Ревизор целое море страха чья цитата

Обновлено: 22.12.2024

Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.

Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

- Творчество какого автора мы с вами изучаем?

- К акое его произведение мы изучаем?

- П рочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд

- Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн? (море страха – это боязнь наказания, потеря должности)

- Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Слайд . Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики: слайд

2. Жена Городничего

5. Ляпкин – Тяпкин

1. «неглупый по-своему человек»

2. «умнее своего барина»

3. «очень услужлив и суетлив»

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. «простодушный до наивности»

6. «провинциальная кокетка»

7. «…прочитавший 5-6 книг»

Ответы: слайд

Литературный диктант: слайд

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович)

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)

5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул. » (Городничий)

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ)

9. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.»(Жандарм)

- проверьте себя. Слайд.

2. Анализ 4 действия комедии: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

«Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».

- Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? (планеты – это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

Посмотрим на имена героев:их фамилии говорят сами за себя.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ. Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека. Фамилия образована от слова «хлопотать» - вечно испуганный, робкий.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «ухлестывать», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут»

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

- Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр.47, 2ое действие) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

- Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего. (Стр.162 учебника) Слайд

- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа. слайд

- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? ( сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе .) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.стр. 163 учебник (чтение и анализ)

- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”, «Ну, все кончено – пропал!пропал!»)

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх)

- Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

- Как они делают? ( входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету )

- Это придает комедии пафос

Словарная работа. Слайд.

- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)

- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них – Добчинский - имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.

- Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет). Почему вы так думаете? (потому что главные слабости Хлестакова - деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность).

- Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно._

В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.

Слайд. Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)

- Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? Стр. 177 учебник

- Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова:

- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ: Слайд.

-Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему…..(боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

- А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

- Комедия устарела?

- Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

- Чем опасно взяточничество? ( Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции . Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: Слайд. 1. Определите, в чем заключается мастерство Н.В.Гоголя-комедиографа.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.

Следующая цитата

Городские помещики Бобчинский и Добчинский, случайно узнав
о появлении неплатильщика Хлестакова в гостинице,
докладывают городничему о прибытии инкогнито из Петербурга
в город. Как раз в это время всё погрязшее во взятках и
казнокрадстве градоначальство, начиная с городничего
Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского,
в страхе ожидает прибытия ревизора из Петербурга.
Начинается переполох.
Все чиновники и официальные лица суетливо бросаются
прикрывать свои грехи.
С самого начала комедии полноправным участником пьесы
становится страх, возрастая от действия к действию
и находя свое максимальное выражение в немой сцене.
"Ревизор" - это целое море страха".

Все чиновники города N боятся "ревизора",
приехавшего из Петербурга, воображая его важным "лицом".
А причины для страха имеет каждый чиновник
(Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул.
Меня так и проняло страхом."
Лука Лукич. "Я, признаться, так воспитан, что заговори
со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто
и души нет, и язык, как в грязь, завязнул".

Амос Федорович. "Ну, все кончено – пропал! Пропал!"

Больше всего беспокоит приезд ревизора городничий,
потому что за ним много грешков.
Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Поначалу Городничий боится наиболее страшного:
". а вдруг тот, кто приедет инкогнито, не берет - вот где зарез!
А ведь редко, но бывает и так, какие-то развелись
"волтерианцы", молодые люди,
желающие жить по совести.
Вдруг да наедет такой, вся система жизни,
весь образ действия городничего придут тогда в негодность.
Страх "первый" - это страх перед честным ревизором.
Но слава богу, нет! Хлестаков - не "волтерианец",
он берет взятки, и даже весьма благосклонно.
Выяснив это обстоятельство, Городничий немного
успокаивается.
Он попал в привычную колею привычных отношений.

Но Антон Антонович пугается снова после сцены вранья
Хлестакова, когда понимает, что Хлестаков не только не
"вольтерианец", но вроде бы главный
в той шайке, которая именуется петербургскими чиновниками.
"Как бы не взял столько, что и по миру пойдешь?"
Раньше боялся, что не
возьмет, теперь - что возьмет всё…

"Ревизор"это комедия, с колоссальной силой вы­ставившая
на осмеяние все общественные пороки тогдашней России.
Впрочем, только ли тогдашней? Разве в наши дни не встречаются
чиновники, подобные тем, которых мы видим в комедии?
Российские закономерности, с любовью выписанные Гоголем
еще в царские времена, не потеряли свою актуальность
ни в веке ХХ, ни в XXI и, скорее всего, не потеряют никогда.

Ложь, скудоумие и скаредность повсеместны, хлестаковщина
цветет пышным цветом, а страхи, большие и маленькие,
правят человеческими суд.

Следующая цитата

Страх - является основным двигателем сюжета в произведении Гоголя "Ревизор". Именно страх создает ситуацию заблуждения, на которой построен весь сюжет и конфликт комедии. Городничий, прочитав письмо в котором говорится о прибытии ревизора из Петербурга, связывает свой сон про двух крыс с приездом ревизора и со всеми бедами, свалившимися ему на голову. Государственные чиновники, живущие ради собственного блага, боятся приезда ревизора и долгое время не могут понять, почему ревизор едет именно к ним, выдвигая различные предположения.
Из-за страха быть обвиненными в полной халатности к своим делам, чиновники производят улучшения каждый в своей сфере: больных увозят из больницы чтобы показать ее с лучшей стороны, гусей из суда забирают на кухню и так далее. Городничий уверен, что "грешки грешкам рознь", а главное - суметь дать взятку ревизору. После того как Бобчинский и Добчинский сообщают чиновникам о том, что человек, описанный в письме, уже две недели живет в их городе, их охватывает вторая волна страха. Городничий, боясь, что о нем плохо подумают решает задобрить Хлестакова, и приглашает его пожить у себя в доме. Далее чиновники пытаются войти в доверие к Хлестакову "одалживая" ему денег. Именно страх заставляет чиновников принять Хлестакова, обычного человека, за ревизора. Особого страха к Хлестакову не испытывают только жена и дочь Городничего. Они видят в нем человека, который мог бы помочь им переехать в Петербург, начать новую, более роскошную жизнь.
Таким образом, страх в комедии Гоголя является основной деталью. Чувство страха заставляет героев поступать не обдуманно. Именно он добавляет произведению Гоголя динамики и остроты.

Следующая цитата

Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.

5.1. Чему может научить зрителей (читателей) Фонвизин-драматург?

5.2. Как бы вы прокомментировали слова исследователя о пьесе Н. В. Гоголя: ««Ревизор» — это целое море страха»?

5.3. Почему лирику Лермонтова называют романтической (на примере двух-трех стихотворений) ?

5.4. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Задания Д1 C1 № 158

1.1.1. Какие синтаксические средства выразительности вы видите в этом отрывке? Какова их роль?

1.2.1. Почему это стихотворение, с вашей точки зрения, называется «Коршун»?

1.1.1. Особые средства построения предложений усиливают выразительность художественной речи. К таким средствам относятся риторические обращения и восклицания, используемые в приведенном отрывке для привлечения внимания к изображаемому:

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Широко используется автором инверсия — необычный порядок слов в предложении — опять же для усиления выразительности речи:

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

1.2.1. В 1914 году Россия была вовлечена в Первую мировую войну, бессмысленную, жестокую и разрушительную. Именно этому историческому событию в 1916 году Александр Блок посвятил свое стихотворение «Коршун», пытаясь найти ответ, почему Россия испокон веков вынуждена воевать, обрекая тысячи людей не верную гибель. Стихотворение называется «Коршун», потому что в ассоциативном ряде поэта коршун, подобно ворону, олицетворяет собой смерть.

Задание 1 № 2126

1.1. Какие синтаксические средства выразительности вы видите в этом отрывке? Какова их роль?

1.2. Если бы вы были режиссером (или постановщиком), какие советы вы бы дали чтецу, решившему выступить перед публикой с чтением этого отрывка?

1.1. Особые средства построения предложений усиливают выразительность художественной речи. К таким средствам относятся риторические обращения и восклицания, используемые в приведенном отрывке для привлечения внимания к изображаемому:

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Широко используется автором инверсия — необычный порядок слов в предложении — опять же для усиления выразительности речи:

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

1.2. Лирические отступления дают автору возможность непосредственно обращаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения, передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Отрывок посвящен теме русской истории, а значит, теме патриотизма. Именно поэтому читать данный отрывок нужно, глубоко проникнувшись желанием донести величие и славу России в один из самых трудных периодов ее истории — Отечественной войны 1812 года.

Комментарии к сочинениям

5.1. Чему может научить зрителей (читателей) Фонвизин-драматург?

В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в восемнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней.

Герой Фонвизина - подросток, почти юноша, характер которого поражён болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство ему присущее. Он недобросовестен в своём отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.

«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живёт только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть.

Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя. Таких митрофанушек и в наши дни немало, вот почему комедия живет, заставляет задумываться над вопросами, бывшими актуальными в XVIII веке и остающимися злободневными сейчас.

5.2. Как бы вы прокомментировали слова исследователя о пьесе Н. В. Гоголя: «Ревизор» — это целое море страха»?

«В комедии я решил собрать все дурное в России и посмеяться над всеми сразу», — писал Н.В. Гоголь о «Ревизоре». Действительно, в сюжете комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается весь хаос жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое.

Взять хотя бы сцену хвастовства Хлестакова перед дамами. В его речи полностью отсутствуют реплики в сторону, которых полно у других героев пьесы. Лжеревизор врет и завирается так, что захлебывается в собственной лжи, проглатывая и не договаривая концы фраз и предложений. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Гомерический размах ошарашивает присутствующих «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Вранье в сцене настолько наглое и открытое, что не увидеть этого просто невозможно. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Не будь настолько «рыльце в пушку» у городских чиновников, вряд ли сцена закончилась бы безнаказанно для Хлестакова.

Это самое «море страха» и делает возможной саму историю, произошедшую в уездном городе.

5.3. Почему лирику Лермонтова называют романтической (на примере двух-трех стихотворений)?

Чтобы доказать, что Лермонтова можно называть поэтом−романтиком, нужно вспомнить определение романтизма. Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального. Своеобразие художественной манеры Лермонтова заключается в том, что на всех этапах своего творчества поэт выступал и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, а в зрелый — реализма. Как поэт−романтик Лермонтов был представителем прогрессивного романтизма, выразившим решительное неприятие современной ему действительности («Демон») и утвердившим положительное начало жизни — героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри»).

Примером для анализа могут стать стихотворения Лермонтова «Парус», «Выхожу один я на дорогу» и др.

5.4. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них — это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек — героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война — не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков — фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Критерии проверки:

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Читайте также: