы "скрепы" повылазили - оно мне больше мешает. И ремейк 90-х - самое то. Можно и с "разбором россии на независимые части"
"А вот мне знаете щас бы было выгодно если бы российское государство херакнуло так чтобы "скрепы" повылазили - оно мне больше мешает. И ремейк 90-х - самое то. Можно и с "разбором россии на независимые части""
Тогда Вам - прямая дорога на Украину сейчас. Потому что они именно девяностые доживают и проживают.
Типа, "день сурка".
Бжезинский говаривал, что без Украины Россия Империей вновьб не станет.
Но благодаря этому постоянному заводу Украины на девяностые - Россия вновь стала сверхдержавой и Империей, хотя не все ещё это заметили (США - заметили,впроочем).
В принципе если бы не их ушибленность европейскостью и национальной идеей - меня бы и устроило.
PS: И никакой сверхдержавой и ымперией россия ни разу не стала - на деле она что-то типа австро-венгрии перед первой войной или британии перед второй - внешне выглядит солидно, но жить это не будет.
Я во всяком случае стараюсь дел с РФ-ским государством иметь по минимуму - бесперспективно потому как
Edited at 2020-07-29 13:00 (UTC)
Так говорили ещё 300 лет назад.С другой стороны - а кто перспективный?
Кто устойчивый, несмотря на погоду на дворе?
Таких не просматривается.
Даже чтобы стоять на месте, нужно грести что есть сил.
Это и есть - Жизнь.
Борьба с окружающим хаосом.
Единственное, что стабильно в этом мире - это нестабильность.
И лучше это понимать изначально, чтобы не удивляться потом как быстро слетает налет цивилизованности с окружающих тебя людей.
И спасительным ковчегом тут оказывается Государство, которое только и может защитить своих людей от предстоящих невзгод. Своих, а не все человечество.
А то, что эти невзгоды предстоят - тут и к гадалке не ходи.
Паразит настолько подавлен инстинктами личного эгоизма, что не может сознавать себя в связи ни с какою средою, ни с каким преданием, ни с каким порядком явлений. Хотя же и случается, что он предпочитает одну территорию другой и начинает называть ее отечеством, но это не отечество, а только оседлость. Воспитательное значение паразитства громадно: в этой школе вор мелкий развивается в вора всесветного.
Во! И я всецело за паразитизм по Щедрину. Родина должна булькать - а если не булькает - то продать ее по амортизационной стоимости
Следующая цитата
Познавательная страничка. Откуда пошла расхожая цитата про патриотизм и воровство, приписываемая Салтыкову-Щедрину.
"На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались"
Цитата.
"На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались."
Вариации.
"Когда начинают часто говорить о патриотизме – значит опять, сильно проворовались".
"Если патриотизм, значит, небось, проворовались".
"Заговорили о патриотизме. Как видно, украсть что-то хотят"
"Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли." и т.д.
Авторство.
Народное. Ошибочно приписывается М.Е. Салтыкову-Щедрину.
Использование.
"Сейчас вот опять на патриотизм стали напирать. Напрашивается продолжение от Михаила Евграфовича – «. видать, проворовались»" (Г. Бовт. Есть ли жизнь после Путина. 2017.)
"Как прекрасен и вечен Салтыков-Щедрин! Я однажды час читал по радио цитаты из него – и был завален письмами повторить. Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли. И так далее, так далее; самый вечно живой из всех русских классиков." (М. Веллер. Огонь и агония. 2018)
Вот вы, допустим, совершенно случайно натыкаетесь на такую фразу "На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались". И если эта фраза не была бы подписана именем Салтыкова-Щедрина, едва ли бы вы сообразили, что речь там идет о второй половине XIX века, а не о начале XXI. (Л. Рубинштейн. Знаки внимания. 2018. См. также в колонке 2011 г.)
А уж если о своем великом патриотизме стали усердно разглагольствовать очень большие начальники – об этом феномене исчерпывающе высказался еще Салтыков-Щедрин: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». (Б. Акунин. 2015).
Причем какие-то меры надо предложить конкретные — а из конкретного в голове только Салтыков-Щедрин: «О патриотизме заговорили — значит, проворовались».(Д. Гудков, 2016)
А также десятки других писателей и журналистов.
Что говорил Салтыков-Щедрин?
Идея, согревающая патриотизм — это идея общего блага. Какими бы тесными пределами мы ни ограничивали действие этой идеи. все-таки это единственное звено, которое приобщает нас к известной среде и заставляет нас радоваться такими радостями и страдать такими страданиями, которые во многих случаях могут затрогивать нас лишь самым отдаленным образом. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве.
Напротив того, идея, согревающая паразитство, есть идея, вращающаяся исключительно около несытого брюха. Паразит настолько подавлен инстинктами личного эгоизма, что не может сознавать себя в связи ни с какою средою, ни с каким преданием, ни с каким порядком явлений. Хотя же и случается, что он предпочитает одну территорию другой и начинает называть ее отечеством, но это не отечество, а только оседлость. Воспитательное значение паразитства громадно: в этой школе вор мелкий развивается в вора всесветного.
До сих пор произвольное деление жизни на две половины мешало сознавать это различие, но практика взяла на себя труд обозначить его с определительностью почти осязательною. Отныне нет больше сомнений. Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем. Всякий должен оставаться на своем месте, при исполнении своих обязанностей.
(статья "Сила событий", 1870 год)
Кто, если не Салтыков-Щедрин?
Русский поэт Алексей Михайлович Жемчужников.
В его поэме "Сказка о глупом бесе и мудром патриоте" (1881-1883) есть вложенный в уста беса вопрос:
А что ж никто из вас, меж тем
Того презреньем не покроет
Кто родине и куры строит
И вместе как ближайший друг
К ней лазит запросто в сундук?
Как завелось у вас однажды,
Так, видно, будет и вперед:
Хоть грабит патриот не каждый,
Но что ни вор, то — патриот.
По иронии судьбы, Жемчужников послал поэму в "Отечественные записки", но она была отвергнута редактором журнала М.Е. Салтыковым-Щедриным.
Читайте также: