Путь сердца кастанеда цитата
Обновлено: 21.11.2024
Цитаты в которых раскрывается суть понятия "Путь Сердца".
Всегда помни, что путь – это только путь. Если чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, ты не должен оставаться на нём ни при каких обстоятельствах. Чтобы обладать такой ясностью, ты должен вести дисциплинированную жизнь. Только тогда ты будешь знать, что любой путь есть всего лишь путь, и ни какой обиды ни для тебя самого, ни для других нет в том, что ты его бросаешь, — если сделать это велит тебе сердце. Но твоё решение остаться на пути или бросить его должно быть свободно от страха и амбиций. Я предупреждаю тебя об этом. Смотри на любой путь внимательно и обдуманно. Испытай его столько раз, сколько найдёшь нужным. Этот вопрос так серьёзен, что лишь очень старые люди задают его себе. Мой бенефактор сказал мне о нём однажды, когда я был молод, но кровь моя была слишком горяча, чтобы разобраться. Теперь-то я его понимаю. И скажу тебе, что это такое: есть ли у этого пути сердце? Все пути одинаковы – все они ведут в никуда. Они либо проходят самую суть насквозь, либо обходят её стороной. Я могу сказать, что за свою жизнь прошёл длинные – длинные пути, но нигде не застрял. Вопрос бенефактора имеет теперь смысл. Есть ли у этого пути сердце? Если есть – то этот путь хорош. Если нет – толку от этого пути не будет. Оба пути ведут в никуда, но один имеет сердце, а другой – нет. Один путь делает путешествие радостным – всё время, что идёшь по нему, ты с ним одно целое. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один делает тебя сильным, другой лишает сил.
Карлос Кастанеда «Учение Дона Хуана»
Карлос Кастанеда "Учение Дона Хуана"
Я счастлив оттого, что смотрю на вещи, делающие меня счастливым, а потом уже глаза схватывают их забавные стороны, и я смеюсь. Я говорил тебе это много раз. Чтобы быть на высоте, всегда нужно выбирать путь, подсказанный сердцем. Может быть, для кого-то это будет означать всегда смеяться.
Карлос Кастанеда "Отдельная реальность"
Карлос Кастанеда "Отдельная реальность"
В этот критический момент меня осенила одна мысль. Я понял, что имел в виду дон Хуан, говоря о пути сердца и о щитах на этом пути. В моей жизни было что-то, что я хотел сделать, что-то очень нужное и увлекательное, что могло наполнить меня всепроникающими радостью и покоем.
Карлос Кастанеда "Отдельная реальность"
Все цитаты взятые из книг Кастанеды переведённы издательством "София" (пожалуй лучший русский перевод).
Ведь мы нуждаемся в равновесии. Это равновесие весьма поэтично именуется у дона Хуана "путем, сердца". Всем это словосочетание нравится, и каждый понимает его по-своему.
Пусть простят меня ортодоксальные «толтеки» (их особенно много, в Америке), но большинство из них понимает путь сердца совсем не так, как это понимают индейцы нагуа (наследники толтекской цивилизации).
Толтеки не поняли бы, например, фразы "сердце волнуется". Это абсурд. Точно так же они не поняли бы выражения "сердце жаждет". Их описание мира было проще и точнее. Только христианство придало «сердцу» поистине мистическое значение и сделало этот орган чуть ли не самым благородным и высокоорганизованным — даже головной мозг отступил на второй план. Все это — совокупность предрассудков, автоматически перешедших в язык, и об этом вообще не следовало бы говорить — но предрассудки становятся метафорами, а метафоры — бессознательными идеями тоналя, после чего определяют нашу жизнь: и наше отношение к Внешнему Миру.
Европейское представление о «сердце» как главном органе чувствования, эмоционального переживания (плюс недостаточная осведомленность Кастанеды) — все это превратило древнеиндейское понятие "путь сердца" в аморфную идею об интуитивной привязанности. А поскольку человек очень легко превращает свои элементарные желания и потребности в «духовность», "путь сердца" становится бесконечным угождением разнообразным влечениям своей природы.
В результате чего некоторые «толтеки» превращают эту идею в непростительное словоблудие. Любишь водку пить — путь сердца, любишь девушек соблазнять — тоже путь сердца. Главное, это "переживание рассвета в душе и в мире вокруг…" (как выразился один "кастанедовец").
А ведь "путь сердца" — очень специфическое понятие. Возможно, что и Кастанеда не понял, что имел в виду дон Хуан. Я вынужден разъяснить эту словесную путаницу.
Слово «сердце» в языке нагуа, который был для дона Хуана родным, означает совсем не то, что воображают наши романтики. ЙОЛЛОТЛ (сердце) переводится как "подвижность, причина движения, развития". "Путь, у которого есть сердце" — это путь, который заставляет двигаться, развиваться, расти.
У человека, по представлениям толтеков, было два главных начала — «лицо» и «сердце». ИХТЛИ (лицо), в отличие от сердца, заставляло человека идти за другими, повторять их дела, выполнять привычные роли, получать привычные удовольствия. Это принцип стагнации, застоя, но при этом необходимый принцип выживания и приспособления. А потому ТОЛТЕК (человек знания) должен "иметь мудрое лицо и мудрое сердце". Дело в том, что толтеки считали "внутреннее движение (изменение)" сущностью жизни (ЙОЛИЛИЦТЛИ). Просто восторгаться звездным небом и воображаемым Божеством — еще не значит «жить», — это лишь один из видов забвения.
Реальная ситуация требует очень специфических изменений от человеческой личности. Если человек хочет познавать Реальность и расширять свои возможности, он должен двигаться, изменяться, расти. "Путь сердца" — в первую очередь, труд, и лишь потом — восхищение результатом.
Почему же он и в нашем, сегодняшнем понимании остается "путем сердца"? Очень просто — ни один другой путь не дает того удовлетворения, той целостности и осмысленности, что предлагает путь "безупречного воина". Здесь нет ложных надежд, а потому нет разочарований. Мы получаем возможность познать себя такими, каковы мы есть — с нашими ограничениями и нашими возможностями.
Алексей Ксендзюк "Видение Нагуаля"
Многие люди посвящают жизнь тому, чтобы реализовать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя.
Фриц Перлз
Путь внутри нас, а не в богах, и не в учениях, и не в законах.
Мой путь — это не ваш путь, потому я не могу вас учить. Путь внутри нас, а не в Богах, и не в учениях, и не в законах. Внутри нас путь, и истина, и жизнь.
Горе тем, кто живет примерами! Нет жизни в них. Если вы живете в соответствии с примерами, вы живете жизнью этого примера, но кто будет жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живите сами.
Указательные столбы упали, перед нами лежат неразмеченные пути. Не жадничайте, поглощая плоды чужих земель. Вы знаете, что вы сами плодородный акр, рождающий все, полезное для вас?
Но кто сегодня знает это? Кто знает путь к вечно плодородным краям души? Вы ищете путь лишь в видимостях, вы изучаете книги и прислушиваетесь ко всяким мнениям. Что в этом хорошего?
Есть только один путь, и это ваш путь.
Карл Густав Юнг "Красная книга"
Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе. Кем бы он под конец ни стал, поэтом, безумцем или пророком, — это не его дело и в конечном счёте не важно. Его дело — найти собственную, а не любую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Всё прочее — это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью.
Герман Гессе "Демиан"
Вы не можете идти по пути, пока сами не станете им.
Будда
Всё можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы – свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.
Виктор Франкл
У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден…
Морихей Уэсиба
Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.
Морихей Уэсиба
В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остаётся догм. Великий Путь – это, на самом деле, Отсутствие Пути.
Следующая цитата
Безупречность - это делать лучшее из того, что можешь, во всём, во что ты вовлечён.
© Copyright: Иван Осокин, 2020Свидетельство о публикации №220061100161 Рецензии
Уважаемый Иван! Я не такой знаток Карлоса Кастанеды. Хотя некоторые из его практик запомнил. Например, применяю что-то, когда мучаюсь бессонницей. Поэтому, если Вы только сделали то, что выбрали перечисленные Вами цитаты из его творчества, это уже заслуживает признания. А если и присовокупили что-то своё, то нет слов для восхищения. Спасибо.
Тональ и нагваль моя редакция)), так как тема важная, остальные цитаты Кастанеды взял с других сайтов, по Кастанеде хотел бы продолжить выборку, но пока нет возможности.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Para mi solo recorrer los caminos que tienen corazon, cualquier camino que tenga corazon. Por ahi yo recorro, y la unica prueba que vale es atravesar todo su largo. Y por ahi yo recorro mirando, mirando, sina aliento.
Для меня существует только путешествие (движение) по тропам, которые имеют сердце, по любой тропе, которая может иметь сердце. По ней я путешествую и единственный достойный вызов – это пройти ее до конца. И я путешествую и смотрю, смотрю бездыханно.
.
Карлос Кастанеда. Книга 1 – Учение дона Хуана. Предисловие.
Путь – это только путь; если ты чувствуешь, что не должен следовать ему, то ты не должен оставаться на нем ни в коем случае. Чтобы обладать такой ясностью, ты должен вести дисциплинированную жизнь. Только при этом условии ты будешь знать, что любой путь – это всего лишь путь, и нет ничего оскорбительного ни для тебя самого, ни для кого угодно другого в том, чтобы оставить его, если это велит тебе твое сердце. Но, предупреждаю тебя, твое решение остаться на пути или оставить его должно быть свободно от страха или амбиции. Смотри на любой путь внимательно и обдуманно. Испытай его столько раз, сколько найдешь нужным.
.
Карлос Кастанеда. Книга 1 – Учение дона Хуана. Глава 5.
Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь: если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут никуда, но у одного есть сердце, а у другого – нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: пока ты следуешь ему, ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один делает тебя сильным; другой ослабляет тебя.
.
Карлос Кастанеда. Книга 1 – Учение дона Хуана. Глава 5.
.
Карлос Кастанеда. Книга 1 – Учение дона Хуана. Глава 8.
– Бессмысленно потратить всю свою жизнь на один путь, особенно если у него нет сердца.
– А как узнать, дон Хуан, что этот путь не имеет сердца?
– Прежде чем ты решишься на этот путь, спроси себя: имеет ли он сердце? Если ответ – нет, ты будешь знать это, и тогда должен будешь выбрать другой путь.
– Но как я смогу наверняка узнать, имеет ли этот путь сердце?
– Каждый узнает это. Беда в том, что никто не задает себе этот вопрос; обычно человек слишком поздно понимает, что выбрал путь без сердца, когда этот путь уже готов убить его. В этой точке лишь очень немногие могут прекратить раздумывать и оставить этот путь.
.
Карлос Кастанеда. Книга 1 – Учение дона Хуана. Глава 9.
– Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти, приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий: чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
.
Карлос Кастанеда. Книга 1 – Учение дона Хуана. Глава 9.
– И что мне следует делать?
– Действовать, как подобает воину. Отбирать то, что составляет твой мир. Ты больше не можешь окружать себя вещами как попало. Я говорю тебе это самым серьезным образом. Теперь ты впервые не в безопасности при твоем старом образе жизни.
– Что ты имеешь в виду под отбором вещей моего мира? – Воин встречает эти необъяснимые и непреклонные силы, потому что он намеренно ищет их. Поэтому он всегда готов к встрече с ними. Ты, например, никогда не готов к ней. Фактически, если эти силы явятся к тебе, они захватят тебя врасплох. Испуг откроет твой просвет, и твоя жизнь беспрепятственно ускользнет через него. Первое, что ты должен делать, – это быть готовым. Думай, что союзник собирается выскочить перед твоими глазами в любую минуту. Ты должен быть готов к этому. Встреча с союзником – не воскресный пикник. Поэтому воин принимает на себя ответственность по защите своей жизни. Поэтому если какая-либо из этих сил стучится к тебе и открывает твой просвет, ты должен намеренно бороться за то, чтобы закрыть его самому. Для этой цели ты должен иметь избранный ряд вещей, которые дают тебе спокойствие и удовольствие. Вещей, которые ты можешь намеренно использовать для того, чтобы убрать свои мысли от испуга, закрыть свой просвет и сделать себя твердым.
– Что это за вещи? – Несколько лет назад я говорил тебе, что в своей повседневной жизни воин выбирает себе путь сердца. Именно последовательный выбор тропы, имеющей сердце, и отличает его от обычного человека. Воин знает, что он на пути сердца, когда един с этим путем, когда переживает огромное спокойствие и удовольствие, идя по нему. Вещи, которые выбирает воин, чтобы сделать свои щиты, – это частицы пути сердца.
– Но ты сказал, что я не воин, как же я могу выбрать путь сердца?
– Это твоя поворотная точка. Можно сказать, что раньше у тебя не было действительной необходимости жить как воин. Теперь иначе. Теперь ты должен окружить себя частицами пути сердца и должен отказаться от остального. Или же ты погибнешь при следующей встрече. Я могу добавить, что ты больше можешь не просить о встрече. Теперь союзник может прийти к тебе во сне, во время твоего разговора с друзьями или когда ты пишешь.
.
Карлос Кастанеда. Книга 2 – Отдельная реальность.
Часть 2 – Задача видения. Глава 14.
Следующая цитата
Основным источником вдохновения в размышлениях о Пути Сердца для меня являются тексты Карлоса Кастанеды. И сейчас я хочу поделиться с вами небольшим секретом: как правильно читать его труды, чтобы в них оставалось всё меньше тайн, чтобы получать из них больше информации, чтобы глубже понимать смысл.
Это может показаться невероятным, но если мы посмотрим все книги Кастанеды, то упоминание «пути сердца» встретим лишь в первых двух(!):
- «Учение дона Хуана» — две цитаты;
- «Отдельная реальность» — три цитаты.
Но даже в них «путь сердца» упоминается лишь пять(!) раз, и все эти цитаты могут легко уместиться на двух книжных страницах (а вы найдёте их здесь).
Статистика
Чтобы вы могли лучше оценить «масштаб бедствия», замечу, что в первых двух книгах «пути сердца» отводится около половины процента от общего печатного пространства. А для любителей статистики добавлю, что во всех книгах Кастанеды «пути сердца» посвящено всего около одной десятой процента от общего объёма. Так, если мы представим, что все труды мыслителя можно уместить на тысяче страниц, о «пути сердца» будет всего одна.
Written By
Артём Лесман
Психотерапевт, ведущий терапевтических групп и трансформационных процессов. Автор книг «О Пути Сердца» и «Живые истории о психотерапии». Основатель психологического проекта «Путь Сердца» и участник Товарищества глубинной организационной работы (ГОР).
Выводы
Такая статистика приводит нас к выводу: либо Путь Сердца в системе дона Хуана — тема проходная, либо сам автор — по незнанию или по глупости — не уделил ей должного внимания, не осознал её значимости.
Любой, кто знаком с трудами мыслителя, в ответ на первое предположение категорично скажет: нет, эту тему нельзя назвать проходной. Даже из тех нескольких цитат, что есть в нашем распоряжении, видно: «путь сердца» упоминается не вскользь, ему придаётся большое значение в жизни человека. Кастанеда прямо указывает на то, что вопрос о Пути Сердца весьма серьёзен и основателен, что следование по пути без сердца «заставляет проклинать жизнь», «лишает сил», «оборачивается против человека и уничтожает его».
Второе же предположение о том, что Кастанеда не разобрался с идеей Пути Сердца, выглядит достаточно логичным. И даже Алексей Ксендзюк, вдумчивый исследователь нагуализма, высказывает подобную догадку: «А ведь "путь сердца" — очень специфическое понятие. Возможно, что и Кастанеда не понял, что имел в виду дон Хуан» (полная цитата здесь).
Но и эта догадка, по моему мнению, ошибочна.
Тогда что же?
Несмотря на то, что словосочетание «путь сердца» так редко встречается на страницах книг Кастанеды, о самом Пути Сердца он написал очень много. Более того, почти всё, что он писал, так или иначе посвящено именно этому Пути.
Разобраться в этом неоднозначном суждении и разрешить такое противоречие нам помогут наставления дона Хуана о том, что не нужно доверять словам. Давайте заглянем в суть посланий и попробуем разгадать, какой глубокий смысл скрыт за словами.
Книги Кастанеды многослойны. Причина тому – особый формат обучения автора под руководством дона Хуана. Часть этого обучения проходила в обычном состоянии, а часть – в состоянии повышенного осознания.
Вот как сам Кастанеда вспоминал об этом в предисловии к своей седьмой книге «Огонь изнутри», написанной спустя 13 лет после выхода в свет первых двух (напомню: именно в них упоминается «путь сердца»): «Как объяснял дон Хуан, в состоянии повышенного осознания ученик может вести себя так же естественно, как в обычной жизни, но разум его способен при этом концентрироваться на чём угодно с потрясающей силой и ясностью. Однако неотъемлемым свойством состояния повышенного осознания является то, что оно не связано с правосторонней памятью. Поэтому, возвратившись в своё обычное состояние, ученик не способен вспомнить ничего из того, что происходило, когда он находился в состоянии повышенного осознания. Для того же, чтобы свойства и силы, обретённые учеником в состоянии повышенного осознания, стали частью его обычного состояния, он должен всё вспомнить. А это требует многолетних усилий, связанных с постоянным, зачастую разрушительным напряжением».
Акцентирую внимание на важных для нас моментах:
- У состояния повышенного осознания есть несомненный плюс – потрясающая способность концентрации разума. В этом состоянии человек способен глубже и быстрее схватывать сущностные вещи.
- У состояния повышенного осознания есть существенный минус – возвращаясь в обычное состояние, человек всё забывает. При этом знания, опыт и навыки, обретённые в состоянии повышенного осознания, сохраняются и неосознанно влияют на жизнь.
- Обретение воспоминаний о том, что происходило в состоянии повышенного осознания, требует больших усилий и длительного времени.
- К моменту написания каждой последующей книги Кастанеда обладал всё большими воспоминаниями о том, что действительно происходило во время его обучения у дона Хуана.
Первые книги Карлоса Кастанеды были написаны с опорой на воспоминания, полученные в обычном состоянии сознания, то есть в состоянии, где он не обладал повышенной силой и ясностью разума.
Таким образом, высказывания о «пути сердца» носят «внешний» характер и направлены в большей степени на то, чтобы привлечь внимание самого автора к данной теме, нежели на то, чтобы раскрыть сущностное значение этого понятия. И в дальнейшем упоминание «пути сердца» полностью исчезает из текстов Кастанеды по той причине, что в этом пропадает какая-либо необходимость – ведь в состоянии повышенного осознания появляется возможность говорить о сути явления и о его содержании напрямую, минуя лишние слова и образы.
А как же говорить о Пути Сердца напрямую? Что составляет его практическую суть?
Дело в том, что Путь Сердца не появляется сам собой, он рождается из некоторого абстрактного Источника. Источник этот, к сожалению, невозможно полноценно описать словами, но можно познать на практике. Разные психологи, мыслители и философы именуют его по-разному, а я называю его «Сердцевиной» (подробнее об этом я писал здесь). Аналогом Сердцевины у Кастанеды выступает «Дух» и «Абстрактное». А этим понятиям посвящено существенно больше книжного пространства, чем «пути сердца». И уже в восьмой книге «Сила безмолвия» им отводится центральное место.
Кроме того, многие практики, описанные в книгах Кастанеды, либо направлены на усиление связи с Сердцевиной (на «усиление связующего звена с духом» в терминологии дона Хуана), либо опираются на него. К таким практикам, без сомнения, можно отнести перепросмотр, безупречность и сталкинг.
О том, как сталкинг связан с Сердцевиной, я уже писал. Подробную информацию об этой связи вы найдете здесь, а сейчас хочу сказать лишь о самом главном:
- сталкинг предполагает разделение психики на две части: на «охотника» и «охотничьи угодья»;
- «внутренний охотник» является воплощением и выражением Сердцевины, так как обладает теми же свойствами и качествами;
- практикуя сталкинг, мы, во-первых, напрямую усиливаем контакт с Сердцевиной, поскольку вынуждены постоянно на неё опираться; во-вторых, расчищая «охотничьи угодья», мы становимся более целостными, а значит усиливаем контакт с Сердцевиной. А это, в свою очередь, помогает нам реализовывать Путь Сердца в своей жизни.
Не так прямо на усиление контакта с Сердцевиной направлены также практики, связанные с постижением изменённых состояний сознания («сдвига точки сборки»): сновидение, неделание и некоторые другие.
Тема Пути Сердца действительно является центральной в текстах Карлоса Кастанеды. Да, о самом «пути сердца» он пишет очень мало; однако много внимания уделяет содержательному моменту этого явления и основательно, глубоко раскрывает его теоретические и практические аспекты.
Содержание цитат
Цитат со словосочетанием «путь сердца» у Кастанеды мало, но это не значит, что они не заслуживают пристального внимания. Тем более, что информацию они содержат действительно важную. В дальнейшем я планирую детально разобрать содержание цитат.
Читайте также: