Путь васи к правде и добру цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Цель урока: выявить идею произведения, развить навыки комментированного чтения, обучить работе над сочинением. Завершить анализ текста; подготовить уч-ся к сочинению по произведению:

2) развивать связную устную и письменную речь уч-ся; развивать навыки выразительного чтения.

3) воспитывать чувство сострадания и сопереживания; уважения к личности.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста.

Хорошо, что твоя дорога

Пролегла через нашу…

- Ребята, наш урок начался с музыкальной композиции «Песни тайного сада» Каким настроением проникнута эта мелодия? Как вы думаете, подходит ли она по тональности к произведению, которое мы прочитали на уроке? Есть ли связь содержания глав «В дурном обществе» с названием альбома?

- Ответы учащихся: Музыка этой композиции очень печальная, и повесть о детях подземелья и Васе тоже грустная. Название тоже подходит к содержанию повести В. Г. Короленко, ведь мальчик ВАСЯ бродил по улицам маленького городка, который утопал в садах. А часовня, где в подземелье жили Валек и Маруся, была окутана тайной, там было очень страшно.

Отметить номера правильных предложений. Хорошо ли вы знаете текст?

Тюрьма была лучшим архитектурным сооружением города.

Замок стал противен мальчику, т.к. имел зловещий вид.

Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

Вася и Валек впервые встретились в роще.

Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся судью.

Маруся очень отличалась от Сони.

Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.

Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

Маруся заболела осенью.

Вася тайком взял куклу у Сони.

Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

- А теперь, когда создалась атмосфера, близкая к произведению, давайте подумаем над эпиграфом и попробуем определить тему урока.

- Как вы думаете, какова основная мысль эпиграфа? ( Кстати, кто их произносит? К кому они относятся?) Какие слова здесь ключевые?

- Ответы учащихся: Эти слова говорит пан Тыбурций Васе. Ключевое слово здесь – дорога. Вася бродил по разным дорогам и набрёл на детей подземелья. Сначала он был плохим мальчиком и огорчал своего отца, но дружба с Васей и Марусей изменила его. ( Здесь учитель открывает название урока «Васина дорога к правде и добру» ).

- Ребята, сегодня у нас последний урок по повести В.ГКороленко . Подумаем, какие цели мы ставим, когда заканчиваем большое произведение? Мы систематизируем материал наблюдений над образом Васи и подготовимся к сочинению, тема которого созвучна с темой урока и обсудим каждую часть плана. Дома вам надо будет написать сочинение на тему: “Васина дорога к правде и добру”. Давайте обсудим каждое слово темы:

Вася – нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем он интересен?

2. Словарная работа по теме урока (слайд № 2-3)

Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.

Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное; противопоставление - зло. Желать добра кому-нибудь. Не к добру (предвещает дурное). Сделать много добра людям.
Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить, из сострадания, человеколюбия.

-Запись в тетрадь: милосердие и любовь к людям – гуманизм.

3. Беседа. Первый пункт плана

1Давайте обсудим образ главного героя повести:

– Как же раскрывает характер Васи писатель? Видим ли мы портрет мальчика? ( Нет, ведь рассказчик сам Вася. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках.)
2– Почему Вася вел такой образ жизни?
– Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга?

Ответы учащихся: Вася-мальчик из состоятельной семьи. Его отец-судья, человек , уважаемый и почитаемый в городе. У Васи есть всё: хороший дом, одежда, еда, разные игрушки. У него есть отец, сестра, но нет мамы. Отец после её смерти замкнулся и отдалился от сына, поэтому Вася чувствовал себя очень одиноко.

2-й пункт плана 1.

1.— Почему мальчик вёл такой образ жизни?

Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.

2. Первая встреча с «детьми подземелья».

Инсценировка разговора Васи и Валека. (слайд № 4-5)

— Почему не произошла драка?

— Почему Валек проникся доверием к Васе?

— Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.

— Подготовьте выразительное чтение портретов Маруси и Сони. .

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. ”

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “. моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

3.-- О чем задумался Вася, когда Валек рассказал об отношении Тыбурция к нему и Марусе?

– Как Валек и Тыбурций помогли Васе понять отца?

— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

Прочитайте разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

4. — Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.

- Осудил ли Вася Валека, который воровал продукты?


5. – Что изменилось в отношениях с отцом после истории с куклой?
– Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?

— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? (слайд № 6)

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни.

-Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. ”

— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи?

(Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй).

— Как изменилось отношение отца к сыну?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

“ Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

6. — Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

7. Работа над планом сочинения. (слайд № 7)

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Причины «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

8. Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. (слайд № 8)

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

- Какова же идея повести?
Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

«Дурное общество » - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки

9. Подведение итогов урока.

Рефлексия
- Как Вася шел к правде и добру?

Какой путь он совершает в раскрытии лучших человеческих качеств: правде и добру?

Каким становится? Становится добрым, заботливым, спокойным, относится бережно, с любовью.
Значит, знакомство с Валеком и Марусей стало в жизни Васи дорогой правды и добра.

Следующая цитата

Цель: работа по развитию речи учащихся; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание толерантного отношения к окружающим .

Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

1.Организация рабочего места.

Проверка д/з «Выставка рисунков».

2. Подготовка к написанию сочинения.

Тема «Путь Васи к добру и правде»

- Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более чёткого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: “. дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом”. Говорить “вернула добрые отношения с отцом” — значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились, и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: “Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе”. Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

— Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Следующая цитата

В один из дней Вася встречает детей: Валека и Марусю. Они оказываются «детьми» Тыбурция Драба. Тыбурций считался руководителем «дурного общества», которого побаивались жители города, считали его колдуном. Именно в «дурном обществе» Вася по-настоящему узнаёт жизнь, видит людей, которые, несмотря на свою нищету, убогое положение, смогли открыть ему глаза на жизнь. В этом обществе он знакомиться с проблемами и трудностями жизни, с жестокостью этого мира.

Между Васей, Валеком и Марусей со временем завязывается дружба. Маруся, сестра Валека, напоминает Васе его родную сестрёнку Соню, с которой отец и няня не разрешали ему играть. Они считали, что брат-бродяга может дурно повлиять на неё, а он очень скучал по сестре. Среди своих новых друзей Вася ощущает давно забытое чувство, что он кому-то нужен.

Маруся была больна, с каждым днём ей становилось хуже. Вася хотел сделать что-то доброе для неё, как-то развеселить и помочь. Он решил принести ей куклу своей сестры, которая была подарена покойной матерью. Кукле Маруся обрадовалась, казалось, что ей стало даже лучше. Но это её не спасло… В этой дружбе Вася научился состраданию другим людям, взаимовыручке и поддержке. Он понял, что его жизнь – это счастливая и беспечная пора, в то время как существуют люди, чья жизнь беспросветна и несправедлива.

Васю за его добрый поступок обвинили в краже. Отец хотел серьёзно наказать мальчика, но вмешался Тыбурций. Благодаря ему отец посмотрел на сына другими глазами. Он увидел, что перед ним не бандит и не бродяга, а добрый и справедливый человек. Вася также поменял своё отношение к отцу, он сумел понять его отношение к себе и простить.

«Дурное общество» открыло Васе глаза на жизнь, на происходящую в ней несправедливость. Оно повлияло на формирование его характера, научило быть справедливым человеком, умеющим сопереживать другим, оказывать поддержку. А главное, что оно направило его на путь доброты и правды.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Путь Васи к правде и добру», 5 класс» читают:

Следующая цитата

В повести В. Г.Короленко « В дурном обществе» рассказ ведётся от имени главного героя – маленького мальчика Васи. В произведении показано, как Вася изменился в лучшую сторону, благодаря дружбе с детьми подземелья.

Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама. Ужас одиночества усугублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю «бродягой» и негодным мальчишкой.

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли и сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал прямо Васе, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном, Вася увидел в Тыбурции нового человека: «Он распоряжался, как глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася чувствовал себя членом нищей, но дружной семьи.

Когда Маруся заболела, Вася стал приносить ей из дома игрушки, чтобы развеселить девочку. Но они развлекали её на короткое время. Тогда Вася принёс ей куклу сестры Сони. Вася предстал пред нами, как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрение, чтобы его маленькая подруга могла порадоваться игрушке первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Тыбурций принёс куклу и сообщил ужасную весть: Маруся умерла. После разговора с Тыбурцием отец подошёл к Васе: «Я почувствовал чью- то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы» Вася увидел, что перед ним стоит другой человек. «Казалось, буря, которая только что пронеслась, рассеялась, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца». Вскоре Тыбурций и Валек исчезли из города, и никто не мог сказать, куда они направились. Вася и соня часто приходили на могилку Маруси. Образ Маруси стал для них символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе о человеческом горе и помогать этому горю везде. Где бы оно не встретилось. Это охарактеризовало бы их, как чутких людей, которые хотят своими делами изменить мир к лучшему.

В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи: терпение, сострадание, умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных противоречий, увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Из всего этого можно сделать вывод, что лучшее в дружбе детей - это урок сострадания, любви и сочувствия.

Работу выполнил ученик 5 класса МОКУ ООШ п. Христофорово Лузского района Кировской области Русаков Сергей

Читайте также: