Пушкин о ломоносове цитата

Обновлено: 21.11.2024

«Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова» , «Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии» (С. И. Вавилов).

Остальные ответы

…Образ его исполински является нам, и этот исполинский образ возвышается перед нами во всем своем вечном величии во всем могуществе и силе гения во всей славе своего подвига – и бесконечно будет он возвышаться как бесконечно его великое дело.
К. С. Аксаков.
Много сведений опытности труда и времени нужно для достойной оценки такого человека, каков был Ломоносов.
В. Г. Белинский.
Вспоминая Ломоносова нельзя не остановиться на характерной черте его научной деятельности. Он все время стоял за приложение науки к жизни он искал в науке сил для улучшения положения человечества» .
В. И. Вернадский.
Ломоносов стоит впереди наших поэтов как вступление впереди книги.
Н. В. Гоголь.
Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность силу и гармонию…
… Если гений и дарования ума имеют право на благодарность народов, то Россия должна Ломоносову монументом.
Н. М. Карамзин.
Всем хорошо известно, что у истоков русской науки стоит величественная фигура М. В. Ломоносова. Этот поистине энциклопедический ум положил начало развитию химии, физики, астрономии, геологии, лингвистики и других отраслей знаний в России, не говоря о том, что его по праву можно считать отцом русской поэзии.
А. Мень.
Этот человек – мой идеал; он тип славянского всеобъемлющего духа, которому может быть суждено внести гармонию, потерявшуюся в западном ученом мире. Этот человек знал все что знали в его веке: об истории грамматике химии физике металлургии навигации живописи и пр. и пр. и в каждой сделал новое открытие может именно потому что все обнимал своим духом.
В. Ф. Одоевский.
Он создал первый университет. Он лучше сказать сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин.
Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесёт славу твою в будущие столетия. Слово твоё живущее присно и вовеки в творениях твоих слово российского племени тобою в языке нашем обновлённое прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий.
А. Н. Радищев.
Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но бог недаром в нем сказался –
Бог верен избранным своим…
Ф. Тютчев.
…Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству.
Н. Г. Чернышевский.

Следующая цитата

Поэт, учёный и философ,
с Руси затерянных глубин,
первопроходец - Ломоносов
мужик, достигнувший вершин!

"Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна."
.
"Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?"

И тут же вдохноаляет он:

"О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать."

Конечно, век уже не тот,
без примечаний не поймёт
его читатель неумелый.
Иной, и слога не прочтёт-
зовёт на бой с "закостенелым"

И сам недавно перечёл,
что в школе слушали зевая.
А отклик гениев привёл-
читайте, осознавая.


*
"Я знак бессмертия себе воздвигнул"


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О ЛОМОНОСОВЕ
.

Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин

С Ломоносова начинается наша литература, он был её отцом и пестуном; он был её Путром Великим.
В.Г. Белинский

Бесспорных гениев, с бесспорным "новым словом" во всей литературе нашей было
всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь
Ф.М.Достоевский.


«Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова» , «Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии» (С. И. Вавилов).


Ломоносов стоит впереди наших поэтов как вступление впереди книги.
Н. В. Гоголь.

Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность силу и гармонию…
… Если гений и дарования ума имеют право на благодарность народов, то Россия должна Ломоносову монументом.
Н. М. Карамзин.

. Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Н.А.Некрасов


Всем хорошо известно, что у истоков русской науки стоит величественная фигура М. В. Ломоносова. Этот поистине энциклопедический ум положил начало развитию химии, физики, астрономии, геологии, лингвистики и других отраслей знаний в России, не говоря о том, что его по праву можно считать отцом русской поэзии.
А. Мень.


Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесёт славу твою в будущие столетия. Слово твоё живущее присно и вовеки в творениях твоих слово российского племени тобою в языке нашем обновлённое прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий.
А. Н. Радищев.

Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но бог недаром в нем сказался –
Бог верен избранным своим…
Ф. Тютчев.

Следующая цитата

А.С. Пушкин в зрелые годы довольно критически относился к языку Ломоносова.
С этим именем у поэта было много связано. Жена генерала Раевского, с которым Пушкин был дружен, Софья Алексеевна, была внучкой М.В. Ломоносова. Именно у нее Александр Сергеевич читал три книги, некогда принадлежавшие ее великому деду.
Пушкин заимствовал у Ломоносова из его «Древней российской истории» сюжет для своей «Песни о вещем Олеге».
Несколько словесных жемчужин находят перекличку у обоих поэтов.
У Ломоносова: «И персы в жаждущих степях».
У Пушкина: «Природа жаждущих степей».
У Ломоносова: «Прекрасной всадницей гордясь».
У Пушкина: «Гордясь могучим седоком».
У Ломоносова: «Священный ужас мысль объемлет».
У Пушкина: «В священном ужасе поэт».
Иной раз Пушкин шел на прямой плагиат, но его строчки были все же изящней и звонче.
Сравните. У Ломоносова:
«Заря багряною рукою
От утренних покойных вод
Выводит с солнцем за собою…»
У Пушкина:
«Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою…»
Пушкин иронически отзывался о слоге Ломоносова, который был тяжел и перегружен славянизмами. Именно поэтому он посвятил стихотворение «Отрок» Ломоносову, написав его тяжелым «Ломоносовским» стилем гекзаметром.
«Невод рыбак расстилал на берегу студеного моря:
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака…»
Но был в поэзии и другой Ломоносов – легкокрылый, живой, непохожий на себя.
Была у него «Ода на взятие Хотина», которую знал и Пушкин.
«Шумит с ручьями бор и дол:
«Победа, русская победа!»
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа».
Тут уж совсем не видно Ломоносова, зато рельефно выступает Пушкин. Так и хочется сказать, да ведь это Ломоносов взял у Пушкина! Ну и что с того, что в век Ломоносова не было еще Пушкина? Все равно, это Ломоносов «украл» у Пушкина!
У Пушкина был «грешок» брать у товарищей по цеху у кого строчку, а у кого и больше, занимаясь компиляторством.
Известная строчка «Как гений чистой красоты» заимствована у В.А. Жуковского из стихотворения «Лала-Рук».
Следует отметить, что эти три слова он писал красивым курсивом, выделяя из общего текста.
В посмертных изданиях эта традиция была забыта, и сегодня даже не вспоминается.
У П.А. Вяземского Пушкин взял строчку «И жить торопится, и чувствовать спешит» из стихотворения «Первый снег», а когда писал «Полтаву», то выпросил у Петра Андреевича словосочетание «в дыму сражений», которое ему очень понравилось.
Иногда великие классики, пользуясь добротой авторов, выпрашивали у них целые сюжеты.
Так А.С. Пушкин выпросил у В.А. Жуковского сюжет героической былины «Владимир» и написал «Руслана и Людмилу». Н.В. Гоголю А.С. Пушкин подарил два сюжета – «Мертвые души» и «Ревизор».
И это не единичные примеры в русской классике.

Гекзаметр – шестистопный дактиль.
Дактиль – трехсложный стихотворный размер, который содержит один ударный (долгий) слог и два безударных (кратких) слога.
Компиляторство – брать и использовать чужие мысли и отрывки из прозведений.

© Copyright: Дмитрий Георгиевич Панфилов, 2015
Свидетельство о публикации №215050802278 Рецензии

Здравствуйте, Дмитрий Георгиевич!
Собираюсь постепенно прочитать все ваши статьи о Пушкине.
Спасибо вам огромное!
С уважением,

Спасибо, Лев!
Я обратила внимание, но позже.
Очень понравился и ещё один рассказ Дмитрия Георгиевича:
"ПЕРВАЯ ПРЕЛЕСТНИЦА ПОЭТА". Прекрасно написано!
Спасибо, Алёне, что не закрыла страницу отца!
С уважением,

На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

«С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом, ее Петром Великим», — говорил Виссарион Белинский о значении творчества Михаила Васильевича Ломоносова в русской литературе.

А Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.

Отец Ломоносова был человеком не бедным, даже имел собственное судно — двухмачтовый «новоманерный гукор», прозванный за быстрый ход «Чайкой». На этом «гукоре» он занимался рыбной ловлей, выходя в Белое море и даже в Ледовитый океан.

У односельчанина Ивана Шубного Ломоносов научился грамоте <. > Ломоносов прочел все книги, какие смог достать. Он самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого — лучшие учебные пособия того времени. В одинаковой мере он интересовался науками и стихосложением. Не случайно много позже Ломоносов любил повторять: «Стихотворство — моя утеха, физика — мое упражнение».

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»

Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.

В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.

Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел.

Из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть

Литература. 9 класс. Учебник. Часть 1 В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы. Основные задачи курса литературы 9 класса — сформировать представление о преемственности в развитии литературы, то есть о литературном процессе. Соответствует ФГОС ООО (2010 г).


Ученый, поэт и литератор, не по случаю, а по призванию, он преодолел тысячи препятствий и во всю жизнь остался человеком, ученым тружеником, а не сделался, когда улыбнулось ему мирское счастие, вельможею, знатным барином. Как резка разница между гением и простым дарованием!

Из Сочинения Ксенофонта Полевого

«Отрок»
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

А. С. Пушкин, 1830

В середине января 1731 года мечта Ломоносова осуществилась: он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносов на собеседовании с ректором школы Г. Копцевичем обманно назвался сыном холмогорского дворянина. Надо заметить, что Ломоносов и в дальнейшем не раз прибегал к подобным методам, если они могли помочь ему в достижении поставленной цели.

Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»

Ломоносов стал реформатором русского стихосложения. Он разделил язык на «три рода речений». К первому отнес слова церковнославянские и общеупотребительные; ко второму — малоупотребительные, но известные грамотным людям; к третьему — слова живой разговорной речи. Так сложились «три штиля» русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Ломоносов упорядочил употребление слов разных стилей в зависимости от темы и жанра произведения.

Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.

Литература. 9 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1 Учебник входит в УМК для 5-9 классов, обеспечивающий преподавание по авторской программе «Литература как школа эстетического воспитания» под редакцией А. Н. Архангельского. Изучение литературы как искусства способствует развитию у учащихся любви к слову, побуждает к чтению и постижению законов, по которым строится художественное произведение. Ломоносов не был до конца уверен в том, что литература— главное дело его жизни. Он активно вмешивался в ход научных исследований, ругался с основателями и профессурой Академии наук, потому что по праву осознавал себя не только великим ученым, но и организатором науки. Его волновала судьба отечественной культуры, которую он считал частью мировой. Его интересовало все— и геология, и составление географического атласа, и изучение природы электричества. Но все это не мешало главному: сосредоточенной, вдохновенной работе, предел которой положила только преждевременная смерть в 1765 году, на 54-м году жизни. Был пройден немыслимый для прежней Руси путь от крестьянина до государственного чиновника V класса, статского советника, члена нескольких иностранных академий. Не только произведения Ломоносова, но и сама его биография стала воплощением нового идеала развитой личности, человека разумного.

Из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть

Методические рекомендации

Вопросы разного уровня — для тех, кто только начал постигать творческие замыслы Ломоносова, и для самых настоящих знатоков, которые разбираются в «теории трех штилей» и могут сходу разобраться, в чем отличие литературной теории Тредиаковского от Ломоносовской реформы стихосложения.

Читайте также: