Как писать хрию по цитате

Обновлено: 21.11.2024

Хрия - рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. Это упражнение помогает развить у учащихся умение формулировать мысль (тезис), которую нужно доказать как справедливую или опровергнуть как ложную. Причем для доказательства используются примеры пословиц, примеры из художественной литературы, цитаты известных людей.

ВложениеРазмер
zhadnost.docx 15.48 КБ
zavist.docx 16 КБ

Предварительный просмотр:

Жадность – всякому горю начало.

Эта пословица была создана великим русским народом. Честь и хвала краткости и меткости русского ума. Давайте возблагодарим русский народ за мудрый и полезный совет.

В пословице характеризуется один из грехов человека. Будешь жадным – будешь несчастным, ведь именно из-за жадности к человеку начинают относиться без уважения, опасаться его. Почему же это так?

Жадность делает человека слабым. Он становится скупым, корыстным. Он начинает зависеть от этого. Деньги, да что угодно, становятся главной целью его жизни. Человек готов умереть за копейку. Он никогда не поможет нуждающемуся человеку: а вдруг не вернет? Это постоянный вопрос жадины.

  1. Пример из пословиц .

Жадность как река: чем дальше, тем шире.

Чем больше есть, тем больше надо.

Жадному все мало.

Если бы эта пословица была неверной, то жадность бы не считалась грехом и пороком. Если бы все люди были жадными, что творилось бы в мире. Началась бы война, ведь жадному мало всего и его мечта - заполучить чужое.

В русской народной сказке «Каша из топора» старуха пожадничала и не стала кормить солдата. Но солдат был умный и хитрый. Сама не заметив того, она досыта накормила его. А в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» старуха своей жадностью обидела золотую рыбку, и та забрала у нее свои дары.

Жадность губит человека. Она лишает человека достоинства. Но жадность нельзя искоренить, она была, есть и будет всегда.

Предварительный просмотр:

Кто чужого желает – скоро своё потеряет.

Эту пословицу придумал народ. Давайте поблагодарим народ за эту пословицу про зависть! Создавая такую пословицу. Народ желал избавиться от этого порока.

Не надо завидовать успехам, счастью, здоровью других людей, потому что, завидуя, можно утратить свое счастье, здоровье, успех.

Завистники всегда чем-то огорчены, т.к. их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других. Из-за этого у них часто плохое настроение и озлобленность, они не умеют получать радость от жизни, поэтому много хорошего и доброго в своей жизни пропускают.

  1. Пример из пословиц.

Существует много пословиц, которые придумал народ.

Хороша рыба на чужом блюде.

На чужое добро и глаза разгораются.

Глаза даны на пагубу человеку( что не видя, все бы захватили).

Если бы пословица была неверной, то все люди завидовали друг другу – и никто бы сам не стремился к успеху. Тогда в мире бы царила разруха.

Примером того, что зависть – порок, и он не приводит ни к чему хорошему, служит сказка «Морозко». Завистливая сестра захотела богатства и «получила» его от Мороза Ивановича, однако все богатство растаяло.

Как говорил Кабус, таджикский поэт, если не хочешь страдать, не будь завистливым. А Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий ученый, сказал: «Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть».

Зависть – порок, с которым надо бороться. Завистники никогда не могут понять побуждений людей, стремящихся к достижению каких-либо целей на благо общества. (244 слова)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец написания сочинения-рассуждения задания 15.1 ( тренировочная работа по подготовке к ОГЭ от 15.12.2014; вариант 1)

Помощь учащимся в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: "Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее.

Образец написания личного письма и эссе при подготовке к письменной речи на ЕГЭ по английскому языку

Данный материал поможет учащимся правильно написать личное письмо и эссе для ЕГЭ по английскому языку, Дается план-схема, а также речевые еденицы, разговорные клише, а такжеграмматичекие структуры.

Лекция Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Свободная хрия.

Лекция Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Свободная хрия.

Образец написания СИПР на ребенка школьного возраста.

Вариант написания программы индивидуального развития для ребенка 13 лет.

Образец написания эссе

В данном материале приводится образец написания эссе и даются примерные клише.

образец написания письма ОГЭ по английскому языку

письмо ОГЭ на 10 баллов.

Образец написания задания 40 (эссе) для ЕГЭ по английскому языку

Задание 40 на ЕГЭ по английскому является заданием повышенного уровня сложности и официально носит название “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения (ваше мнение)”. Да.

Следующая цитата

Классический образец речи-рассуждения. Рассуждение, в котором избирается дедуктивный метод, называется строгой хрией. Оратор сначала формулирует тезис, который нужно доказать, а потом приводит аргументы.
Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формулировка и разъяснение темы предшествовали следствиям или частным выводам из тезиса. Эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Такой способ изложения получил название «аристотелевский».
Как говорить рассуждая (строгая хрия)
1. Приступ -- похвала или описание
2. Парафразис, или разъяснение темы
3. Причина -- доказательство тезиса: Это так, потому что…
4. Противное (если нет, то…)
5. Подобие
6. Пример
7. Свидетельство
8. Заключение -- вывод.

«Огромно то количество пословиц, которые оставлены нам в наследие народной мудростью. Многие из них стали крылатыми выражениями, будучи действительным отражением абсолютной истины…
Одним из примеров может стать пословица
«Кто рано встает, тому бог подает».
Пословица утверждает, что тому, кто рано встаёт – Бог подаёт. Так ли это? Поразмышляем и убедимся в справедливости данного высказывания.
Рассмотрим понятие «рано встаёт». Первое, что приходит на ум, это раннее свежее утро, когда в зарождающимся дне пульсирует живительная энергия. Всё живое просыпается утром – встаёт солнце, просыпаётся птицы, цветы поворачивают свои головки к солнышку. Люди, живущие в гармонии с природой, тоже начинают свой день в трудах . В деревнях людям особенно понятен смысл этой пословицы, потому что люди, которых не затронули «плоды цивилизации» не мыслят жизни, проведённой в праздности. Это так, потому что, если не подоить корову, не накормить цыплят, и всё хозяйство, то ничего «Бог не подаст».
Если взглянуть на понятие «рано встаёт» с другой стороны, т.е. как процесс раннего пробуждения человека города, то можно также доказать, что это является своего рода мучением. Само по себе пробуждение является сложным физиологическим и психологическим процессом, сопряжённым с мучительным чувством. Очень актуальный контекст, связанный с леностью, — это сегодняшняя психология труда. Множество исследований посвящено психологическому феномену, который многие хорошо знают по собственному опыту: он обозначен термином прокрастинация — «откладывание на завтра». Эта болезнь, которой больны очень многие, а лекарства пока нет.
Но, тем не менее, и городскому жителю нужно рано вставать, чтобы успеть переделать больше дел. А разве все мы не замечали, что чем позже встанешь, тем меньше успеешь сделать?
Утопия, один из самых распространенных жанров в истории литературы, отмечен присутствием лени. Утопическое мышление, в сущности, оперирует желаниями. Одно из этих желаний — не работать. Его мы обнаруживаем уже в античных утопиях: у Феопомпа земля родит сама, урожай собирается без усилий, хлеб печется сам. Те же самые сюжеты мы видим в разных народных утопиях, которые существуют во всех национальных культурах. Это страна Шлараффия в немецкой народной мифологии, страна Кокань во французской, край с молочными реками и кисельными берегами в русской.
Представления о рае всех религий полностью исключают труд.
Как правило, добродетель относится к сфере желаемого, в то время как пороки — к сфере действительного. Трудолюбие выступает как некая желанная цель, в то время как лень — реальность, с которой мы имеем дело каждый день. Лекарство от лени только одно — работать, хотя этот совет похож на рецепт таблеток от жажды, которые надо принимать, запивая водой.
«Рано встаёт» и «Бог даёт» – два понятия, которые тесно связаны, что даже если перевернуть это выражение зеркально, получим: «Бог даёт», тому, кто «Рано встаёт» и это лишь подтвердит смысл изречения. Эту мысль высказывали и иначе: «Праздность - мать пороков», «Работа черна, да денежка бела. Поваля, бог не кормит. Поп не устал, что рано к заутрени встал. Пусть невестка и дура, только б огонь поране дула. Рано вставать - некогда пировать. Раньше вставай да сам наживай! Скучен день до вечера, коли делать нечего. Спать долго - жить с долгом. Спишь до обеда, так пеняй на соседа, что рано встает да в гости не зовет! Сонливый да ленивый - два родные братца. Отсюда вытекает, что другими словами речь в этой пословице идёт о лени и трудолюбии. Таким образом, убеждаемся в точности и меткости пословицы. Эту мысль подтверждают и многие религии: Любая религия, так или иначе, осуждает лень. Известно, что в католичестве лень включена в число семи смертных грехов.
Вспоминая слова Горация «Чему бы ни учил, будь краток», хочется сказать, что пословица «Кто рано встаёт – тому Бог даёт» являет собой образец краткости и в тоже время ёмкости, выразившейся в удивительном умении высказать истину».

© Copyright: Наталья Дали, 2010
Свидетельство о публикации №210061300718

Следующая цитата

В переводе с древнегреческого «хрия» - «необходимость, речь по правилам». Со времен Древней Греции и Древнего Рима хрия использовалась в риторике в качестве формы рассуждения. Обычно оно велось по поводу какого-либо изречения. Готовясь к выступлению, ораторы тщательно прорабатывали построение своей речи на примерах хрии.

Русское образование

До начала 19-го века обучение существовало в форме классических гимназий и университетов. Обязательным являлось изучение древнегреческого языка, латыни. Соответственно, риторика как наука, исторически созданная на этих основах, получала углубленное изучение. Примеры хрии по риторике, как один из методов построения речи, были любимым упражнением словесности.

В России в восемнадцатом веке существовало только три гимназии. А в девятнадцатом веке получить университетское образование могли очень немногие.

После отмены крепостного права с развитием промышленности возникла необходимость в грамотных работниках. Чтобы дать широким слоям населения хотя бы элементарные навыки грамотности, требовалась реформа народного образования. Нужно было стремительно наращивать количество школ и гимназий, а также готовить преподавателей для них. Программа обучения была сокращена за счет древних языков и частично риторики.

В 20-е годы двадцатого века риторика была удалена из программы обучения. И только в 90-е, когда стали вводить гимназии, началось возрождение и утерянных программ. Снова стали обучать детей риторике.

Определение и типы хрии

В риторике в качестве упражнения практикуется монолог – рассуждение. В древнегреческом он назывался "хрия".

Рассуждение ставит своей целью объяснение, доказательство или опровержение начального тезиса. Это логически последовательные выводы на тему заданного тезиса. Они следуют в определенном порядке, итогом которого и служат заключения по заданному тезису.

В современных программах по риторике, к примеру, хрия – это рассуждение, объясняющее или доказывающее какое–либо положение, тезис, высказывание.

Итак, в хрии есть тезис, который подлежит подтверждению либо опровержению.

Хрия как часть структуры присутствует в любых текстах-рассуждениях. В статье, художественном произведении, в речи прослеживается построение утверждений, их изменение или развитие, доказательства. Выделяют два типа: классическая и свободная хрия.

Структура классической хрии

Первый тип хрии – классическая. Ее называют также строгой или прямой.

Главное требование строгой хрии – сначала сформулировать тезис. Он будет доказываться дальнейшим рассуждением.

Структура классической хрии содержит восемь частей.

  1. Приступ. Его цель - привлечь внимание, заинтересовать. Он является началом речи. Здесь может быть описание тезиса. Если это чье–то высказывание, то еще М. В. Ломоносов советовал поместить здесь похвалу автору.
  2. Парафразис – развернутое объяснение темы. Собственно, это следующие пять пунктов. Одна рассказывающая часть и четыре объясняющие.
  3. Причина – обоснование верности тезиса.
  4. Противное – здесь рассматриваются мысли, противостоящие тезису. Дается их опровержение. Тут возможны два варианта:
  • просто отвергается противоположное;
  • самостоятельно предлагаются возражения, каждое опровергается отдельно.

5. Подобие – сравнение тезиса или его причины с похожими ситуациями, уподобление чему–то известному или общепринятому.

6. Пример – иллюстрируется высказанный тезис; приводятся события, которые могут служить доказательством высказанной мысли.

7. Свидетельство – приводятся слова авторитетных людей или тексты авторитетных изданий, подтверждающие начальный тезис.

8. Заключение – здесь может повторяться начальная мысль с большей силой; содержится вывод; личное отношение к теме.

Пример строгой хрии - доказательство математической теоремы.

Схема рассуждения не догма: слегка могут меняться местами основные части, иногда их можно пропустить, если требуется по замыслу. Если очень схематично, то так учили даже в советское время: вступление – основная часть – заключение.

Пример хрии строгого типа, но не полной – речь Цицерона из "Тускуланских бесед" на тему «Не стоит бояться смерти (Сократ)». Она пропускает пример и свидетельства.

Структура свободной хрии

Свободная хрия (нестрогая, искусственная) - второй тип хрии.

Требует соблюдения порядка «доказательство — тезис». При этом варианте рассуждения сначала высказывается ряд отдельных доказательств. И уже после этого формулируется вывод, собственно само высказывание.

Структура свободной хрии содержит пять частей:

  1. Приступ.
  2. Доказательство.
  3. Связь — это логическая цепочка между приведенными аргументами и выводом. Аудиторию нужно убедить в истинности высказанного тезиса.
  4. Тезис – формулируется как вывод из приведенных аргументов.
  5. Заключение.

Аргументирование

Пример хрии на любую тему выявляет составные части любого сочинения или речи, имеющие определенный порядок.

Прямой: начало (тезис) – аргументация – заключение (вывод).

Обратный: начало (вступление) – аргументация – заключение (тезис).

Аргументы приводятся согласно правилу Гомера:

Считается, что чем больше доказательств, тем убедительнее заключительный вывод.

Рекомендуется применять свободную хрию для молодежной аудитории. Классическую хрию готова воспринимать более подготовленная и зрелая публика.

Особенности хрии

Хрия (рассуждение) является инструментом риторики. Тем не менее ее можно встретить в очень разнообразных литературных стилях. Примерами речи с использованием хрии являются:

  • научный стиль – здесь максимально используются рассуждения;
  • философская проза;
  • психологическая проза;
  • стихи;
  • художественная речь.

Бывает развернутая хрия – в ней используется множество доказательств, примеров, опровержений. Примером хрии такого вида являются философские страницы романа «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Или размышления могут быть краткими. Текст в обоих случаях обязательно содержит объяснение, утверждение или опровержение заданного тезиса.

Пишем красивые сочинения

Не секрет, что большинство детей испытывают трудности при написании сочинений. Зачастую переписывают из Интернета, а иногда и у одноклассников, вдохновенно подправив свое сочинение.

Если взять на вооружение хрию, то запросто можно превратить самый краткий ответ в пространную речь.

Ведь хрия учит не только правилам построения речи, текста. Применяя ее, учатся логически излагать свое мнение.

Структура хрии соответствует естественному мышлению человека. Сочинение или любое выступление с ее применением выглядит логично, упорядоченно и непринужденно.

Пословицы – пример хрии для упражнений. Она учит методике мышления. Благодаря хрии достигается совокупность целей:

  • использовать выверенную структуру рассуждения;
  • выработать логическое мышление;
  • высказывать собственное мнение;
  • пополнять словарный запас;
  • расширять кругозор при работе с фольклором и русской литературой.

Учителя, использующие на своих уроках хрию, заметили, как, объясняя своим непонятливым товарищам задачу, ученики устно проговаривают большую часть хрии! Вот такой дополнительный бонус: они приобретают навыки публичных выступлений.

Пример хрии на основе пословицы

Рассмотрим русскую пословицу «Красному яблочку червоточинка не в укор».

Иносказание в пословицах подразумевает здесь, что красное яблочко – это хороший человек. Читаем: хорошего человека недостатками не корят. Видимо, это призыв к терпимости. Русский народ мог простить недостатки, если сам человек хороший.

Почему народ заложил свою мудрость в пословицу, чтобы передавать из поколения в поколение? Потому что терпимость обязательна для существования человеческого общества. Если постоянно тыкать человека в его недостатки, не развить все его таланты и возможности, это приводит к сомнению в своих силах, к бездействию и равнодушию к личностному росту. Гораздо более активен и полезен обществу человек, верящий в свои силы.

Допустим, пословица ошибочна. Значит, человека нужно укорять мельчайшим недостатком, каждой мелочью. То мусор забыл вынести; то снег с обуви не стряхнул, войдя в дом. Но ведь хорошо известно, что нет совершенных, идеальных людей. У кого совсем нет недостатков? И если все начнут друг друга укорять, не станет нормального человеческого общения и взаимодействия. Ни о чем, ни с кем станет невозможно договориться.

Терпимость необходима людям как моральная поддержка и как условие мирного сосуществования. Права народная мудрость: «Красному яблочку червоточинка не в укор».

Попробовать свои силы в овладении хрией могут не только школьники. Человеку свойственно развиваться и учиться новому. Несложное упражнение будет полезно и взрослым. Они тоже могут получить развитие своих навыков выступлений, убеждения и стройной логики высказываний.

Следующая цитата

Хрия – вид риторического упражнения, образец рассуждения, составленный по определенной схеме. Это идеальное расположение мыслей, план для любого сочинения, текста. Классическая восьмичастная (античная) хрия – прекрасная основа для создания текста, причём подходит для школьника любого возраста.

Вот её структура:

  1. Приступ — введение, начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

2. Парафразис — разъяснение темы, расшифровка своей мысли.

3. Причина — доказательство тезиса (почему?).

4. Противное — а если нет, то…

5. Подобие — (самая сложная и интересная часть!) развернутая метафора на тему тезиса, образный ряд.

6. Пример или иллюстрация (из истории, жизни) - яркая, известная.

7. Свидетельство (авторитетные высказывания о предмете).

8. Заключение или вывод (пересказ своей мысли, повтор, похвала слушателю (без сарказма), анонс дальнейших событий (перспектива дальнейшего исследования)).

Беря за основу любую мысль (понятие, утверждение, тезис, пословица, цитата), требующую доказательства, вы развиваете её, строго двигаетесь по плану. Упражнение включает в себя работу с языком, стилем, композицией.


Хрия - универсальная схема построения речи, с помощью которой дети учатся формулировать свои мысли.

Читайте также: