Расставь цитаты из рассказа в правильном порядке
Обновлено: 31.10.2024
вернуться к странице
ДОШКОЛЬНИК логопед воспитатель педагог дети
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ. ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?
Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных
конструкций.
Методическое сопровождение
К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п
С какой буквы начинать цитату?
Если цитируется предложение с самого начала, то цитата, естественно, начинается с большой буквы. Если начало предложение опущено, то цитата начинается с маленькой буквы.
Дейл Карнеги отмечает: ". человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве".
Однако, если цитатой мы начинаем новое предложение, то она пишется с большой буквы независимо от того, полностью мы цитируем предложение или вырезаем есть часть.
". Человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве", - отмечает Дейл Карнеги.
При написании этой заметки использовались материалы портала Грамота.ру, книги А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой "Справочник издателя и автора", и Д.Э. Розенталя "Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию". Надеюсь, что эти нихитрые правила оформления цитат помогут вам. оформлять цитаты правильно :)
Темы: цитаты русский язык пунктуацияВыделения внутри цитаты
Авторские выделения, как правило, сохраняют в той форме, как они есть в источнике. Если это по каким-то причинам невозможно, то заменяют на другой тип выделения. Обычно специально не оговаривают, что это выделение автора. А вот если выделение принадлежит цитируемому, то это обязательно указывать. Для этого в скобках пишут "выделено мной" или "курсив мой" и ставят свои инициалы.
"Великая цель всякого человеческого существа — осознать любовь. Любовь — не в другом, а в нас самих, и мы сами ее в себе пробуждаем. А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами (курсив мой. - Я.О.)" (Пауло Коэльо. Одиннадцать минут).
Следующая цитата
XX1 век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, может быть, оно что-то утратило, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. Нуждаются ли духовные ценности человеческой цивилизации в защите? На это вопрос мы должны ответить в конце сегодняшнего урока.
Культура, не была ли ты гонима
Из страны в страну,
От того ли так неотвратимо
Обнищал и гибнет человек?
Рассказы американского писателя Рэя Брэдбери при своем небольшом объеме удивительно емкие. И чем глубже вникаешь в повествование, тем острее видишь и серьезнее задумываешься над тем, что происходит вокруг. Брэдбери пишет: «Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его.»
Один из сильнейших его рассказов – « Улыбка», ему и посвящен наш урок. Этот рассказ позволит нам связать воедино прошлое, настоящее и будущее и понять, что в наших руках «построить» спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество, - мост, сложенный из важных духовных составляющих: нравственности, традиции, любви и красоты. Без этого человечество обречено на вымирание и гибель.
Построить этот мост нам помогут произведения искусства: шедевры живописи, музыкальная классика и поэзия.
Рей Брэдбери в новелле рисует странную фантастическую картину.
--О чём он стремится предупредить человечество, а может быть он что-то предсказывает? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос заглянем в биографию автора.
2) Брэдбери краткие сведения из биографии. Группа учащихся.
1. Родился 22 августа 1920 года в маленьком городке Уокиган в неимущей семье. Отец был электриком. В детские года его окружали любовь и забота близких людей, поэтому детство навсегда осталось золотой порой, а семья - наибольшей ценностью в жизни.
2. “У меня не было средств, чтобы поступить в университет, впрочем, в университете ничего не дают для становления личности, писатель должен учить себя сам. Я посещал публичную библиотеку, работал там З- 4 дня каждую неделю. До 20 лет я уже прочитал все значительные пьесы, знал американскую, французскую, итальянскую, английскую истории…”
3. В 1932 году начал писать. Первый рассказ опубликован в 1938 году. Каждую неделю Рей Бредбери пишет по рассказу, но публикует лишь некоторые, остальное сжигает. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем — повесть «451 градус по Фаренгейту». Далее его слава разрослась до всемирной.
4. Интересные факты: любимым героем был капитан Немо; воспитывался на семейной легенде о прабабушке, которую якобы сожгли во время процесса над ведьмами в 1692 году; автор свыше 800 произведений разных жанров; второе имя достал в честь актера Дугласа Фербенкса.
5. Звания и награды Рея Брэдбери
Почетный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния). Лауреат премий О'Генри, Бенджамина Франклина, премии Американской академии, премии Энн Радклифф, премии "Гэндальф". В 1988 году удостоен титула "Гранд-мастер". В 1989 - премия Брэма Стокера "за достижения всей жизни".
6. что до моего могильного камня
«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне «Привет!». А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для меня…
3) Слово учителя. Рей Дуглас Брэдбери вошел в литературу как писатель-фантаст, как писатель с не какой-нибудь творческой фантазией. Его произведения захватывают своей невероятностью, оригинальностью. Когда их читаешь, кажется, что человек не способен такое даже вообразить. Погружаешься вместе с героями произведений в будущее, в прошлое, сопровождаешь их, сочувствуешь им, находишься рядом с ними и стараешься даже помочь.— А что же такое фантастика?
Фантастика - что-то, выдуманное, маловероятное, созданное воображением, показанное в очень преувеличенном или чрезвычайном виде
Рей Бредбери говорил: «Все это (технические новшества и удобства) не принесет вам ровным счетом никакой пользы, если вы не научитесь по-настоящему читать и писать».
-- Что значит по-настоящему читать и писать? (Нужно уметь «читать» между строк то, что хочет сказать своим читателям автор.) Давайте присмотримся. Блиц-опрос:
Какой идет год в новелле? (2061)
Во сколько часов установилась очередь? (В 5 утра)
За кем в очереди встал мальчишка(За двумя мужчинами)
Как звучит фамилия «заступника» Тома? (Григсби)
О чем говорит Том: «Это больше никогда не вернется?» (О цивилизации),
Как Том объяснил причину своего отказа плевать на картину( «она же красивая».)
Во сколько Том вернулся домой ( 9ч вечера)
Что сделали Григсби и Билл Гендерсон с типографией и складом боеприпасов (Взорвали их)
Какой предмет отличат полицейских от других людей? (Желтые шнурки на запястьях.)
Что приманило людей в город? (Праздник, базарный день)
4). Анализ рассказа.
1.Ребята а какие праздники знаете вы? Дети называют различные праздники. После этого на доску выводится слайд .
2. Слайд 3 . Посмотрите, какие толкования даются слову «праздник» в словарях.
Праздник – 1. Нерабочий день, установленный государственной властью в честь или память какого-либо выдающегося события. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений и т.п.
Праздники всегда сопровождают человеческую жизнь, украшают ее, поэтому их ждут.
3.Взгляните на полотна русских и западноевропейских художников, где запечатлены разные праздники.
Корзухин. « Воскресный день».
Кустодиев « Троицын день».
Трутовский. « Колядки в Малороссии».
Богданов-Бельский. « День рождения в саду».
Семирадский. « Ночь накануне Ивана Купалы».
--Каким настроением пронизаны все полотна? Какие чувства переполняют людей? ( Радость, веселье, счастье. Колорит картины яркий, праздничный, теплый.)
--Ребята, попрошу вас назвать ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово « праздник».
-- А теперь, ребята, с какими чувствами, мыслями ассоциируется у вас праздники, которые устраиваются в рассказе Рея Брэдбери "Улыбка".
--Сравните, ребята, два кластера и скажите, к каким выводам приводит нас рассказ американского писателя Рея Брэдбери. (То, что люди называют в рассказе праздником, больше похоже на кошмар, на чудовищное недоразумение. Такое ощущение, что человек перестал быть человеком, а стал чем-то иным.
--Что чувствуют эти люди? (Злобу, ненависть, презрение
-- Скажите, может ли праздник вызывать такие чувства?
-- Не напоминают ли они вам -люди, стоящие в очереди, -кого-нибудь?
--А ведь это изображения воинов, это в бою они кричат, ненавидят, презирают, А в новелле Брэдбери война еще идет? (Нет) Почему же в душах людей война все еще продолжается?
--Давайте прочитаем, что они говорят мальчику, чему его учат.
5) .Чтен ие диа лога по ролям (опережающее задание на дом)
«Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой, и в чистом холодном воздухе звук голосов казался вдвое громче.
Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках, руки, поглядывая то на грязную, из грубой мешковины, одежду соседей, то на длинный ряд мужчин и женщин впереди.
Слышь, парень, ты-то что здесь делаешь в такую рань? — сказал человек за его спиной.
Это мое место, я тут очередь занял,— ответил мальчик.
Бежал бы ты, мальчик, отсюда, уступил бы свое место тому, кто знает в этом толк!
Оставь в покое парня,— вмешался, резко обернувшись, один из мужчин, стоящих впереди.
Я же пошутил.— Задний положил руку на голову мальчишки. Мальчик угрюмо стряхнул ее.— Просто подумал, чудно это — ребенок, такая рань, а он не спит.
Этот парень знает толк в искусстве, ясно? — сказал заступник, его фамилия была Григсби.— Тебя как звать-то, малец?
Наш Том, уж он плюнет что надо, в самую точку — верно. Том?
Смех покатился по шеренге людей».
--Какое чувство вызывает у вас образ мальчика?
--Над чем смеются люди в шеренге?
--Как вы понимаете фразу: «Этот парень знает толк в искусстве»?
Прочтите отрывок, в котором вас больше всего взволновало поведение или рассуждения взрослых людей. («•— Во-во.'А все эта орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом! Вот и стоим здесь с самого утра, кишки подвело, стучим от холода зубами — ядовитые троглодиты, ни покурить, ни выпить, никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников, Том. Наших праздников.
Вспомните, какие еще праздники были у этих людей? ( по тексту.) О чем это говорит?
(Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади и все смеялись, точно пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой. ) /
Люди уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении столетий, то, в чем воплощены интеллект, разум, чувства, красота и мечты./
Чем порождены эти ужасные « праздники»? Как это объясняет Григсби»?
Какими вы видите этих людей будущего из рассказа Брэдбери? / Озлобленные, грубые, не верят ни во что и влачат жалкое существование, уничтожают все следы красоты и культуры/.
Сравните их с персонажами картин Энсора, Бёрклина, Сальвадора Дали.
-- Чем похожи герои рассказа « Улыбка» на персонажей продемонстрированных картин? / внутренняя одержимость, бесноватость, злоба, безжизненные лица напоминают застывшие маски. Страшно оказаться в толпе среди этих людей./
Итак, в рассказе Рэя Брэдбери « Улыбка» речь тоже идет о празднике – одном в ряду многих. Что же это за праздник? ( Это « праздник» оплевания и уничтожения шедевра Леонардо да Винчи « Джоконда (Мона Лиза)».
Зачем выстроились в длинную очередь герои рассказа с 5 часов утра? /лишь. За тем, чтобы плюнуть в картину./
Имеет ли к этому празднику государственная власть? Подтвердите это текстом
Как можно оценить власть, которая устанавливает такие праздники? /Она безнравственная, бездуховная, варварская, страшная, поощряющая разрушение, злобу и ненависть.
10.А ведь « Мона Лиза» пережила времена, когда люди стояли долгими ночами в очереди, чтобы только увидеть ее улыбку.
11. Как чувствуют себя люди, приближаясь к знаменитому шедевру? / копят слюну, подвигаются вперед, идут с расширившимися зрачками. Торжество ненависти в силе плевка./
12 Когда их праздник достигает кульминации? / Собравшейся толпе разрешили уничтожить шедевр, и началась «свистопляска». С.43/
13. Обратите внимание, кто участвует в празднике? / все поколения: ужасные старухи, мужчины и мальчик, который не поддался общему безумию, сначала стоит, притихнув, в стороне, а потом всхлипывая, убегает./
14. Что привело Тома на праздник? / 1) «говорят, она улыбается»; 2) « говорят, она сделана из краски и холста»; 3) « говорят, ей четыреста лет».
15. На первом месте у Тома - улыбка. Как вы думаете, почему? / Люди из будущего разучились улыбаться, не выражая тем самым расположение и радость. А это тоже признак культуры, а именно культура ненавидима взрослыми героями рассказа Рэя Брэдбери. У ребенка же потребность в радости и любви. В жизни ему этого не хватает.
И вот Том перед знаменитой картиной. Остановимся и мы перед ней.
Тихо звучит музыка « Аве, Мария» Ф.Шуберта, и на фоне ее учащиеся читают стихотворения:
« Еще не видно лица на портрете…» Льва Озерова
Еще не видно лица на портрете.
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Художник не отрывает взора
От натурщицы, от полотна.
– Можете шевелиться, синьора,
Ваша скованность мне вредна.
Смуглая женщина в свете зыбком,
Прост и чудесен ее наряд.
Неуловима ее улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор посередке гладко
И пропадает тропой среди гор.
. Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда.
Леонардо пишет портрет
16. Какое чувство испытывает Том, глядя на картину? Почему не смог плюнуть в нее, как все? Варварское желание уничтожено красотой.
17. Почему в руке у него оказалась улыбка?
18. Представьте себя на месте героя и подержите на ладони эту удивительную улыбку. Как и Том, бережно закроем ладонь, а потом осторожно откроем, вглядимся в улыбку, которой 500 лет, глазами мальчика из уродливого, искореженного мира, пережившего атомную катастрофу.
Улыбка Джоконды (Читает подготовленный ученик)
Летел в ее улыбку камень,
Вонзая нож по рукоять.
Посмотрит темными зрачками-
И улыбается опять.
Из Лувра выкрали. И даже
На Пикассо упала тень.
Но вновь она на вернисаже
Улыбкою встречает день.
На всех сеансах год подряд,
Чтоб вызвать этот миг улыбки,
Непостижимый этот взгляд.
На всех ветвях, на всех кустах,
Когда улыбка появилась
У Монны Лизы на устах.
Постичь до дна улыбку надо,
Чтоб увидать ее в венце
С улыбкой на худом лице
Левша, он сам сработал рамку,
Сам врезал в рамку вензеля.
С тех пор улыбкой этой самой
Джоконда властно и коварно
Сквозь линзы стекол четырех
Глядит с улыбкой лучезарной
Равно на умниц и дурех.
Смеется флейта, плачет скрипка –
Не расставались, будто с ней,
А легендарная улыбка
Меж тем с годами все ясней.
Не меркнет и не угасает,
Джоконда, видно, что-то знает,
Чего еще не знаем мы.
— И сквозь всю эту ненависть проходит голос ребенка — чистый, искренний, добрый,
нежный, чуткий к красоте.
Расставьте в правильном порядке цитаты
«Говорят, она улыбается».
«Скоро мы ее увидим?»
«А зачем мы все тут собрались? Почему мы должны плевать?»
«А есть хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели?»
«Она же красивая».
«Мир спал, освещенный луной.
А на ладони лежала улыбка».
7. «Улыбка, чудесная улыбка!»
-- На какие смысловые части можно разделить эти цитаты? (3группы: 1—2ожидание; 3 — 4 вопросы похожие на просьбу остановиться; 5 — 6,7 восхищение.)
19. Каковы отношения между членами семьи Тома? Откуда же эта доброта, любознательность, понимание прекрасного? 20. О чем же предупреждает нас Брэдбери в своем рассказе?
21. Есть ли в его фантастике нечто реальное? Чем вызвана тревога писателя? Можем ли мы в нашей жизни наблюдать уничтожение цивилизации, культуры? В чем это заключается?
--Кто виноват, по мнению людей в очереди, в теперешнем состоянии людей? <Цивилизация)
---Разве виноваты машины, типографии, картины в том, что люди уничтожают друг друга.
Вывод: люди одержимы ненавистью, которая отвратительнее всего проявляется в сцене уничтожения картины.
22. С чего начинается разрушение – с культуры или с цивилизации? Почему? Блага цивилизации – это область комфорта, а человек дорожит удобствами и наслаждениями. Ему уже трудно представить жизнь без телевизора, телефона, компьютера, самолета и т.д. И в это он вкладывает деньги. Ценности духовной культуры уже не в цене, музей, галереи, театры полупусты, классическая литература залеживается на полках, и, как следствие, беднеет речь, теряет свою выразительность, традиции уничтожаются. И… если продолжать, то мы дойдем до логического конца, описанного в рассказе « Улыбка».
Прошло уже полстолетия. Наступил новый век. Самое страшное в этой книге то, на мой взгляд, что это будущее уж очень узнаваемо, черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Самое ужасное и удивительное то, что великий фантаст и придумщик Брэдбери ничего не выдумал. Все уже было или есть сейчас. Пожарные жгут книги? Ну и что? Мы об этом знаем из истории. Не правда ли? Расскажите об этом.
Рассказ о кострах из книг в фашистской Германии, видеоматериал о сжигании книг на площади Берлина.
Брэдбери пишет, что в постиндустриальном будущем книги будут наподобие жвачки, что телевидение превратится в сплошное мыльное шоу.
А может быть будущее «по Брэдбери» уже наступило? Вот к вашему вниманию выставка из современных низкопробных молодежных журналов, вот книги, которые заполонили прилавки, вот «золотые сочинения», которые навязывают школьникам стандарт мышления, вот хрестоматии, где Толстой пересказан на 3-4 страницах. Чем не «государство будущего», заботящееся о шаблоне, о нивелировании личности
Каков бы ни был мир, а он ужасен и прекрасен. Жизнь каждого человека – это есть выбор между добром и злом, долгом и хотением. Каждый из нас становится участником непрекращающегося диалога человека с вечными вопросами человеческого бытия, диалога народов и культур, диалога между прошлым, настоящим и будущим.
Подведение итогов урока
Лозунги по группам
Люди, берегите себя от зла и души от ненависти!
Люди, берегите свою планету и друг, друга от опасности!
Люди, берегите и сохраняйте окружающий мир!
Люди, будьте добрее и человечнее!
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: « Можно ли избежать катастрофы, описанной в рассказе « Улыбка»? Каким образом?
Следующая цитата
Цель урока – изучить правила оформления цитат; уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании, определить основные правила цитирования.
Указание автора и источника цитирования
Не будем о том, как оформлять библиографическую сноску - это нам не очень нужно. А вот правильно указать имя автора и цитируемой произведение требуется часто. Итак, если указание на автора или источник идет непосредственно после цитаты, то оно заключается в скобки. Точка после кавычек не ставится, а ставится после закрывающей скобки.
"Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом" (Козьма Прутков).
При этом, если первое слово указания на источник или автора не является именем собственным, то пишется с маленькой буквы.
"Слова — наименее эффективное средство общения. Они наиболее открыты для неверных интерпретаций и чаще всего бывают поняты неверно" (из книги «Беседы с Богом» Нила Доналда Уолша).
Если же имя автора и источник указываются ниже цитаты, на следующей строке, то они пишутся без скобок и каких-либо других знаков препинания. После цитаты в таком случае ставится точка (или другой знак, как в оригинале).
Кто так часто обманывал тебя, как ты сам?
Бенджамин Франклин
Это же правило действует и по отношению к эпиграфам.
Следующая цитата
Цитатами (настоящими и выдуманными) заполнены все социальные сети. Цитаты из книг, интервью, фильмов, сериалов, даже из компьютерных игр - пользователи с удовольствие размещают их у себя на стенах, репостят и лайкают. В связи с этим неплохо было бы вспомнить, как правильно оформлять цитаты. Конечно, правил цитирования и оформления цитат довольно много, однако, для рядового пользователя достаточно знать основные
Выделение цитаты в тексте
Есть три способа обозначить, что данный текст является цитатой. Первый - выделение кавычками.
"Куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь" (Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера).
Второй - выделение курсовом или меньшим шрифтом (например, обычный текст набран 14-м, а цитата 12-м).
"Человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-настоящему проживает свою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал" (Ирвин Ялом).
И третий способ - так называемый "набор со втяжкой". То есть цитата набирается с отступами по отношению к основному тексту.
В этом случае кавычки ставить не обязательно.
Знаки препинания при цитировании
Здесь буду предельно краток, так как эти правила оформления цитат можно найти в учебнике. Если перед цитатой идут слова цитирующего, предупреждающие, что далее будет цитата, то ставится двоеточие.
Верно заметил Э. Хемингуэй: "Мы становимся крепче там, где ломаемся".
Однако, если после цитаты (или внутри) есть слова цитирующего, вводящие цитату в текст, то ставится точка.
Точно сказал об этом Мария фон Эбнер-Эшенбах. "Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей", - писал он.
Если цитата является дополнением или частью придаточного предложения, то не ставят никаких знаков.
Брюс Ли как-то сказал, что "правда жива, следовательно, изменчива".
Если в конце фразы есть многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то их ставят перед кавычками. Точка не ставится.
Станислав Ежи Лец остроумно заметил: "Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?"
Если перед кавычками никаких знаков нет, то ставят точку. Но уже после кавычек (или после указания на автора/источник).
Джордж Бернард Шоу говорил: "Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей".
Если цитата является не самостоятельным предложением, а частью придаточного, то точка после кавычек ставится даже если перед кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак.
Б. Л. Пастернак подчеркивал, что "самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье. ".
Читайте также: