План урока в 8 классе цитата как способ передачи
Обновлено: 06.11.2024
Я преподаю русский язык и литературу в среднем профессиональном училище. В этом учебном году (1997/98) курс русского языка в нашем училище претерпел изменения: русский язык будет изучаться два года вместо трех, а общее количество уроков русского языка сократится до 20 часов, т.е по 10 уроков на курсе в год.
Теперь уже на первом занятии (на 1-м курсе) провожу проверочный диктант, который помогает установить типичные ошибки учащихся. Исходя из полученных данных объединяю учащихся в группы, чтобы готовить однотипные задания, включающие как теоретические вопросы, так и практические задания. В новых условиях для успешной работы по совершенствованию грамотности учащихся наиболее важным стало: 1) регулярная проверка всех письменных работ учащихся (домашних заданий, индивидуальных работ, сочинений, диктантов, классных работ и проч.); 2) подбор к каждому уроку качественного дидактического материала, включающего в себя новизну и дифференцированную степень сложности; 3) обучение (и приучение) учащихся самостоятельно работать со справочной литературой.
До начала основных занятий провожу нулевые уроки (они длятся 30 минут).
На нулевых уроках я провожу консультации (они носят тематический характер) и индивидуальные занятия с учащимися, где проводим подготовку к письменным работам по литературе, выполняем работу над ошибками, объясняем трудные случаи пунктуации и орфографии.
Вашему вниманию я предлагаю описание урока-практикума по теме «Передача чужой речи». Это моя первая попытка обобщить и систематизировать свои методические наблюдения и поиски. На изучение этой темы отводится два урока.
Надеюсь, что моя работа может быть интересной тем, кто ведет уроки русского языка на завершающем этапе среднего образования.
Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь.
Замена прямой речи косвенной. Диалог, цитата, эпиграф
Урок повторения, углубления и систематизации знаний будет иметь ярко выраженную практическую направленность, т.к. базовые теоретические положения были освещены в курсе основной школы.
Необходимые справочные материалы будут даваться в виде опорных схем с кратким пояснением.
Задания, упражнения и микротексты представлены в виде блоков. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но включает слова и предложения на ранее рассмотренные правила и наиболее сложные случаи правописания, которые объясняются попутно на уроке.
В начале урока сообщаются тема урока и программа работы. Задания предъявляются с помощью кодоскопа и отдельных карточек или записываются на доске.
К уроку подготовлены справочные материалы (опорные таблицы, схемы, карточки-информаторы и словари).
Учащиеся на предыдущих уроках получили опережающие задания – прочитать § 87–89 («Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах») из «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.
I. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме
1) Работа с графическими схемами записанных предложений
Учащиеся записывают в тетрадях под диктовку предложения с прямой речью. Для самопроверки на экране проецируются схемы записываемых предложений.
1. А.: «П». Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Гоголь)
2. А.: «П!» Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» (Лермонтов)
3. А.: «П?» Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
4. «П», – а. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. (Булгаков)
5. «П!» – а. «Славная у тебя лошадь!» – говорил Азамат. (Лермонтов)
6. «П?» – а. «Куда же вы?» – ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. (Чехов)
7. «П, – а, – п». «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться». (Фурманов)
8. «П, – а. – П». «Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я». (Солженицын)
9. «П! – а, – п!» «Зина! – тревожно закричал Филипп Филиппович, – убирай, детка, водку!» (Булгаков)
10. «П? – а. – П!» «Музгарко, да ты в своем уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!» (Мамин-Сибиряк)
11. «П, – а и а: – П?» «Фить-фить, – посвистал господин и добавил строжайшим голосом: – Бери! Шарик, Шарик?» (Булгаков)
12. «П, – а, – п?» «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» (Тургенев)
13. «П? – а, – п». «У вас боли, голубчик, возобновились? – спросил осунувшийся Филипп Филиппович,– садитесь, пожалуйста». (Булгаков)
14. «А.: «П. » – а. Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы. да стою ли я. » – и заплакал вдруг. (Достоевский)
15. А.: «П?» – а. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (Пушкин)
Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками; 2) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая); 3) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
Знаки препинания при прямой речи сочетаются в зависимости от позиции прямой речи по отношению к словам автора и структуре предложений, являющихся прямой речью или вводящими словами.
2) Исследовательская работа
Теперь рассматриваем записанные в тетради предложения и устно отвечаем на вопросы.
1. Прочитайте предложения, которые передают в прямом смысле чужие слова.
2. Какие слова обычно вводят прямую речь? Всегда ли это глаголы мысли или речи? Приведите примеры.
3. Прочитайте предложения, где прямую речь вводят глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутренние убеждения.
4. В каких предложениях передаются слова самого говорящего, произнесенные им ранее?
5. Какие предложения передают невысказанные мысли?
6. В каких случаях в авторских словах сохраняется прямой порядок слов?
7. В каких случаях связь между прямой речью и словами автора бывает наиболее тесной и прямая речь напоминает член предложения?
Стремясь внести в работу элементы новизны (как это и требуется делать на повторительно-обобщительных практических занятиях), спрашиваю тех учащихся, которые дома занимались поисками новых сведений по изучаемой теме в «Справочнике по орфографии и пунктуации» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой, в «Пособии по русскому языку» В.Г. Зданкевича и другой литературе.
Учащиеся сообщают сведения об особенностях оформления прямой речи в газетах, когда она идет в строку (в подбор) и когда прямая речь начинается с абзаца, а также об оформлении подлинных выражений, вставленных в текст в качестве элементов предложения, о так называемой несобственно-прямой и полупрямой речи.
Все эти сведения сообщаются учащимся в пропедевтическом плане (как о материале, не обязательном для заучивания). Эти знания могут пригодиться учащимся в процессе работы над сочинениями-рассуждениями публицистического плана, при цитировании.
II. Самостоятельная практическая работа
Замена прямой речи косвенной
Для самостоятельной работы учащимся предлагаются заранее написанные в левой части доски предложения с прямой речью, учащиеся в тетрадях записывают предложения с косвенной речью.
Правильно употребляйте личные и притяжательные местоимения. Косвенная речь имеет форму придаточного изъяснительного предложения и начинается союзами что, чтобы или союзными словами кто, что, чей, где, когда, как, почему и др.
Если прямая речь содержит вопрос, то она превращается в косвенный вопрос с союзными словами кто, что, чей, где и т.д. или с частицей ли. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
7*. Для сего он велел позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком).
* Два последних предложения выполняются устно, обсуждаются возможные варианты.
III. Исследовательская работа
В чем отличие прямой речи от косвенной?
– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?
– Можно ли назвать косвенную речь приблизительно правильной?
Ребята отвечают, что в наших переделках многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Широко используются междометия, фразеологизмы, разговорные словечки (мусье, собачий сын), пословицы и поговорки, неполные предложения, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.
Выразительность речи достигается богатством ее интонационных возможностей.
Личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глагола употребляются от лица говорящего.
Не сохраняет этих средств выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).
Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.
III. Завершающий этап
На этом этапе урока учащиеся обобщают изученное, а также проверяют свое языковое чутье.
Учащиеся получают карточки-информаторы (6–8 вариантов) с напечатанными предложениями и микротекстами, которые они будут использовать в качестве примеров прямой и косвенной речи, цитат, диалога, несобственно-прямой и полупрямой речи и эпиграфов.
Предлагаются микротексты и предложения из известных, а значит, легко узнаваемых текстов.
1. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи». (Лермонтов)
2. «Давненько не брал я в руки шашек!» – говорил Чичиков. (Гоголь)
3. «Какая же ваша будет последняя цена?» – спросил наконец Собакевич. (Гоголь)
4. «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров. (Тургенев)
5. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», – писал В.Г. Белинский.
6. «Ну разве что к Матрене зайдем, – сказала моя проводница, уже уставшая от меня. – Только у нее не так уборко, в запустении она живет, болеет». (Солженицын)
7. Подъезжают они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть. (Фурманов)
8. На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы мне с Суркой не поохотиться. (Аксаков)
9. «Берегись!» – кричал кучер, не сдерживая лошадей. (Чехов)
10. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! (Чехов)
11. Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке, готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома. (Чехов)
12. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка. (Лермонтов)
13. Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева. (Пушкин)
14. – Ты что ж, всю войну за баранкой?
– Почти всю.
– На фронте?
– Да.
– Ну, и там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше. (Шолохов)
15. Белинский писал: «В «Онегине» все части органически сочленены. »
16. Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича. (Гоголь)
17. Спрашиваю: «Где твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». – «А мама?» – «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» – «Не знаю, не помню». (М.Шолохов)
18. Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», все больше собирало сторонников. (Фадеев)
19. Как не любить родной Москвы? (Баратынский)
20. Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:
Для того чтобы ответить на вопросы, ученик должен проанализировать все предложения карточки-информатора. Каждый вопрос обозначен римской цифрой. Предложения в ответах учащихся нумеруются арабскими цифрами. Ответы на отдельных листочках бумаги ученик оформляет так: сначала записывает номер, вопрос, потом номер или номера подходящих предложений.
У преподавателя для проверки имеются контрольные листки с верными ответами для всех вариантов.
I. Приведите примеры косвенной речи.
II. Какие предложения передают прямую речь?
III. Как оформляются на письме подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения?
IV. Как оформляется эпиграф?
V. Как при цитировании вы передаете особенности стихотворного текста (выделение строфы, строк)?
Следующая цитата
библиотекаматериалов
Тема: Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате
Цель: познакомить учащихся с понятием «цитата», основными правилами оформления цитат; формировать навык постановки знаков препинания при цитате; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать любовь к книге
Если я цитирую других, то лишь для того,
чтобы лучше высказать свою собственную мысль.
1)Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания.
П.И. Чайковский считал, что для творчества необходимо не только вдохновение, но, главное, труд. «Вдохновение – такой гость, который не всегда является на первый зов,» - писал он.
Л.Н.Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать.»
2) Объяснительный диктант с заданием: расставить знаки препинания и указать предложения: а) с прямой речью, б) с косвенной речью, в) с другими способами передачи чужой речи.
1. По словам Л. Н. Толстого самый верный признак истины это простота и ясность. 2. А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою.» 3. Александру Суворову принадлежат слова что «доброе имя должно быть у каждого человека». 4. Стих Пушкина по мнению В. Г. Белинского «благороден изящно прост национально верен духу языка». 5. А. М. Горького утверждал что «искусство должно облагораживать людей».6. Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
2.Объявление темы и целей урока.
Обратите внимание на предложения с косвенной речью. Почему в этих предложениях стоят кавычки?
Сформулируйте тему и цели урока.
Что такое цитата?
Зачем нам нужны цитаты? Зачем повторять слова других людей?
ЦИТАТА — дословная выдержка из какого-либо текста или точно приводимые чьи-либо слова. Цитаты, как правило, приводятся для подтверждения или пояснения собственных мыслей авторитетными высказываниями.
Запишите эпиграф, прокомментируйте его. (эпиграф)
Является ли наш эпиграф цитатой? Как оформляется эпиграф?
Цитата обычно сопровождается указанием на её источник: Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль (М. Монтень).
3. Работа над темой урока.
1) Актуализация знаний.
Что вы знаете о постановке знаков препинания при цитате?
Цитата выделяется кавычками. Если цитата приводится не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Отделяется цитата в зависимости от способа введения в текст.
1. Если цитата вводится в виде прямой речи, она оформляется как прямая речь: Мишель Монтень писал: «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль».
2. Если цитата вводится как часть предложения— она пишется с маленькой буквы, берётся в кавычки и отделяется знаками, диктуемыми строем предложения: Мишель Монтень пишет, что он «использует цитаты лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль».
3. Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строфы, кавычки не ставятся: Скороговоров, краснея от усилий и от общего внимания, прочитал написанное на плакате изречение Гёте:
Кто не видит вещим оком
Глуби трёх тысячелетий,
Тот в невежестве глубоком
День за днём живёт на свете. (Г. Полонский)
4. Если цитата используется как эпиграф, то она пишется без кавычек, указание на автора даётся без скобок и располагается ниже эпиграфа справа (см. эпиграф к данному параграфу).
1. Выборочно-распределительная работа
Выпишите сначала предложения, в которых цитата введена как часть предложения, затем предложения, в которых цитата вводится в виде прямой речи, затем предложения, в которые введены стихотворные цитаты.
1. «Готовых убеждений нельзя ни выпросить. ни купить в книжной лавке, говорил Писарев. — Их надо вырабатывать самому. » (И. Дубровицкий). 2. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична (Д. Лихачёв). З. Я люблю танцы так, как любил их Пушкин: «Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость» (А. Рыбаков). 4. Я подумал, что Пушкин здорово сказал про коньки: «Как весело, обув железом острым ноги. » (В. Васильев). 5. Мельников вдруг подмигнул и прочитал строчки А. С. Пушкина:
Не властны мы в самих себе,
И в молодые наши леты
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть,
2. Пунктуационная работа
Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделенные отрезки предложения оформите как цитаты.
1. Большинство в классе считало что на общих весах жизни жизнь старухи-процентщицы Достоевского не более как жизнь вши таракана да и того не стоит потому что старуха вредна (В. Васильев). 2. Я памятник воздвиг себе нерукотворный гордо восклицал Пушкин в стихотворении «Памятник» уверенный что будет славен доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит (И. Анатольев). 3. Помните пушкинское лесов таинственная сень? (К. Паустовский). 4. Сейчас хорошо. Как писал Пушкин Мороз и солнце; день чудесный (В. Васильев).
Выпишите из упражнения стихотворные цитаты А. Пушкина. Напишите изложение отрывка из повести В. Васильева «Со мной всё ясно», используя выписанные цитаты.
Я вышел из дому за час до осеннего бала. И сразу пошёл в рощицу, на Пушкинскую поляну, где горело золотом «пышное природы увяданье». Разыгрался такой листопад, что даже небо оделось «в багрец и золото».
Я лёг на листья и слушал, как они меня засыпают. Один лист упал на губы, но я не шевелился.
Я думал, что у нас осенний бал, а я как и Пушкин, «от балов без ума».
Я стал думать, почему Александр Сергеевич так любил «пышное природы увяданье»? А листья падали, шелестели, и я вдруг услышал в их шелесте строчку, которую знал всю жизнь. Я именно услышал её, шершавую, шелестящую звуком ч-ч, как падающий лист: «очей очарованье». (По В. Васильеву)
Багрёц - краска самого яркого и густого красного цвета.
Явление, которое обнаружил персонаж повести в поэтических строчках «очей очарованье», — художественный приём. Это звукопись, или аллитерация, — подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение.
Какие картины рождают «звучащие строчки» в вашем воображении? Можете ли вы привести примеры аллитерации?
4. Синтаксические синонимы
С поданными выше цитатами из произведений А. Пушкина составьте предложения. Цитаты вводите в предложение разными способами:
а) в виде прямой речи: А: «П» или«П, — а, — п.»;
б) в виде косвенной речи: [ ], (что. );
в) с помощью вводных слов и словосочетаний (по словам. , по мнению. , с точки зрения. ).
Если необходимо, часть цитаты можно опустить. В этом случае место пропуска обозначьте многоточием.
1. Иду к себе: там буду на свободе. 2. Без неприметного следа мне было б грустно мир оставить. З. Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья. 4. Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. 5. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.
Резерв. Творческий диктант с заданием : составить предложения с данными цитатами, включив в них слова автора.
1. Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше. (В. Белинский). 2. Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человека. (Л. Толстой). 3. Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием,— непобедим. (М. Горький). 4. Никакая большая победа не даётся раньше маленькой победы над собой. (Л. Леонов).
1. Что прочувствует и поймёт человек, то он и выразит; слов недостаёт у людей только тогда, когда они выражают то, чего сами не понимают хорошенько. (В. Белинский). 2. Интонация одним и тем же словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую ёмкость. (И. Андроников), 3. Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя и чтобы всё, что ты говоришь, была правда. (Л. Толстой).
Осложненное списывание
1. Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2. Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3. Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе. Тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4. Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все болыпея люблю и уважаю этого огромного поэта. А сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.
Спишите, расставьте знаки препинания. Сопоставьте предложение и стихотворение А.С.Пушкина, найдите цитаты и правильно выделите их.
Я памятник воздвиг себе нерукотворный гордо восклицал Пушкин уверенный что будет славен доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.
Следующая цитата
Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.
Следующая цитата
Загрузить презентацию (860 кБ)
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием “цитата”, охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.
- образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
- воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
- развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
Форма УРОКА: комбинированный.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, интерактивная доска, учебник русского языка для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой.
1. Организационный момент
2. Цифровой диктант. Если утверждение верно, то ставится цифра 1, если нет, то ставится цифра 0.
1. Верно ли, что синтаксис изучает строение словосочетаний, предложений и текста? – 1
2. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется прямой речью? – 0
3. Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию – 1
4. Способ присоединения косвенной речи зависит от цели высказывания – 1
5. Диалог – это речь одного лица – 0
Проверка цифрового диктанта.
3. Блиц-опрос класса (фронтальная работа). Целеполагание.
4. Слово учителя.
Немного об истории слова “цитата”. Оно произошло от латинского слова citatum “приводить, провозглашать” В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году [1, С. 178].
5. Орфографическая работа со словом “цитата”, подготовка к ГИА (Буквы ы-и в слове после ц).
Вспомним ее написание при выполнении словарного диктанта по принципу “Третье лишнее”
жильцы, цикорий, циркуляр
очевидцы, нарцисс, круглолицый
дикция, сигнализация, тигрицын
цыгане, цилиндр, циркуль
ровесницы, иллюстрация, перцы
Проверьте себя по образцу через компьютер на экране, оцените, сформулируйте правило.
- Параграф 72, стр. 109
- Чтение теоретического материала, обсуждение.
8. Слово учителя.
Существуют разные способы передачи чужой речи. Один из способов - это цитирование.
Напоминаю вам. Для того чтобы выдержка из текста считалась цитатой, она должна быть специально оформлена, выделена.
Цитирование – это точное копирование чьих-то слов. Это ценность любой работы.
Вид цитаты и знаки препинания.
Вид цитаты | Правила оформления | Схема | Пример |
Как прямая речь | |||
Полная цитата | Прямая речь со словами автора | А: “Ц”. |
9. Закрепление темы урока
- “Сноровка и умение - в беде спасение”. (Пословица)
- “Сказка- воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”. (К. Паустовский)
- “Охранять природу - значит охранять родину”. (М. Пришвин)
- “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. (К. Паустовский)
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Параграф 72, упр. 423, 430 (устно) [2, C. 179]
Список литературы
1. Ларионова Л.Г. Дидактический материал по русскому языку. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с. 178
2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.А. Тростенцовой. – М.: Просвещение, 2009. – 221 с.
Просмотр содержимого документа
«Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.»
Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.
Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Проверка дом. задания.
Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.
Составить цитату из разрезанных частей предложения.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза
Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий
1. Чтение теории с пометками.
Цитата—дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или
выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.
При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.
Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.
Предложение с прямой речью и словами автора
»Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».
Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».
Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».
Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
Как писал Тютчев:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке — автор без скобок.
по повести А.С.Пушкина
Гринев и Швабрин.
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
Цитирование при помощи вводных конструкций(предложений).
Концепт-карта. Защищает один учащийся из группы.
Рефлексия.
Записать высказывания, используя разные способы цитирования.
1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)
2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)
3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)
4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)
5.Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)
6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)
Расставить недостающие знаки препинания.
1.Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
2.Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Развитие умений строить предложения с цитатами. Списать, правильно, оформив их. Исправьте предложения в карточке. Какой темой объединены высказывания?
Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова,
и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И.Н.Крамской). 2.Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). Живопись Коровина—образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира(К.Ф. Юон). 4.Левитан любил природу как(то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая(то) влюбленность…(М.П. Чехова).
Найти в разных источниках высказывания и процитировать.
Написать мини-эссе на тему «Богатство языка»
1) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).
2) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Н. Толстой).
3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).
4) Язык—это орудие мышления…обращаться с языком кое-как— значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).
Читайте также: