Радзинский о женщинах цитаты
Обновлено: 06.11.2024
И это — в России, где роль и место женщины народ определил в пословицах и поговорках типа «У бабы волос долог, ум короток».
Империя в наследство
Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Эдвард Станиславович, героини вашей новой книги «Бабье царство. Русский парадокс» — четыре императрицы и одна правительница, которые почти весь XVIII век самодержавно правили русским государством.
Эдвард Радзинский: — Да и правили в стране, где были любимые пословицы: «Курица не птица, женщина не человек», «Кому воду носить — бабе, кому битой быть — бабе. За что? За то, что баба». И подобных пословиц множество.
Или ещё: XVII век. Иностранцы описывают русскую царицу. На неё нельзя было посмотреть, она находилась в тереме. Туда могли приходить только слуги и люди очень почтенного возраста. Когда она прохаживалась по улице, рядом с нею несли огромное полотно, чтобы никто её не видел. Когда несчастная первая жена царя Алексея Михайловича заболела, врач должен был освидетельствовать её в абсолютной темноте, а чтобы прощупать её пульс, он должен был надеть перчатки. Как он слушал этот пульс в перчатках.
И вот после всего этого целый век Россией правили женщины!
— И ведь неплохо правили, если судить по количеству присоединённых территорий! В чём главное достижение наших цариц, как считаете?
— Чтобы ответить на этот вопрос, я и писал целую книгу. Но если попытаться совсем кратко: женщины-императрицы оставили в наследство императорам-мужчинам самую большую в мире империю. При Екатерине Великой престиж России в мире наконец-то совпал с могуществом страны — бескрайней территорией, природными богатствами и победоносной армией.
И канцлер Екатерины Александр Безбородко смог сказать: «Не знаю, как будет при вас, а вот при нас ни одна пушка в Европе без нашего на то дозволения выстрелить не смела!»
Не любивший Екатерину француз Шарль Массон написал: «Все коронованные головы в Европе после смерти Фридриха Великого не стоили её головы. Все политические нити находились в её руках. И когда она дёргала — Европа содрогалась, как картонный паяц». Но полубезумный сын Екатерины император Павел принял новый закон о престолонаследии, запретивший женщинам занимать трон. И от женщин-императриц императоры-мужчины получили это самое большое государство в мире. Но у этой необъятной державы были необъятные проблемы.
— Самая главная, по-вашему, какая?
— Рабство! В разноплеменной стране сохранялось крепостное право, и половина населения была безземельными рабами. Своих соплеменников-рабов их хозяева могли продать, проиграть в карты, использовать для любовной утехи и судить, как им заблагорассудится. Каждый день в православной России попирались все законы — Божеские и человеческие. Таково было варварство в стране, где правила великая Просветительница. И Екатерина Великая, сохраняя имидж, писала Вольтеру об особом — гуманном русском рабстве: «Каждый крепостной у нас имеет курицу на обед, а привередливые — индейку. И поют наши крепостные, и танцуют, и славят своих господ». Так она дурила иноземца. Но для себя в записной книжке та же Екатерина написала: «Нет дома, в котором не было бы железного ошейника, цепей и разных других инструментов для пытки тех, кого судьба поместила в этот несчастный класс. Если сказать, что они такие же люди, как мы, в меня станут бросать каменьями. Чего я только не выстрадала от безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии (по составлению нового уложения) стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и невежественные дворяне, количество которых больше, чем я могла предполагать, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению положения крепостных. Граф Александр Сергеевич Строганов, человек самый мягкий и самый гуманный, с негодованием бросился защищать дело рабства. Я думаю, что не было и 20 человек, которые по этому предмету мыслили гуманно, как люди». Это постыдное рабство, существовавшее столетиями, стало неотъемлемой частью, бытом русской жизни. И, как ни ужасно, оно в генах народа.
И Чернышевский с великой горестью писал: «Сверху донизу — все рабы». «Выдавливать по капле из себя раба», — завещал Чехов. Императрицы оставили правителям-мужчинам и важнейшую политическую проблему. В империи сложилась весьма необычная власть — беспощадное самодержавие, ограниченное. удавками собственной гвардии! Этот странный парламент с ружьями, совершавший регулярные походы на императорский дворец и сажавший на престол цариц, иногда не без крови. Но пришедшие императоры-мужчины всех этих проблем решить не смогли.
Что смогли мужчины?
— А что тогда они смогли?
— Что они смогли?! Привели Россию к революции. Захватившие власть большевики, со всеми этими Кларами Цеткин и Александрами Коллонтай, много твердили о женском равноправии, но женщины в большевистской власти не появились. Большевики свято соблюдали закон императора Павла. Впрочем, Иосиф Виссарионович нашёл нашим правительственным дамам совсем другое, более привычное для себя место. Жена официального главы государства Калинина сидела в лагере, жена второго человека во власти Молотова тоже сидела, жена личного секретаря Сталина могущественного Поскрёбышева сидела.
Следующая цитата
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Идёт год столетия революции. Я поражаюсь, насколько полярны мнения по отношению к человеку, возглавившему её. Эдвард Станиславович, по-вашему, что мы должны понять про эту личность — Владимира Ленина?
Эдвард Радзинский: Самый краткий ответ должен быть на сотни страниц… Так что несколько соображений… Я не раз принимался за книгу о Ленине, но понимал, что не смею, мало знаю…
Досье Эдвард Радзинский. Родился в 1936 г. в Москве. Окончил Московский историко-архивный институт. Автор бестселлеров об Иване Грозном, Наполеоне, Григории Распутине, Николае II, Сталине, пьес «104 страницы про любовь», «Лунин», «Беседы с Сократом» и др. Надо понять всю историю русского революционного движения, общественной мысли в России, чтобы посметь рассказывать о человеке, который изменил мир. Великий радикал, великий революционер… и одновременно беспомощный догматик. Прав наш классик, сказавший, что французская революция имела в подкладке Вольтера, энциклопедистов, а русская революция — энциклопедию Брокгауза и Ефрона.Ленину дано было исполнить свою мечту — революция победила. И тотчас пережить трагедию. Её сформулировал Энгельс: «Люди, хвалившиеся тем, что они сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории».
Ленин, мечтавший о том, как отомрёт государство, как исчезнет бюрократия и т. д., начал создавать самое мощное бюрократическое государство. Этот блестящий ум был наказан самым страшным — слабоумием. Не выдержал мозг. А как выдержать? Человек, который всю жизнь выступал в лучшем случае перед несколькими десятками революционеров, вдруг вознесён на броневик перед стотысячными толпами. Ленин, не управлявший даже поместьем, начал деспотично управлять огромной страной. Отсюда его постоянное, истерически беспомощное «расстрелять». Так что уничтожил его отнюдь не сифилис, как хотела верить толпа. Уничтожила его революция, сожравшая его мозг. И конец его символичен: великий богоборец и атеист, превращённый сподвижниками в нетленные мощи.
— Не утихают многолетние споры, хоронить или не хоронить Ленина. Почему бы уже не принять хоть какое-то решение на этот счёт?
— Ситуация похожа на детскую игру — «да» и «нет» не говорите». Власть понимает, что как только Ленина похоронят, у нас тотчас возникнет большая любовь к утерянной мумии. И нынешняя компартия (хотя она и имеет малое отношение к той партии, которую создал Ленин и уничтожил Сталин) будет собирать митинги и протестовать. Не тихо и жалко, но грозно и громко.
Но, с другой стороны. Я уверен, пока тело Ленина на Красной площади, наша горькая революция продолжается.
Наследство неандертальцев
— Недавно состоялась презентация сборника ваших новых пьес. Это означает, что Радзинский вернулся в драматургию?
— Мне не надо возвращаться — я из неё не уходил. «Весь мир — театр, и люди в нём актёры». Я занимался историей. История рассказывает об этом театре, где из века в век актёры-люди играют одну и ту же пьесу. Они меняют костюмы — тоги, камзолы, фраки, сюртуки, панталоны, джинсы. Но пьеса всё та же. Власть, деньги и похоть движут сюжетом этой пьесы. Но всё прикрыто обязательными обещаниями свободы, равенства и счастья человечества. Весь XX век люди осуществляли теории светлого будущего. Но величайший технический прогресс и все эти «светлобудущные» теории заканчивались концлагерями, террором и кровью миллионов. И горькие строки русского поэта (Георгия Иванова. — Ред.) — один из эпиграфов к этой человеческой комедии: «Рассказать обо всех мировых дураках, что судьбу человечества держат в руках, рассказать обо всех подлецах-мертвецах, что уходят в историю в светлых венцах». Так что нынешний век получил в наследство вооружённое до зубов человечество, изуродованное фанатизмом, непримиримостью, достойной неандертальцев. Кто бы мог представить, что величайший технический прогресс будет соседствовать с самоубийцами, которые радостно взрывают себя и других, веруя в детские религиозные сказки?
Особняком в сборнике — пьеса «Дочь Ленина». Это фарс об актере, который был копией Ленина. Но, к несчастью, у него была фамилия Рабинович. В СССР была пылкая дружба народов, но не настолько, чтобы писать в программке «Ленин — Рабинович». Причем этот Рабинович был русским. Просто его дед-эсер в знак протеста против антисемитизма взял фамилию Рабинович, и это заставляет его потомка свято беречь свою революционную фамилию. Главные события в пьесе происходят в дни Путча… Одним из действующих лиц пьесы является проститутка. Что делать, масштаб продажи убеждений приобрел в наши дни такой размах, что эта древнейшая профессия стала воистину символической… Пощажу вас и не буду рассказывать о всех пьесах этого Сборника, ведь их можно прочесть.
— Продолжая тему театра, хочу поговорить о том, что в последнее время Радзинский не только писал пьесы, но и, если так можно выразиться, играл свои пьесы…
— Лучше сказать — «исполнял»… Да, мои пьесы ставили лучшие наши режиссёры — Эфрос (пять пьес), Товстоногов, Гончаров , Виктюк и Фокин… В них играли наши знаменитые актеры — Плятт, Ульянов, Доронина, Джигарханян, Басилашвили, Гундарева, Терехова, Андрей Миронов, Евгений Миронов, Дуров, Гафт, Броневой, Немоляева, Лазарев, Меньшиков, Ульянов, Збруев, Догилева, Апексимова, Шакуров, Ромашин, Марков, Стеблов… Уверен, что кого-то замечательного забыл… Так что я считаю свою прежнюю театральную историю счастливой и завершенной. Тот театр подчинялся обычному правилу «Драматург пишет одну пьесу, режиссер ставит другую, а зритель смотрит третью». И я решил начать новую историю — основать «Мой театр»… У него другой формат, другая эстетика. И другой способ подачи текста. И один актер, один режиссер и одна Афиша — мои пьесы.
Для начала я взял свою пьесу «Загадка Моцарта». Благодаря нашему великому музыканту Плетневу я исполнил ее с оркестром РНО… Божественная музыка Моцарта, хор, удивительная атмосфера в переполненном зале, блистательный оркестр. И я уже не мог жить без всего этого… В результате я исполнял эту пьесу в Москве, в Петербурге (дважды), в Новосибирске и Екатеринбурге. И с гордостью могу сказать — неизменно в больших переполненных залах и с блестящими оркестрами, которыми управлял прекрасный дирижер Михаил Грановский. То, что происходило в зале, реакцию публики вы сможете найти в интернете.
И сейчас я решил продолжить. В год столетия революции в Зале имени Чайковского я исполню свою пьесу «Последняя ночь последнего царя». Это документальная драма о событиях той ночи 16-17 июля — о расстреле царской семьи в Ипатьевском доме.
Я много лет работал над этой темой. В 1989 году, впервые в СССР я опубликовал «Записку Якова Юровского о расстреле Царской Семьи» и показания некоторых участников расстрела… Потом я нашел и впервые опубликовал телеграмму из Екатеринбурга, доказывающую, что Ленин знал о готовящемся убийстве Царской Семьи… Результатом стали книга о Николае II, обошедшая в начале 1990-ых буквально весь мир, и эта пьеса «Последняя ночь последнего царя».
В 1990-ых в постановке Валерия Фокина пьесу сыграли наши театральные звезды — Ульянов, Евгений Миронов, Александр Збруев и Ирина Купченко.
Но в этой истории гибели Царской Семьи оставались загадки. И я продолжил работать… И так появился новый вариант пьесы. В сентябре я исполню её сам — с хором, оркестром РНО, дирижировать будет один из самых блестящих молодых дирижеров Владислав Лаврик.
— Ну, а как же с вашими историческими лекциями, которые тоже собирали залы?
— Это не совсем лекции, точнее, совсем не лекции — это некие… как бы поточнее сказать, путешествия во времени… Я пытаюсь сделать так, чтобы зал увидел моих героев, как вижу их я, услышал исчезнувшее. Это — «дождя отшумевшего капли». Издатели моих книг на Западе, пытаясь понять формат моих выступлений, спрашивали: «Это ток-шоу?» — «Да».
— И кого вы туда приглашаете?
— Иногда Сталина, иногда Ивана Грозного, звал Екатерину Великую и Наполеона. И, знаете, приходили.
На этот раз в Петербурге в Большом Зале Филармонии, где сам зал — История, будет мой авторский вечер «НЕКТО 1917». Я уже выступал с этой программой в очень больших залах — в Москве, Риге и Лондоне… Особенно меня порадовал аншлаг в Лондоне (вечер был благотворительным в пользу наших детей, которым нужна валюта для операций за границей).
Выступление в Петербурге — это финал, последний вечер этого цикла… Удивительное ощущение — выступать на месте событий… И аура, невидимая оболочка, окружающая место событий, так много подсказывает…
— Хотел бы рассказать об Азефе и Гапоне, это очень современная тема. Они загадочны оба — Гапон и Азеф… В чьих интересах, к примеру, действовал Азеф — в интересах полиции? Или… в интересах революции, используя полицию? Или в интересах определенных придворных кругов. Если верно последнее, тогда фраза Азефа «Если бы меня не разоблачили, я убил бы царя», становится понятной. Некоторые «высокие круги», считавшие Николая «сумасшедшим шофером, везущим страну в пропасть», были в этом очень заинтересованы… Но это отдельная тема, о которой я думаю рассказать.
Также интересна подлинная история Матильды Кшесинской… Мне много рассказывала о Матильде в Париже ее ученица госпожа Ильинская… Но это не сейчас… Сейчас эту тему закрыли, точнее, затопили целым океаном Отечественной Глупости.
— А из книг новых чем порадуете?
— Вышла моя новая книга «Царство женщин. Русский парадокс». В стране, где семья повторяла государство, муж был самодержец и цвела пословица «курица не птица, баба не человек», в XVIII веке наступило невиданное в Европе «бабье царство». Пять императриц самодержавно правили Россией. Это был первый и последний век, когда любовь правила политикой, и фавориты из августейших постелей выпрыгивали прямиком во власть. Но зато как воинственны были наши дамы! И, главное, как умны! Говорят «женский ум», но у них его было много.
Сила — в просвещении
— Но давайте вернемся во времена современные… В 1991 году нашу страну перевели с социалистических рельсов на капиталистические. Но насколько успешно Россия катится по ним, Эдвард Станиславович?
— У нас наш рынок. У нас наша буржуазия, герои капиталистического труда. Коррупция на Руси была, есть и будет. Сохранилась беседа генерал-прокурора Ягужинского с Петром Великим. Император приказал Ягужинскому написать указ: «Если кто-нибудь украдёт настолько, что можно купить верёвку, он будет на ней же повешен». «Государь, — отвечал Ягужинский, — неужели вы хотите остаться без подданных? Мы все воруем, только с тем различием, что один больше и приметнее, чем другой».
— Как-то грустно заканчивается у нас разговор. А надежду вы в чём видите?
— В просвещении! Екатерина Великая создала в России моду на просвещение. В результате появились Пушкин, Толстой и Достоевский и весь блистательный литературный ренессанс от Тургенева до Чехова. И наш Толстой занял место Вольтера — писателя, диктующего всему миру свои идеи.
Я верю, что фантастические возможности интернета, позволяющие людям массово читать все великие книги, не могут остаться без великих последствий. Именно подлинное просвещение может спасти мир.
Следующая цитата
Нам только кажется, что другие люди на нас не влияют. Однако с каждым новым знакомством мы трансформируемся, перенимаем частично привычки и черты. Отчасти становимся теми, кто живет рядом с нами, живет в нашей душе и сердце.
Эдвард Радзинский пишет:
«Женщины все единственны и каждая из них роковая, по-своему. Мужчине только кажется, что ничего не случилось. Как правило, случилось, и она не просто уходит, она уносит часть его электричества и, самое главное, — его мысли».
Писатель и телеведущий пришел к выводу, что каждые новые отношения отражают предыдущие, и если в них с вами обходились не очень, то вы перенесете свою обиду в будущее:
«Если она его не любит, а он ее любит, и она обращается с ним по-свойски, то есть небрежно, в будущем он будет точно также небрежно стараться обращаться со следующей, которая будет любить его сильнее, чем он. Более того — с интонациями той, ушедшей женщины».
Писательница Айн Ренд, автор книги «Атлант расправил плечи», заметила, что мужчина выбирает женщину в соответствии со своей жизненной философией, и если его тянет к инфантильным особам, то так он себя и оценивает.
Мужчина с твердой жизненной позицией, с огромным внутренним миром, с блестящими перспективами никогда не свяжет свою судьбу с прожигательницей жизни, он будет ее сторониться, морщиться от мысли, как бездарно она распоряжается своим временем.
Но люди не делятся на исключительно плохих и хороших, на умных и глупых, мы все — огромный набор качеств, тонны пережитого опыта, своеобразный взгляд на жизнь. И, сближаясь, мы попадаем под невидимые волны влияния другого человека, и сами не замечаем, как становимся на него похожи.
Женщина, которую любят — красива совсем другой красотой, нежели та, что часами «пашет» в спортивном зале. Ее красота — мягкая, идет от уверенности в себе, которую подпитывает мужчина.
Пренебрежительное отношение к женщине формирует затравленный взгляд, полный недоверия и злобы, ссутулившиеся плечи, неуверенную походку.
Мужчина считывает по невербальным сигналам, что с этой женщиной обращались, как с вещью, ни в грош не ставили. И делает вывод, что она, возможно, не достойна другого отношения.
«Я всегда могу определить, разговаривая с женщиной, каков был мужчина, с которым она была недавно. Женщина — это зеркало, отражающее мужчину, который с ней находится. Если он умен и блестящ, то в какой-то момент и она становится блестяща, если туп и скучен, то как она тупа и скучна! Я говорю о женщинах, которые любят, потому что именно эти женщины есть Зеркало».
Так что, девочки, задумайтесь, кого вы собираетесь отражать собой!
Новое видео:
Следующая цитата
Люди не меняются? История ничему не учит?
Иногда вдруг отчетливо понимаешь, что жизнь проходит. И довольно быстро. Люди смешны. Вот если я потерял два рубля — я огорчусь. А каждую секунду мы теряем секунду жизни. И ничего, не замечаем.
***
«Весь мир — театр, и люди в нём актёры». Я занимался историей. История рассказывает об этом театре, где из века в век актёры-люди играют одну и ту же пьесу. Они меняют костюмы — тоги, камзолы, фраки, сюртуки, панталоны, джинсы. Но пьеса всё та же. Власть, деньги и похоть движут сюжетом этой пьесы. Но всё прикрыто обязательными обещаниями свободы, равенства и счастья человечества. Весь XX век люди осуществляли теории светлого будущего. Но величайший технический прогресс и все эти «светлобудущные» теории заканчивались концлагерями, террором и кровью миллионов.
***
Люди всего лишь переодевались. Они носили тогу в Риме. Потом камзолы. Потом фраки. Потом джинсы. Но сами оставались неизменными. Ими правили все те же страсти, все те же пороки. Тщеславие, похоть и алчность управляли и будут управлять миром. Нынче выстроена гигантская башня технологий, и рядом с ней притулился жалкий холмик человеческой нравственности. И в этом – обещание будущих трагедий. Нас ждут новые революции. Но результат их всегда один и тот же: народы через некоторое время понимают, что они погорячились. Так было в Англии, казнившей своего короля, так было во Франции. Народы, они как ветер: сегодня одно, завтра совсем другое. Осторожнее полагайтесь на народы.
В какой-то африканской стране на львов охотятся при помощи стаи маленьких злобных собачонок. Они лают, яростно, визгливо лают. И лев погибает. Нет, не от страха. От отвращения. От отвращения тоже разрывается сердце. Впрочем, львов после смерти у нас очень любят.
У меня есть теория: когда человек устанет до конца, он не сможет быть злым. У него и сил не хватит для сокращения мускулов в злую гримасу. Настоящая усталость — это ясное тихое лицо.
Автор: Эдвард Радзинский (писатель, драматург, сценарист и телеведущий.
Автор телевизионных фильмов и книг по истории России).
Новое видео:
Читайте также: