Пушкин о жуковском цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Я не буду описывать жизнь Александра Сергеевича Пушкина, она всем хорошо известна. В этой главе мне хотелось бы рассказать о взаимоотношениях А. С.Пушкина с В. А. Жуковским. Жуковский сделал неизмеримо много для Пушкина. Закономерен вопрос, а смог бы стать великим русским поэтом Пушкин, если бы не та огромная и всесторонняя поддержка, которую в течение жизни он постоянно ощущал от своего "доброго ангела" Жуковского.
19 сентября 1815 года состоялось случайное знакомство Жуковского с лицеистом Александром Пушкиным, о чем он сообщал в письме Вяземскому: "Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастает. Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, как мы учились!"
Пушкин вместе с Жуковским стал посещать гостиные Карамзина, Батюшкова и других известных писателей. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка "Арзамас", где занимались изучением поэзии, писали и декламировали стихи, соревновались в литературном мастерстве. Шуточные прозвища участников «Арзамаса» были взяты из баллад В. А. Жуковского, причем сам Жуковский получил прозвище Светлана, а юный А.С. Пушкин - Сверчок. Отношения Жуковского и Пушкина становились все более теплыми и доверительными. Разница в возрасте в 16 лет не мешала этой дружбе: мудрость и жизненный опыт одного помогали охладить юношеский пыл другого.
Пушкин считал себя учеником Василия Андреевича, ведь именно его сказки вдохновили молодого Александра на создание собственных шедевров. В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Пушкин представил своему другу "Сказку о попе и работнике его Балде" и несколько других набросков. Жуковский высоко оценил произведения и предложил вступить в шуточное соревнование. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые "Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне. " и "Сказка о мертвой царевне. " Пушкина, а также сказки Жуковского "О царе Берендее" и "О спящей царевне".
Многие слышали о том, как стареющий Жуковский подарил юному Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю-ученику от побежденного-учителя". Поневоле представляется дряхлый Жуковский, который, уже одной ногой стоя в могиле, благословляет своего гениального ученика. Но на деле все было совсем не так.
В ночь с 25 на 26 марта (с 6 на 7 апреля по новому стилю) 1820 года Пушкин закончил поэму "Руслан и Людмила". Утром он нетерпеливой запиской сообщил об этом Жуковскому. Василий Андреевич послал ответную записку, в которой пригласил Пушкина к себе. Жуковский в это время жил в Аничковом дворце на казенной квартире, предоставленной ему как учителю великой княгини Александры Федоровны. И вот вечером 26 марта Пушкин прочел Жуковскому шестую, последнюю часть поэмы, после чего Василий Андреевич подарил Пушкину свежий оттиск своего литографского портрета, сделанного немецким художником Отто Германом Эстеррейхом.
Надпись на портрете была тоже не совсем той, о которой многие слышали. Это была лишь первая строчка надписи "Победителю-ученику от побежденного-учителя. ". Дальнейший текст знают немногие: ". в тот высокоторжественный день в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила 1820 Марта 26 Великая пятница. И на портрете том был изображен прекрасный и еще молодой Жуковский, которому было в ту пору всего 37 лет.
Некоторые относят эти строки к совсем другой встрече, к выступлению юного Пушкина перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в январе 1815 года. А ведь это были два совершенно разных события в жизни гениального поэта. Объясняется это тем, что многим прочно врезалась в память картина Репина, на которой он изобразил 15-летнего кудрявого лицеиста Сашу Пушкина, который в левой руке держит рукопись, а правой восторженно жестикулирует. Тогда он читал свое стихотворение "Воспоминание о Царском селе" перед собравшимися зрителями и высокочтимой комиссией, во главе которой сидел первый поэт того времени, уже пожилой, 72-летний Державин. По свидетельствам очевидцев маститый русский поэт был под сильным впечатлением от таланта юного Пушкина, поднялся, чтобы его обнять, но взволнованный юноша выбежал из зала и его долго не удавалось найти.
Та же встреча, о которой мы здесь рассказываем, произошла на 5 лет позднее, в 1820 году. Эта встреча Пушкина с Жуковским была совсем не торжественной, а камерной, оба сидели в полупустой гостиной дворца, где акустика была великолепной. Подсвечник на три свечи, да лампада у икон - вот и все освещение.
Слушал Жуковский бессмертные строки из "Руслана и Людмилы":
Лежит он мертвый в чистом поле;
Уж кровь его не льется боле,
Над ним летает жадный вран,
Безгласен рог, недвижны латы,
Не шевелится шлем косматый!
Вокруг Руслана ходит конь,
Поникнув гордой головою,
В его глазах исчез огонь!
Не машет гривой золотою,
Не тешится, не скачет он,
И ждет, когда Руслан воспрянет…
Но князя крепок хладный сон,
И долго щит его не грянет.
и, наверное, думал о том, что выросший на его глазах из отрока в 20-летнего юношу Пушкин уже не нуждается в его уроках и наставлениях. Его подопечный обрел крылья. И сейчас Пушкина надо только любить, защищать и беречь. На этом Жуковский и Пушкин закончили свой литературный поединок. Издание пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" взял на себя Жуковский.
***
Многие годы после знакомства и до самой смерти Пушкина Жуковский был для своего юного друга своего рода спасителем. К сожаленью, Пушкин с молодых лет уже получил сомнительную славу как циник, бузотер и атеист. Еще во время обучения в лицее преподаватели отмечали гибкий острый ум юноши при полном отсутствии прилежания.
Пушкин уделял внимание только тем предметам, которые ему нравились, поэтому числился среди плохо успевающих лицеистов. Ему нравился французский язык и за его отличное знание он получил прозвище «француз».
При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности. Вспыльчивый по натуре, поэт часто на пустом месте затевал ссоры, после чего глубоко и искренне раскаивался. Неуместные остроты задевали друзей. После одной из оскорбительных эпиграмм в адрес В.Кюхельбекера состоялась первая дуэль, в результате которой соперник выстрелил в сторону, а Пушкин бросил пистолет в сугроб. Друзья обнялись и помирились.
Для властей повзрослевший Пушкин был опасным смутьяном. Его друзья - сплошь революционеры, будущие декабристы. Александр I сетовал, что Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Генерал-губернатор Петербурга почти каждый день получал доносы на Пушкина: . вызвал на дуэль. подрался с иностранцами в загородном ресторане. отпускал дерзкие шутки. декламировал недозволенные стихи. Молодому поэту грозят всевозможными карами. Жуковский все это знает, но не читает мораль Пушкину, а всячески поддерживает и благословляет. И Сверчок уходит счастливый. Через много лет Пушкин напишет: "Несчастие хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет".
Когда в 1820 году за неугодные царю строки стихотворений и резкие эпиграммы Пушкина собирались выслать в Сибирь, то Жуковский, Карамзин и другие влиятельные люди добились, чтобы такая суровая мера была заменена переводом на юг страны. Благодаря этому Александру удалось сохранить службу и общественное положение.
Жуковский был рядом и в нелегкий 1824 год, когда крупная ссора с отцом грозила поэту судебным разбирательством, а это еще более усугубило бы его и без того не самое выгодное положение. Благодаря вмешательству Жуковского, Александр Сергеевич вновь почувствовал благосклонность царя и смог вернуться в высшее общество.
Именно Жуковский в числе немногих самых верных друзей не оставлял Пушкина и во время ссылки в Михайловское и старался поддержать и ободрить, хотя бы письмами.
Из писем В.А. Жуковского А.С. Пушкину:
1 июня 1824 года из Петербурга в Михайловское: "Ты уверяешь меня, Сверчок моего сердца, что ты ко мне писал, писал и писал - но я не получал, не получал и не получал твоих писем. Итак, Бог судья тому, кто наслаждался ими.
. Крылья у души есть! Вышины она не побоится, там настоящий ее элемент! Дай свободу этим крыльям, и небо твое. Вот моя вера. Когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждою за тебя. Прости, чертик, будь ангелом".
12 ноября 1824 года, из Петербурга в Михайловское: "Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастья и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь, можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, - шелуха. Ты скажешь, что я проповедаю со спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам. Плыви, силач. А я обнимаю тебя".
Что может быть лучше в качестве благословения молодому поэту?! С наставником ему необыкновенно повезло!
В 1825 году благодаря своему влиянию при дворе Василий Андреевич помог оправдать Пушкина, обвиненного в причастности к восстанию декабристов. Александр Сергеевич был глубоко благодарен и боготворил своего мудрого друга. Несмотря на их не совсем серьезное соперничество, Пушкин всегда видел в Жуковском учителя и наставника. Хрестоматийными стали строки одного из его стихотворений, посвященных Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
"Небесная душа" - так тепло и ласково называл Александр своего горячо любимого друга, а в письмах нередко обращался к нему не иначе как "ангел-хранитель". С портретом Жуковского Пушкин не расставался до самого конца. В горькие минуты поднимал глаза и видел ободряющий взгляд своего "побежденного учителя". Портрет и сегодня висит над письменным столом поэта в его музее-квартире на Мойке.
В отношении Василия Андреевича к своему юному другу никогда не было даже нотки снисходительности, несмотря на разницу в возрасте и общественном положении. Можно смело сказать, что в этих взаимоотношениях возраст не играл никакой роли - настолько душевно близкими оказались эти два человека. Жуковский высоко ценил как личные качества Александра, так и его поэтический дар.
***
Очень тяжелыми для Александра Сергеевича Пушкина оказались 1836-1837 годы. Появление Жоржа Дантеса, который преследовал его жену, интриги высшего света, клевета и унизительные эпиграммы в адрес семьи Пушкиных, попытки защитить честь супруги. Ситуация накалялась с каждым днем. Было ясно, что цель одна - спровоцировать вспыльчивого поэта на дуэль. Жуковского очень беспокоил этот скандал, связанный с женой Пушкина и Дантесом; он выступил посредником, стараясь примирить поэта с Дантесом, но Пушкин решительно отказался. Жуковский упрашивал поэта одуматься, добивался прекращения неприятного дела и молчания обо всём случившемся. Однако Пушкин категорически отказывался следовать его советам. В сердцах Василий Андреевич писал: "Хотя ты и рассердил и даже обидел меня, но меня всё к тебе тянет — не брюхом, которое имею уже весьма порядочное, но сердцем, которое живо разделяет то, что делается в твоём…"
27 января 1837 года Жуковский узнал о смертельном ранении Пушкина случайно: не застав Вяземских, он зашёл к их зятю. Далее он поехал к раненому поэту, и от доктора Арендта узнал, что смерть неминуема. Когда на следующий день Пушкин прощался с близкими и друзьями, Жуковский смог только поцеловать ему руку, не в силах вымолвить ни слова. В последнюю ночь Пушкина у его постели сидел В. И. Даль, а Вяземский, Жуковский и Виельгорский ожидали в соседней комнате. После выноса тела Жуковский опечатал кабинет поэта своей печатью.
Судьба сыграла злую шутку: день рождения В. А. Жуковского, 29 января, стал днем смерти его верного и любимого друга. И после смерти поэта, словно ангел-хранитель, Жуковский вновь пришел на помощь уже покойному другу: получив приказ пересмотреть и доставить государю все письма Пушкина, он впервые ослушался и тайно вынес их жене - Наталье Николаевне. Жуковский разобрал весь архив Пушкина, даже выплатил его карточные долги.
Жуковский с друзьями взяли на себя продолжение издания «Современника» в пользу детей Пушкина. Вскоре этим единолично занялся Плетнёв; Жуковский же добился печатания полного собрания сочинений Пушкина, которое началось в 1838 году. С февраля 1837 года многие свои письма Жуковский запечатывал перстнем Пушкина, снятым с уже мёртвого тела. Этот перстень-печатка был воспет в стихотворении «Талисман». После смерти Пушкина, как свидетельствовали современники, Жуковский стал «грустнее» и, как сам говорил, «старее». В доставшейся ему незаполненной записной книжке А. С. Пушкина он переписал стихотворное введение к «Ундине», а также гекзаметрическое описание последних дней поэта — переложение собственного письма С. Л. Пушкину.
О судьбе кольца-талисмана с руки Пушкина написал позднее Иван Сергеевич Тургенев: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал свое стихотворение «талисман») и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне". Эту запись Тургенев поставил под перстнем, выставленным им в 1880 году в Петербурге во время Пушкинских торжеств. После смерти Тургенева кольцо-талисман с руки Пушкина оказалось у французской певицы Полины Виардо. Надо отметить, что Иван Сергеевич ясно высказал свою последнюю волю о том, кому должно быть передано кольцо после его смерти в письме русскому вице-консулу: «Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему так же как и Пушкин большое значение. После моей смерти я бы желал, чтобы этот перстень был передан графу Льву Николаевичу Толстому… Когда настанет и „его час“, гр. Толстой передал бы мой перстень по своему выбору достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями». Русский посланник пытался возвратить пушкинское кольцо в Россию, но безрезультатно, мадам Виардо на это не соглашалась. Все-таки, в 1887 году, очевидно под давлением общественности, Полина Виардо передала кольцо-талисман Пушкинскому музею Александровского лицея.
О русских
Француз — весел, русский — насмешлив; француз осмеивает, потому что он смеется, русский смеется, потому что осмеивает.
Наш народ составлен из отдельных лиц, не связанных никаким общим союзом, исходящим из твёрдой морали, долга. Есть ли какое-нибудь христианство, есть ли какая-нибудь нравственность, есть ли какой-нибудь ум в таком холодном бесчувствии к общему или, лучше сказать, в таком варварском всеподозрении, то есть что-то общее в добре и безопасности? На этом всеобщем бесчувствии стоит теперь, пока стоит, самодержавие.
Цитаты про Жуковского
- А. Пушкин:
- Его стихов пленительная сладость
- Пройдет веков завистливую даль,
- И, внемля им, вздохнет о славе младость,
- Утешится безмолвная печаль
- И резвая задумается радость. (кстати, цитаты Александра Пушкина)
- Душа его возвысилась до строя,
- Он стройно жил, он стройно пел.
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
Следующая цитата
В отличие от сложных взаимоотношений Пушкина с Карамзиным, отношение его к Жуковскому было неизменным. Недаром Жуковскому хотел он посвятить “Бориса Годунова”; смерть Карамзина и просьба его дочерей изменили решение, и Пушкин посвятил трагедию памяти Карамзина. 19 Жуковский относился к Пушкину с необыкновенным вниманием и заботой, видел в нем великого поэта, гордость России, всячески стремился уберечь его сначала от правительственной травли, затем, уже в 1830-х годах, от травли со стороны “светской черни”. К сожалению, Жуковский в последний период жизни Пушкина не смог понять, что единственным спасением для Пушкина был бы разрыв с придворными сферами; он всячески отговаривал Пушкина от ухода в отставку; здесь сказались дворцовые иллюзии Жуковского. Но в данном случае винить Жуковского трудно; он ошибался, как в этот последний период ошибались в своих суждениях о Пушкине самые близкие его друзья.
Личная дружба Жуковского и Пушкина основывалась прежде всего на взаимном творческом уважении. Еще в 1815 году, прослушав “Воспоминания в Царском селе”, Жуковский воскликнул: “Вот у нас настоящий поэт! ” Для самого Пушкина Жуковский его “наперсник, пестун и хранитель” (“Руслан и Людмила”). В 1830 году, в черновых набросках восьмой главы “Евгения Онегина”, Пушкин с восхищением и благодарностью говорит о Жуковском как о большом поэте, приветствовавшем вместе с Державиным его первые шаги:
И ты, глубоко вдохновенный,
Всего прекрасного певец.. .Общеизвестны слова Пушкина о Жуковском (“Его стихов пленительная сладость. ”). В переписке Пушкина находим любопытнейшие страницы полемики с декабристами о Жуковском. В отличие от декабристов, влияние Жуковского на современную литературу, на “дух нашей словесности”, Пушкин считал благотворным и гораздо более значительным, чем влияние Батюшкова: “Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?. .Ох! уж эта мне республика словесности. За что казнит, за что венчает? Что касается до Батюшкова, уважим в нем несчастия и не созревшие надежды. ”
Зарубежные писатели и переводчики
Стихи Пушкина не менее сжаты по сущности, чем по форме, и всякое его стихотворение является плодом глубокого размышления. . Он долго разыскивает в своем колчане именно ту прямую и острую стрелу, которая неминуемо попадает в цель. Простота, а иногда и некоторый внешний беспорядок являются у него лишь расчетом утонченного мастерства. (П. Мериме, Франция)
Но есть феномен Пушкина, который не способен общаться ни на каком другом языке, кроме родного. Его чары воздействуют на русских, где бы они ни были. Подобный культ не может основываться только на одной музыке, а поскольку смысл нам представляется заурядным, бесцветным, тут явно замешано какое-то колдовство. Я это отношу за счет капли негритянской крови, что текла в его жилах. (Ж. Кокто, Франция)
Пушкин, быть может, единственный писатель во всей мировой литературе, сумевший соединить в своем творчестве две противоположные тенденции: простоту формы и новаторство содержания. Он скорее подсказывал, чем показывал. (А. Труайя, Франция)
В конце концов, Пушкин нам не нужен: у нас есть остроумие, донжуанство, скептицизм и любовь к Востоку у Байрона. У нас есть осеннее элегическое настроение Китса, есть пророческие видения Кольриджа. Нам нужнее Достоевский, потому что нам не достает отечественной истерики. Нам нужен Мандельштам, потому что у нас нет таких универсальных иудео-европейских классиков, у нас нет жертв тоталитарного государства. (Д. Рейфилд, Великобритания)
Пушкин давно известен, но он не стал главным представителем русской культуры для французского читателя. Пушкин, главным образом, для французского образованного читателя — автор замечательных коротких повестей, автор «Пиковой дамы». Для французского читателя, к сожалению, Пушкин-поэт почти что не существует. (Л. Мартинес, Франция)
Итак, сказано про Пушкина немало. И немало будет сказано еще . И всё то благо, всё добро.
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
О литературе
Можно любить поэзию, не заботясь ни о какой известности, ни даже об участии тех, чье одобрение дорого. Сладость поэтического создания – сама собою награда.
Слово не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получившее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли.
Лишь то, что писано с трудом, читать легко.
Что в час сотворено, то не живет и часа.
Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник.
Надобно читать мало, в порядке, одно полезное: нет ничего вреднее привычки читать все, что ни попадет в руки. Это приводит в беспорядок идеи и портит вкус.
О понимании
Как вам, счастливцам,
То понять, что понял
Я тоскою…И лишь молчание понятно говорит…
Ребенок всегда лучше поймет то, что говорит его глазам, нежели то, что действует лишь на его разум.
О человеческих проявлениях
Благодарность есть добродетель возвышенных душ.
Твердость есть сила, основанная на союзе разума с волей. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом.
Кто смеется, тот все прощает.
Хотеть, чтоб нас хвалил весь свет
Не то же ли, что выпить море?Скупость воровство рождает.
О жизни
Человеческая жизнь есть училище, в котором учитель - Бог, и мы здесь только для того, чтобы каждому на своем месте быть достойным своего учителя.
Все великое земное
Разлетается как дым:
Ныне жребий выпал Трое,
Завтра выпадет другим.Видишь перед собою прекрасную чистую жизнь и утешаешься, возвышаешь себя мыслию, что такая жизнь на земле возможна.
О наша жизнь, где верны лишь утраты,
Где милому мгновенье лишь дано,
Где скорбь без крыл, а радости крылаты
И где навек минувшее одно…Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час,
Драгое сердцу заблужденье.Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?О женщинах
Счастлив тот, чей дом украшен
Скромной верностью жены!
Жёны алчут новизны:
Постоянный мир им страшен.Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:
За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали;Следующая цитата
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат русского поэта Василия Жуковского (1783 — 1852).
Известный поэт-романтик и переводчик европейских поэтов.
Цитаты сведены по темам: правление, жизнь, литература, жизненная этика, смерть, человеческие проявления, практика управления, понимание, женщины, любовь, русские, политика.
О разном
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою.Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый.
О Дружба, это ты!Не всякий, имеющий деньги, может сметь называться благотворителем.
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О, совесть! наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!Жуковский оставил след в русской истории не только как поэт и переводчик, но и как наставник будущего императора Александра II . Судя по результатам, наставником он был способным .
О смерти
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.Теперь я знаю, что такое смерть, но бессмертие стало понятнее. Жизнь — не для счастия: в этой мысли заключено великое утешение. Жизнь — для души; следственно, Маша не потеряна.
В тот мир душа перенесет
Любовь и образ милой…
О други, смерть не всё возьмёт;
Есть жизнь и за могилой.О жизненной этике
Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье.
Владейте собою, любите труд, будьте деятельны.
Смертный, силе, нас гнетущей,
Покоряйся и терпи;
Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий.Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый бессилен.
Будет ли успех - это зависит от Провидения. Но от нас зависит действовать так, чтобы не могли упрекнуть себя в произвольном препятствии успеху.
Следующая цитата
Подготовил: Д. Сироткин
Представляю вашему вниманию обзор цитат про Александра Сергеевича Пушкина .
Постарался сделать его более разноголосым и живым.
Материал разделен на три части: Современники Пушкина, Русские и советские писатели и критики, Зарубежные писатели и переводчики.
О политике
Революция есть безумно губительное усилие перескочить из понедельника прямо в среду. Но и усилие перескочить из понедельника назад в воскресенье столь же. губительно.
История говорит правителям: будьте согласны с вашим веком, идите с ним вместе впереди, но ровным шагом. Ваша сила не в верховной власти и великих правах ее - она в достоинстве вашего народа.
Современники Пушкина
Мое время прошло. Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей. (Г.Р. Державин)
Пушкин, ты приобрел уже в России пальму первенства: один Державин только еще борется с тобою, но еще два, много три года усилий, и ты опередишь его: тебя ждет завидное поприще: ты можешь быть нашим Байроном, но ради бога, не подражай ему. Твое огромное дарование, твоя пылкая душа могут вознести тебя до Байрона, оставив Пушкиным. (К.Ф. Рылеев)
Ты рожден быть великим поэтом. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. (В.А. Жуковский)
Как поэт он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался… В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. (М.Н. Волконская)
Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде. Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться. (Д.Ф. Фикельмон)
Пушкин не был создан ни для света, ни для общественных обязанностей, ни даже, думаю, для высшей любви или истинной дружбы. У него господствовали только две стихии: удовлетворение чувственным страстям и поэзия; и в обеих он ушел далеко. (М. А. Корф)
Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает. (Император Александр I)
Нынче говорил с умнейшим человеком в России. (Император Николай I)
Как Пушкин стихи пишет — перед ним стоит штоф славнейшей настойки — он хлоп стакан, другой, третий — и уж начнет писать! (Н. Н. Пушкина)
Гений известен; но что, может быть, неизвестно будет потомству, это то, что Пушкин с самой юности до гроба находился вечно в неприятном или стесненном положении, которое убило бы все мысли в человеке с менее твердым характером. (Н.М. Смирнов)
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. (Н.В. Гоголь)
Солнце нашей поэзии закатилось! (В.Ф. Одоевский)
Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! (Ф.И. Тютчев)
Ай да Пушкин! ай да сукин сын! (А.С. Пушкин)
О любви
Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт, — где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.О правлении
Уважай закон. Если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом.
Люби и распространяй просвещение: оно — славнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства.
Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения.
Люби свободу, т. е. уважай личную безопасность, и право и мысли каждого, и охраняй их законом от самовластия исполнителей закона, которые под видом угождения воле Царя утесняют человечество в подданных. Свобода и ненарушимость закона — одно и то же. Любовь к свободе в Царе утверждает любовь и повиновение в подданных.
Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие Царя, отдаляющее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага.
Уважай общее мнение - оно часто бывает просветителем Монарха; оно - вернейший помощник его, ибо - строжайший и беспристрастнейший судья исполнителей его воли.
О практике управления
Кто впёрся в чин лисой,
Тот в чине будет волком.Закон — на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги!
Но что ж? Напрасный труд!
Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал, тот вниз проскочит,
А кто велик — перешагнет!Русские и советские писатели и критики
Пушкин - наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. (А.А. Григорьев)
Муза его – не бледное создание с расстроенными нервами, закутанное в саван, а пылкая женщина, сияющая здоровьем, слишком богатая подлинными чувствами, чтобы искать поддельных, и достаточно несчастная, чтобы иметь нужду в выдуманных несчастьях.
(А.И. Герцен)Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия. (Д.И. Писарев)
Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был – был самим собой… Он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским. (А.Н. Островский)
Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. (И.С. Тургенев)
Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко. (Л.Н. Толстой)
Если бы жил он дольше, может быть явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь ещё смотрят. (Ф.М. Достоевский)
Если через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое, то через нее же мы сами стали понятнее и себе самим и чужим. (В. О. Ключевский)
Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания и туманом слез не заволакивала сознания: её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. (И.Ф. Анненский)
Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков. (К.Д. Бальмонт)
Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа А. Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту. (А. Белый)
Пушкин не имел вообще лично и оригинально возникшего в нем нового; но все, ранее его бывшее - в нем поднялось до непревосходимой красоты выражения, до совершенной глубины и, вместе, прозрачности и тихости сознания. Итак, с версией происхождения нашей литературы "от Пушкина" - надо покончить.
Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно. (В.В. Розанов)
Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. (А.М. Горький)
Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Пушкина убила не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура. (А.А. Блок)
Пушкин сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пройти литература после него. У него не было времени пройти эти пути до конца: он оставлял наброски, заметки, краткие указания; он включал сложнейшие вопросы, для разработки которых потом требовались многотомные романы, в рамку краткой поэмы или даже в сухой план произведения, написать которое не имел досуга. (В.Я. Брюсов)
Завтрашняя всепонятность Пушкина будет венцом столетнего долбления и зубрежки. Слова о сегодняшней всехной понятности Пушкина – это полемический прием, направленный против нас, это, к сожалению, комплимент не нужный ни Пушкину, ни нам. Это бессмысленные слова какой-то своеобразной пушкинской молитвы. (В.В. Маяковский)
Пушкин – единственный из новых мировых поэтов – ясен, как древние эллины, оставаясь сыном своего века. В этом отношении он едва ли не выше Гёте, хотя не должно забывать, что Пушкину приходилось сбрасывать с плеч гораздо более легкое бремя культуры, чем германскому поэту. (Д.С. Мережковский)
Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый… Русские не всегда любят своих героев. Но вот есть на Руси и исключение. Есть и для нас Некто, кому мы поклоняемся и знаем, что должны поклоняться, и, если кто не понимает, не чувствует, не может постигнуть величие этого «поклоняемого», тот берет его как догмат. (Н.А. Тэффи)
Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь. Ведь разное: вещь, которую никак не зовут - и вещь, которую так зовут.
Какое счастье для России, что Пушкин убит рукой иностранца, своей не нашлось. (М.И. Цветаева)
Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов. постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях пушкинских изданий. Он победил и время и пространство. (А.А. Ахматова)
Изо всего русского я теперь больше всего люблю русскую детскость Пушкина и Чехова, их застенчивую неозабоченность насчет таких громких вещей, как конечные цели человечества и их собственное спасение. Во всем этом хорошо разбирались и они, но куда им было до таких нескромностей, — не до того и не по чину! Гоголь, Толстой, Достоевский готовились к смерти, беспокоились, искали смысла, подводили итоги, а эти до конца были отвлечены текущими частностями артистического призвания, и за их чередованием незаметно прожили жизнь, как такую же личную, никого не касающуюся частность, и теперь эта частность оказывается общим делом и подобно снятым с дерева дозревающим яблокам сама доходит в преемственности, наливаясь все большею сладостью и смыслом. (Б.Л. Пастернак)
У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца (А. Т. Твардовский)
Та кипучая, наполненная разнообразными интересами, полная игры и творчества жизнь, которая была необходима Пушкину, требовала столь же «играющей», искрящейся и творческой среды и эпохи. Творческое сверкание пушкинской личности не встречало отклика в среде и эпохе. Пушкин не был способен застыть в том «неучастии», которое в этих условиях единственно могло помочь сохранить хотя бы остатки внутренней свободы и которое сделалось невольным уделом М. Орлова или Чаадаева после объявления его сумасшедшим.
Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. (Ю.М. Лотман)
На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох. Эротика была ему школой— в первую очередь школой верткости. (А. Терц)
Ничто не имело более великих последствий для русской литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь. Пушкин дал русской нации ее литературный язык и, следовательно, ее мировосприятие. С ним русская поэзия впервые заговорила действительно родной речью, то есть на разговорном языке. (И.А. Бродский)
Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве. (С.Д. Довлатов)
Присвоенный государством миф Пушкина фальшив, как комсомольские крестины. (А.А. Генис)
Пушкина выделяет его божественный эгоизм. Не зря он совершенно чужд жизнеучительству — Пушкин строил свою жизнь, а не чужую. Вот это исключительное, по крайней мере до Чехова, осознание ценности личности, индивидуальности, неповторимости, штучности человека — и есть черта, обрекшая Пушкина на долгое одиночество в нашей классике. (П.Л. Вайль)
Читайте также: