Разгром фадеев образ левинсона цитаты
Обновлено: 06.11.2024
ОБРАЗ ВОЖДЯ В ПОВЕСТИ А. ФАДЕЕВА «РАЗГРОМ»
Гениальная интуиция Фадеева. О природе личности вождя как организующего и ведущего, создающего коллектив.
Образ Левинсона создан контрастным, даже парадоксальным способом. В произведениях, отразивших события Гражданской войны, обычно командир - человек из народа, свой среди воюющего войска. В повести А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда резко отличается от всех и внешне, и социальным происхождением, и национальностью. В повести раскрываются его нравственные и психологические качества, позволяющие ему владеть обстановкой и выполнить боевое задание, в итоге приведшие к универсальному выводу о смысле жизни: «исполнять свои обязанности».
Подлинный герой повести А. Фадеева «Разгром» (1925 – 1926) - командир партизанского конного отряда на Дальнем Востоке Иосиф Левинсон. Его появлением начинается повесть о Гражданской войне: «Бренча по ступенькам избитой японской шашкой, Левинсон вышел во двор». Командир маленького роста, старая японская шашка ему велика, он не по-военному бренчит ею по ступеням. Заканчивается повесть описанием его неожиданной реакции на происшедшее: он плачет.
Основу отряда составляют бывшие шахтеры, участники революционных событий, а также бывшие деревенские батраки и солдаты. Левинсон, скорее всего, - тоже бывший. В повести нет указания на его профессию, только намек на его городское прошлое. Сказано, что он не хочет вспоминать о детстве в семье бедного еврея, торговца подержанной мебелью. Левинсон выглядит в отряде как чужеродное явление, все в нем чуждо для партизан: сама его фамилия, голубые глаза, «не здешние», как они отмечают. Хотя партизаны ему и подчиняются, он не свой для них. Внешне он – полная им противоположность: маленького роста, с длинной рыжей бородой, как гном. «Он был такой маленький, неказистый на вид -- весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». В отличие от партизан, сильных и выносливых, Левинсон физически слабый, страдает острой болью в боку, излечить которую, он знает, можно лишь длительным отдыхом.
Левинсон чужд природе, которая так близка не только вчерашним пастушкам вроде Метелицы, но и всему «угольному племени», как шахтеры себя называют. Основная форма жизни в России того времени была деревенская. И хотя Морозка признается, что не любит мужиков, но и для него рай – это мирная деревня с жующими коровами и теплым сеновалом. Для Левинсона земля - грязь. «Едва Левинсон отошел от лагеря, как его обняла сырая, пахучая темь, ноги тонули в чем-то упругом, пахло грибами и гниющим деревом. "Какая жуть!" -- подумал он и оглянулся. Позади не было уже ни одного золотистого просвета - лагерь точно провалился вместе с улыбающимся дневальным».
Он далек от природы и понимает, что может испытывать студент, стоящий в ночном карауле, спрашивает его: « Жутко стоять, да?» и признается: «А я вот никак не могу привыкнуть. Уж сколько один хожу и езжу - днем и ночью, -- а все жутко. »
Сравним мнение бывшего студента Чижа, который говорит Мечику о Левинсоне: «Да что ж, знаете, вовсе не такой уж образованный человек. Просто хитрый. На нашем горбу капиталец себе составляет. Не верите? -- Чиж горько улыбнулся. -- Ну да! Вы, конечно, думаете, что он очень храбрый, талантливый полководец. – Слово "полководец" он произнес с особым смаком. -- Бросьте. Все это мы сами сочинили».
Характерный разговор состоялся между Кубраком и Левинсоном по поводу подготовки к походу. Кубрак не согласен, но Левинсон так убедил его в этой необходимости, что тот уже готов «теперь согласиться даже на то, чтобы везти овес на собственной спине, если командир найдет это необходимым». «Что нам может помешать? Да долго ли тут? Фу-у. хоть сегодня -- в два счета». «Понятно, - угрюмо сказал Кубрак, удивляясь, почему он говорит это, а не то, что ему хочется». "Холера двужильная", - думал он о Левинсоне, с бессознательной, прикрытой уважением, неприязнью к нему и жалостью к себе».
Впечатление Кубрака после этого: «Хитрый, стерва», - с досадой и восхищением думал начхоз».
Левинсон не обладает среди партизан абсолютным авторитетом, но ему повинуются. Приказы Левинсона организуют жизнь партизан на отдыхе, когда он руководитель и даже воспитатель. Но и тогда качества вождя в нем только приглушены, но не потушены. Внешне выступая в роли воспитателя Морозки, укравшего дыни на бахче Рябца, желая, на первый взгляд, наказать партизана и укрепить дисциплину, Левинсон на самом деле собрал крестьянский сход, чтобы услышать беседы крестьян между собой и понять их настроение. «…Вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, Левинсон улавливал в них внятные ему одному тревожные нотки». Для крестьян земля - место их постоянного привычного труда и быта, война для них – зло в чистом виде. Их желание, как понял Левинсон во время сходки, - «уж скорее бы вышло на одно», так как что белые, что красные, что свои, что японцы – все требуют пищи и фуража. В результате он приходит к необходимости вывести отряд из села.
Основные неуловимые качества вождя: способность к анализу обстановки, настроения окружающих, умение сориентироваться и принять нужное решение - эти свойства Левинсона полностью раскрылись в кризисной ситуации. Но чтобы осуществить план по спасению отряда, потребовались не только сильное психологическое воздействие, но и властность, способность убеждать не столько аргументами, сколько подавляя волю собеседника.
«. С каждым днем лопались невидимые провода, связывавшие его с партизанским нутром. И чем меньше становилось этих проводов, тем труднее было ему убеждать, - он превращался в силу, стоящую над отрядом». «…Он сам почувствовал себя силой, стоящей над отрядом. Но он готов был идти и на это: он был убежден, что сила его правильная». «Левинсон глубоко верил [курс. наш] в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, скрытый от поверхностного глаза, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге. Но он знал также, что этот глубокий инстинкт живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей - такой же маленькой, но живой - личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб.
Обремененные повседневной мелочной суетой, чувствуя свою слабость, люди как бы передоверили самую важную свою заботу более сильным, вроде Левинсона, Бакланова, Дубова, обязав их думать о ней больше, чем о том, что им тоже нужно есть и спать, поручив им напоминать об этом остальным».
Что это за инстинкт, Фадеев не расшифровывает. На примере жизни партизана Морозки, очевидно, следует догадаться, что инстинкт в данном случае – это классовая солидарность.
«С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха… но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рубцова баштана». Когда среди болота Левинсон является с угрозой – никто этому не удивляется, его силу над собой партизаны уже неосознанно ощущали и раньше. А как иначе удержать описанную в повести взрывчатую смесь низменных страстей, неизбежных в большом мужском коллективе, соединившем людей различного характера и происхождения, и страх смерти, мучения голода и жажды. И не только удержать, но и заставить повиноваться. Здесь даже не надо ставить вопрос о роли личности в коллективе или роли командира.
В эпизоде перехода через болото Левинсон стал откровенно силой над отрядом. Настал момент, когда «Левинсон оглянулся вокруг, все смотрели на него с уважением и страхом, но и только: сочувствия не было». Он воздействует прямой угрозой: «. его нервный, тонкий, резкий, охрипший голос прозвучал слышно для всех», он угрожает, и ему повинуется «притихшая, придавленная, сбившаяся в кучу» масса людей.
Оказавшись на болоте, люди впали в панику и готовы были обвинить Левинсона, заведшего их туда. «И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами, с большими горящими круглыми глазами, которыми он быстро перебегал с одного лица на другое. И в наступившей тишине, в которую врывались только звуки смертельной игры, разыгравшейся там, на опушке леса, - его нервный, тонкий , резкий, охрипший голос прозвучал слышно для всех :
Люди на болоте пришли «в нечеловечески быстрое, послушное яростное движение». О чем это? Людьми овладела чужая воля. Их энергия используется, на первый взгляд, для их же спасения, а на деле для того, чтобы они – как боевая единица - продолжили ту самоистребительную войну, которая поставила их в эти нечеловеческие условия.
Такой образ командира представляется гениальным прозрением Фадеева, художественно предвидевшим неизбежность появления во власти сильной личности в стране с подавляющим мелкобуржуазным (крестьянским) населением, которое практически не поддается влиянию коммунистической пропаганды, основанной на отчуждении собственности на средства производства. Вовлечь крестьян в классовую борьбу можно было только обещанием им земли, важной для них и совершенно чуждой организаторам движения, но после отказа выполнить это обещание удержать власть революционеры могли только силой.
В поступке Левинсона очевидна параллель с героем Горького Данко, который вырвал свое сердце, сделав из него факел, и тем вывел людей из трясины и спас их. Но колоссальна разница. Данко – герой, он пожертвовал собой и совершил подвиг. Левинсон же лишь продолжает свою работу, новым способом в новых обстоятельствах. Особенность героического в этой повести в том, что героизм показан обычным, повседневным явлением, обусловленным новым образом жизни, при котором надо ежедневно выживать, и не только на войне. Цель Данко – спасти людей. Задача Левинсона – сохранить отряд. Отряд важен не ради людей, его составляющих, хотя Левинсон знает цену каждому и высоко ценит лучших из них, а как «боевая единица», часть армии.
Данко стремится спасти людей ради их «заветов», чтобы с их гибелью не исчезли «заветы», то есть ради сохранения для потомков некоей высшей истины. Высшая цель есть и у Левинсона. И она не имеет социального звучания. Она чисто гуманитарная. «. Жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Мечта о новом человеке - вот нерв всей деятельности Левинсона.
В повести Фадеева не звучит ни одного революционного лозунга, не сформулированы ни цель Гражданской войны, ни средства ее достижения. Писатель фиксирует осознание лучшим умом (Левинсоном) необходимости улучшения природы человека – словно не было на Руси христианской проповеди и примера полного преображения личности великого киевского князя Владимира после его Крещения в 988 году.
События в «Разгроме» происходят в начале ХХ века в христианской стране. Никаких атрибутов христианства в этой повести нет. Варя сказала, что Бог дал хороший день, шахтер отвечает: Бога нет. Она сказала как поговорку, а он воспринял серьезно. Другой предложил крест в качестве мишени, когда испытывали Мечика, умеет ли он стрелять. (Левинсон отклонил это предложение). После убийства Метелицы крестьяне указали Левинсону на священника как на предателя, так как он знался с офицерами. (Левинсон не тронул его). Мелькает в пейзаже замшелая часовенка. В финальной сцене как примета пейзажа - купол храма, просто как свидетельство, что место обитаемо. Как произошло отступление от веры, - эта тема вне повести Фадеева.
Но идеальная абстрактная цель Левинсона тоже была предметом веры, притом веры сокровенной. Об этой цели сказано так: «все, о чем он думал, было самое глубокое и важное, о чем он только мог думать, потому что в преодолении этой скудости и бедности заключался основной смысл его собственной жизни, потому что» иначе «не было бы никакого Левинсона». Это его заявление, его, можно сказать, интимное объяснение своей жизни и причины, по которой он руководит людьми (принуждает их) ради будущего нового человека. Интимное – потому что он об этом не говорит вслух. Во весь голос он говорит другое, только необходимое для общения или для действий, и не потому, что скрывает что-то, а потому, что считает себя тем, кому люди доверили решать за них их судьбы.
«Он знал, что о нем думают именно как о человеке "особой породы", знал также многие свои слабости и слабости других людей и думал, что вести за собой других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Ключевое слово здесь: подавляя. Подавляя и свои и чужие слабости. Это было реальным решением идеальной проблемы.
Отряд сохранен. На место павших Левинсон привлечет других. Для вождя важна не личность того или иного человека, а его место в строю. Не личность, а строй должен быть сохранен. Вождь явился инструментом подавления, орудием насилия ради сохранения отряда как боевой единицы, то есть части сражающейся армии. Человек в СССР был объявлен винтиком в общественном механизме, а писатели – инженерами человеческих душ.
Ради достижения гуманной цели – преобразования личности человека - Левинсон предпринимает отнюдь не гуманные средства: ведет в смертельный бой, перед началом похода отравляют раненого, обрекают на голодную смерть не только корейца, хозяина огромной свиньи, но и всех, у кого отнимали последнее. "Неужели без этого нельзя?" - лихорадочно думал Мечик, и перед ним длинной вереницей проплывали покорные и словно падающие лица мужиков, у которых тоже отбирали последнее. "Нет, нет, это жестоко, это слишком жестоко", - снова думал он и глубже зарывался в солому».
Для осуществления идеала, который представлялся объективно сверхзначимым, был воплощен иезуитский лозунг: цель оправдывает средства. Жизнь показала, что средства разоблачают цель. Убеждает только практика, притом практика личная. Трагический опыт Гражданской войны показал, что всё сверхличностное – против личности, всё надчеловеческое – против человека.
Левинсон выполнил поставленную перед ним задачу, пройдя через смертельные испытания, потеряв почти весь отряд, и не впал в отчаяние. В итоге всего пережитого он пришел к выводу: «Надо жить и исполнять свои обязанности» - к универсальному принципу существования человечества. То, что не удалось путем мирной проповеди христианства, пришлось осуществлять силой.
Поражает искренность и бесстрашие автора, который в момент создания повести не был ни профессиональным литератором, ни политиком и не ведал, какое общество рождалось в России, где принципы воспитания будут заявлены четко каждому: не умеешь – научим, не можешь – поможем, не хочешь – заставим. И это вполне соответствует заповеди апостола Павла: его Второе послание к Фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (3. 10) - и одной из заповедей (второй пункт) Морального кодекса строителей коммунизма: «…Кто не работает, тот не ест». Так социальные искания – через страдания – привели к проблеме нравственности.
Следующая цитата
Морозка, Морозов Иван — персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром», 27 лет, ординарец командира партизанского отряда Левинсона, шахтер во втором поколении: « дед еще пахал землю, отец променял чернозем на уголь ». Морозка родился в темном бараке у шахты № 2, когда сиплый гудок звал на утреннюю смену. Отец, узнав, что у него четвертый сын, «напялил измазанный углем брезентовый пиджак и ушел на работу».
В двенадцать лет Морозка научился вставать по гудку, пить водку, сквернословить. По жизни он шел старыми выверенными тропами: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке. Морозка стал ходить по праздникам в село, на обратном пути вместе со всеми «шахтерскими» крал на баштанах арбузы, огурцы, купался в речушке.
Во время стачки на шахте Морозку посадили в полицейский участок «за болтливость», надеясь «пристращать и выведать о зачинщиках». Морозка рассказал спиртоносам в камере несметное количество похабных анекдотов, но никого не выдал.
На фронте Морозка попал в кавалерию, шесть раз был ранен, два раза контужен, « уволился по чистой еще до революции ». Он вернулся домой, пропьянствовал еще две недели, женился на гулящей, доброй и бесплодной Варе, откатчице шахты № 1. В восемнадцатом году, забрав с собой жену, Морозка ушел защищать советы. Советы отстоять не удалось, путь на рудник ему был закрыт. В партизанском отряде Морозка попадает сначала в шахтерский взвод Дубова.
Служебные обязанности ординарца Морозка выполнял с неохотой: надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а более всего — нездешние проницательные глаза Левинсона. После отказа Морозки отвести пакет, командир предлагает ему сдать оружие начхозу и убираться на все четыре стороны, так как в отряде «баламутов не надо».
Морозка угрюмо берет письмо и не столько Левинсону, сколько себе поясняет: « Уйтить из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать тем паче . Потому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили. По-простому тебе скажу, по-шахтерски. ».
Уезжая с пакетом, Морозка сообщает подрывнику Гончаренко, что командир промяться велел. «А то, говорит, ты тут еще детей нарожаешь». Морозка слышит вслед: «Дурак . Трепло сучанское».
Конь Морозки Мишка — крепкий, мохнатый, рысистый — очень похож на хозяина («такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»). Партизаны любовались посадкой Морозки: « приподнявшись на стременах, отклонившись к передней луке выпрямленным корпусом, он плавно шел на рысях, чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи ».
Проезжая мимо заброшенных баштанов сельского председателя Хомы Рябца, Морозка воровато огляделся, отвязал мешок, соскочил с лошади и, пригибаясь к земле, пополз по грядам. Он складывал дыни в мешок, некоторые тут же съедал, разламывая на колене.
Рябец смотрел на Морозку невыносимо строгим и скорбным взглядом; ему трудно было представить, что человек, которого он в течение месяца кормил, одевал, как сына, обкрадывал его баштаны. Морозка опустил мешок, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошади. Он хотел вытряхнуть дыни, захватить мешок, чтобы не осталось никаких улик, но поняв, что теперь уже все равно, помчался по дороге «пыльным, сумасшедшим карьером».
Узнав о проступке Морозки, Левинсон распорядился к вечеру собрать сельский сход вместе с отрядом. В комнате было жарко, зелено от дыма. Партизаны и мужики забили проходы. Морозка протиснулся в дверь — сумрачный и злой.
В мужичьих голосах, осуждающих Морозку, не чувствовалось злобы: зачем шкодить было, так дадим («свиней кормим, не жаль дерьма для хорошего человека»). Левинсон «немигающим взглядом выдернул Морозку из толпы, как гвоздь». Морозка пробрался к столу, низко склонил голову, руки дрожали, он ни на кого не смотрел. Самым страшным был для него укор Дубова: «Блудишь? Позоришь угольное племя?». Дубов предлагал выгнать Морозку из отряда.
Морозка бледный, как полотно, не отрываясь смотрел ему в глаза, и « сердце падало в нем, как подбитое ». Дело решилось после заступничества Гончаренко. « Ну как нам выгнать его, дурака. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень, не выдаст, не продаст. ».
Сам Морозка объясняет кражу дынь очень просто: «сызмальства это у нас». Он опять вспомнил слова Дубова, глаза его «брызнули светом, темным и влажным». « Я кровь отдам по жилке за каждого . слово дать могу . шахтерское . уж это верно будет — мараться не стану ».
Морозка уверен, что ему не везет, называет свою жизнь «жистянкой». Эти мучительные мысли приобрели особую яркость и остроту после ссоры с Мечиком. Морозка чувствовал себя обманутым в своем прошлом: от самых пеленок видел он только кровь и пот, гульбу и работу, каторжный труд.
С «грустной, усталой, почти старческой» злобой он думал, что ни одной минуты жизни уже нельзя вернуть, чтобы прожить по-иному. Морозке казалось, что кто-то упорно мешал попасть на казавшуюся ему прямой, ясной, правильной дорогу. По этой дороге шли Левинсон, Бакланов, Дубов. Морозка даже никогда подумать не мог, что «враг сидит в нем самом», поэтому считал, что он страдает «из-за подлости людей», таких, как Мечик «в первую голову».
Тревожное состояние Морозки усугубляется мыслями о жене Варе и Мечике. Услышав грязные намеки бойкого кудрявого парня, Морозка с силой ударил его ногой. Сильный Гончаренко, опасаясь за судьбу Морозки, сумел предотвратить скандал, разняв дерущихся. Гончаренко опасался, что о скандале узнает Левинсон. Впервые Морозка с интересом и любопытством смотрит на подрывника, который сочувствует ему.
Сам не замечая того, Морозка теперь старается быть около него. Гончаренко был «свой в доску», он «мог понимать», «сознавал». Скоро дружба Морозки с Гончаренко стала очень тесной. Общаясь с Гончаренко, Морозка начинал думать, что он тоже «исправный партизан». Думая так, он невольно приобщался к «осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко». В этой жизни не было места ненужным и праздным мыслям. Теперь лошадь у Морозки всегда в порядке, сбруя крепко зачищена, винтовка начищена и блестит. В бою он первый и надежнейший, товарищи любят и уважают его за это.
Убит конь Морозки Мишка. Морозка не шевелясь сидит около, безнадежно обхватив руками колени, прижатые к груди, смотрит на коня блестящими, сухими, невидящими глазами.
Вечером он справляет «поминки по коню». Выставив вперед и растягивая гармонь «от всей души», точно «похабничал и тут же каялся», он идет посреди улицы с «циничным развальцем». Чуб у него растрепался, свисал на глаза и прилипал к красному потному лицу. За Морозкой шла орава местных пьяных парней без поясов и шапок. Они шли по улице, спотыкаясь, распугивая собак, проклиная «до самых небес, нависших над ними беззвездным темнеющим куполом, себя, своих родных, близких, эту неверную, трудную землю».
Ночью Варя чуть не наступила на Морозку, он лежал на животе, головой к плетню, подложив под голову руки, чуть слышно стонал. Лицо у него было измученным, бледным, опухшим. Когда Варя хотела постучать в избу, где стоял Гончаренко, Морозка протрезвел от испуга, болезненно сморщился и схватился за голову: «. Ведь он меня за человека, а я. Ну, как же? . Не-ет, разве можно . ».
Обида на Варю куда-то ушла, Морозка хотел поцеловать жену, но постыдился. За всю совместную жизнь он целовал ее только в день свадьбы, когда был пьян и соседи кричали «горько». На сеновале Морозка засыпает, прикорнув у ее плеча, а она не смогла заснуть. «Снова по старой тропинке одну и ту же лямку. ».
Утром Морозка с омерзением и страхом вспоминает свое вчерашнее недостойное поведение. Это он, Морозка, пьяный ходил по улицам и орал на все село похабные песни. С ним запанибрата был Мечик, его враг, которому он клялся в любви и просил прощения. Что скажет Левинсон? Разве можно показаться на глаза Гончаренко после такого дебоша?
Морозке дали нового коня, отбитого у белых. Это был гнедой высокий тонконогий жеребец с короткой подстриженной гривой и тонкой шеей, отчего он имел очень неверный предательский вид. Коня окрестили Иудой.
Все уже седлали коней и выводили их за ворота, а у Морозки все было неисправно. Седло без подпруги, винтовка осталась в избе у Гончаренко. Запасную подпругу дает ему Дубов, изо всех сил вытянув Морозку ею по спине. Тот не огрызнулся, не почувствовал обиды и боли, считая, что он это заслужил. Мир стал для Морозки еще мрачней. Выстрелы, что трещали во тьме, эта темь, эта судьба, что поджидала его за околицей, казались ему справедливой карой за все, что он совершил в жизни.
Загудели бомбометы, грохнули орудийные залпы, один за другим рвались снаряды. Шахтерский взвод Дубова мужественно бился, давая возможность отряду отступить. Мечика Бакланов посылает в дозор, за ним отправляют Морозку. Первый дозорный задремал в седле, не заметил казаков.
Морозка, зная, что впереди есть дозорный, плохо следил за тем, что творилось вокруг него. Он находился в состоянии крайней усталости, осталось одно желание отдыха, отдыха во что бы то ни стало. Он не думал больше о своей жизни, о Варе, о Гончаренко, не жалел о смерти Дубова, хотя тот был одним из самых близких ему людей. Он мечтал только о той обетованной земле, где можно будет приклонить голову.
Эта обетованная земля представлялась Морозке в виде большой залитой солнцем мирной деревни, полной жующих коров и хороших людей, пахнущих скотом и сеном. Он заранее предвкушал, как он привяжет лошадь, напьется молока с куском пахучего ржаного хлеба, потом заберется на сеновал и крепко заснет под теплой шинелью. Внезапно перед Морозкой выросли желтые околыши казачьих фуражек, Иуда попятился назад, всадив его в кусты калины, кроваво затрепетавшие перед глазами. Радостное видение большой залитой солнцем деревни в сознании Морозки слилось с мгновенным ощущением неслыханного гнусного предательства, только что совершенного здесь. «Сбежал, гад. » – сказал Морозка, вдруг с необычайной ясностью представив себе противные чистые глаза Мечика и испытывая чувство щемящей тоскливой жалости к себе и людям, которые ехали позади него.
Морозке жаль было не того, что он умрет сейчас, а того, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих, доверившихся ему людей, что ехали позади него. Он « так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревавших » людей, что в нем не зародилось мысли о какой-то возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности. Он выхватил револьвер, высоко поднял его над головой, чтоб было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено. В то же мгновение что-то звучно сверкнуло, ахнуло.
Мир точно раскололся надвое, Морозка вместе с конем упал в кусты, запрокинув голову.
Следующая цитата
513.6к Федорченко И. В. Москва Запись на консультацию Написать ПодписатьсяХарактеристика героев
Левинсон
Иосиф (Осип) Абрамович Левинсон – один из главных героев романа «Разгром», командир отряда партизан. Это невысокий и неказистый на вид человек с рыжей бородой. Главной чертой внешности Левинсона являются его «голубые, как омуты» глаза. По натуре он настоящий командир, которого все уважают и прислушиваются. Он никогда не показывает своих сомнений, приказы отдает четко и уверенно. Он не делится ни с кем своими мыслями или опасениями, чтобы не вносить в ряды смуту. Среди партизан он пользуется непререкаемым авторитетом. Левинсон точно знает, что вести за собой людей можно, указывая им на их слабости, но, не показывая своих. Даже самые жестокие действия командира в отряде принимаются как должное, потому что ординарцам известно, что он делает все обдумано.
Так, например, когда было решено усыпить безнадежно больного Фролова, чтобы не везти за собой лазарет, никто не возражал. Даже сам Фролов был не против. Расстрел «человека в жилетке» тоже был принят беспрекословно. Бойцы знали, что Левинсон ставит их интересы превыше всего. Когда нечего было есть, он без колебаний стал обчищать ближайшие сельские поля, лишь бы накормить свой отряд. Он видел, что партизаны изрядно устали и пытался всячески поддержать их боевой дух. В конце романа смертельно уставший командир был уже не в силах скрывать свою слабость. Понимая, что впереди разведки едет слабохарактерный Мечик, он даже не возражал. Оказавшись лицом к лицу с казачьим эскадроном, он повел отряд на прорыв. В результате, в живых осталось девятнадцать бойцов вместе с командиром.
Морозка
Иван Морозка – один из главных героев романа А. А. Фадеева «Разгром», смелый и отчаянный ординарец из отряда Левинсона, бывший шахтер 27 лет. Внешне это был приземистый парень с ясными, зелено-карими глазами, а по натуре простовато-хитрый и бесшабашный. Все он в жизни делал необдуманно и сгоряча. Даже женился на блудливой Варе, которая теперь работала в лесном лазарете и кокетничала с каждым. С 12 лет Морозка работал на шахте, потом пошел на войну, где был не раз ранен и контужен. Если вначале романа он показан капризным ординарцем, который отказывается везти пакет в соседний отряд, то с развитием событий становится ясно, что Морозка достойный человек.
По пути в отряд Шалдыбы он спасает раненного Мечика. Позже ему придется об этом пожалеть, но это лишь указывает на доброе сердце героя. Жену свою он практически не ревнует и к жизни относится довольно просто. Морозка может запросто своровать урожай с полей, так как такое поведение у него в крови. Однажды, когда его поймал ворующим дыни председатель Рябец, было решено созвать сельский сход. Морозка искренне раскаялся в содеянном и дал слово шахтера больше так не поступать. Мечик ему все больше не нравился. Он ему казался каким-то «никчемным чистюлей» и «маменькиным сынком». Узнав, что жена крутит с ним роман, почувствовал себя оскорбленным. Сильное потрясение герой испытал, когда убили его коня, так как он считал его за друга. И в конце романа, в отличие от струсившего Павла Мечика, Морозка повел себя достойно. Наткнувшись на казаков в засаде, он успел выстрелами в воздух предупредить отряд об опасности.
Мечик
Павел Мечик – один из героев романа А. А. Фадеева «Разгром», молодой и интеллигентный человек, окончивший гимназию в городе. В этом персонаже много незрелых черт. В партизанский отряд он попадает в поисках приключений и подвигов, однако быстро разочаровывается в своем выборе. Как оказалось, окружающие люди совсем не похожи на тех героев, которых рисовало его воображение. Впервые в романе он появляется, когда его от неминуемой смерти спасает смелый и отчаянный ординарец Морозка. По натуре он какой-то чересчур «чистенький» и Морозка сразу понимает, что этому человек не стоит доверять. Со временем он его даже называет «маменькиным сынком». К тому же Мечик заводит роман с женой Морозки – медсестрой Варей.
Характер Мечика проявляется немного позже, когда его выписывают из лазарета и принимают в отряд. Отношения ни с кем у него не складываются, и лошадь ему попадается какая-то «скорбная», а он решает особо за ней не ухаживать. Когда командир отряда, Левинсон, делает ему замечание, он начинает оправдываться. Как-то даже признается, что плохо ему в отряде, так как никто не понимает его возвышенных рассуждений. На время он сближается с Чижом, который учит его отлынивать от работы и часто в разговоре нелестно отзывается о командире. Наихудшим и самым подлым образом Мечик себя проявляет при отступлении отряда, когда он идет впереди и должен предупредить отряд о попутной угрозе, а вместо этого трусливо сбегает в лес. Так по его вине погибает Морозка, идущий за ним, но успевший выстрелами в воздух предупредить отряд о наступающих казаках.
Варя, Варвара Морозова, жена Морозки, одна из героев романа «Разгром» Фадеева А.А. Варе уделяется достаточно много времени в романе, хотя ее роль и не главная.
Образ Вари не случайно в романе, возможно автор хотел показать, что и на войне могут возникнуть чувства, а может быть хотел показать женскую душу, которой хочется красивой и чистой любви.
Варя, хоть и жена Морозки, но все о ней отзываются как о «блудливой», не могущей отказать ни одному мужчине. Она описывается в романе как какая-то грубая, безразличная девушка. Безразличная к себе, к тому, что скажут другие. При муже она пытается соблюдать приличие. Когда в лазарете появляется Мечик, она влюбляется в него, большой чистой любовью, которую, до этого она не испытывала никогда - «мне ничего, ничего не нужно – лишь бы он хотел, любил меня…». И когда Мечик не понял ее любви и стремления к чему то светлому «что то большое и тревожное оборвалось в ней», и ей уже стало совсем все безразлично.
В конце романа мы видим, что Варя все-таки любит и Морозку, конечно не так трепетно, но понимает, что ближе у нее никого нет, возможно, у них могло быть какое-то будущее, если б Морозка не погиб.
Метелица
Одним из персонажей романа Фадеева А.А. «Разгром» является пастух Метелица. Он описывается как смелый, решительный человек. Метелица был импульсивный «его глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться», но в то же время его «голова…не была лишена военной сметки», если бы не его героическая смерть, он через годик-два смог бы стать командиром.
Метелице, точнее его героическому поступку, посвящена целая глава. Отправившись в разведку, его поймали, чего могло бы и не произойти, если бы не его взбалмошность и любопытство. Но в плену повел себя, как настоящий герой. Он не думал о своей жизни или смерти, он думал о том, как показать врагам свое презрение. Даже, когда его выводили на площадь, он шел гордо, по-звериному, не боясь смерти. И умер он, накинувшись на офицера, чтобы все отвлеклись от мальчика, который сторожил его лошадь. Думал ли он, что он мог остаться живым, дождаться своих в плену? Думаю, такой мысли у него даже не проскользнуло. Но, на мой взгляд, если бы не его любопытство, то исход у романа мог бы быть другой. Метелица не был трусом, он был отважен и стремителен, его храбрость восхищала окружающих, и ни кто из отряда не мог даже представить, что в разведке его могли убить или поймать, настолько он был стремительным и молниеносным.
Бакланов
Один из героев романа, помощник Левинсона. Это был крепкий девятнадцатилетний парень, веселый и добродушный. Очень уважал командира и перенимал его манеры, старался во всём ему подражать. Был убит в последнем бою, при прорыве.
Дубов
Один из героев романа, заместитель Левинсона, командир взвода шахтёров, бывший забойщик. Его взвод был самым лучшим в отряде. Погиб, получив многочисленные ранения, при сдерживании казаков.
Гончаренко
Один из героев романа, подрывник с отменным здоровьем. После того, как разнял Морозку с одним из бойцов, сделался его лучшим другом. Сумел вырваться из окружения в числе 19 человек.
Один из второстепенных героев романа, Светлобородый и тихий старичок, который находился в лазарете, хотя был здоров. Раньше у него был сын, и была пасека. Потом сын ушёл драться с чехословаками, а пасеку уничтожили колчаковцы. При отходе отряда Пика скрылся.
Один из второстепенных героев романа, любитель женщин и друг Мечика. Один из немногих, кто остался жив и смог вырваться из окружения.
Сташинский
Один из второстепенных героев романа, доктор в лазарете. Лечил Мечика и дал яд смертельно больному Фролову.
Харченко
Один из второстепенных героев романа, фельдшер в лазарете.
Фролов
Один из второстепенных героев романа, тяжелораненый боец, который ждёт смерти в лазарете. При отходе, Левинсон приказал дать ему яду, так как он мешал продвижению отряда.
Ефимка
Эпизодический персонаж, назначенный после Морозки ординарец Левинсона.
Рябец
Эпизодический персонаж, сельский председатель. Именно у него воровал дыни Морозка, а тот его поймал, после чего Морозку серьёзно отсчитали на народном сходе.
Следующая цитата
513.6к Федорченко И. В. Москва Запись на консультацию Написать ПодписатьсяВ социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда.
По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра – эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.
История создания романа
Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу.
Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования.
По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.
В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела.
У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства.
Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.
Идея романа
Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива.
Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии.
В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.
Сюжет романа
Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции – передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых.
Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием – «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев.
Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет.
Сразу за кульминацией следует развязка – остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.
Композиция произведения
Композиция романа имеет некоторые особенности. Одна из них – неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах – кульминация и развязка.
Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» – это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы.
Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.
Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными.
Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава – это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.
Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.
Проблемы
1. Гражданская война – Фадеев постоянно подчёркивает как жестокость и разрушительность гражданской войны, так и необходимость продолжать борьбу с врагами революции, пусть и цена этой победы будет огромна.
2. Предательство – характерно, что именно интеллигент Мечик оказывается единственным предателем в отряде, едва не погубившим всех. В этом присутствует суровая логика классовой борьбы, Фадеев подчёркивает отчуждённость интеллигенции от простого народа, её ненадёжность и трусость.
3. Человек в огне гражданской войны – война становится испытанием для главных героев. Именно пройдя через все трудности, испытания и лишения, они понимают, чего они стоят, преодолевают свои слабости и недостатки, как Морозко и Левинсон, либо, как Мечик, окончательно опускаются и совершают самые омерзительные поступки.
4. Социальное неравенство — в биографиях героев Фадеев отмечает их происхождение и условия жизни. Герои из трудового народа жили в нищете и всегда подвергались дискриминации со стороны людей при власти. Поэтому в новой борьбе им нечего терять, кроме своих цепей, как сказал бы В. Ленин. Зато Мечик и ему подобные жили сытно, не нуждались, поэтому он не может выдержать борьбу и лишения — ему не за что воевать.
Читайте также: