Пушкин об истории россии цитаты

Обновлено: 17.05.2024

На данной странице вы найдете цитаты Пушкина об истории, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог.

Я деньги мало люблю, но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости!

«Гордиться славою предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие…« Государственное правило, — говорит Карамзин, — ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному».Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения…

Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утвержденный демократической завистью некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма. Бескорыстная мысль, что внуки будут и уважены за имя, нами переданное, не есть ли благодарнейшая надежда человеческого сердца?».

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества. ».

Следующая цитата

Александр Сергеевич очень любил свою страну, несмотря на то, что был тогдашним «креативным классом». Несмотря на то, что был величайшим деятелем русской культуры.

Никаким революционером и «борцом за свободу» Пушкин не был. Бывало, что страну критиковал, но когда вопрос становился ребром (как во время польского восстания): ты «за» или «против» России, великий поэт всегда выбирал русскую сторону.

Во время моей поездки в Ригу публицист Виктор Семенович Семашко подарил мне свою книгу «Не забывайте Александра Сергеевича Пушкина». В ней приводятся крайне любопытные цитаты «нашего всего».

Вот наиболее интересные и злободневные:

1. Пушкин о том, нужно ли гордиться историей России.

Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утвержденный демократической завистью некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма. Бескорыстная мысль, что внуки будут и уважены за имя, нами переданное, не есть ли благодарнейшая надежда человеческого сердца?».

2. Пушкин о США и американской демократии

Из статьи А.С. Пушкина «Джон Теннер», ж-л «Современник», 1836 год

«С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим её положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными.

Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую —подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами».

3. Пушкин об уникальной Русской цивилизации.

Письмо Пушкина П.Я. Чаадаеву 19.10.1836 г.

4. Пушкин о нравственности и необходимости цензуры.

«Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем. Безнравственные книги суть те, которые потрясают первые основания гражданского общества, те, которые проповедают разврат, рассеивают личную клевету, или кои целию имеют распаление чувственности приапическими изображениями. Тут необходим в цензоре здравый ум и чувство приличия — ибо решение его зависит от сих двух качеств. Не должен он забывать, что большая часть мыслей не подлежит ответственности, как те дела человеческие, которые Закон оставляет каждому на произвол его совести.

Было время (слава богу, оно уже прошло и вероятно уже не возвратится), что наши писатели были преданы на произвол цензуры самой бессмысленной: некоторые из тогдашних решений могут показаться выдумкой и клеветою. Например, какой-то стихотворец говорил о небесных глазах своей любезной. Цензор велел ему, вопреки просодии, поставить вместо небесных голубые — ибо слово небо приемлется иногда в смысле высшего промысла! — В славной балладе Жуковского назначается свидание накануне Иванова дня, цензор нашел, что в такой великий праздник грешить неприлично, и никак не желал пропустить балладу В. Скотта. Некто критиковал трагедию Сумарокова; цензор вымарал всю статью и написал на поле: Переменить, соображаясь со мнением публики. Ода Похвала Вакха была запрещена, потому что пьянство запрещено божескими и человеческими законами. — Спрашивается, каков был цензор и каково было писателям.

Радищев в статье своей поместил «Краткое историческое повествование о происхождении цензуры». Если бы вся книга была так написана, как этот отрывок, то, вероятно, она бы не навлекла грозы на автора. В сей статье Радищев говорит, что цензура была в первый раз установлена инквизицией. Радищев не знал, что новейшее судопроизводство основано во всей Европе по образу судопроизводства инквизиционного (пытка, разумеется, в сторону). Инквизиция была потребностию века. То, что в ней отвратительно, есть необходимое последствие нравов и духа времени. История её мало известна и ожидает ещё беспристрастного исследователя».

5. Пушкин о русских «революционерах»

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, которым и своя шейка — копейка, и чужая головушка-полушка».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Следующая цитата

«Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19)
«духом пламенейте» (Рим.12:11).

Наш русский гений, Божьей милостью Поэт
вознёсся в Небеса как образ серафима,
и дух Поэта - слОва, пламенного, свет
в сердцах людей горит неугасимо.

В Россию верил он, в её Величие и стать,
предвидя мощь страны и славу в мире этом.
Он Родину любил и почитал как мать,
став гордостью её, Пророком и Поэтом.


"Пушкин, наш шестикрылый серафим, отверзший наши зеницы и давший нам внять горнее и подводное естество мира, вложивший нам в уста «жало мудрыя змеи» и завещавший нам превратить наше трепетное и неуравновешенное сердце в огненный угль, он дал нам залог и явь нашего национального величия, … он дал нам возможность, и основание, и право благословлять нашу Родину всегда и во всем, любить ее, гордиться ею и прозревать ее великое будущее, — нерушимо верить в нее и в ее грядущий расцвет, что бы ни принесла нам ее история, какие бы еще лишения и страдания ни выпали на долю русских поколений…"
Родина и гений. Русский мыслитель Иван Ильин.


Пушкин А. С. - Два чувства дивно близки нам…

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . . . . . . . пустыня
И как алтарь без божества.


". клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал".
(Из письма А.С. Пушкина Чаадаеву, 1836 год.)

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи
сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас.

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.


А.С. ПУШКИН. ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

© Copyright: Славен Любомиров, 2020
Свидетельство о публикации №220022500424 Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

6 июня 1799 года родился
Александр Сергеевич Пушкин.

"Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет»
Ф.И.Тютчев

Будучи еще лицеистом, юный Пушкин написал стихотворение «Воспоминание в Царском селе», в котором всей силой своего поэтического дарования выразил свою любовь к Родине, патриотизм. Стихотворение было посвящено победе русских в Отечественной войне 1812 года.
«Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят
на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть
В пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря».

Как хотелось ему, тогда еще подростку, тоже пойти защищать Родину. Вспоминая потом об этих днях, Пушкин напишет:
«Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас».

Москва тогда так и не покорилась Наполеону, и Пушкин с гордостью писал:
«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклонной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
А вот еще проникновенные строчки о Москве:
«Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось».

После окончания лицея в 1821 году Пушкин напишет стихотворение «Наполеон», где будут такие строки:
«Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум.
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара;
Но поздно русских разгадал…»

Да, поздно русских разгадал Наполеон, Гитлер, и другие захватчики, с позором бежавшие из России. А вот «железный канцлер» Германии Бисмарк разгадал русских и предостерегал всех, чтобы не воевали с Россией:
« Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских».
Неплохо бы сегодня эти слова Бисмарка оформить в рамки и повесить в кабинетах правителей стран Европы и США.

В стихотворении «Клеветникам России» Пушкин так же, как и Бисмарк, предостерегает всех жаждущих завоевать Россию, чтобы не трогали русских, иначе любому агрессору найдется « место… в полях России»
«Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов».

Сегодня Европа остерегается открыто идти на Россию войной, они избрали другой способ: санкции, провокации, ложь и бешеная клевета. А ведь так было и во времена Пушкина. «Озлобленная Европа, - писал поэт, - нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою»
И еще: «Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и не благодарна».
Разве не о сегодняшней Европе эти слова Пушкина?!

Пушкин любил Россию, любил ее природу, избушки, покосившийся забор…
«Люблю печальный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…»

Много прекрасных строк поэт посвятил русскому народу. «Взгляните на русского крестьянина, — писал он в «Путешествии из Москвы в Петербург», — есть ли и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. »
Пушкин любил устное народное творчество, сказки, песни, которыми восхищался и наслаждался:
«Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой»
Так же восторженно отзывался Пушкин о русских сказках: «Какая прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»

Можно так же сказать: какая прелесть эти сказки Пушкина! В детсадовском возрасте сказки Пушкина учили нас доброте, учили распознавать зло, которое в противоборстве с добром всегда терпит поражение. А когда мы сели за школьные парты, Пушкин учил нас любить Отчизну, призывал посвящать ей «души прекрасные порывы».
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

Как истинный патриот, Пушкин уважительно относился к истории России. «Дикость, подлость и невежество, - говорил он, - не уважают прошедшего, пресмыкаясь только перед одним настоящим»
И еще: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
Эта же тема любви к истории и нашим предкам с особой силой звучит в его стихотворении «Два чувства дивно близки нам»:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
Как безотрадная пустыня
И как алтарь без Божества.

Пушкин считал, что величие человека, его самостоянье зависят от его отношения к «родному пепелищу», то есть, к нашей истории, и к «отеческим гробам», то есть, к нашим предкам.
Это «животворящая святыня» без которой «душа пуста».

Сегодня Россия переживает не лучшие времена. Сегодня зло бросило открытый вызов добру, чести, совести, порядочности. Идет серьезная борьба добра со злом, и от исхода этой борьбы будет зависеть наше будущее, будущее наших детей и внуков. И в этой борьбе на стороне добра, чести, справедливости сражаются сегодня вместе с нами наши великие предки, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.
«Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе»
Александр Блок

И Пушкин помогает.
Он, как истинный патриот России, и сегодня выступает против тех, кто не дорожит честью и славой своего Отечества, кто разворовывает его и кто в любую минуту готов поменять это Отечество на западное благополучие.
«Клянусь вам честью, - говорит Пушкин, - что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог»
Поэтому Пушкин сегодня стал неугоден либералам и разным ненавистникам России и русских. Неугоден за то, что призывал «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», хотел «на тронах поразить порок», что никак не входит в планы недоброжелателей России. Меня удивило высказывание главного либерала России Жириновского о Пушкине: "Пушкин несчастный был, лучше бы его совсем не было"

Конечно, времена меняются, меняемся и мы, но честь, совесть, порядочность есть величины постоянные. Такой же постоянной величиной является и Пушкин. Пушкин и сегодня всем своим творчеством сражается на стороне добра, и это вселяет уверенность, что зло не пройдет, победа будет за теми, кто отчизне посвящает «души прекрасные порывы»
И на эту победу вдохновляют нас наши великие предки, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.
"Если выстоять нужно, как в окопе — в судьбе:
«У России есть Пушкин!» — говорю я себе.
Коль подтаяли силы — не ропщу, не корю:
«Пушкин есть у России!» — как молитву творю.
Есть и правда, и сила на российской земле,
Коль такие светила загорались во мгле!"
Глеб Горбовский

© Copyright: Николай Иванович Кирсанов, 2018
Свидетельство о публикации №218042601303 Рецензии

Николай, не всякий спец-литературовед может сравниться
с тобой в этих исследованиях творчества поэта. Не всякий.
И приводимые, забываемые нами строки, мысли поэта очень
и очень современны. С добрыми пожеланиями!

От такой похвалы у меня давление повысилось от возбуждения и радости )
Ты больше меня не хвали так, инфаркта мне еще не хватало )
Будь здоров и успехов тебе во всяком деле и во всякое время.

Да ладно, Николай! Я ведь не ёрничаю, и правда
вижу прямо профессиональное отношение к творчеству
Пушкина, что достойно настоящего уважения. Это и
труд, и время, и увлечённость. Ну, не шибко хвалю?
Не опасно? Смотри, а то могу что-нибудь про политику
подпустить? Для равновесия? Я такой. Будь Здрав!

На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: